Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы

Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы

1. Анализ состояния и перспективы развития транспортной системы региона.

1.1 Анализ транспортной сети и грузопотоков Алтайского края.

1.1.1 Развитие транспортной сети Алтайского края.

Алтайский край расположен в центре Евразии и является составной частью
Западно-Сибирского экономического района России. В его границах разместились юго-восточная окраина Западно-Сибирской равнины и часть
Алтайской горной области. Его территория составляет 168 тыс. кв. км, население 2 684 300 человек. Среди краёв и областей России по площади край занимает 12-е место, по численности населения – 16-е. Столица – город
Барнаул.

Важной особенностью экономико-географического положения Алтайского края является его непосредственное соседство с первой угольной и второй металлургической базой России – Кузбассом на востоке, промышленно высоко развитой Новосибирской областью на севере, Республикой горного туризма –
Алтаем на юго-востоке, с Казахстаном на юге и западе.

Выгодное экономико-географическое положение, перебазирование в военные годы производств из Западной части страны, освоение богатейших топливно- энергетических и минерально-сырьевых ресурсов Восточной экономической зоны, позволили развить Алтайскому краю целый комплекс промышленных предприятий и занять важное место в народном хозяйстве Западной Сибири. На его долю приходиться 15% валовой продукции района. Занимая 11% территории и сосредотачивая около 19% населения района, Алтайский край является основным в Западной Сибири производителем тракторов, паровых котлов, химических волокон (более 3/5), хлопчатобумажных тканей (более 3/4), верхнего трикотажа, товаров народного потребления (1/4); животного масла (более
29%), растительного масла (93%), сыра, сахара (100%); картона (около 2/5), кирпича (1/4).

Находясь в более благоприятных природно-климатических условиях и имея около 2/3 территории, расположенной в степной и лесостепной зонах,
Алтайский край является крупным производителем сельскохозяйственной продукции. Он занимает первое место в Западной Сибири по производству зерновых (44%), сахарной свёклы и подсолнечника (100%), льноволокна (29%), картофеля (24%), а также производству мяса 24%, молока (27%), шерсти (54%).

Важную роль в развитии хозяйственного комплекса Алтайского края играет транспорт. Все виды транспорта общего пользования составляют Единую транспортную систему края. В её составе: железнодорожный, водный (речной), автомобильный и воздушный транспорт.

По густоте автомобильных и железных дорог край стоит на одном из первых мест в Сибири. Длина эксплуатируемой железнодорожной сети составляет
1 803 км. Алтайское отделение Западно-Сибирской железной дороги составляет
90 ж. д. станций и разъездов, 4 локомотивных и 4 вагонных депо, 4 дистанции сигнализации и связи, 7 дистанций пути.

В настоящее время в крае действуют:

1. Турксиб - дорога, идущая от Великой Сибирской магистрали через
Барнаул (с веткой на Бийск) и Рубцовск, в Казахстан на Семипалатинск и далее в Среднюю Азию через Алматы.

2. Линия, идущая от ст. Татарская на Славгород и Кулунду. В годы
Великой Отечественной войны она была проложена до Малинового Озера (для вывоза соды), в одиннадцатой пятилетке продлена до ст. Локоть. Теперь юго- западные районы края имеют выход на Турксиб.

3. Среднесибирская - от Омска на ст. Карасук к Камню-на-Оби, Барнаулу,
Артыште (Кемеровская обл.), построенная в года семилетки, способствует развитию промышленности и сельского хозяйства в прилегающих к ней районах края.

4. Южносибирская - от Павлодара на Кулунду, Барнаул, Новокузнецк,
Абакан, Тайшет, Усть-Кут.
Две последние дороги имеют большое народнохозяйственное значение. Они связывают районы Востока, Кузбасса, Алтая второй и третьей линиями с
Центром. Кузбасское топливо и Кузнецкий металл получили прямой выход на заводы Алтая. Они способствуют быстрому развитию экономики районов края, располагающих лесными ресурсами, рудными и нерудными полезными ископаемыми и продукцией сельского хозяйства.
Кроме того, Южносибирская и Среднесибирская железные дороги разгрузили
Транссибирскую магистраль. По ним идут значительные потоки транзитных грузов. Здесь сформировался крупнейший транспортный узел. Станция Алтайская превратилась в первоклассную сортировочную станцию с автоматическим управлением и работой сортировочной горки.

Одновременно с новым железнодорожным строительством сооружены вторые пути на участках: Алтайская – Артышта; Барнаул – Локоть; Камень-на-Оби –
Алтайская. Построен второй железнодорожный мост через р. Обь в городе
Барнауле. Проложены подъездные пути к крупным промышленным предприятиям, пунктам «Заготзерно», свеклопунктам, складам минеральных удобрений и т.д.

Значительно улучшилось оснащение железнодорожного транспорта.
Электрифицированы и внедрены новые виды тяги на железных дорогах: Алтайская
– Новосибирск; Алтайская – Артышта; Алтайская – Карасук. Паровозы заменены мощными тепловозами и электровозами. Должна осуществиться электрификация участка Барнаул – Кулунда.

Одновременно с внедрением новых видов тяги строится и вводится в эксплуатацию диспетчерская централизация. На Алтайском отделении дороги переведено на электрическую централизацию более 900 стрелочных переводов, автоматизирован ряд телефонных станций, 76% погрузочно-разгрузочных операций на станциях и в дистанциях пути производится механизмами.
Внедрение новой техники привело к увеличению объема перевозок грузов и пассажиров.

В последние годы произошли изменения в структуре перевозимых грузов.
Увеличилась доля промышленной продукции и сократилась сельскохозяйственной при абсолютном росте как промышленных, так и сельскохозяйственных грузов.

По железной дороге перевозятся металлы, машины, оборудование, строительные материалы, лес, хлебные грузы, товары народного потребления и др.

Протяжённость сети железных дорог промышленных предприятий составляет
866 км, это позволяет производить доставку грузов «от двери до двери».

Суммарная протяжённость автомобильных дорог составляет более 31,5 тыс. км, из них: 1,9% - общегосударственные, 4% - республиканские, более 3/4
(78%) дорог представлены междугородними.
По территории Алтайского края проходит автомобильная дорога государственного значения Новосибирск – Барнаул - Бийск – Ташанта (Чуйский тракт - 952 км), по которой осуществляется связь с Монголией.

На территории края проложено девять дорог республиканского значения суммарной протяженностью более 2000 км. Почти на 600 км протянулась автомобильная дорога Рубцовск - Барнаул - Камень - Новосибирск, с ответвлением Поспелиха - Змеиногорск (152 км). Широтная дорога Кулунда -
Родино - Буканское - Алейск (307 км) соединяется с Барнаульско - Рубцовским трактом. Важной дорогой является Бийск - Артыбаш (235 км), соединяющей
Телецкое озеро (крупный туристский район) с железнодорожной сетью.
Все районные центры связаны с главными направлениями - дорогами областного значения.

Грузонапряженность автомобильных дорог, сильно различается по территории края. Наиболее грузонапряженной является дорога государственного значения - Чуйский тракт, особенно на участке Бийск-Верх-Катунское-Майма-
Усть-Сема-Черга. Большой объем перевозимых Чуйским трактом грузов обусловлен отсутствием на территории Республики Алтай других видов транспорта с высокой пропускной способностью. Из прочих автомобильных дорог высокой грузонапряженностью выделяются участки: 1) Бийск – Сухая
Чемровка – Целинное; 2) Барнаул – Шахи – Павловск – Шелаболиха – Батурово;
3) Камень-на-Оби – Рыбное; 4) Заринск – Дмитрово – Кытманово; 5)
Благовещенск – Родино; 6) Заринск – Кытманово. На этих же дорогах наиболее высокая интенсивность движения транспорта - от 2 до 5 тысяч автомобилей в сутки.

В структуре перевозимых грузов преобладают: строительные, сельскохозяйственные (в значительной мере хлебные), лесные, каменноугольные, нефтепродуктовые и прочие. В степных районах края возрастают потоки хлебных грузов, направляемых к железнодорожным станциям.
По Чуйскому тракту – перевозится большое количество лесных, минерально- строительных и других грузов.

С улучшением дорожного покрытия Алтайских автомагистралей возрастает дальность пробега грузов, приток туристов к курортам Горного Алтая.

Большое значение уделяется городскому автотранспорту и дорожному строительству. Так в 1998 году сдан новый мостовой путепровод международного стандарта через реку Обь в краевом центре, который разгрузил городские магистрали от транзитного автотранспорта и приблизил барнаульцев к зонам отдыха.

Водный транспорт. По территории края протекает много крупных и средних рек, суммарной протяжённостью более 5 тыс. км. Однако небольшая их часть используется для судоходства. Протяжённость эксплуатируемых водных путей составляет примерно 830 км. В зоне воднотранспортного обслуживания находится шестая часть территории края с населением 1 млн. чел. Речной транспорт по размерам перевозок значительно уступает железнодорожному и автомобильному из-за невысокой скорости и сезонности. Навигация на реках края продолжается около 6 месяцев. Она совпадает с летним строительным сезоном и массовыми перевозками урожая.

Перевозя в этот период значительную часть пассажиров и грузов, речной транспорт снижает грузонапряжённость автомобильных и железных дорог края.
Так в 1999 году речным транспортом было перевезено более 5% всех грузов.

По территории Алтайского края протекает крупная река Обь (верхнее течение) с притоками. Она судоходна (более 500 км, в границах края) весь период навигации. Судоходны также Бия до Турочака (202 км.), Катунь от слияния с Бией до Верх-Катунского (32 км) и Чарыш от Устья до Усть-Калманки и выше по течению. По Оби осуществляются связи с Новосибирском,
Среднеобьем, Хантымансийском и Ямало-ненецким автономным округом.

В структуре грузоперевозок речного транспорта преобладают минерально- строительные материалы от 32% (Усть-Чарышская Пристань – Ересная) до 45%
(Ересная – Барнаул). На отдельных участках минерально-строительные грузы достигают 80-100% (Бийск – Сахарный завод, Семеновод – Малоугренево –
Бийск). Среди минерально-строительных материалов преобладают песчано- гравийные смеси. Эти грузы формируются на пристанях; Семеновод и
Малоугренево (на Бие), Кабаново, Усть-Калманка, Чарышский, Коловый Мыс (на
Чарыше).

Главные принимающие пристани: Барнаул, Бийск, Сахарный завод
(Бийский), Калистратиха, Володарка, Вяткино, Усть-Чарышская Пристань,
Елбанка, Камень и др. Большой объем песка перевозится в Барнаул от пристани
Ересной (южнее города). Прочие грузы минерально-строительных материалов
(преимущественно бетонные и железобетонные изделия) формируются на
Барнаульской, меньше - на Бийской пристанях. Они поступают в Чарышское,
Усть-Чарышскую Пристань, Быстрый Исток и др. Часть этих грузов идет за пределы края - в Нефтеюганск.

Второе место в грузоперевозках речного транспорта занимают хлебные грузы, составляющие четвертую часть. Хлебные грузы формируются на пристанях: Усть-Калманка (на Чарыше), Усть-Чарышская Пристань, Быстрый
Исток, Усть-Катунское, Володарское, Шелаболиха, Камень-на-Оби.
Структура грузов на речном транспорте. %

| |Минерально-|Хлебные |Кам. |Нефтепрод.|Прочие|
|Грузы |строительн.| |уголь | | |
|Участки | | | | | |
|рек | | | | | |
|1. Ересная - Барнаул |45 |23 |13 |13 |6 |
|(р.Обь) | | | | | |
|2. Усть-Чарышская |32 |28 |15 |16 |8 |
|Пристань- | | | | | |
|Ересная (р.Обь) | | | | | |
|3. |100 |- |- |- |- |
|Бийск-Малоугренево-Семено| | | | | |
|вод (р. Бия) | | | | | |
|4.Устье Бии-Сахарный |80 |- |- |- |20 |
|завод (р.Обь) | | | | | |

Большая часть зерна поступает на Барнаульскую Пристань, где осуществляется перевалка на железную дорогу и вывоз его в другие экономические районы страны. Меньшая часть зерна от Шелаболихинской и
Каменской пристаней вывозится в Новосибирск и далее в Томск.

Каменный уголь и нефтепродукты примерно в равных соотношениях (13-16%) поступают с железной дороги на Барнаульскую пристань. Отсюда развозятся вниз по Оби (уголь), вверх по Оби и Чарышу (нефтепродукты и уголь).

По грузообороту выделяются наиболее крупные пристани: Барнаул
(преобладают грузы прибытия - минерально-строительные, хлебные и прочие),
Ересная, Семеновод, Малоугренево - отправляющие минерально-строительные материалы; Шелаболиха, как отправляющая хлебные грузы. Со средним грузооборотом равного соотношения грузов ввоза и вывоза следующие пристани:
Камень, Усть-Чарышская Пристань, Быстрый Исток и др.
На пассажирских линиях курсируют теплоходы типа "Заря" и "Ракета".

В бассейне Оби выделяется ряд пассажиронапряжённых линий. Наиболее мощный пассажирский поток наблюдается на участках: Барнаульская Пристань –
Барнаульская РЭБ – Бобровка – Рассказиха. Далее вверх по течению поступательно уменьшается число пассажиров после Усть-Чарышской Пристани,
Акутихи и от Бийской пристани вниз - после слияния рек Катуни и Бии, Усть-
Ануя, а также вверх по Бии - после Усть-Кажи к Турачаку.
По пассажирообороту (пас. км) выделяются пристани: Барнаул, Барнаульская
РЭБ, Бобровка, Камень, Рассказиха, Усть-Чарышская Пристань, Бийск,
Дресвянка, Акутиха, Володарка и др.

Большое значение для края имеет воздушный транспорт. Он осуществляет перевозку пассажиров, почты и грузов, широко применяется в сельском хозяйстве, санитарной авиации, в лесопотрулировании лесных массивов и т.д.

После банкротства Барнаульского государственного авиапредприятия на территории аэропорта образовалось четыре предприятия: «Алтайские авиалинии», филиал авиакомпании «Сибирь», Авиационный технический центр и
Авиапредприятие «Алтай».

ОАО «Авиапредприятие «Алтай» было создано в сентябре 1997 года на базе аэропортного комплекса.

Благодаря огромной помощи администрации края главным событием для предприятия стала реконструкция в июне 1998 года взлетно-посадочной полосы.
Она удлинена на 350 метров, отремонтирована с полной заменой светосигнального оборудования. Завершение этой работы позволило
Барнаульскому аэропорту наращивать объемы и расширять географию полетов.
Ведется ремонт и модернизация других объектов.

С первых дней деятельности авиапредприятие «Алтай» привлекает к полетам через Барнаул российские и иностранные авиакомпании. Начав с нескольких в 1998 году, в 1999 (на регулярной основе) уже обслуживалось 33 авиакомпании, а в 2000 году их количество возросло до 52. По сравнению с прошлым годом почти на 30 процентов увеличился объем перевозок пассажиров на Ту-154. Для любого аэропорта лето становится пиком работы. Летнее расписание полетов через Барнаульский аэропорт с каждым годом становится обширнее.

Основные партнеры-перевозчики: авиакомпании «Сибирь», «Сибавиатранс»,
«Авиа-экспресскруиз», «Аэрофлот-Дон» и др. К своим наиболее востребованным рейсам добавили дополнительные, в частности на Москву, Владивосток, Санкт-
Петербург. Добавились летние направления из северных и восточных городов: из Норильска, Сургута, Иркутска, Красноярска, Нижневартовска, Читы,
Петропавловска-Камчатского. В летнем расписании значатся полеты в Сочи.
Очень популярен и потому требует увеличения частоты полетов рейс на Ростов.

В настоящее время ведутся переговоры об открытии рейсов на Минводы,
Анапу, Краснодар. Высок спрос на перевозки в Германию, а значит, количество рейсов туда будет увеличено. Международные полеты пассажирского авиатранспорта из аэропорта Барнаул охватывают также направления на Турцию,
Китай, Арабские Эмираты.

Новые возможности реконструированной взлетно-посадочной полосы позволили активизировать полеты через Барнаульский аэропорт тяжелых грузовых самолетов Ил-76. С грузами через Барнаул сегодня летают крупнейшие авиакомпании. Количество этих рейсов увеличилось почти вдвое.

Сегодня авиапредприятие «Алтай» активно работает на перспективу.
Разработан бизнес-план, в котором на основании технико-экономических расчетов определены направления и реальные возможности развития аэропорта до 2005 года. Стратегия развития основана на привлечении инвестиций, активной реконструкции объектов с целью соответствия их международным требованиям. Будет продолжена работа по привлечению авиакомпаний- перевозчиков и расширению перевозок; большее внимание будет уделено развитию сервисных услуг, а также неавиационной коммерческой деятельности - это очень важно, так как позволит изыскать дополнительные средства для развития аэропорта.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы