Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Ответы к экзаменационным билетам по Теории государства и права

Ответы к экзаменационным билетам по Теории государства и права

1. ПРЕДМЕТ, МЕТОД  И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ  ТЕОРИИ  ГОСУДАРСТВА  И  ПРАВА

В самом общем виде предмет теории права и государства можно обозначить как закономерности, свойства, стороны, характеристики, общие для всех го­сударственно-правовых явлений и процессов. Предмет теории права и государства является достаточно сложным обра­зованием, и составляющую его проблематику можно определенным образом сгруппировать. Исследование предмета теории права и государства предпола­гает характеристику: а) сущности права и государства; б) общих черт, присущих праву и государству любого типа и любой системы; в) общих закономерностей генезиса (происхождения) права и государства; г) типов и форм права и государства; д) общих закономерностей, принципов, механизмов развития и функцио­нирования права и государства; е) общих закономерностей связи права и государства друг с другом и дру­гими социальными явлениями; и др. Нужно заметить, что к предмету теории права и государства относится и проблематика, связанная с ее “самопознанием” - с характеристикой ее пред­мета, метода, места в системе наук и т. п. Сложность предмета теории права и государства определяется и тем, что он охватывает не только статические моменты (собственно право и государ­ство), но и их динамику (в частности, процесс правового регулирования).

Метод в науке, в научной деятельности - это знание, с помощью которо­го добывается новое знание. В основе методологии (системы методов) общей теории права и государ­ства лежит философия. В правовой методологии выделяют категорию специальных методов, к ко­торым относят, формально-догматический метод (его называют также специально-юридическим, формально-юридическим) и метод толко­вания. Иногда к этой группе относят сравнительно-правовой метод. Важное место в методологии общей теории права и государства занимает метод сравнения. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим). Конкретно-социологический метод также олицетворяет собой особое на­правление общетеоретических исследований - социологию права, которая изучает “право в действии”: связи права с жизнью, эффективность государст­венно-правового регулирования. Метод аналогии, который лежит в основе и метода моделирования, и метода экстраполяции и др. В методологии правоведения еще не полностью оценен метод экстраполяции (распространения), который позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий

2.    ПРОИСХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВА

Существует несколько теорий происхождения государства:

n      Теологическая - теория объясняющая возникновение божественной волей (Фома Аквинский)

n      Патриархальная теория - государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи (Аристотель)

n      Органическая теория - государство как организм, а законы - процессы человеческой психики Платон)

n      Теория насилия. Известны Восточный путь возникновения государства 5 тысяч лет назад и Западный - классовое разделение власти

3.     ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Вопрос о происхождении права и государства свидетельствует о том, что в мировой и отечественной науке нет единообразного представления о происхождении права и государства. Мыслители различных времен и народов по разному объясняли и объясняют когда и в силу каких причин возникают государство и право. Одни считают что государство и право это вечные спутники человеческого общества поскольку они возникают одновременно с обществом и существуют до тех пор пока существует общество. По мнению др. исследователей (большинство) государство и право возникает не одновременно, а лишь на определенной ступени его исторического развития. Наиболее распространенными теориями происхождения государства и права являются: теологическая (теос греч. - бог), патриархальная, договорная, теория насилия, макрсистско-ленинская и др. Теологическая зародилась в глубокой древности. Наибольшее развитие получила в эпоху средневековья. Определенное распространение имеет и сейчас. Наиболее видным представителем этой теории является средневековый ученый-богослов Фома Аквинский 13 век. Теологическая теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права. Общество а вместе с ним государство и право возникают одновременно и являются творением божественного разума. Все что существует на земле по воле бога. Государство и право вечны как и сам бог. Монарх как наместник бога на земле. Патриархальная теория (древняя) – её основоположниками были древнегреческие мыслители Платон и Аристотель 3-2 век до нашей эры. Согласно этой теории государство возникает в результате разрастания семьи. По мнению Аристотеля разрастание семьи ведет в начале к появлению поселений которые за тем преобразуются в государство. Согласно этой теории глава семьи – патриарх, становится главой государства – монархом. Причём власть монарха является естественным продолжением власти над своими детьми – своими подчиненными. Патриархальная теория имела распространение в 17, 18 века. Русский философ – Михайловский. В настоящее время эта теория рассматривается как не вполне научная. Договорная теория выражается в естественно-правовой теории или в теории естественного права. Своё развитие получила в 17 –18 веках хотя истоки этой теории находятся в трудах еще мыслителей древней Греции 5-4 век до нашей эры. Наиболее известными представителями были: Гроцель, Гоббс, Локк, Спиноза, Руссо, Радищев. Согласно договорной теории государство – результат общественного договора о правилах совместного проживания. До появления государства люди находились в так называемом естественном состоянии, под которым подразумевается либо свобода и равенство всех членов общества (Локк), либо война всех против всех (Гоббс), либо всеобщее благоденствие Золотой век (Руссо). Каждый человек обладал определенной суммой неотъемлемых естественных прав полученных от бога или от природы. В то же время в догосударственном обществе не было власти способной защитить человека и гарантировать его естественные права. По этому что бы защитить человека, гарантировать ему его естественные права и нормальную жизнь люди заключили между собой договор, своеобразное соглашение о создании государства передав ему как органу представляющему их общие интересы часть своих прав. Теория насилия возникает в 19 веке в Германии в двух вариантах как теория внутреннего насилия и теория внешнего насилия. Основоположник теории внутреннего насилия является нем. философ Е. Дюринг. Согласно теории внутреннего насилия государство возникает в результате насилия одной части общества над другой в целях подчинения меньшинства большинству. Государство создается как сила выражающая общественные интересы и обладающая способностью применять насилие к той части общества которая не желает подчинятся воли большинства. Теория внешнего насилия – немец. мыслители Гумплович и Каутски. Согласно теории внешнего насилия государство возникает в результате завоевания одного племени или народа другим. Государство создается как аппарат подавления порабощенного народа и поддержания необходимого для завоевателей порядка. С этой же целью создается и право. Марксистская теория (классовая, экономическая) возникла в 19м веке основоположники Маркс и  Энгельс. Энгельс ,,Происхождение семьи, частной собственности и государства» - Ленин полностью разделял. Советская наука и наука др. социальных стран считала эту теорию единственно правильной. С точки зрения марксисткой теории государство и возникает как результат раскола общества на антагонистические классы и борьбы между ними. Эта теория рассматривает возникновение государства и права как естественно исторический процесс развивающийся по своим собственны законам. С точки зрения Марксисткой теории развитие экономики в первобытном обществе привело к крупным общественным разделением труда (выделение пастушечьих племен, отделению ремесла от земледелия, появление купечества) послужившие появлению частной собственности, расколу общества на антагонистические классы и к классовой борьбе. Государство, а вместе с ним и право создаются классом собственников (эксплуататоров) для удержания в повиновении, для подавления классов не собственников (эксплуатируемых).

4.    СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Сущность государства рассматривается как орудие неорганической власти, диктатуры господства класса.

В понимание сущности государства существуют два основных подхода классовый и надклассовый. Классовый подход в понимании сущности государства выражен в основном в марксистско-ленинской теории государства. Согласно  марксистско-ленинской теории, государство есть классовое явление. Оно всегда носит классовый характер, возникает в результате раскола общества на классы, существует только в классовом обществе и с исчезновением классов должно отмереть. Государство в марксистско-ленинской теории выступает как орудие классового господства, как машина для подавления одних классов эксплуатируемых др. эксплуататорами. Другой подход – надклассовый, выражается в различных не марксистских теориях государства: теория правового государства, теория плюралистической демократии, теория государства благоденствия, теория элит, технократическая теория. Теории по разному раскрывают сущность государства, но не одна из этих теорий не рассматривает государство как орудие классового господства.

5.     ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО ОТ ОБЩЕСТВЕННОЙ ВЛАСТИ ДОКЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА (ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА)

Экономика первобытного общества была основана на общественной собственности. Это было общество экономически равных. Развитие экономики шло по двум направлениям - совершенствование орудий труда и совершенствование организации труда. Структура. Основной единицей общества была родовая община.

Управление, власть. Для осуществления оперативного управления выбирался старейшина - уважаемый член рода.

Нормативное регулирование. Возникают обычаи, которые передаются из поколения в поколение. Соблюдались добровольно. Закреплялась система запретов (табу).

6.  ПРИЗНАКИ, ОТЛИЧАЮЩИЕ ГОСУДАРСТВО ОТ ИНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА

Первый признак: Разделение население по территориальным единицам. В государственном обществе род не имел строго определённой территории, перемещался с одного места на другое. В отличие от первобытного строя, где общественная власть распространялась на людей по кровнородственному признаку при государственном строе власть распределяется в зависимости от территории проживания. Государство имеет строго локализованную территорию на которой распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается граждан государства. Территория государства - пространство,  в пределах которого осуществляется государственная власть. Составные части территории государства:

n      Земля и её недра, образующие её сухопутную территорию

n      Реки, озёра, искусственные водохранилища, а также морские воды, омывающие территорию данного государства

n      Воздушное пространство над сухопутной и водной территорией

n      Объекты приравненные к территории государства (морские и воздушные суда, космические корабли и станции, действующие под флагом данного государства)

От не государственных организаций (профсоюзов, политических партий) государство отличается тем, что государство олицетворяет всё население страны, распространяет на него свою власть. Вся территория государства делится на административно-территориальные единицы: округа, провинции, области, районы. Их функции - организация государственной власти и управления на занимаемой ими территории.

Второй признак: Публичная государственная власть. Аппарат власти управления вместе с особыми отрядами вооружённых людей называют публичной властью. Аппарат власти состоит из особого слоя людей, основное занятие которых выполнение властных и управленческих функций. Свои должности эти люди занимают путем избрания, назначения, наследования или замещения. Основной состав аппарата государственной власти - органы законодательной, исполнительной, суда, прокуратуры и др.

Основным признаком государства также является наличие аппарата принуждения, который состоит из особых отрядов вооружённых людей в виде армии, полиции, разведки м т.д.

Власть существовала и в до государственном обществе, но это была общественная власть, которая исходила от рода и использовалась им для самоуправления. Принципиальная особенность публичной государственной власти - она воплощается именно в чиновниках, т.е. профессиональном сословии управителей из которых состоят органы управления и принуждения (государственный аппарат).

Третий признак: Государственный суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и независимость на международной арене, способность государственной власти самостоятельно издавать общеобязательные для всех правила поведения, устанавливать и обеспечивать правопорядок, определять права и обязанности граждан и юридических лиц. Верховестно государственной власти внутри страны обозначает:

n      универсальность её властной силы, которая распространяется на всё население

n      государственная власть может отменить, не признавать любое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон

Четвёртый признак: Неразрывная связь государства и права. Без права государство не может существовать. Право юридически оформляет государство и государственную власть следовательно делает их законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах.

Пятый признак: Каждое государство характеризуется своими символами, отребутами, памятными датами. У каждого государства есть свой гимн, флаг, традиции.

7.     СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

В современной отечественной ТГП вопрос о сущности государства решается по разному.  Многие исследователи исходят из того, что сущность государства не следует рассматривать только  с классовых или только с надклассовых позиций. По их мнению сущность государства имеет две стороны:  классовую и обще социальную (общечеловеческую) сущность государства – двуединая сущность. В те или иные периоды истории на первый план выходит либо классовая либо обще социальная сторона сущности государства. Согласно др. точке зрения государство носило классовый характер в прошлом. Современное государство классовый характер утратило и из орудия классового господства превратилось в орудие социальных компромиссов. Существуют и др. взгляды. Небезынтересным представляется подход в характеристики сущности государства, акцентирующий внимание на управленческую деятельность государства. Согласно этому: сущность государства выражается в том что государство есть организация осуществляющая руководство и управление обществом. Это управление может выражается в различных формах в том числе и в подавлении одних классов другими.

8.    ТИПОЛОГИЯ ГОСУДАРСТВА (ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ)

Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа, при­знаков. Формационный и цивилизационный подходы - это подходы не только к делению государств на типы. Типология государства на их основе - это ча­стный случай формационного и цивилизационного подходов к познанию ис­тории вообще, к познанию истории общества. В основе формационного подхода лежит понятие “общественно-экономи­ческая формация”, которая при­звана характеризовать тип общества в единстве его базиса (типа производст­венных отношений, экономической структуры общества) и надстройки. Этот подход разработан в рамках марксистской теории. В основе цивилизационного подхода лежит понятие “цивилизация”. Цивилизацию - «социокультурную» си­стему, обеспечивающую высокую степень дифференциации жизнедеятельно­сти в соответствии с потребностями сложного, развитого общества и вместе с тем поддерживающую его необходимую интеграцию через создание регули­руемых духовно-культурных факторов и необходимой иерархии структур и ценностей”. Цивилизационный подход к типологии государства является, по всей ве­роятности, перспективным. Формационный подход является традиционным для марксистского обще­ствоведения, в котором “общественная формация” - это исторический тип общества, основанный на определенном способе производства. В типологии государства следует учитывать как цивилизационный подход, так и формационный.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы