Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий)

Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий)

71

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УРАЛЬСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ

им. А.М. Горького

Факультет журналистики

Дипломная работа

Законодательная власть в зеркале СМИ (на примере общефедеральных печатных изданий)

Екатеринбург

Оглавление

Введение

Глава 1. Законодательная власть Российской Федерации

1.1 Сущность и основные признаки законодательной власти

1.1.1 Федеральное Собрание - представительный орган

1.1.2 Федеральное Собрание - законодательный орган

1.1.3 Федеральное Собрание в системе органов государственной власти

1.2 Компетенция Федерального Собрания Российской Федерации

1.3 Исторические этапы развития законодательной власти в России

Глава 2. Средства массовой информации в общественно-политической системе государства

2.1 Общественные функции СМИ

2.2 Роль и место СМИ в жизни государства

2.2.1 Роль СМИ в политических процессах

2.2.2 СМИ в информационном взаимодействии власти и общества

2.3 Взаимодействие журналистики и власти

Глава 3. Законодательная власть в зеркале СМИ

3.1 Образ Государственной Думы РФ в сознании россиян

3.2 Исследуемые печатные СМИ

3.3 Подведение итогов контент-анализа

Заключение

Источники и литература

Введение

В России в настоящее время сложилась ситуация, когда необходимость демократического развития страны, и, соответственно, эффективного взаимодействия органов власти с обществом признается практически всеми, но власть зачастую лишь формально стремится к его осуществлению, а общество в силу этого относится к ней с недоверием и скептицизмом. В современной российской политике средства массовой информации, как декларируется, должны выполнять функции обеспечения диалога власти и граждан, информирования граждан о решениях власти, о ситуации в стране и мире. Именно СМИ способны наиболее эффективно удовлетворять информационные потребности граждан, согласовывать интересы граждан, общества и государства. Эффективный контроль общества за действиями властных структур обеспечивают, прежде всего, СМИ.

Актуальность темы данной работы обусловлена следующими факторами.

Большинство граждан не разбираются и не хотят разбираться в сути политических проблем, понимая, что от них реально ничего не зависит. Поэтому граждане считают, что чем дальше от политики, тем лучше. Доверие и интерес простых людей к политике, в частности к самой деятельности органов власти (например, законодательной) падает. Итоги многочисленных социологических опросов, высказывания политиков, публицистов, ученых свидетельствуют: средствам массовой информации сейчас доверяют еще меньше, чем власти. «Только 8% россиян верят тому, что пишут и вещают СМИ». Н. Каграманян. Место и роль СМИ в общественной жизни государства // Экономические стратегии, 2006, №8 - С.180. Государственным СМИ граждане не доверяют потому, что они созданы органами власти и преследуют интересы власти, что говорит о некоем субъективизме. А «независимым» СМИ не доверяют потому, что они защищают интересы бизнеса.

Основным источником информации для россиян сегодня является телевидение. Однако печатные издания имеют больше возможностей в плане анализа, осмысления информации. «Пресса больше, чем электронные СМИ, подходит для подробного изложения взглядов и программ представителей разных политических сил, для детального рассмотрения проблем и путей их решения». Ю.В. Чемякин. Политический диалог в региональной прессе.//Журналистика и политика. Сборник статей . - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - С. 40.

Власть должна заботиться о том, чтобы доходчиво, внятно объяснить гражданам свои действия и планы. Наиболее полно эти функции в демократических государствах выполняет пресса, она является главным помощником власти в том, чтобы власть стала понятой обществом. Таким образом, на СМИ лежит очень большая ответственность. Именно от них, во многом зависит, поймут и примут ли люди новые законы. И если эти законы приводят к незапланированным негативным последствиям, то именно пресса способна указать власти на эти проблемы, предложить пути исправления ситуации.

Справляется ли современная российская пресса с этими задачами? Мы решили изучить эту проблему, проанализировав освещение в общефедеральных печатных изданиях деятельность органов законодательной власти, ведь этой ветви власти журналисты традиционно уделяют гораздо меньше внимания, чем исполнительной. Также этот вопрос меньше изучен теоретически, ведь ведя речь о взаимодействии власти и прессы, исследователи чаще всего имеют в виду органы исполнительной власти.

Степень научной разработанности проблемы.

В современной России вопрос о значении и месте СМИ в политических процессах уже нашел отражение в ряде серьезных исследований. Свой вклад в исследование роли, функций законодательной власти и особенностей ее развития в России внесли такие известные политологи как Панарин, Соловьев, Гаджиев, Медушевский. Я.Н. Засурский изучает «общие проблемы и тенденции, наблюдающиеся в постсоветской российской журналистике, выделяет разные стадии перехода СМИ от авторитаризма к демократическому плюрализму и формулирует основные модели современной российской прессы, в зависимости от отношения СМИ к власти и крупному капиталу» Засурский Я.Н. Роль средств массовой информации в обществе // Вестник МГУ. - Сер. 10. Журналистика. - 1995, № 2. - С. 3-7; Засурский Я.Н. Десять лет свободы печати в России // Вестник Моск. ун-та. - Серия 10. Журналистика. - 2001, № 1. - С. 3-10.. А.А. Грабельников также исследует проблемы взаимоотношений российской прессы с властью и обществом, «придерживаясь при этом иных идейных позиций и приходя к выводу о негативном влиянии современной российской журналистики на общественно-политические процессы в стране, обусловленном отсутствием четкой государственной политики в области СМИ» Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы.- М., 2000..

О необходимости эффективной информационной политики государства ведет речь и М.М. Ковалева, которая в своих работах исследует особенности взаимоотношения власти, общества и СМИ в России в XVIII и XIX веках, проводя параллели с современностью Ковалева М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и истории. Сборник статей. - Екатеринбург, 2000; Ковалева М.М. Лекции по истории отечественной журналистики. - Часть I. - XVIII в. - 40-е гг. XIX века. - Екатеринбург, 1996 и др..

Д.Л. Стровский рассматривает отечественную журналистику «в контексте политических традиций и политической культуры, исследует проблему ангажированности современной прессы и зависимости средств массовой информации от властных структур» Стровский Д.Л. Отечественные политические традиции в журналистике советского периода. - Екатеринбург, 2001 и др. . Эту проблему затрагивает и А.М. Воробьев, изучающий «роль прессы в формировании гражданского общества и культуры демократии» Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор формирования гражданского общества: процесс, тенденции, противоречия. - Екатеринбург, 1998; Воробьев А.М. Средства массовой информации как фактор развития гражданской культуры. Дисс… доктора философских наук. - Екатеринбург, 1999.. Г.С. Мельник, исследуя массовую коммуникацию как «фактор политического влияния, анализирует объективные и субъективные причины, приведшие к кризису российской прессы» Мельник Г.С. Массовая коммуникация как фактор политического влияния. Дисс. доктора политич. наук. - СПб, 1998.. В.Ф. Олешко в своих работах изучает «принципы и технологии диалогового взаимодействия СМИ и аудитории» См.: Олешко В.Ф. Журналистика как творчество, или Что нужно делать, чтобы читатели, телезрители, радиослушатели тебя понимали и вступали в диалог: Учеб. пособие. - Екатеринбург, 2002; Олешко В.Ф. Моделирование в журналистике: теория, практика, опыт. - Екатеринбург, 2000.. А.Д. Кириллов, в соавторстве с другими исследователями, анализируя общественно-политические процессы в Уральском регионе, уделяет значительное внимание «роли СМИ в развитии этих процессов и, в частности, влиянию прессы на ход избирательных кампаний» Кириллов А.Д., Кириллов Б.А., Рыжков А.Е. Выборы первого Губернатора Свердловской области (июль-август 1995 года). - Екатеринбург, 1995; Кириллов А.Д., Леднев В.П., Кириллов Б.А. Урал в новой России. Исследования. Гипотезы. Литература. - Екатеринбург, 1999..

Проблемы взаимоотношений прессы и законодательной власти рассматривала Е.П. Соколова Соколова Е.П. Пресса и парламентаризм. Дисс… канд. полит. н. Екатеринбург, 2005. . Однако, на наш взгляд, проблема освещения деятельности законодательной власти в российских СМИ изучена еще недостаточно подробно. К тому же, в связи с постепенной трансформацией нашего общества, государства и СМИ, меняется и характер освещения в средствах массовой информации деятельности органов власти.

Цель нашей дипломной работы - проанализировать, насколько полно и объективно ведущие российские издания освещают как саму деятельность органов законодательной власти, так и новые законы, законопроекты.

Для достижения поставленной цели мы должны решить следующие задачи:

1. Проанализировать сущность, структуру и функции законодательной власти в РФ; рассмотреть основные этапы ее становления

2. изучить отношение россиян к структурам и представителям законодательной власти;

3. Изучить функции СМИ в современном демократическом обществе, роль и место СМИ в политической жизни государства;

4. изучить особенности освещения деятельности представителей и органов законодательной власти в ведущих печатных изданиях России, определить, в какой мере российская пресса справляется со своими важнейшими функциями;

5. на основе проведенного анализа предложить ряд рекомендаций средствам массовой информации и органам власти.

Согласно нашей гипотезе, которую мы выдвинули в данной исследовательской работе, российская пресса не вполне справляется со своими обязанностями по предоставлению обществу объективной и исчерпывающей информации о работе и результатах работы Федерального Собрания РФ. Так это или нет - нам предстоит проверить в ходе исследования.

Объект исследования носит двусоставный характер. Во-первых, объектом исследования можно назвать законодательную власть России. Во-вторых, объектом исследования является российская пресса.

Предмет исследования - освещение работы Федерального Собрания и его представителей в ведущих российских изданиях: в «Российской газете» (официальная пресса), «Ведомостях» (неофициальная «качественная» пресса), и «Комсомольской правде» (неофициальная «массовая» пресса).

Методологическую базу работы составили принципы сравнительного и комплексного анализа, принципы системного анализа. Основной методологической базой для исследования прессы явился такой социологический метод, как контент-анализ. Задача контент-аналитического исследования состоит в том, чтобы выяснить связь текста с некоторой внетекстовой реальностью, так или иначе продуцирующей этот текст.

Эмпирическую базу работы составляет анализ ведущих российских периодических изданий. В ходе исследования было проанализировано 5 116 публикаций, из которых 3567 публикации «Российской газеты», 1282 публикации «Известий» и 267 публикаций «Комсомольской правды». Временной охват контент-анализа составляет период с августа 2006 года по май 2007 года.

Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении мы обозначили актуальность темы, определили цель и задачи нашего исследования, а также выдвинули гипотезу, которую доказываем на протяжении всей исследовательской работы.

Первая глава состоит из трех параграфов, в которых мы рассматриваем сущность, признаки, функции законодательной власти, исследуем исторический путь развития законодательной власти в России со времен царствования Александра II до наших дней.

Вторая глава состоит из четырех подразделов, в которых мы определяем место СМИ в современном обществе, в политической жизни страны, рассматриваем взаимодействие журналистики и законодательной власти.

Третья глава, собственно исследовательская, содержит в себе рассмотрение особенностей освещения деятельности законодательной власти в конкретных периодических изданиях.

В заключении мы подводим итоги нашему исследованию, определяем задачи и функции СМИ в освещении законотворческой деятельности народных избранников, а также даем практические рекомендации средствам массовой информации по сотрудничеству с государственной властью.

Глава 1. Законодательная власть Российской Федерации

1.1 Сущность и основные признаки законодательной власти

1.1.1 Федеральное Собрание - представительный орган

«Парламент (англ. Parliament) в буржуазных государствах - высший представительный орган власти. Впервые был образован в 18 веке в Англии как орган сословного представительства. В России первое учреждение парламентского типа появилось в 1906г. и просуществовало до 1917г., имея весьма ограниченные полномочия. В 1993г. Конституция Российской Федерации впервые в отечественной истории назвала высший законодательный орган государства парламентом. Наделили его следующими полномочиями: законодательствовать, принимая законы страны; представительствовать, выражая общественные интересы; контролировать правительство, исполняющего законы» Ермолаева С.Г., Коваленко Т.К. Декларативный и императивный аспекты парламентских традиций России// Российский парламентаризм: история и современность. - Екатеринбург: Изд-во Уральского универ-та, 2006 - С.50..

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - «является представительным и законодательным органом Российской Федерации». Ст. 94 Конституции Российской Федерации // СЗ РФ. - 1994. - №32. - Ст.3301.. В Российской Федерации наших дней можно говорить о достаточно широком развитии отношений народного представительства, итогом которых является формирование и деятельность представительных органов государственной власти - Федерального Собрания. Народное представительство - весьма широкое понятие. В самом общем смысле оно означает выражение чьих-либо интересов, совершение каких-либо действий в силу имеющихся оснований одним лицом в интересах и от имени другого лица. Представительство в праве - это «правоотношение, в соответствии с которым одно лицо (представитель) на основании имеющегося у него полномочия выступает от имени другого (представляемого), непосредственно создавая (изменяя, прекращая) для него права и обязанности». Юридический энциклопедический словарь. М.: 1984. С. 284.

Органы народного представительства обладают определенными признаками. К существенным и необходимым признакам можно отнести следующие: избрание народом на периодических выборах, коллегиальность, наличие механизма влияния на их деятельность со стороны граждан. Только в совокупности все названные свойства дают качество, позволяющее характеризовать рассматриваемые органы как представительные.

Выборы как единственно возможный способ формирования представительных органов придают ему «авторитет всеобщности» Тихомиров Ю.А., Власть в обществе: единство и разделение // Советское государство и право. 1990. №2. С.11..

Обязательным качеством органа народного представительства является «его периодическая проверка на соответствие отражаемых в его деятельности интересов расстановке социально-политических сил в стране. Поэтому продолжительность деятельности выборных органов должна быть ограничена определенным сроком, обеспечивающим, с одной стороны, эффективное функционирование такого органа, а с другой - периодическое подтверждение мандата представителей, скорректированное на изменившуюся социальную, политико-правовую ситуацию и осуществляемое на очередных выборах». Парламентаризм и многопартийность в современной России. К десятилетию двух исторических дат. // В.Н.Лысенко. - М.:ИСП, 2000. - С.85.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы