Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Лекции по конституционному праву

Лекции по конституционному праву

1. Понятие и предмет конституционного права.

2. Конституционно-правовые нормы (КПН).

3. Конституционно-правовые отношения (КПО).

1. Конституционно (государственное право) – ведущая отрасль права
России, представляющее собой совокупность норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, определяющие организационное и функциональное единство общества, основы конституционного строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Все остальные отрасли права развиваются, основываясь на принципах и нормах конституционного законодательства. Нормы других отраслей права не могут противоречить нормам конституционного законодательства.

Предметом конституционного права являются общественные отношения, урегулированные данной отраслью права. В него входят:

1. отношения, определяющие основы взаимоотношений человека с государством, а также права, свободы и обязанности человека и гражданина.

2. отношения между РФ и ее субъектами.

3. отношения, регулирующие систему органов государственной власти и местного самоуправления.

2. КПН по сравнению с другими отраслями права имеют свои особенности:

1. Основным источником, в котором они содержатся, является КРФ, которая обладает высшей юридической силой по отношению к другим законам.

2. Учредительный характер КПН (КПН закрепляют систему органов государственной власти и управления, правовые акты, которые ими принимаются и т.д.)

3. Специфический характер субъектов отношения: народ, государство, высшие государственные органы.

4. Особая структура норм. Они обычно состоят из гипотезы и диспозиции.

КПН классифицируются по следующим признакам:

1. по содержанию, т.е. по кругу регулируемых отношений.

Основы конституционного строя – глава I КРФ.

Основы правового статуса человека и гражданина – гл. II.

Федеративное устройство – гл. III.

Система органов государства и местного самоуправления гл. 4 –8.

2. по территории действия различают нормы, действующие на:

1) всей территории РФ (констит.)

2) на территории субъектов РФ (республики, края, области, автономного края).

3) в границах территории, в которых осуществляется местное самоуправление (поселки, города).

3. по характеру предписания, содержащего в норме:

1) управомочивающие определяют рамки правомочий субъектов, предметы ведения всех государственных органов. ст. 71 КРФ, ст. 72, 103

2) обязывающие закрепляют обязанности субъектов совершать определенные действия ст. 57 КРФ, 58, 59

3) запрещающие содержат запреты на совершение определенных действий ст. 13 (ч. 5), 37 (ч. 2)

4. по степени определенности содержащихся в них предписаний различают

1) императивные однозначно определяют вариант поведения

2) диспозитивные позволяют субъектам менять вариант действия с учетом указанных в норме условий и обстоятельств ст. 62

5. по назначению в механизме правового регулирования

1) материальные предусматривают содержание действия по правовому регулированию общественных отношений

2) процессуальные (процедурные) определяют формы, в которых реализуются материальные нормы

Конституционно-правовой институт – это совокупность однородных правовых норм, регулирующих взаимосвязанные отношения.

Например, институт гражданства.

3. Конституционно-правовое отношение – это общественное отношение, которое урегулировано нормами конституционного права и содержанием которого является юридическая связь между субъектами в форме –взаимных прав и обязанностей, предусмотренных данной правовой нормой.

Субъект конституционных правоотношений – это участники, выступающие в качестве сторон (государство, гражданин, народ), депутаты, органы государственной власти, избирательные комиссии.

Объект конституционных правоотношений – это то, на что направлены права (соотв.) и обязанности.

Объекты делятся на

1) действия компетенция Президента, органов власти

2) имущественные и неимущественные блага (жилище, личная и частная собственность, земля)

3) основанием возникновения, изменения и прекращения КПО является юридический факт.

Юридические факты делятся на событие и действие.

Например, возникновение правоотношений по гражданству порождает событие – рождение ребенка, а по реализации права избирать – действие
(составление списка избирателей, получение и заполнение бюллетеней).

Система и источники конституционного права

1. Источники конституционного права.

2. Система к.п.

3. Место конституционного права в системе российского права.

1. Источники конституционного права – это правовые акты, в которых находят свое закрепление нормы к.п.

К источникам к.п. относятся только действующие в настоящее время нормативные правовые акты.

1. Основным источником является КРФ, нормы, установленные в
Конституции, носят учредительный характер, являются первичными. Они не связаны какими-либо законами, которые были бы для них юридически обязательны.

Конституция обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты не могут противоречить ей.

2. Федеральные конституционные законы (ФКЗ) и федеральные законы ФЗ.

ФКЗ принимаются по вопросам КРФ, предусмотрен более жесткий порядок принятия ФЗК по сравнению с ФЗ

3. Указы и другие нормативные акты Президента

4. Постановление палат Федерального Собрания

5. Постановление правительства

6. Декларации

7. Конституции республик в составе РФ и уставы других субъектов РФ

8. Договоры

2. Система конституционного права – это объединение конституционно- правовых норм в институты в определенной последовательности в зависимости от их содержания и характера регулируемых отношений.

Система к.п. включает в себя следующие институты:

1. Основы конституционного строя РФ

2. Федеративное устройство

3. Организация органов гос. власти и местного управления

4. Правовой статус человека и гражданина

Это общая система к.п.

3. К.п. является ведущей отраслью права РФ. К.п. служит основой для других отраслей права:

1) административного, т.к. определяет систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию

2) гражданского и хозяйственного, т.к. закрепляет различные формы собственности, права собственников, принципы хозяйствования

3) финансового, т.к. регулирует основы бюдж. системы РФ, систему налогов

4) уголовного права и уголовного процесса, т.к. устанавливает систему органов судебной власти, констит. принципа правосудия, права граждан в судопроизводстве.

2. Федеральный з-н от 31.07.98 № 156 ФЗ "О внесении дополнения в статью 12 федерального з-на "Об оружии" (принят ГД ФС РФ 03.-7.98)

Федеральный з-н от 31.07.98 № 147 – ФЗ "О введении в действие части первой налогового кодекса РФ"(принят ГД ФС РФ 16.07.98)

Федеральный КЗ от 17.12.97 № 2 – ФКЗ "О правительстве РФ" (одобрен СФ
ФС РФ 14.05.97)

3. Указ Президента РФ от 13.08.98 № 961 "О государственном комитете
РФ по охране окружающей среды и гидрометеорологии"

Указ Президента РФ от 25.07.98 № 887 "О реализации акций российского акционерного общества "Газпром"

Указ Президента РФ от 18.07.98 № 853 "О постановке на экспорт в 1998 году сырья цветных металлов, содержащего драгоценные металлы"

4. Постановление Совета Федерации РФ от 02.06.94 № 133-1 СФ "О кризисе производства в сельскохозяйственном машиностроении".

Постановление СФ ФС РФ от 26.02.94 № 51-1 СФ "О законодательном обеспечении функционирования агропромышленного комплекса РФ" (утратил силу).

Постановление ГД ФС РФ от 16.04.98 № 2401-II ГД "О проекте налогового кодекса РФ".

Постановление ГД СФ РФ от 24.12.97 № 2038-II ГД "Об объявлении амнистии".

5. Постановление Правительства РФ от 21.08.98 № 988 "Об обеспечении устойчивого снабжения топливом и энергией отраслей экономики и населения в осенне-зимний период 1998-1999 г.".

Постановление Правительства РФ от 17.08.98 № 980 "ОБ организации работы по погашению отдельных видов государственных ценных бумаг".

Постановление Правительства РФ от 14.08.98 № 960 "О федеральной сети сотовой радиотелефонной связи"

6. Постановление ВС РФ от 22.11.91 № 1920-I "О декларации прав и свобод человека и гражданина"

7. Соглашение стран СНГ от 09.09.94 "О сотрудничестве в строительной деятельности" (вместе с "Уставом Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности").

Соглашение стран СНГ от 22.01.93 "Об учреждении межгосударственного банка".

8. Договор от 01.10.55 "О создании международной финансовой корпорации" (ред. от 28.04.93).

Договор от 12.04.94 "Об объединении денежной системы Республики
Беларусь с денежной системой РФ и условиях функционирования общей денежной системы".

Договор между РФ и Республикой Кыргыстан от 14.09.92 "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам".

Конституция как основной закон государства

1. Понятие, сущность, ф-ции Конституции

2. Виды конституций

3. Особенности конституции как юридического акта

4. Охрана конституции

Конституция России – это нормативный правовой акт высшей юр силы, закрепляющий основы конст. строя РФ, основы правового статуса человека и гражданина, федер. устройство, систему, принципы деятельности органов гос. власти и местного самоуправления.

Термин "конституция" происходит от лат. constitutio. Означает построение, установление.

Функции конституции:

1. К. принимается народом или от имени народа. Действующая конституция 1993 г. принята конституционным референдумом ст. 3 (ч. 1)

Носителем суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.

2. Препятствовать территориальному распаду гос-ва, обеспечивать ее целостность и неприкосновенность.

3. Политическая, которая избирает конст. рамки избир системы

4. Экономическая, ст. 8 (2)

В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

5. Социальная, ст. 7 (1)

РФ – социальное гос-во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

6. Идеологическая, ст. 13 (1.2)

В РФ признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной

2. В современном правоведении проводится классификация конституций:

1. По порядку установления различают: а) октроированные, т.е. дарованные монархом б) Неоктроированные, принятые высшим органом гос. власти,
Учредительным собранием или референдумом

2. По форме: а) писаные, когда существует основной з-н гос-ва б) неписаные, когда роль основного з-на гос-ва выполняют несколько актов, закрепляющих организацию верховной гос. власти, права и свободы граждан (Великобритания, Новая Зеландия).

3. По порядку изменения и дополнения различают: а) гибкие, если конституция изменяется и дополняется в том же порядке, что и текущее законодательство (неписаные) б) жесткие, если в более сложном порядке

4. По форме закрепления политической власти различают: а) монархические (Бельгия, Япония, Испания, Швеция) б) республиканские (Италия, США, Франция, Россия)

5. По формам закрепляемого гос. устройства: а) федеральные (США, Индия, Россия) б) унитарные (Италия, Китай, Испания, Франция)

3. Конституция имеет особенности, отличается от других з-нов:

1. Конституция регулирует широкую сферу общ. отношений и затрагивает интересы всех граждан.

2. Нормы конституции являются источниками не только конституционного, но и других отраслей права

3. К. – юридическая база для развития всего текущего законодательства. ФКЗ и ФЗ принимаются на основе К.

4. К. обладает высшей юридической силой. Это означает, что все остальные з-ны должны приниматься на ее основе и не противоречить ей.

5. Существует особый порядок принятия К. и внесения в нее поправок
(гл. 9) ст. 134 – круг субъектов, которые могут требовать изменения или принятия новой К. Предложения о поправках и пересмотре положений КРФ могут вносить:

- Президент РФ

- Совет Федерации

- Гос. Дума

- Правительство РФ

- законодательные (правительственные) органы субъектов РФ

- группа численностью не менее 1/5 членов СФ или депутатов ГД.

В РФ в настоящее время действует конституция, принятая 12 дек. 1993 г. конст. референдумом. В нем участвовало 58 187 775 зарегистрированных избирателей. Это 54,8 % от числа избирателей, внесенных в списки. За – 32
937 630 человек – 58,4 % от явившихся на избир. участки.

Структура конституции:

Конституция состоит из преамбулы, 2 разделов, 9 глав, 137 статей.

Раздел I КРФ включает 9 глав:

1. Основы конституционного строя РФ

2. Права и свобода человека и гражданина

3. Федеральное устройство

4. Президент РФ

5. Федеральное Собрание

6. Правительство РФ

7. Судебная власть

8. Местное самоуправление

9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции

Раздел II

Заключительные и переходные положения.

4. Правовая охрана К. – это совокупность юр. средств, с помощью которой достигается выполнение всех установленных к. норм, соблюдение режима конституционной законности.

Важная гарантия безопасности к. заложена в ч. 2 ст. 15.

Орган гос. власти, орган местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать КРФ и з-ны.

Целью охраны к. служит положение ч.5 ст. 13. Тем самым гарантируется деятельность только тех объединений, кот. признаются конституцией.

Парламентский контроль за соблюдением к. осуществляется палатами ФС.

Важную роль в укреплении конституционной законности играет Президент
РФ. Он выступает гарантом конституции и федеральных законов (ч. 2 ст. 80).

Особую роль в охране конституции и ее соблюдении играет конституционный суд (ст. 125).

Понятие и содержание основ конституционного строя РФ

1. Понятие конституционного строя. Человек, его права и свободы как высшие ценности конст. строя.

2. Конституционные характеристики РФ: а) демократическое гос-во б) федеральное гос-во в) правовое гос-во г) республиканская форма правления д) социальное гос-во е) светское гос-во ж) экономическая основа з) суверенное гос-во

3. Понятие народного суверенитета. Основные формы народовластия.

Перечень нормативных актов:

1. Глава I КРФ

2. Декларация о гос. суверенитете РСФСР. Принята 12 июня 1990 г.
Первым съездом народных депутатов РСФСР (консультант, "Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного совета РСФСР 1990 г. № 2, ст. 2).

3. ФЗ от 26 сент. 1997 г. "О свободе совести и религиозных объединениях". "Собрание законодательства РФ (СЗРФ) 1997 г. № 39".

4. ФЗ "О референдуме" от 10 окт. 1995 г. "СЗРФ, 1995 г., № 42"

1. Под основами конституционного строя понимаются главные устои гос- ва, его основные принципы, кот. призваны обеспечить РФ х-р констит. гос-ва
(гл. I КРФ).

Эти нормы могут быть изменены только в особом порядке, предусмотренном ст. 135 КРФ.

2. В понятие основ конст. строя РФ входят закрепленные в КРФ характеристики гос-ва.

РФ – демокр. гос-во

Его демократизм находит выражение в обеспечении в нем

1. народовластия

2. разделения властей на законодательную, исп. и суд.

3. идеолог и политич. многообразия

4. местного самоуправления

1. В дем. гос-ве единственным источником власти является ее многонациональный народ – ст. 3(1).

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо, использует исключительно в своих интересах.

2. Принцип разделения властей.

Для обеспечения свободы граждан, различных функций гос. власти законодательная, исполнительная и судебная осуществляются различными органами, независимыми друг от друга и сдерживающим друг друга – ст. 10, 11
КРФ.

Демокр. в РФ означает, что признается идеологическое и политическое многообразие - ст. 13.

Важнейшим проявлением демокр. в РФ является наличие в ней местного самоуправления. б) РФ – федеральное гос-во.

По форме гос устройства гос. делятся на унитарное гос-во и федеральное. Унитарное – не имеет в своей внутренней тер. структуре других государств. Федерация – объединение 2-х или нескольких государств в одно гос-во, кот. обеспечивается гос. единство всех входящих в его состав гос. и сохраняется за ними определенная политико-юридич. самостоятельность –
Россия, США.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы