Меню
Теги для нашей библиотеки:Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое. |
Косвенное влияние государства экономикуCОДЕРЖАНИЕ: 1. История эволюции представлений о роли государства в экономике.........................................................3 Меркантелисты............................................................3 Классическая теория...................................................3 Кейнсианская теория...................................................4 Неоклассическая теория.............................................5 2. Функции государства в экономике.......................................6 антитрестовское регулирование..................................7 3. Методы государственного воздействия на рынок................8 государственные расходы...........................................8 налогообложение.........................................................9 государственное регулирование.................................10 государственное предпринимательство......................10 4. Проблемы и ограничения государственного вмешательства............................................................... хозяйстве................................................................... 5. Некоторые экономические функции правительства США.................................................................... ................15 правовая база и общественная атмосфера...................15 защита конкуренции.......................................................16 перераспределение дохода...........................................18 перераспределение ресурсов........................................18 стабилизация................................................................ Заключение.................................................................. Список использованной литературы.........................................22 Введение. Проблема государственного вмешательства в экономику является, по
моему мнению, является основной для любого государства, независимо от
того, рыночная ли это экономика или же распределительная. В
распределительной экономике все проще: государство берет на себя все
права и обязанности по производству и распределению товаров и услуг. То
есть о регулировании говорить не приходится: государству просто некого
регулировать. В таком случае речь идет о замещением всего многообразия
форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого
производить?" одной единственной формой собственности - государственной, а
ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и
распределением. Однако такая система на деле показала свою
неэффективность. Остается рыночный путь развития. Но в рыночном
хозяйстве государству приходится постоянно корректировать глубину
влияния. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное
производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не
имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и
произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОЛИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ. Меркантелисты. История государственного регулирования восходит к концу средневековья. В то время основной экономической школой была школа меркантелистов. Она провозглашала активное вмешательство государства в экономику. Меркантелисты утверждали, что главный показатель богатства страны - количество золота. В связи с этим они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт. Классическая теория. Следующей ступенью развития представлений о роли государства стала работа А.Смита "Исследование о природе и причинах богатства народов", в которой он утверждал, что "свободная игра рыночных сил"(принцип"laissez faire") создает гармоничное устройство" (Варга В. Роль государства в рыночном хозяйстве. МЭиМО N11, 1992г.,стр.131). В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственность, разрешать споры, иными словами, делать то, что индивидуум либо не в состоянии выполнить самостоятельно, либо делает это неэффективно. В своем описании системы рыночной экономики Адам Смит доказывал, что именно стремление предпринимателя к достижению своих частных интересов является главной движущей силой экономического развития, увеличивая в конечном итоге благосостояние как его самого, так и общества в целом. Главное заключалось в том, что для всех субъектов хозяйственной деятельности должны быть гарантированы основные экономические свободы, а именно свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли. Кейнсианская теория. В 30-е года нашего века, после глубочайшего спада экономики США, Главными чертами кейнсианской модели регулирования являются: - высокая доля национального дохода, перераспределяемая через госбюджет; n создание обширной зоны государственного предпринимательства на основе образования государственных и смешанных предприятий; - широкое использование бюджетно-финансовых и кредитно-финансовых регуляторов для стабилизации экономической конъюнктуры, сглаживания циклических колебаний, поддержания высоких темпов роста и высокого уровня занятости. Модель государственного регулирования, предложенная Кейнсом,
позволила ослабить циклические колебания в течение более чем двух
послевоенных десятилетий. Однако примерно с начала 70-х гг. стало
проявляться несоответствие между возможностями государственного
регулирования и объективными экономическими условиями. Кейнсианская модель
могла быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Высокие
темпы роста национального дохода создавали возможность перераспределения
без ущерба накоплению капитала. Однако в 70-е года условия
воспроизводства резко ухудшились. Был опровергнут закон Филлипса,
согласно которому безработица и инфляция не могут расти одновременно. Неоклассическая теория. Теоретической основой неоконсервативной модели послужили концепции
неоклассического направления экономической мысли. Трансформация модели
государственного регулирования заключалась в отказе от воздействия на
воспроизводство через спрос, а вместо этого - использование косвенных
мер воздействия на предложение. Сторонники экономики предложения считают
необходимым воссоздать классический механизм накопления и возродить
свободу частного предпринимательства. Экономический пост
рассматривается как функция от накопления капитала, которое
осуществляется из двух источников: за счет собственных средств,
т.е. капитализации части прибыли и за счет заемных средств (кредитов). Главные преграды на этом пути - высокие налоги и инфляция. Высокие
налоги ограничивают рост капиталовложений, а инфляция удорожает кредит и
тем самым затрудняет использование заемных средств для накопления. Сокращение налоговых ставок сократит и доходы госбюджета и увеличит его дефицит, что осложнит борьбу с инфляцией. Следовательно, следующим шагом станет сокращение государственных расходов, отказ от использования бюджета для поддержания спроса и осуществления широкомасштабных социальных программ. Сюда можно отнести и политику приватизации государственной собственности. Следующий комплекс мер - реализация политики дерегулирования. Это означает ликвидацию регламентаций по ценам и заработной плате, либерализацию (смягчение) антитрестовского законодательства, дерегулирование рынка рабочей силы и др. Таким образом, в неоконсервативной модели государство может лишь косвенно влиять на экономику. Главная же роль в реализации экономического развития страны отводится рыночным силам. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ. Вмешательство государства в экономику преследует определенные
функции. Как правило, оно корректирует те "несовершенства", которые
присущи рыночному механизму и с которыми он сам либо справиться не в
состоянии , либо это решение неэффективно. Государство берет на себя
ответственность за создание равных условий для соперничества
предпринимателей, для эффективной конкуренции, за ограничение власти
монополий. Оно также заботится о производстве достаточного количества
общественных товаров и услуг, так как рыночный механизм не в состоянии
должным образом удовлетворять коллективные потребности людей. В целом государство реализует политические и социально- экономические принципы данного сообщества граждан. Оно активно участвует в формировании макроэкономических рыночных процессов. Роль государства в рыночной экономике проявляется через следующие
важнейшие функции: а) создание правовой основы для принятия экономических решений. Антитрестовское регулирование. Антимонопольная деятельность государства является одной из важнейших областей приложения государственного вмешательства. Регулирование развивается в двух направлениях. На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, то есть в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением. На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принял форму антимонопольного законодательства. Далее будут рассмотрены особенности регулирования деятельности естественных монополий. Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность. Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность и государственное регулирование. Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек. Таким образом, цель отраслевого регулирования состоит в том, чтобы защитить общество от рыночной власти естественных монополий путем регулирования цен и качества обслуживания. Но необходимо использовать прямое регулирование только там, где это не приводит к снижению эффективности производства. Регулирование не должно применяться в случаях, когда конкуренция может обеспечить лучшее обеспечение общества продукцией. Другим видом контроля являются антитрестовские законы. Эта форма
контроля имеет богатую историю. В 1890г. был принят знаменитый закон В том же году была создана Федеральная торговая комиссия. В ее компетенцию входил контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований. Большое количество антимонопольных законов и различных уточнений к
ним доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РЫНОК. Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через 1свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство. Государственные расходы . 0считаются одним из важных элементов
макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и
ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и
трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как
правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону,
строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). |
РекомендуемОпрос |