Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Основы государства и права

Основы государства и права

Контрольная работа № 00 по предмету «Основы теории государства и права»

Вопрос 1. Понятие и признаки государства. Определение государства.

Ответ: Исходными чертами государства является то, что оно есть:

а) явление общественное;

б) явление политическое;

в) представляет собой систему, то есть целостность, имеющую свой состав и свою структуру и ориентированную на решение определенных задач.

В целом же понятийную характеристику государства следует проводить по двум направлениям:

I. Отличие государства от органов власти общинно-родового строя

Первый признак государства - публичная власть - это власть, которая непосредственно не совпадает с населением, предполагает разделение общества на управляющих и управляемых, стоит над обществом, не сливаясь с ним.

В отличие от других видов социальной власти государственная власть является

- аппаратной (имеет механизм осуществления),

- суверенной (не зависит от иной власти),

- легитимной (опирается на закон).

Второй признак государства – наличие аппарата принуждения, наряду с аппаратом власти и управления. Это особые отряды вооруженных людей: армия, полиция, разведка, и принудительные учреждения: тюрьмы, лагеря и т.п.

Третий признак государства - разделение населения по территориальному принципу. Государство всегда связано с определенной территорией, на которой проживает подвластное ему население. Выражением территориального принципа является административно-территориальное деление на такие административные регионы, как области, районы, города, а также определение пространственных пределов и установление государственной границы.

Четвертый признак государства - государственная казна, с существованием которой связаны такие явления как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

П. Отличие государства от других политических организаций общества

0т других политических организаций государство отличает прежде всего его суверенность. Суверенитет государства представляет собой единство двух сторон:

а) независимости государства вовне;

б) верховенства государства внутри страны.

Верховенство государства внутри страны проявляется:

а) в исключительном праве государства официально представлять все общество, а не отдельные его части;

б) в универсализме - власть в государстве распространяется на все население;

в) в прерогативе - государство обладает правом издавать законы и тем самым определять масштаб свободы всех субъектов права.

Независимость государства проявляется:

а) в признании данного государства международным сообществом в качестве субъекта межгосударственных отношений;

б) в осуществлении самостоятельной внешней политики;

в) в невмешательстве других государств во внутренние и внешние дела суверенного государства.

Из суверенитета государства (верховенства государственной власти) вытекают и другие признаки государства, отличающие его от иных политических организаций:

а) государство распространяет свою власть на всю территорию страны, обозначенную государственной границей;

б) государство имеет устойчивую юридическую связь с населением (в виде подданства или гражданства), распространяет на него свою власть и обеспечивает защиту как внутри страны, так и за ее пределами;

в) только государство обладает правом издавать властные общеобязательные веления (юридические нормы). При этом оно вправе отменить, признать ничтожным любое проявление всякой другой общественной власти;

г) только государство обладает монополией на легальное применение силы

(в том числе и физического принуждения) в отношении населения;

д) у государства имеются такие средства воздействия, какими никакая другая политическая организация не обладает (армия, полиция, органы безопасности, тюрьмы и т. п.).

С точки зрения современных представлений, государство должно выступать как властная система, организующая общество в интересах человека. И, как и всякая система, государство должно быть целостным: как во властно- организационном плане, так в территориальном. Государство есть «Оболочка», которая сохраняет целостность той или оной социальной общности.

Традиционно государство рассматривается как общность людей, в основе которой лежат территория, народ и государственная власть.

В узком смысле термин "государство" служит для обозначения аппарата управления, выделившегося из общества и стоящего над ним

Данное определение подчеркивает структурный характер организации государства, то есть наличие системы государственных органов, посредством которых осуществляется управление обществом. Вместе с тем такое определение является односторонним и неполным, так как характеризует государство исключительно в виде механизма, осуществляющего публичную власть.

В широком смысле государство можно рассматривать как ассоциацию, члены которой объединяются в единое политическое сообщество публично властными структурами и отношениями публично властного характера.

Данное определение характеризует государство как политически организованное общество и тем самым подчеркивает, что государство как таковое не может быть сведено к механизму управления, аппарату чиновников.
Государство - объединение множества людей, особая политическая интеграция, которая предполагает наличие государственно-правовых институтов и соответствующих отношений.

Таким образом, государство в узком смысле — это политический аппарат управления обществом, в широком смысле государство — качественно определенная модель политической организации общества, структурными элементами которой являются законы, публичная власть, население, территория, армия и правоохранительные органы.

Вопрос 2. Понятие формы государства.

Ответ: Форма государства — это его устройство, характеризующее способы организации высших органов государственной власти, территориальной организации государства и осуществления государственной власти.

Другими словами, форма государства — это его структурное, территориальное и политическое устройство, то есть устройство государства, взятое в единстве трех составляющих, таких как форма правления, административно-территориальное деление и политический режим.

I. Форма правления выражает способ организации высших органов власти, то есть характеризует, как устроены и действуют властные структуры (органы государства). Форма правления дает ответ на вопрос, кто и каким образом правит в государстве.

Существует две основные формы государственного правления — монархия и республика.

Характерные черты государственного правления

|МОНАРХИЯ |РЕСПУБЛИКА |
|существование единоличного носителя |выборность высших органов |
|верховной государственной власти |государственной власти и их |
| |коллегиальный (коллективный) характер |
|династическое наследование верховной |наличие выборного главы государства |
|власти | |
|пожизненная принадлежность власти |избрание органов верховной |
|монарху: законы монархии не |государственной власти на определенный|
|предусматривают отстранения монарха от|срок |
|власти на при каких обстоятельствах | |
|власть монарха предстает как |производность государственной власти |
|непроизводная от власти народа (власть|от суверенитета народа |
|приобретается «милостью Божией») | |
|отсутствие юридической ответственности|юридическая ответственность главы |
|монарха за свои действия как главы |государства |
|государства | |

В таблице рассмотрены лишь наиболее общие черты, которые коренным образом отличают монархию от республики, однако существуют отклонения от этих черт, которые будут рассматриваться далее.

Монархия - форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу - монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т. п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.

С точки зрения полноты власти монарха можно выделить такие виды монархии, как абсолютная (неограниченная) и конституционная (ограниченная).
| |МОНАРХИЯ |
| |Абсолютная |Конституционная (ограниченная) |
| |(неограниченная) | |
| | |дуалистическая |парламентарная |
| |верховная |исполнительная | представительские |
| |государственная |власть, формирует |функции: формально |
|МОНАРХ |власть – |правительство, |утверждает состав |
| |законодательная, |ответственное перед |правительства, |
| |исполнительная, |ним |подписывает законы, |
| |судебная | |принятые парламентом |
| | нет | законодательная |законодательная власть |
|ПАРЛАМЕНТ| |власть, при этом | |
| | |монарх налагает вето | |
| | |на законы, принятые | |
| | |парламентом | |
|РЕЖИМ |Авторитарный |Демократический |Демократический |
| |Саудовская Аравия |Марокко |Великобритания |
|СТРАНЫ |Российская Империя|Иордания |Бельгия |
| |до 1906 г. |Кувейт |Дания |
| | |Бахрейн | |
| |В таком |Практически |Сохранения этой |
| |государстве нет |дуалистическая |разновидности монархии |
|Примечани|конституционных |монархия как форма |обусловлено доверием к |
|я |актов, |государственного |монарху, верностью |
| |ограничивающих |правления себя изжила|традициям и особенностям|
| |власть монарха. | |национального мышления. |

Республика - форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Современная республика может быть президентской, парламентарной или
«полупрезиденсткой» (смешанного типа).

| |РЕСПУБЛИКА |
| |ПРЕЗИДЕНТСКАЯ |ПАРЛАМЕНТАРНАЯ |СМЕШАННОГО ТИПА |
| | | | |
| | |Президент |Президент |
|Глава | |- избирается либо |- избирается, как |
|государст|Президент |парламентом, либо |правило, на всеобщих |
|ва |- избирается |специальной |выборах |
| |населением или его|коллегией, образуемой| |
| |представителями на|парламентом | |
| |выборах | | |
| |(выборщиками) | | |
| | |Премьер-министр, |Премьер-министр, обычно |
|Глава | |который является |утверждаемый парламентом|
|правитель| |лидером правящей |с представления |
|ства | |партии или партийной |президентом |
| | |коалиции; обычно | |
| | |назначается | |
| | |президентом | |
| |Президент наделен |Президент как глава |Президент наделен |
| |такими |государства |юридически и реально |
| |полномочиями, |обнародует законы, |большими полномочиями: |
| |которые в |издает декреты, имеет|осуществляет общее |
|Полномочи|значительной |право роспуска |руководство |
|я |степени позволяют |парламента, назначает|правительством; имеет |
|президент|ему контролировать|главу правительства, |право роспуска |
|а |деятельность |является |парламента при |
| |высшего |главнокомандующим |наступлении определенных|
| |законодательного |вооруженными силами и|обстоятельств (обычно |
| |органа (право |т.д. |при выражении вотума |
| |роспуска | |недоверия |
| |парламента, право | |правительству). |
| |вето и др.), брать| | |
| |на себя в | | |
| |экстренных случаях| | |
| |функции | | |
| |парламента. | | |
| |- формируется |- формируется только |формируется |
| |президентом |парламентским путем |парламентским путем; |
| |самостоятельно (не|из числа депутатов, | |
|Правитель|исключен |принадлежащих к | |
|ство |парламентский |правящей партии | |
| |контроль); |(располагающей | |
| | |большинством голосов | |
| | |в парламенте) или к |политически ответственно|
| | |партийной коалиции; |не только перед |
| |- политически |- политически |президентом, но и перед |
| |ответственно перед|ответственно перед |парламентом |
| |президентом |парламентом | |
| |принадлежит |формально наделен |как бы раздваивается |
|Исполните|президенту |президент, однако на |между двумя центрами: |
|льная | |деле вся |президент и его |
|власть | |исполнительная власть|администрация, с одной |
| | |принадлежит |стороны, и |
| | |правительству |премьер-министр и |
| | | |правительство – с другой|
|Страны |США |Италия |Франция |
| |Аргентина |ФРГ |Финляндия |
| |Бразилия |Греция |Россия |
| |Мексика |Исландия | |

П. Форма государственного устройства характеризует способы национально- государственного и административно-территориального деления государства и способы взаимосвязи его территориальных образований. Форма государственного устройства отвечает на вопрос, какое территориальное устройство имеет данное государство.

На форму государства влияют разнообразные факторы: тип государства, экономический строй общества, национальный состав населения, исторические традиции, территориальные размеры государства и др.

Государственное устройство может быть простым и сложным.

Простым является унитарное государственное устройство. Унитарное государство — это одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включая в себя никаких государственных образований.

Унитарному государственному устройству свойственны следующие черты: а) единый властный «центр» — единая, общая для всей страны система высших и центральных органов государственной власти (один парламент, одно правительство, один верховный суд); б) одна конституция, единая система законодательства, единая судебная система, одно гражданство; в) единая денежная система, одноканальная система налогов; г) территориальные элементы унитарного государства (области, департаменты, округа, графства и т. п.) не обладают государственным суверенитетом, не имеют никаких атрибутов государственности.

Унитарные государства допускают внутри себя национально- территориальную и законодательную (административно-территориальной единице предоставляется право законодательствовать) автономию.

По степени зависимости местных органов от центральных органов государственной власти унитарное государственное устройство может быть централизованным, децентрализованным и смешанным. Для централизованного характерно то, что местное самоуправление отсутствует, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники. В децентрализованных унитарных государствах местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

Для сложного государственного устройства характерно наличие в составе государства других государственных образований. К сложным формам государственного устройства относятся федерации, конфедерации, унии, империи и др.

Наиболее распространенной формой сложного государственного устройства является федерация, которая представляет собой союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (в составе США 50 штатов, ФРГ - 16 земель, Швейцарии - 23 кантона).

Для федерации характерно следующее:

- двухуровневая система органов государственной власти: а) субъекты федерации имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы, обладают правом принятия собственной конституции; б) верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам;

- компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается союзной

(федеральной) конституцией или федеральным договором;

- существование федеральной системы законодательства и законодательных систем субъектов федерации при наличии принципа верховенства общефедерального закона;

- двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации;

- наличие в большинстве федераций двойного гражданства;

- двухканальная система налогов;

- суверенитет федерации произведен от суверенитета входящих в нее государственных единиц;

- после вхождения в федерацию ее субъекты суверенитетом практически не обладают. Хотя степень суверенности субъектов в разных федерациях (или в одной и той же федерации, но разных субъектов) может быть различной;

- у субъектов отсутствует право выхода из федерации (его не предусматривает ни одна из конституций федеративных государств). Такое право признавалось Конституцией СССР, но ввиду отсутствия механизма его воплощения в жизнь оно так ни разу и не было реализовано за все время существования Советского государства.

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы