Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Роль средств массовой информации в формировании стиля жизни общества

Роль средств массовой информации в формировании стиля жизни общества

3

КУРСОВАЯ РАБОТА

РОЛЬ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ СТИЛЯ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Введение

Актуальность темы исследования качественных журналов: Средства массовой информации занимают в современном обществе неоднозначное положение. С одной стороны они призваны информировать и просвещать аудиторию - трансляция объективной информации, но при этом, занимая несколько субъективную позицию, СМИ выполняют функцию убеждения, оказывая непосредственное воздействие на формирование ценностных ориентацией своих зрителей, слушателей и читателей, создают и воспроизводят культурные мифы, характерные для данного общества. Особенностью печатных средств массовой информации, а в частности иллюстрированных журналов, является то, что они претендуют на формирование стиля жизни своего читателя или читательницы.

Влияние средств массовой информации на стиль жизни и образ мышления своей аудитории является безусловным. Это, прежде всего, проявляется в пропагандируемых нормах и правилах поведения, которые индивидуально формирует определенное периодическое издание, им же и старается соответствовать. Читатель просто должен перенимать проявляющиеся в текстах, рекламе, фотографиях образцы поведения и соответствовать предложенному стилю жизни, потому что глянцевые журналы, как правило, создают для аудитории привлекательный мир сбывшихся надежд, а качественные к тому же и развивают читателя интеллектуально.

Цель: выявить основные формы влияния средств массовой информации на формирование стиля жизни аудитории.

В качестве объекта исследования выступает современный качественный журналы для мужчин.

Предмет: публикации, фотоиллюстрации и реклама журнала «Eskuire», влияющие на формирование стиля жизни читателей.

Задачи исследования:

- проследить влияние СМИ на формирование стиля жизни;

- охарактеризовать понятие «стиль жизни» и его классификацию;

- обосновать «качественность» журнала «Eskuire»;

- выявить в текстах интеллектуальную (внутриличностную) составляющую стиля жизни;

- выявить внешнюю (экстравертную) составляющую стиля жизни.

Источниковой базой послужил мужской журнал «Eskuire» за апрель 2005 - февраль 2007.

Теоретическая база: в основу исследования легли работы российских теоретиков в области средств массовой информации (А.И.Акопова, Е.А.Корнилова), диссертационные работы ставропольских аспирантов (О.В.Зиминой, Н.А.Водопьяновой, Л.Е.Климовой, С.А.Орлянского), а также социологические исследование российских журналов для мужчин и женщин.

Хронологические рамки определены в соответствии с выходом мужского «Eskuire»: с апреля 2005 года (появление анализируемого журнала на русском языке в России) и до последних номеров 2007 года.

Методы: системный метод, сравнительного анализа (для выявления особенностей мужских и женских изданий с целью определения их специфики).

Практическая значимость: проведенная исследовательская работа объединяет и структурирует известные данные по вопросам влияния средств массовой информации на формирование стиля жизни, что подтверждается многоплановым исследованием.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, из которых первая состоит из двух, а вторая из трех параграфов, заключения, списка литературы из 23 наименований.

ГЛАВА I. Стиль жизни и средства массовой информации

1.1. Влияние средств массовой информации на формирование стиля жизни

Одной из основных потребностей современного человека является потребность в информации. Информационная потребность занимает особое место в системе социальных потребностей и в деятельности человека вообще. Дело в том, что «реализация всех других потребностей предполагает в качестве непременного условия удовлетворение потребности в информации, ибо и духовные, и материальные запросы людей могут быть удовлетворены лишь при условии их участия в постоянном информационном взаимодействии. Из этого следует, что информационная потребность не может быть заменена какой-либо другой потребностью, и в то же самое время является своеобразной мерой других социальных потребностей, оказывая на них управляющее воздействие» Водопьянова Н.А. Информационная культура как фактор взаимодействия общественного и индивидуального. - Ставрополь. - 2006..

В современном информационном обществе создаются особые высокие технологии, позволяющие создать виртуальное культурное пространство за счет формирования нужного типа сознания и культуры. Средства коммуникации не только влияют на массы, но и «производят» их.

Через создание определенных образов, объединяющих людей на основе не столько даже совместного, сколько одновременного и однотипного поведения, формируется разновидность личности, которая, как и современная массовая культура в целом, является продуктом целенаправленного серийного производства. Так на обложку одного из номеров журнала «Eskuire» «Eskuire». - Февраль. - 2007. вынесены имена мировых знаменитостей под заголовком «Правила жизни», где далее в отдельных статьях показаны основы мировоззрения заявленных личностей. Читатель отбирает понравившиеся ему высказывания, исходя из собственного отношения к герою, либо с установкой «Хочу быть таким же! (одеваться, мыслить, жить, отрицать, принимать и т.д.)

Человек все чаще представляет себе действительность не в соответствии со своим личным восприятием, а через отражение ее в СМИ, через образ этой действительности, сформированный ими. Но и эту, «отредактированную» СМИ, действительность человек фактически воспринимает не сам, потому что и он «пересоздан» манипуляциями СМИ, поскольку изменяется не только действительность, но и восприятие человека.

Исходя из этого, можно сказать, что совокупность таких сконструированных средствами массовой информации мифов не только внушает определенный тип поведения, но и программирует определенный тип мышления. Создаваемые СМИ мифы тиражируются, выдаются за истинную реальность, заменяя собой исходную реальность в сознании человека. «Люди «входят» одинаковыми в пространство такой «мифопорождающей машины», но выходят ориентированные на определенную модель поведения, а также на приобретение того или иного товара» Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. - Ставрополь. - 2005. . (В данном случае выбор конкретного средства массовой информации).

Вот почему в современном информационном обществе роль СМИ достаточно высока, и рост такой значимости связан с их глубинным и разнообразным воздействием на повседневную жизнь. Масс-медиа создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуют в процессе формирования социальной реальности.

Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений. Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи СМИ.

Именно через журналы, газеты, кино и телепередачи читатели и зрители формируют для себя гендерные образцы, которые затем получают распространение и воспроизводятся индивидами в повседневной жизни. Здесь у массового читателя и зрителя появляется возможность выбора, потому что, ориентируясь только на свое собственное мировоззрение и жизненную позицию, человек может выбрать подходящий именно для него продукт, созданный средствами массовой информации. Очевидным является тот факт, что и здесь выбор весьма ограничен, потому перечень предлагаемых изданий и телепередач ограничен и определен их производителями.

Особенно наглядно влияния на аудиторию прослеживается у иллюстрированных журналов. «Журнал - печатное периодическое издание, которое оказывает влияние на общественное мнение, формируя его в соответствии с интересами определенных общественных классов, политических партий, организаций. Термин «журнал» произошел от французского cлова journal - «дневник, газета, которое фигурировало в название первых журналов на французском языке, когда журнал еще не совсем отделился от газеты» Акопов А.И. Периодические издания. - М. - 1993..

Журналы занимают промежуточное положение в медиа-индустрии между газетами и книгами, что определяет их специфику. Она заключается в том, что изначально, «с момента своего возникновения, конец 19 века, журналы были призваны заполнить пробел между газетами и «серьезными», «интеллектуальными» книгами. На страницах журналов информация развлекательного характера (модные новинки, реклама товаров и услуг) чередуется с материалами по истории, искусству, культурному наследию, которые по форме и содержанию доступны массовому читателю. Второй особенностью журнала как медиа-продукта является его «адресность», ориентация на определенную группу читателей. Целевая аудитория журналов выделена по определенному признаку потенциального читателя: пол (мужские/женские), профессиональная принадлежность (журнал для бухгалтеров, учителей физики и математики и проч.), место жительства (городская/сельская местность) и др. В качестве третьей специфической характеристики журнала можно выделить дизайн издания. В отличие от газет и книг, в которых преобладает текст, а картинки, фотографии, карикатуры и проч. являются только иллюстрацией к тексту, в журнале визуальный и вербальный компоненты сосуществуют как равные части целого» http://ecsocman.edu.ru. Чернов Ж.В. Глянцевые журналы: издания для «настоящих» мужчин и современных женщин..

Такое сочетание текстовой и иллюстративной информации влияет на формирование ценностей и мировоззрения, которое должен разделять «настоящий» мужчина/женщина. При этом декларируется система «настоящих мужских/женских» идей и взглядов. Предписания этикета и материально-вещной атрибутики задают поведенческие образцы для настоящего мужчины/женщины в повседневных ситуациях (на работе, дома, в дружеской компании и т.п.) и символы уместного для читателей потребления. Роль и значение рекламы товаров определенных, как правило, престижных и дорогих марок, трудно недооценить.

«Причин, по которым в данном типе СМИ реклама стала равной, а иногда большей по своей значимости частью медиа-продукта, достаточно много, отметим две наиболее очевидные. Первая непосредственно связана с тем, что любой журнал, СМИ представляет собой коммерческий проект, и целью его создателей является получение материальной прибыли. Экономическая эффективность изданий напрямую зависит от доли и качества рекламы, публикуемой на его страницах. Вторая причина связана с увеличение роли и места потребления в жизни современного общества. Создание лейбл-культуры способствует также конструированию наиболее очевидной демаркационной линии между «печатной версией» и другими типами мужественности и женственности, когда вещь престижной марки становится объектом референции, ссылкой на образ. Материальный характер товаров потребления (одежда, обувь, аксессуары, автомобили, сотовые телефоны и проч.) позволяет им быть наиболее явными, наглядными и однозначно интерпретируемыми символами истинной мужественности или женственности» Зимина О.В. Телереклама как фактор формирования стиля жизни. - Ставрополь. - 2006..

Гендерно-ориентированные иллюстрированные журналы, т.е. журналы для мужчин или для женщин «являются не только трансляторами гендерной культуры общества, репрезентируя образы аутентичной мужественности и/или женственности, стратегии поведения и модели взаимоотношений как между полами, так и внутри одного пола, но и создателями «нового взгляда» или «нового образа» современного мужчины и/или женщины. Можно предположить, что одной из задач этих изданий является попытка формирования определенного стереотипа поведения, «корпоративного стандарта» http://ecsocman.edu.ru. - Чернов Ж.В. Глянцевые журналы: издания для «настоящих» мужчин и современных женщин. для настоящих мужчин и женщин, следование которому поможет реальным людям в повседневной жизни определять себя в качестве представителя символической общности «настоящих» мужчин и женщин, определенной среды. Иными словами, цель мужских и женских журналов - формирование гендерных стереотипов, характерных для данного социума; составление и тиражирование предписаний относительно того, что значит бы «настоящим мужчиной» и/или «настоящей женщиной» в том или ином обществе.

1.2. Определение стиля жизни и его классификация

Особенность иллюстрированных журналов заключается в том, что они претендуют на формирование стиля жизни своего читателя или читательницы.

В современной социологической теории сложились две традиции в понимании стиля жизни. Представителями первой являются У.Бек, Г.-П.Мюллер, Л.Г.Ионин и др. Стиль жизни здесь рассматривается как «свободная, социально неприкрепленная форма», не зависящая от социального расслоения. Стиль жизни каждого индивида - особый и неповторимый: он не идентичен стилю жизни кого-либо другого. Но в то же время стили ориентированы на общие и социальные. Индивиды выбирают стили жизни, ориентируясь на других людей» Ионин Л.Г. Социология культуры. - М., 1998. - С. 166.. Таким образом, в любом обществе определенное число индивидов выберут такие стили жизни, которые будут сходны.

Другой подход к пониманию жизненного стиля сложился в концепциях М. Вебера, Т.Веблена, П.Бурдье, Б.С.Турнере, В.И.Ильина и др. В данных теориях утверждается, что «статусные различия поддерживаются как посредством классового членения общества, так и посредством культурной исключительности: «статус как стиль жизни». Такое понимание определяет потребление индивида «с целью выделится», чтобы сконструировать индивидуально-целостную модель показательных действий с целью показать социальное положение» Веблен Т.Теория праздного класса. - М., 1994. - с.76.. Таким образом, акцентируется внимание на демонстративном аспекте жизненного стиля - «показном потреблении» - процессе превращения богатства в видимые, демонстрируемые символы экономического успеха, которые должны символизировать жизненный успех и принадлежность к избранному слою, сословию, группе, племени. В итоге понятие «жизненный стиль» напрямую связано с социальным и экономическим неравенством.

В современных словарях под «стилем жизни» понимают определенный тип, стандарт, отличительную черту, характерную манеру поведения людей, субъективную сторону человеческой деятельности, выражающуюся в мотивах, формах и ориентациях решений, поступков, повседневном поведении индивида, его семьи, социальной группы или слоя. «Жизненный стиль» (или «стиль жизни») - исторически изменчивая и исторически обусловленная категория, прошедшая путь от единого стиля жизни примитивных сообществ, характеризовавшихся естественной целостностью жизнедеятельности людей, к множеству стилей современного общества.

Понятия «стиль жизни» и «образ жизни» не тождественны друг другу. «Категория образа жизни отражает силовой характер социокультурного поля. Образ жизни - это типичные формы жизнедеятельности людей, навязанные социокультурным полем. Можно и иное определение: образ жизни - это социальная структура как совокупность необходимых, типичных индивидуальных практик. Образ жизни обычно ассоциируется с более или менее стабильной общностью. Он проявляется в таких характеристиках как общие для нее нормы, ритуалы, формы социального порядка и, вероятно, особый диалект или речь. Поэтому образ жизни близок к определению культуры как феномену жизни и опирается на такие социоструктурные формы как профессия, пол, этничность и возраст» Климова Л.Е. Массовая культура и личность: культурфилософский аспект. - Ставрополь. - 2005..

Иными словами, индивид в обществе осознанно не выбирает своего собственного образа жизни, поскольку это формирование этой составляющей человеческого самосознания порою предопределено не личностными, а социокультурными характеристиками.

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы