Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Нормы права

Нормы права

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ



Кафедра государственно-правовых дисциплин



Дисциплина Теория государства и права




Реферат


по теме: «Нормы права»

 



Подготовил:

Слушатель 454 группы

Зайцев А.А.





Белгород

2008 г.

План


Введение

Понятие норм права, их родовые и видовые признаки.

Структура норм права.

Классификация норм права.

Соотношение нормы права и статьи нормативного акта. Способы изложения норм права в статьях нормативного акта.

Заключение

Литература

Основная литература

Конституция Российской Федерации. – М., 1994.

Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х томах   / Под ред. М.Н. Марченко.- М., 1998. Т.2. Гл., Х.

Теория государства и права / Под ред. В.М.Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1999. Гл. 19.

Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.-М.,2000. Лекции 13.

Дополнительная литература

Алиуллов Р.Р. Правовые нормы в механизме государственного управления // Социально-гуманитарные знания. – 2004.- №6.

Гайворонская Я.В. К вопросу о понимании правовых и юридических норм // Правоведение. 2001. № 3.

Жинкин С.А. Некоторые аспекты понятия эффективности и норм права // Правоведение. 2004. № 1.

Жинкин С.А. Некоторые проблемы видов эффективности норм права // Журнал Российского права 2004. №2.

Комарова Т.Л., Чугунов Ю.О. Норма права и основания возникновения правоотношения // Юридическая мысль. 2003. №6.

Кузнецова О.А. Пороки правовой нормы: « диагностика» и предупреждение // Журнал Российского права 2005. №5.

Михайловский И.В. Учение о юридической норме // Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Хрестоматия. -  М.. 1998.

Пугинский Б.И. О норме права // Вестник МУ. Серия 11. Право. 1999. № 7.

Щеколаева Т.А. Юридические коллизии и коллизионные нормы: понятие, виды // Правоведение. 2003. № 6.

ВВЕДЕНИЕ


Нормы права являются одной из важнейших категорий. В частности, некоторые правовые школы (позитивизм, нормативизм и др.) рассматривают право как совокупность этих норм, другие же теории (социологическая,  естественно-правовая и др.) хотя не отождествляют правовые нормы с правом, но считают, что в этих нормах право объективируется, получает свое внешнее выражение.

Правовые нормы представляют собой начальные элементы «кирпичики» всего правового здания. Вы уже знаете, что из норм права складываются правовые институты, отрасли права и система права в целом. В нормах права закрепляется воля народа, возведенная в закон, в них содержатся государственные установления (предписания) общего характера. Правовые нормы являются правилами, образцами, эталонами, масштабами поведения (деятельности) людей и составляют содержание права. Они получают внешнее выражение в статьях нормативных правовых актов.

1. Понятие норм права, их родовые и видовые признаки.


Правовая норма (норма права) - одно из основополагающих по­нятий правовой науки. Интерес к познанию этого социального явления появился уже давно, в рамках отечественного нормативизма[2]. Сохранился он и после появления в 50-х годах идей "широкого" правопонимания, по­скольку его сторонники рассматривали в качестве составных частей права не только правоотношения, но и правовые нормы[3].

Видимо под влиянием западного нормативизма некоторые авто­ры стали включать в понятие нормы права и "индивидуальные (или кон­кретные) правовые нормы", "персонифицированные нормы", которые формулируют правило поведения для отдельного лица, т.е. являются предписаниями правоприменительных актов[4]. В дальнейшем эти пред­ложения поддержки не встретили. И в результате сложилось по сути еди­ное (с небольшими различиями, которые будут рассмотрены далее) поня­тие нормы права (правовой нормы)   как   исходящего от государства и обеспеченного государственным принуждением общеобязательного пра­вила поведения.[5]

Тем не менее, далеко не все проблемы разрешены, существует не­мало спорных вопросов, дискуссии по которым продолжаются.

Большинство авторов связывают понятие правовой нормы с государ­ственным установлением, рассматривая ее в качестве первичного звена, "исходного элемента", "клеточки" права, в качестве мерила, масштаба, эталона поведения, регулятора социальных отношений. "Нормы права - это те "кирпичики", из которых складывается все здание права", - пишет А.Ф. Черданцев[6].

Следует отметить, что, несмотря на справедливость этих положений, рассмотрение правовой нормы как сущностного, центрального элемента системы права приводило к пониманию права большинством авторов как совокупности (системы) общеобязательных правил поведения, исходящих от государства, т.е. - к нормативному правопониманию.

Дискуссия, проведенная в конце 70-х годов,[7] выявила разно­образие мнений о понятии права и привела к появлению, помимо нор­мативного, ряда иных подходов к правопониманию: социологического, философского, генетического, психологического, аксиологического и, на­конец, комплексного (интегративного).

Тем не менее, новые подходы к праву, по сути, мало отразились на понятии нормы права, которая подавляющим большинством авторов рас­сматривается именно как правило (модель, образец) поведения, исходя­щее от государства и им охраняемое.  При этом, практически все авторы не разделяют понятий "норма права" и "правовая норма", рассматривая их как идентичные.

Рассмотрим формулировки основного родового признака, которые используются большинством авторов при определении нормы права.

1.                 Норма права - правило поведения. Данный признак относится к родовым: социальные нормы, видом которых являются правовые, опреде­ляются как "средства социальной регуляции поведения", "общие правила, регулирующие поведение людей в обществе".

 Указание на то, что норма права - правило поведения содержится в подавляющем большинстве определений. Это связано и с тем, что латинское слово "норма"  чаще всего переводится как "правило" (реже "образец"). Действительно, большинство правовых норм формулируются как правила поведения определенных (или всех без исключения) субъектов. Однако отнюдь не все виды правовых норм могут рассматриваться как прямые правила поведения. В качестве примера можно указать на ст.1п.1Конституции РФ: "Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления". Это - декларативная норма, которая ложится в основу правотворчества и, таким образом, связана с другими нормами, которые представляют собой непосредственные правила поведения. Но сама она таким правилом (правилом поведения), по сути, не является.

2.  Соотношение нормы права и правоотношения более четко отража­ет другой признак нормы - то, что они регулируют общественные отно­шения, воздействуют на них.

Этот признак представляется несомненным: он характеризует все правовые нормы, независимо от источника и характера правовой системы. При этом большинство норм (в частности все нормы-предписания) дейст­вительно прямо, непосредственно регулирует общественные отношения, а прочие осуществляют такое регулирование или воздействие опосредован-

но, косвенно - через другие нормы. Например, нормы-определения дейст­вуют на общественные отношения не прямо, а в сочетании с нормами предписаниями при их реализации.

3. В ряде определений  авторы  (С.С. Алексеев,   О.Э. Лейст,
А.С. Пиголкин и др.) указывают на "общий" характер правовых норм.

Этот признак безусловно типичен, причем не только для правовых, но и для всех социальных норм, ведь он вытекает из смысла самого поня­тия "норма". Любое правило поведения не может не быть "общим", в отличие от команды, приказа, которые носят индивидуальный характер. Видимо поэтому в большинстве определений этот признак не указывается: он поглощается термином "правило поведения" и признается излишним.

Следующие признаки правовых норм носят видовой характер, именно они отличают нормы права от других социальных норм.

4.                 В значительной части определений  отмечается то,

что  нормы  права устанавливаются или санкционируются государством, либо "исходят от государства".   Наряду с   этим   употребляются и иная терминология: "связанное с государственной властью правило", "призна­ваемое государством" и т.п.

Оба эти варианта представляются менее удачными: ведь государство "признает" не только правовые, но и иные социальные нормы, если они не противоречат нормам права. При этом в некоторых случаях такие нор­мы получают и прямое признание государства (например, признание не­которых обычаев правовыми).

В свете изложенного наиболее удачным представляется формули­ровка С.С. Алексеева: "правила, содержащиеся в признаваемых государ­ством источниках".[8] Действительно, государство признает не отдельные нормы, а те источники, в которых они содержатся, причем в различных странах признаются разные источники, что и определяет, становится ли нормой права соответствующее правило поведения (или иное установле­ние).

5. Вторая сторона связи правовых норм с государством заключа­ется в том, что, правовые нормы "охраняются государством", "обеспечиваются государством" и т.п. При этом, как правило, подчеркивается и возможность государственного при­нуждения как средства охраны этих норм от нарушения.[9]

Этот признак представляется весьма важным, это объясняется видимо тем, что он "по­глощается" признаком "общеобязательности" норм права, и те авторы, которые не отмечают государственной обеспеченности норм права (В.К. Бабаев, Р.З. Лившиц, В.К. Самигуллин, В.И. Гойман-Червонюк и др.), практически всегда отмечают их общеобязательность. И наоборот, те, ко­торые не выделили общеобязательность, указывают на их обеспеченность государством.

Признак охраны (обеспечения) норм права государством характерен для всех правовых систем. Действительно во всех странах государство ох­раняет правовые предписания, обеспечивает их реализацию, в том числе и мерами принуждения

Вместе с тем, стоит отметить и то обстоятельство, что принуждение бывает необходимым далеко не всегда.

С одной стороны, многие люди (и даже их большинство) соблюдают, исполняют правовые требования и предписания добровольно. Поэтому более точным представляется такая формулировка: "обеспечиваются в случае необходимости государственным принуждением".

С другой стороны, наряду с санкциями, предусматривающими такое принуждение: негативными (штрафными) и правовосстановительными (нейтральными), существуют и положительные (поощрительные) санк­ции, которые тоже обеспечивают выполнение правовых норм. Можно по­лагать, что по мере продвижения к правовому государству будет происхо­дить повышение уровня правового и нравственного сознания населения, и роль поощрительных санкций будет возрастать. Эту сторону государст­венного влияния на результат правореализации, на правомерность поведе­ния, тоже целесообразно учесть при формулировании основных признаков норм права.

Таким образом, именно этот признак (государственное принуждение и поощрение) весьма характерен для правовых норм, отличает их от всех других социальных норм.

6. Значительная часть авторов указывают на общеобязатель­ность норм права. Следует сказать, что в принципе общеобязательны, в каком-то смысле, все социальные нормы: все они подлежат соблюдению, исполнению. Однако признак общеобязательности используется, прежде всего для того, чтобы, по сути, указать на защищенность правовых норм, на возможность государственного принуждения.

Несмотря на видимую очевидность этого признака, он, тем не менее, также не является абсолютно бесспорным. Здесь можно указать на сле­дующие соображения.

Может вызвать определенные сомнения общеобязатель­ность управомочивающих норм, поскольку их адресаты могут по своему выбору использовать или не использовать свои права. Но здесь надо иметь в виду представительно-обязывающий характер указанных норм: из предоставления кому-то определенных прав вытекают соответствующие встречные обязанности другой стороны правоотношения. Даже нормы, ко­торые устанавливают права, являются велением, поскольку этому праву, как справедливо указывает А.С. Пиголкин, "соответствует властное указа­ние по отношению к другим лицам обеспечить своими действиями (или, наоборот, воздержанием от них) осуществление этой возможности".[10]

Таким образом, управомочивающая норма становится обязательной не для своего непосредственного адресата, а для иных субъектов, связан­ных с ним в рамках соответствующего правоотношения. Так, в соответ­ствии с п.2 ст. 520 ГК РФ "покупатель (получатель) вправе отказаться от оплаты товаров ненадлежащего качества и некомплектных товаров, а если такие товары оплачены, потребовать возврата уплаченных сумм..." Для управомоченной стороны эти правила не являются обязательными, однако, на основе этой нормы у продавца появляются обязанности либо не препятствовать покупателю в его отказе от сделки, либо в соответствии с его требованием вернуть полученную денежную сумму. Обязательность этой нормы, таким образом, обращена к продавцу.

7. Многие авторы (Я.С. Михаляк, З.Д. Иванова и др. ) отмечают, что нормы права устанавливают права и обязанности субъек­тов или меру, масштаб их поведения.[11] Этот признак наиболее характерен для норм-правил поведения. Однако, как указывалось выше, отнюдь не все правовые нормы от­вечают этому признаку. Большинство специализированных норм прав и обязанностей непосредственно не устанавливает, равно, как не определяет меру или масштаб поведения. Этот признак наиболее характерен для норм-правил поведения.

8. В   определение   правовой нормы иногда включаются и другие

положения, в том числе то, что она является "критерием правомерности поведения". Представляется, что эта характеристика также относятся не ко всем нормам права: в качестве критерия правомерности поведения не­посредственно выступают в основном нормы, которые прямо устанавли­вают правила поведения, именно они формулируются в виде прав и обя­занностей соответствующих субъектов. Другие же нормы в большинстве прямо не выступают в этом качестве, в частности нормы специализиро­ванные.

9. Ряд определений содержат указание на то, что правовые нормы выражает волю (классовую, народа, граждан государства и т.п.) имеют "классовый характер" и т.п.

 В принципе волевой характер многих правовых норм возражений не вызывает. Однако существует немало таких норм, например, из числа процессуальных, которые носят чисто технический характер, и вряд ли стоит связывать их содержание с классовой или народной волей. Кроме

того, многие нормы любой правовой системы отражают общечеловече­ские ценности, традиционные отношения, типичные для любого общест­ва, что естественно шире, чем воля класса или народа.

10.   Нередко в предлагаемые дефиниции включается признак фор­-мальной определенности.  Применительно   к     нормам, содержащимся в нормативных правовых актах и нормативных     договорах, это особых за­-мечаний не вызывает.  Но, если говорить о  правовых обычаях, прецеден-­тах и религиозных догматах, это уже не столь очевидно: многие из них в силу либо "неформализованности" источника, либо казуальности изложе­ния лишены соответствующей определенности, и результат их действия в гораздо большей степени зависит от толкования. Можно, например, разработать единую классификацию правовых норм, охватывающую все их виды и учитывающую структуру и назначение этих норм, указать на зависимость применения норм Шариата в зависимости от "иджмы", от школы толкования.

Наряду с признаками норм права, которые указываются в определе­ниях, различные авторы приводят и иные их характеристики.

Нетрудно, таким образом, убедиться, что хотя выше освещались только те признаки, которые вошли в определения нормы права, предло­женные различными авторами, все основные признаки этого явления были рассмотрены.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы