Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Контрольная история Государства и Права

Контрольная история Государства и Права


|Контрольная работа. |
|по истории государства и права России. |

Содержание.
Губернская реформа 1775 г. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785г. 3
Основные законы гражданского права по Своду Законов Российской империи
(вещное, обязательственное, наследственное право). 9
Изменения в государственном механизме России в начале ХХ века. 14
Список литературы. 18

Губернская реформа 1775 г. Жалованные грамоты дворянству и городам 1785г.

Документом, определившим направление новой губернской реформы, стали
«Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» (1775г.).

Накануне реформы территория России разделялась на двадцать три губернии, шестьдесят шесть провинций и около ста восьмидесяти уездов. Проводимая реформа планировала осуществить разукрупнение губерний, их число было удвоено, через двадцать лет после ее начала число губерний достигло пятидесяти.

Деление на губернии и уезды осуществлялось по строго административному принципу, без учета географических, национальных и экономических признаков. Основной целью деления было приспособление нового административного аппарата к фискальным и полицейским делам.

В основу деления был положен чисто количественный критерий — численность населения. На территории губернии проживало около четырехсот тысяч душ, на территории уезда — около тридцати тысяч душ.

Старые территориальные органы после ряда преобразований ликвидировались.
Упразднялись провинции, как территориальные единицы.

В основу нового деления было положено статистическое начало, при проведении которого в жизнь упускалось из виду, что управлять теми же 300-
400 тыс. душ гораздо труднее, если они разбросаны на большой территории.
При большей дробности новых административных округов, нужно было и более административных центров; поэтому возникло много новых городов созданных совершенно искусственно.

Во главе губернии стоял губернатор, назначаемый и смещаемый монархом. В своей деятельности он опирался на губернское правление, в которое входили губернский прокурор и два сотника. Финансовые и фискальные вопросы в губернии решала казенная палата. Вопросами здравоохранения, образования ведал приказ общественного призрения.

Надзор за законностью в губернии осуществлял губернский прокурор и два губернских стряпчих. В уезде те же задачи решал уездный стряпчий. Во главе уездной администрации (а число уездов по реформе также удваивалось) стоял земский исправник, избираемый уездным дворянством, учреждена как и коллегиальный орган управления — нижний земский суд (в котором кроме исправника действовали два заседателя).

Земский суд руководил земской полицией, наблюдал за проведением в жизнь законов и решений губернских правлений. В городах была учреждена должность городничего. Руководство несколькими губерниями поручалось генерал- губернатору. Ему подчинялись губернаторы, он признавался главнокомандующим на своей территории, если там в данный момент отсутствовал монарх, мог вводить чрезвычайные меры, непосредственно обращаться с докладом к императору.

|ОБЩАЯ |ФИНАНСОВОЕ |СУДЕБНЫЕ УЧЕРЕЖДЕНИЯ |
|АДМИНИСТРАЦИЯ |УПРАВЛЕНИЕ | |
|В ГУБЕРНИЯХ |
|Губернатор. |Казенная |Палата уголовного суда |
|Губернатор- |палата (ви- | |
|ское правление|це-губернато|(председатель, два советника и два асессора)|
|(губерна- |р, дирек- | |
|тор и два |тор | |
|советника). |экономии, | |
| |один | |
| |советник, |Палата гражданского суда |
| |два асессо- | |
|Губернский |ра, |(председатель, два советника и два |
|прокурор и |губернский |асессора). |
| |казна- | |
|два стряпчих. |чей). | | | |
| |Губернский |Для дворян |Для |Для казенных |
| |землемер. | |городских | |
| | | |обывателей |крестьян |
| | |Верхний |Губернский |Верхняя расправа|
| | |земский суд |магист- |(два пред- |
| | |(два |рат (два |седателя и 10 |
| | |председателя|председателя|заседателей). |
| | |и | | |
| | |десять |и 6 | |
| | |заседателей)|заседателей)| |
| | |. |. | |
|В УЕЗДАХ И ГОРОДАХ |
|Нижний земский|Уездный |Уездный суд |Городской |Нижняя расправа |
|суд (зем- |казначей. |(Уездный |голова. |(расправ- |
|ский исправник| |судья и 2 | |ный судья и 8 |
|или ка- | |заседателя).| |заседателей). |
|питан и два |Уездный | |Городовой | |
|или три за |землемер. | |магистрат | |
|седателя) . | | |(2 | |
| | | |бургомистра | |
| | | |и 4 | |
| | | |ратмана). | |
|В городах, где| | | | |
|нет комен- | | | | |
|данта, | | | | |
|городничий (на| | | | |
|чальник | | | | |
|полиции). | | | | |

Губернская реформа 1775г. усилила власть губернаторов и, разукрупнив территории, упрочила положение административного аппарата на местах. С той же целью создавались специальные полицейские, карательные органы и преобразовывалась судебная система.

В процессе судебной реформы была сформулирована и упрочена сословная судебная система.

1) Для дворян в каждом уезде создавался уездный суд, члены которого
(уездный судья и два заседателя) избирались дворянством на три года.

Апелляционной инстанцией для уездных судов стал верхний земский суд, состоявший из двух департаментов: по уголовным и гражданским делам. Верхний земский суд создавался один на губернию. Ему принадлежало право ревизии и контроля за деятельностью уездных судов.

Верхний земский суд состоял из назначенных императором председателя и вице-председателя и избранных на три года дворянством десяти заседателей.

2) Для горожан низшей судебной инстанцией стали городские магистраты, члены которых избирались на три года.

Апелляционной инстанцией для городских магистратов были губернские магистраты, состоявшие из двух председателей и заседателей, избираемых из состава горожан (губернского города).

3) Государственные крестьяне судились в уездной нижней расправе, в которой уголовные и гражданские дела рассматривали назначаемые властями чиновники.

Апелляционной инстанцией для нижней расправы стала верхняя расправа, дела в которую вносились под денежный залог в течение недельного срока.

4) В губерниях учреждались совестные суды, состоявшие из сословных представителей (председателя и двух заседателей): дворян — по дворянским делам, горожан — по делам горожан, крестьян — по крестьянским делам.

Суд носил характер примирительного суда, рассматривал гражданские иски, а также характер специального суда — по делам о преступлениях малолетних, умалишенных и делам о колдовстве.

5) Апелляционной и ревизионной инстанцией в губернии стали судебные палаты (по гражданским и уголовным делам).

В компетенцию палат входил пересмотр дел, рассмотренных в верхнем земском суде, губернском магистрате или верхней расправе.

К апелляционной жалобе прилагался солидный денежный залог.

6) Сенат оставался высшим судебным органом для судов всей системы.

Реформа 1775 г. сделала попытку отделить суд от администрации.
Попытка не удалась: губернаторы имели право приостанавливать исполнение приговоров, некоторые приговоры (к смертной казни и лишению чести) утверждались губернатором.

Председатели всех судов назначались правительством (представители сословий могли избирать только заседателей).

Целый ряд дел рассматривался городскими полицейскими органами.
Продолжала существовать и действовать вотчинная юстиция.

Местное управление вышло очень систематично и либерально. Оно отвечало до некоторой степени и отвлеченным теориям Екатерины и желаниям сословий, потому что имело несомненную связь с депутатскими желаниями. Однако, местные учреждения 1775г. не привели в систему всего государственного управления. Они не затронули форм центрального управления, но имели на него косвенное влияние. Центр тяжести всего управления был перенесен в области, и в центре оставалась лишь обязанность руководства и общего наблюдения.

По «учреждениям» 1775 г. все сословия (кроме крепостных крестьян) получили право участия в делах местного управления и суда. Конечно, роль дворянства в этих учреждениях была преобладающей, как потому, что высшие должностные лица губернского управления назначались правительством из кругов дворянства, так и потому, что состав уездной администрации — капитан- исправник и заседатели нижнего земского суда — прямо избирался местными дворянскими обществами.

«Жалованная грамота дворянству» (1785 г.) была наиболее важным актом, осуществившим правовую консолидацию дворянства.

Еще в 1771 г. в результате работы Уложенной комиссии был подготовлен проект, позже положенный в основу «Жалованной грамоты дворянству». В проекте все население разделялось на три класса, первый из которых именуется «благородный». Проект развивал положения екатерининского «Наказа» об особом статусе и предназначении дворянства.

Привилегии дворянства определялись достаточно широко: прежде всего закреплялось положение Манифеста 1762 г. «О вольности дворянской», о свободе дворян служить, оставлять службу, выезжать в другие государства, отказываться от подданства.

Устанавливались политические корпоративные права дворянства: право созывать и участвовать в провинциальных съездах, право избирать дворянами судей.

«Жалованная грамота дворянству» (полное название «Грамота на права и преимущества благородного российского дворянства») состояла из вводного манифеста и четырех разделов (девяносто две статьи).

В ней устанавливались принципы организации местного дворянского самоуправления, личные права дворян и порядок составления родословных дворянских книг.

Дворянское достоинство определялось как особое состояние качеств, которые послужили основанием для приобретения дворянского звания.
Дворянское звание рассматривалось как неотъемлемое, потомственное и наследственное. Оно распространялось на всех членов семьи дворянина.

Основаниями для лишения дворянского звания могли стать лишь уголовные преступления, в которых проявились моральное падение преступника и нечестность. Перечень этих преступлений был исчерпывающим.

Личные права дворян включали: право на дворянское достоинство, право на защиту чести, личности и жизни, освобождение от телесных наказаний, от обязательной государственной службы и др.

Имущественные права дворянства: полное и неограниченное право собственности, на приобретение, использование и наследование любого вида имущества. Устанавливалось исключительное право дворян покупать деревни и владеть землей и крестьянами, дворяне имели право открывать промышленные предприятия в своих имениях, торговать продукцией своих угодий оптом, приобретать дома в городах и вести морскую торговлю.

Особые судебные права дворянства включали следующие сословные привилегии: личные и имущественные права дворянства могли быть ограничены или ликвидированы только по решению суда: дворянина мог судить только равный ему сословный суд, решения других судов для него не имели значения.

Сословное самоуправление дворянства, регламентированное «Жалованной грамотой», выглядело следующим образом: дворяне создавали общество или
Собрание, наделенное правами юридического лица (имевшее собственные финансы, имущество, учреждения и служащих).

Собрание наделялось определенными политическими правами: оно могло делать представления местным властям, центральным учреждениям и императору по вопросам «общественной пользы».

В состав Собрания входили все дворяне, имевшие имения в данной губернии.
Из числа уездных предводителей дворянства Собрание раз в три года избирало кандидатов в губернские предводители дворянства. Кандидатура последнего утверждалась губернатором или представителем монарха в губернии.

Устранялись от выборов дворяне, не имевшие земель и не достигшие двадцатипятилетнего возраста. Ограничивались при выборах права дворян, не служивших и не имеющих офицерских чинов. Опороченных судом дворян исключали из состава Собрания.

Собрание избирало также заседателей в сословные суды губернии и полицейских должностных лиц земской полиции.

Дворянские собрания и уездные предводители осуществляли составление дворянских родословных книг и решали вопросы о допустимости в число дворян тех или иных лиц (существовало около двадцати правовых оснований для причисления к дворянству).

Жалованная грамота сохраняла отличие прав личного дворянства от прав потомственного дворянства. Все потомственное дворянство обладало равными правами (личными, имущественными и судебными) независимо от разницы в титулах и древности рода. Правовая консолидация дворянства, как сословия, завершилась. Закрепленные за дворянством права определялись как «вечные и неизменные». Вместе с тем дворянские корпорации находились в непосредственной зависимости от государственной власти (регистрация дворян в родословных книгах проводилась по установленным государством правилам, государственные чиновники утверждали кандидатуры выборных дворянских предводителей, дворянские выборные органы действовали под эгидой государственных должностных лиц и учреждений).

«Жалованная грамота городам» (полное название: «Грамота на права и выгоды городам Российской Империи») была опубликована одновременно с
«Жалованной грамотой дворянству» в апреле 1785 г. Она состояла из манифеста, шестнадцати разделов и ста семидесяти восьми статей.

Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

Принадлежность к мещанскому сословию, по мысли законодателя, основывается на трудолюбии и добронравии, является наследственным, связана с пользой, которую мещанство приносит отечеству (принадлежность к мещанству — не естественное явление, как принадлежность к дворянству).
Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (также приводился полный перечень деяний).

Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

К имущественным правам мещанства относились: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.

Все городское население делилось на шесть категорий:

1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость;

2) записанные в гильдии купцы (I гильдия — с капиталом от десяти до пятидесяти тысяч рублей, II — от пяти до десяти тысяч рублей, III—от одной до пяти тысяч рублей);

3) состоявшие в цехах ремесленники;

4) иногородние и иностранные купцы;

5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

6) прочее посадское население.

Купцы I и II гильдий пользовались дополнительными личными правами, освобождались от телесных наказаний, могли владеть крупными промышленными и торговыми предприятиями. От телесных наказаний освобождались и именитые граждане.

Права и обязанности ремесленников регламентировались внутрицеховыми правилами и «Уставом о цехах».

За городскими жителями, как и за дворянством, признавалось право корпоративной организации. Горожане составляли «общество городское» и могли собираться на собрания с санкции администрации.

Горожане избирали бургомистров, заседателей-ратманов (на три года), старост и судей словесных судов (на год).

Собрание могло обращаться с представлениями к местным властям и наблюдать за соблюдением законов. За городским обществом признавалось право юридического лица. Участие в обществе ограничивалось имущественным цензом
(уплата годового налога размером не менее пятидесяти рублей) и возрастным цензом (не моложе двадцати пяти лет).

В городе создавалась общая городская дума, в которую входили избранные городской голова и гласные (по одному от каждой из шести категорий горожан и пропорционально частям города).

Общая городская дума образовывала свой исполнительный орган — шестигласную городскую думу из числа гласных, в заседаниях которой участвовал один представитель от каждой категории. Председательствовал городской голова.

«Жалованная грамота дворянству» закрепила права дворян заниматься промышленной и торговой деятельностью, открыв для сословия новые перспективы деятельности.

Дворяне обладали неограниченным правом собственности на имения любого типа (благоприобретенные и родовые). В них они могли осуществлять любую, не запрещенную законом деятельность. Им предоставлялось полное право распоряжения крестьянами, по собственному усмотрению могли налагать на них различные подати, оброки и использовать на любых работах.

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы