Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Международное публичное право

Международное публичное право

1. Понятие международного права.


Понятие МП-МПП и национальное право (внутригос-ое) являютcя равноправными юридическими явлениями и существуют независимо друг от друга.


Главной особенностью межд. права является то, что оно регулирует
исключительно межвластные отношения. МП действует только в отношениях
между государствами как таковыми.

В системе межгосударственного права отсутствует надгосударственный
аппарат принуждения к соблюдению правовых предписаний.


Гос-ва добровольно соблюдают нормы МП, исходя из заинтересованности в
их соблюдении своими партнерами по междунар. отношениям.


В национ. системах права органы гос-ва поделены функцией создания
нормативных предписаний поведения субъектов права, то в системе
междунар права нормативные предписания поведения государств не м
возникнуть иначе как в результате добровольного согласия между
субъектами  междунар отношений.

МП- это система юр.норм, регулирующих межгос.отношения в целях обеспечения мира и сотрудничества. Межгос.отношения – отношения с участие гос-тв, межгос.организаций и гос.образований (нации, борющиеся за создание собственного гос-тва, вольные города). Система МП представляет собой комплекс юр.норм, подразделяющихся на самост. части (отрасли, подотрасли, институты). Структура: внутренняя организация системы, расположение и соединение ее элементов, характер их взаимосвязи. Нормы МП: юридически обязательные к исполнению правила поведения гос-тв и др.субъектов МП, устанавливаемые самими субъектами. Нормы: договорные и обычные международно-правовоые (неписанные правила); универсальные (для большинства субъектов МП) и локальные (для субъектов одного региона, ограниченного курга субъектов); имеративные (jus cogens признается всеми субъектами и обязательна для всех, отклонение от нее недопутсимо) диспозитивные (предоставляют субъектов возможность определять свое поведение); материальые (устанавливают права и обязанности по конкретным правоотношениям) и процессуальные (устанавливают порядок реализации матер.норм); регулятивные (устанавливают конкретные права и обяханности) и охранительные (гарантируют раелизацию регулятивных норм); обязывающие, разещающие, управомоч-щие.

2. Дуалистическая теория соотношения межд права и внутригос-го права. Теория умеренного дуализма.

Между этими самостоят правов системами существ-ет тесная взаимосвязь. Национ правовые сис-мы оказывают влияние на формир-е норм междун права. Междун право в свою очередь  влияет на нац зак-во.  В случае расхождения какого-либо положения межд права с национ нормой преимуществ-ую силу имеет норма межд права.

В ряде гос-в ратифицированные межд договоры автоматически становяться частью нац закон-ва. Согласно межд праву гос-во не может ссылаться на свое нац зак-во для оправдания несоблюдения межд обязательства.

Примат междун права означает его главенствующ роль среди всех правовых сис-м. С др стороны, он означает обязанность гос-в руковод-ся в своих междун отношениях прежде всего межд правом , а не др мотивами. У каждого гос-ва имеются свои национ интересы. Задача заключ-ся в том, чтобы не нарушая междун права, поставить его на службу свои нац интересам.

Существует теория соотношения межд и внутр госуд-го права- дуалистическая теория признает наличие двух самостоятельных правовый систем, котор развиваются параллельными курсами, никогда не пересекаясь. Рассматривает МП и внутригос-ое как самостоят и равноправные, кот активно взаимодействуют в процессе нормотворчества.

Вывод: С точки зрения методов нормообразования внутригос-ое и МП являются самостоят-ми системами, но с точки зрения правоприменения они неразрывно взаимосвязаны.

Соотношение междунар и права и МЧП

Национальная правовая система оказывает влияние на формирование МП – двусторонние соглашения о режиме гос границы отражает нац. закон о гос. границах данных стран. МП влияет на нац право, и это влияние все ростет – обеспечения прав человека. Принимая на себя обязательство, гос-во обязуется выполнение его на свей своей территории, всеми органами и лицами – имплементация. Имплементация может производится поразному. Конституционно – то есть п. ст. 4 Конст. РФ  - МП часть нац. правовой системы РФ, МП преимущественнней . Трансформация – если это не указанно в конституции страны то обязательно указывается в законе. Гос-во не может сылаться на свое нац. законодательство при международном споре. Существует 2 теории соотношения МП и Нац.Пр.: 1. Монистическая – единство 2-х правовых систем; 2. Дуалистическая – 2 самостоятельные правовые системы, которые развиваются на параллельных курсах, нигде не пересекаясь. Истина находится посередине. В аспекте нормообразования – самостоятельные. В аспекте правоприменения – неразрывно взаимосвязаны.

4. Понятие нормы междунар  права. Квалификация норм междун права

Норма межд права - это созданное соглашением субъектов формально определенное правило, устанавливающее для них права, обязанности и обеспечиваемое юр механизмом. Норма представляет собой общее правило, рассчитанное на неопределенное количество случаев

Классификация норм. Доктрине известно немало попыток классифицировать нормы, но ни одна из них не нашла общего признания. Взяв за основу лишь наиболее важные критерии, можно предположить следующую классификацию межд-прав норм:

     - по содержанию и месту в системе - цели, принципы, нормы;

     - по сфере действия - универсальные, региональные, партикулярные;

     - по юр силе - императивные, диспозитивные;

     - по функциям в системе - материальные, процессуальные;

     - по способу создания и форме существования, т.е. по источнику - обычные, договорные, нормы решений межд организаций.

Международная практика исходит из реальности существования универсальных норм. Согласно принципу добросовестного выполнения обязательств. В решениях Межд Суда ООН имеется множество ссылок на “общие нормы межд права”. Главными отличительными признаками универсальных норм явл глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их межд сообществом в целом.

Региональные нормы возникают с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Наиболее показателен в этом плане Европейский Союз.

Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником явл договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Межд Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Императивные и диспозитивные нормы. Одной из характерных черт современного межд права явл наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юр силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных гос-в даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Диспозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и зак интересы третьих гос-в. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. Эти нормы обладают полной юр силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

Процессуальные нормы. К таким нормам относятся те, кот регулируют процессы создания и осуществления межд права

Другие виды норм. По способу регулирования различают запрещающие, обязывающие и управомочивающие нормы. Существуют нормы отсылочные, обязывающие руководствоваться правилами, содержащимися в других нормах, актах. Выделяют организационные нормы, кот имеют несколько разновидностей. й.

5. Источники междунар права

Под источниками международного права можно также понимать и результаты процесса нормообразования.


Статья 38 Статута Международного Суда ООН содержит перечень источников международного права, на основании которых Суд должен решать переданные на его рассмотрение споры. К ним относятся: (a) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; (b) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; (c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; (d) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Под общими международными конвенциями понимаются договоры, в которых участвуют или могут участвовать все государства и которые содержат такие нормы, которые обязательны для всего международного сообщества, то есть нормы общего международного права. К специальным относятся договоры с ограниченным числом участников, для которых обязательны положения этих договоров.

Международным обычаем, составляющим норму международного права, может стать такое правило поведения субъектов международного права, которое образовалось в результате повторяющихся однородных действий и признается в качестве правовой нормы.

Решения международных организаций, выражающие согласованные позиции государств, могут явиться отправным моментом для образования обычая. Только признание государствами в качестве правовой нормы превращает то или иное правило поведения государств в обычай.

Для установления существования обычая используются вспомогательные средства: судебные решения и доктрины, решения международных организаций и односторонние акты и действия государств.

К судебным решениям, которые являются вспомогательным средством, относятся решения Международного Суда ООН, других международных судебных и арбитражных органов. выдающихся ученых в области международного права часто рассматривались в качестве источников международного права.

Вспомогательным средством для определения существования обычая являются односторонние действия и акты государств. К таким односторонним действиям и актам относятся внутренние законодательные и другие нормативные акты. Международные судебные органы для подтверждения существования обычной нормы нередко прибегают к ссылкам на национальное законодательство.




6. Принципы междунар права

Основные принципы МП являются универсальными и не включают отраслевых принципов; ОПМП имеют характер общепризнанных; ОПМП являютмя принципами jus cogens. 1970 г. Ген Ассомблея ООН приняла Декларацию о принципах МП (7 пр-п). А в 1975 г. Совещание по  безопасности и сотруд-ва в Европе в Заключительном акте сформулировало Декларацию принципов, которыми гос-ва будут руководствоваться во взаимных отношениях. и уже не 7, а 10. ОПМП – это концентрированно выраженные и обращенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений  по поводу наиболее важных вопросов международной жизни. Принципы: 1. Пр-п неприменения силы и угрозы силой; 2. Пр-п разрешения межд. споров мирными средствами; 3. Пр-п невмешательства во внутренние дела гос-ва; 4. Пр-п обязанности гос-ств сотрудничать друг с другом; 5. Пр-п равноправия и самоопределения народов; 6. Пр-п суверенного равенства; 7. Пр-п добросовестное выполнение обязательств по МП – этому пр-пу предшествовал пр-п соблюдения Межд. договоров (pacta sunt servanda); 8. Пр-п нерушимости гос. границ; 9. Пр-п территориальной целостности гос-ств; 10Пр-п уважения прав человека и основных свобод.


7. Понятия и виды субъектов междунар права

СМП – участники межд. отношений, которые обладают правами и обязанностями, непосредственно вытекающими из МП. Международная правосубъектность = международной дееспособности. Категории СМП: 1. Первичные – это гос-ва, а при определенных обстоятельствах народы и нации, которые самостоятельно участвуют в межд. отношениях, и направлены на приобретение гос-ственности. Это самостоятельные и самоуправляемые образования, которые уже своим существованием являются СМП (ipso facto). 2. производных (вторичных СМП) – образования, источником правосубъектности которых является соглашение или др. договоренности первичных СМП. Действуют ыв межд. отношениях не привышая полномочия указанные в учредительных док-тах. Признаки: участвуют в становлении и поддержании Межд. правопорядка; создают и реализуют нормы МП, а также осуществляют меры по принуждению к их выполнению. Межд. правосубъектность гос-ва – универсальна – полномоштабное его участие в Межд. правоотношениях. Делятся : 1. Простые (унитарные) – имеет единое гос. образование; 2.сложные – федерации. Где субъекты в определенной степени могут участвовать в межд.отношениях. Они делятся на унии: 1. реальные – слияние нескольких гос-ств; 2. Личные – союз 2 и > гос-ств связанные с монархической формой правления. Каждое гос-во – СМП. Конфедерация – постоянный союз суверенных гос-ств. Выступает как СМП но органиченно. Только межд. межправительственные организации относятся к СМП. НПО – такими не являются. Физ и Юр лица как и транснациональные компании СМП не являются.

8. Госуд-во как субъект междунар права

Понятие гос-ва в межд праве. Суверенное гос-во явл основным субъектом межд права. В межд-прав литературе издавна используется понятие гос-ва, представляющее единство трех элементов - суверенной власти, населения, территории. Гос-во - необходимая форма организации населения для участия в межд сообществе, для представительства и защиты его интересов.

Основные права и обязанности гос-ва. Каждое гос-во вправе требовать разрешения споров мирными средствами и обязано уважать соответствующее право других гос-в. Каждое гос-во имеет право самостоятельно решать свои внутренние дела и обязано не вмешиваться в соотв дела других гос-в. Гос-во имеет право на сотрудничество с другими гос-вами на основе демокр принципов, закрепленных Уставом ООН, и несет обязанность сотрудничать. Гос-во имеет право свободно выбирать свою соц-полит систему и обязано уважать соответствующее право других гос-в, а также равноправие и самоопределение народов.

Юрисдикция государства. Для реализации суверенных прав гос-ва существенное значение имеет понятие юрисдикции. Последняя есть проявление суверенитета и означает гос власть, ее объем и сферу действия. По объему различают юрисдикцию полную и ограниченную, по сфере действия - территориальную и экстратерриториальную, по характеру власти - законодательную, исполнительную, судебную.

Полная юрисд означает власть гос-ва предписывать поведение и обеспечивать реализацию своих предписаний всеми имеющимися в его распор зак средствами. Ограниченная означает, что гос-во может предписывать поведение, однако оно в большей или меньшей мере ограничено в использовании средств, обеспечивающих выполнение предписаний.

В силу территориального верховенства гос-во осущ полную юрисд в пределах своей территории. В силу личного верховенства - ограниченную юрисд в отношении своих граждан за рубежом.

Иммунитет государства. Юрисдикция должна осущ с соблюдением иммунитетов, признанных межд правом. Иммунитет вытекает из принципа суверенного равенства. Ранее иммунитет был абсолютным, распространялся на любую деятельность иностранного гос-ва и его собственность. В конце прошлого века появилась, а в наше время нашла широкое признание концепция ограниченного иммунитета. Согласно этой концепции, иммунитет ограничивается лишь теми отношениями, в которых гос-во выступает как носитель суверенной власти, действиями, совершаемыми в силу гос власти.

 

10. Понятие и теории международно- правового признания

Признание гос-ва представляет собой односторонний акт, которым гос-во признает факт образования нового гос-ва и тем самым его межд-прав. субъектность.

Признание-это политико-правовой акт гос-ва, которым оно официально подтверждает свою осведомленность о возникновении нового гос-ва, выражает свое позитивное отношение к этому и к намерению нового гос-ва вступать в отношения с другими гос-ми и участвовать в междун-ом общении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы