Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

Ответы на вопросы к ГЭ по ТГиП

l. Предмет и метод ТГиП**
Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом ТГиПвыступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования Г и права, а также система основных понятий юриспруденции.
Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного Г и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.).
Специфика предмета ТГиПзаключается в том, что Г- во и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты. Под методом науки понимается совокупность приемов и способов, с помощью которых постигается предмет, получаются знания. Все многообразие методов ТГиПможно представить в виде следующей системы..
Всеобщие методы — это философские, мировоззренческие методы, выражающие наиболее универсальные принципы мышления. Среди всеобщих можно выделить метафизику (рассматривающую Г- во и право как вечные и неизменные институты, глубоко не связанные друг с другом и с иными общественными явлениями) и диалектику — материалистическую и идеалистическую; Последняя в свою очередь может выступать как объективный либо субъективный идеализм.
Так, причины возникновения и сам факт существования Г и права объективный идеализм связывают с божественной силой либо объективным разумом; субъективный реализм — с сознанием человека, с согласованием воли людей, материалистическая же диалектика — с социально-экономическими изменениями в обществе (появлением частной собственности и и разделением общества на антагонистические классы). С позиций материалистической диалектики всякое явление (в том числе Г- во и право) рассматривается в развитии, в конкретной исторической обстановке и во взаимосвязи с другими явлениями.
2. Общенаучные методы — это приемы, которые не охватывают всего научного познания, а применяются лишь на отдельных его пах в отличие от всеобщих методов. К числу общенаучных методов относят:
- анализ (условное разделение сложного государственно-правого явления на отдельные части);

— синтез (изучение явления путем условного объединения его составных частей);
— системный подход (ориентирует на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем);
— функциональный подход (ориентирует на выяснение функций одних социальных явлений по отношению к другим) и др.
3. Частнонаучные методы — это приемы, которые выступают следствием усвоения теорией Г и права научных достижений технических, естественных и гуманитарных наук.
К ним относят:
— конкретно-социологический (позволяет с помощью анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов в государственно-правовой сфере);
— статистический (позволяет получить количественные показатели того или иного государственно-правового явления);
— кибернетический (позволяет с помощью системы понятий, законов и технических средств кибернетики познать государственно-правовые явления) и другие методы.
Среди частнонаучных следует выделить два метода, которые относятся к частноправовым, являющимся сугубо юридическими:
— формально-юридический (позволяет определить юридические понятия, выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать содержание правовых предписаний и т.п.);
— сравнительно-правовой (позволяет сопоставить различные правовые системы либо их отдельные элементы — законы, юридическую практику и т.д. в целях выявления их общих и особенных свойств).

2. ТГиП в системе юридических и гуманитарных наук***
Научные дисциплины, образующие в своей совокупности систему науки в целом, весьма условно можно подразделить на три большие группы:
1) технические; 2) естественные; 3) гуманитарные.
Гуманитарные науки изучают общество, человека, социальные отношения и институты.
Юридические науки — часть гуманитарных наук, поскольку Г- во и право выступают социальными институтами. В свою очередь юридические науки можно подразделить на следующие виды:
— теория Г и права;

— историко-правовые науки (история Г и права, история политических и правовых учений);

— отраслевые юридические науки (конституционное, гражданское, административное и другие отрасли права);

— прикладные науки (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, правовая кибернетика и т.п.).
Теория Г и права, находясь в системе гуманитарных наyк, тесно взаимодействует с философией, социологией, политологией и т.д. Так, с помощью философии вырабатываются мировоззренческие позиции теории Г и права, в результате чего последняя вооружается общей методологией познания государственно-правовой действительности. В свою очередь ТГиПдает конкретный материал для широких философских обобщений.
Место в системе юридических наук. Общность ТгиП и историко-правовых наук состоит в том, что они рассматривают Г- во и право в целом, ЦВХбы не имеют границ во времени в познавательной деятельности. Отличие выражается в том, что историко-правовые науки изучают |процесс развития государственно- правовых форм в хронологическом порядке (т.е. применяют преимущественно исторический метод), теория же дает обобщение этих процессов, исследует сущность Г и права, закономерности их функционирования и т.п. (т.е. применяет преимущественно логический метод).
По отношению к отраслевым юридическим наукам ТгиП выступает как обобщающая.: 1) изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования Г и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений с рамками соответствующей отрасли права.2) ТгиП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы
(нормы права, правоотношения, юридическую ответственность и т.д.).3) она играет методологическую роль для юриспруденции.
Вместе с тем ТгиП формирует свои выводы в тесной связи с отраслевыми науками, исходит из фактического материала, содержащегося в них.
Взаимодействие же ТгиП с прикладные науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемым через отраслевые науки.
Таким образом, особенности ТГиП науки состоят в том, что она является:
— гуманитарной, предмет которой составляют общественные явления — Г- во и право (этим она отличается от технических и естественных наук);
— политико-юридической, изучающей такие социальные институты, которые непосредственно относятся к государственно-правовой сфере общественной жизни (этим она отличается от Других гуманитарных наук);
— теоретической, изучающей наиболее общие закономерности Г и права (этим она отличается от других юридических наук).
4. Причины и формы возникновения государства***
Вопрос о происхождении Г является дискуссионным, ибо этнографическая и историческая науки дают все новые знания об этих причинах. Причины обсуждаются в различных теориях возникновения государства: в теологической
(божественная сила); в договорной (сила разума, сознания); в психологической (факторы психики человека); в органической (биологические факторы); в материалистической (социально-экономические факторы); в теории насилия (военно-политические факторы) и т.д.
Формирование Г — длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.
На Востоке наибольшее распространение получила такая форма, как «азиатский способ производства» (Египет, Вавилон, Китай, Индия и т.п.). Здесь устойчивыми оказались социально-экономические структуры родового строя — земельная община, коллективная собственность и др. Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.
По другому историческому пути шел процесс в Афинах и Риме, рабовладельческое Г- во возникло в результате появления частной собственности и раскола общества на классы.

Афины — это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку Г- во возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
В Риме образование Г ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов плебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского Г в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие Г возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности— закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками — знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
5. Договорная теория происхождения Г ***
Договорная теория происхождения Г получила распространение в наиболее логически завершенном виде в XVII— XVIII вв. в трудах Греция, Руссо,
Радищева и др.
По мнению представителей данной доктрины, Г- во возникает как продукт сознательного творчества, как результат договора, в который вступают люди, находившиеся до этого в «естественном», первобытном состоянии. Г- во — это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
Изолированные же до происхождения Г индивиды превращаются в единый парод.
В итоге у правителей и общества возникает комплекс взаимных прав и обязанностей и соответственно — ответственность за невыполнение последних.
Так, Г- во имеет право принимать законы, собирать налоги, наказывать преступников и т.п., но обязано защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д. Граждане обязаны соблюдать законы, платить налоги и пр., в свою очередь они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью расторгнуть договор с ними даже путем свержения. С одной стороны, договорная теория была крупным шагом вперед в познании государства, ибо порывала с религиозными представлениями о происхождении государственности и политической власти. Эта концепция имеет и глубокое демократическое содержание, обосновывая естественное право парода на свержение власти негодного правителя, вплоть до восстания.
С другой стороны, слабым звеном данной теории является схематичное, идеализированное и абстрактное представление о первобытном обществе, которое якобы па определенном этапе своего развития осознает необходимость соглашения между народом и правителями. Очевидна недооценка в происхождении государственности Объективных факторов (прежде всего социально- экономических, военно-политических и пр.) и преувеличение в этом процессе факторов субъективных.
6. Теория насилия по вопросу о происхождении Г ***
Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX в. в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского и др.
Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно- политических факторах — насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
По мнению представителей данной доктрины, Г- во — «естественно» (т.е. путем насилия) возникшая организация властвования одного племени над другим. А это насилие и подчинение властвующим подвластных являются основой возникновения экономического господства. В результате войн племена перерождались в касты, сословия и классы. Завоеватели превращали покоренных в рабов.
Следовательно, Г- во — не итог внутреннего развития общества, а навязанная ему извне сила.

С одной стороны, военно-политические факторы в образовании государственности отвергать полностью нельзя. Исторический опыт подтверждает, что элементы насилия сопровождали процесс возникновения многих государств (например, древнегерманского).
С другой стороны, важно помнить, что степень использования насилия в этом процессе была разная. Поэтому насилие следует рассматривать в качестве одной из причин возникновения Г наряду с иными. К тому же военно- политические факторы в ряде регионов играли в основном вторичные роли, уступая первенство социально-экономическим.
3. Признаки государства, отличающие его от общественной власти родового строя ***

Г- во — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории.

Г- во характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:
1) наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны ( Г- во обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть — это чиновники, армия, полиция, а также тюрьмы и другие учреждения);
2) система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальных ценностей и занятых только управленческой деятельностью);
3) территориальное деление населения ( Г- во объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени);
4) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);
5) право ( Г- во не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций Г и т.п.).
7. Государственная власть как особая разновидность социальной власти ***
Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она — важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов.
Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть — более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.н. Согласно другой точке зрения, понятие «политическая власть» тождественно понятию «государственная власть», так как первая исходит от Г и реализуется не иначе, как при его
(прямом или косвенном) участии.
Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Характерные черты государственной власти:
1. распространяется на все общество;
2. носит публично-политический характер;
3. опирается на государственное принуждение;
4. осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.)
5. система налогов;
6. деление населения по территориальному признаку и др.
8. Понятие и сущность Г ***

Г- во — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. При рассмотрении сущности Г важно учитывать два аспекта
1) то, что любое Г- во есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Можно выделить следующие подходы к сущности государства: классовый, в рамках которого Г- во можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. (Здесь Г- во используется в узких целях как средство для обеспечения главным образом интересов господствующегo класса. В этом случае первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном «снятии» данного сопротивления с помощью насилия, диктатуры. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но они отходят на второй план.);
— общесоциальный, в рамках которого Г- во можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп (Здесь Г- во уже используется в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны, употребляя преимущественно такой метод, как компромисс.)
Наряду с этими основными можно выделить и религиозный, национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.
Иначе говоря, сущность Г многоаспектна. Она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому сущности Г в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.
9. Типы государства: различные подходы ***
Типология Г — это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиции двух подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках первого главным критерием выступают социально-экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: Г- во и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государства: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют у два: азиатский способ производства и прафеодализм).
Достоинства данной типологии:
1) продуктивна сама идея делить Г на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество;
2) она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства.
Слабые стороны:
1) она во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда
«вписывается» в начерченные для нее схемы;
2) недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и пр. В частности, по мнению одного из представителей данного подхода А. Тойнби, цивилизация есть замытое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков. В зависимости от них выделяют следующие цивилизации: египетскую, китайскую, западную, православную и т.п. достоинства данной типологии
1) выделены факторы культуры как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных критериев, которые характеризуют именно особенности тех или иных цивилизаций, получается более
«заземленная» типология государств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы