Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Конституционные основы правового государства Российской Федерации

Конституционные основы правового государства Российской Федерации

Оглавление

|Стр. | |Оглавление |2 | |
|Введение |3 |
|1. Правовое государство как философская и юридическая |4 |
|проблема | |
|1.1. Возникновение идеи правового государства |4 |
|1.2. Понятие правового государства |7 |
|1.3. Признаки правового государства |8 |
|2. Правовое государство как элемент Конституционного |14 |
|строя Российской Федерации | |
|3. Особенности развития правового государства в |18 |
|Российской Федерации | |
|3.1. История науки |18 |
|3.2. Развитие правового государства в Российской |23 |
|Федерации | |
|Вывод |25 |
|Литература |26 |

Введение

Проблемы научного обоснования и изучения конституционного
(государственного) права и государственно-правовой надстройки в целом волнуют общество с давних времён. В нашей стране учёные обществоведы уделяют своё внимание этой теме уже более века. Ещё в царской России, несмотря на отсутствие конституции, наука государственного права существовала и развивалась. Однако в советское время ей был нанесён определённый ущерб. В те времена она не существовала как самостоятельная наука, а входила в состав единой науки «советского государственного права».
Все научные разработки государствоведов дооктябрьской России были полностью отброшены как несоответствующие господствующей идеологии марксизма- ленинизма. Однако время не стоит на месте, с разрушением того строя произошли исторические изменения и в стране и в сознании и в отношении к общественным наукам.

Сегодня перед нашим обществом стоит благородная историческая задача - построение правового государства. При решении этого вопроса повышается актуальность всех общественно-правовых наук. Особая роль здесь отведена науке конституционного права, как науке изучающей устройство и функционирование государства и его органов.

Признание новых приоритетов человеческих ценностей, освобождение от глобального огосударствления ознаменовали новый этап в развитии науки.

Глава 1. Правовое государство как философская и юридическая проблема

1.1. Возникновение идеи правового государства.

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации. С идеей правового государства связывались поиски более совершенных и справедливых форм жизни. Мыслители античности (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон) пытались выявить такие связи и взаимодействия между правом и государственной властью, которые обеспечивали бы гармоничное функционирование общества. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон обязателен как для граждан, так и для самого государства.

Государственная власть, признающая право, и одновременно ограниченная им, по мнению древних мыслителей, считалась справедливой государственностью. “Там, где отсутствует власть закона, — писал
Аристотель, — нет места и какой-либо форме государственного строя”.[1]
Цицерон говорил о государстве как о “деле народа”, как о правовом общении и
“общем правопорядке”. Государственно-правовые идеи и институты Древней
Греции и Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н.
Макиавелли и Ж.Боден. В своей теории Макиавелли предпринял попытку набросать контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям своего времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого.
Боден определял государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит.

В период ранних буржуазных революций в разработку концепции правового государства значительный вклад внесли прогрессивные мыслители Г.Гроций,
Б.Спиноза, Т.Гоббс, Д.Локк, Ш.Монтескье, Д.Дидро, П.Гольбах, Т.Джефферсон и другие.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественного права.
Целью государства он считал охрану частной собственности посредством таких правоустановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех.

Спиноза одним из первых дал теоретическое обоснование демократического государства, которое, будучи связано законами, обеспечивает действительные права и свободы граждан. Он утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранность жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал современных ему правителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Гоббс разработал ряд прогрессивных положений о господстве права в общественной жизни. К их числу относятся, например, обоснование формального равенства перед законом, незыблемость договоров.

Локк также говорил о господстве закона, как обеспечивающего естественные, неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства.

Монтескье объяснял установление правовой государственности необходимостью свободы в гражданском обществе. “Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Если бы гражданин мог делать то, что запрещается законами, то у него не было бы свободы, так как тоже самое могли бы делать и прочие граждане”.[2] Таким образом, политическая свобода у Монтескье означает установление законности и безопасности.

Значительный вклад в разработку основополагающих элементов правовой государственности в этот период внесли Вольтер, Гельвеций, Руссо, Кант,
Пейн и другие видные мыслители.

Кант обосновал и детально разработал философскую основу теории правового государства, центральное место, в котором занимает человек.
Верховенство народа через верховенство Конституции, выражающей его волю, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве, которое выступает как “объединение множества людей, подчиненных правовым законам”.[3]

Философская концепция правового государства по Канту оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политико-правовой мысли и практику государственно-правового строительства.

Мыслители Западной Европы оттачивали элементы теории с позиций своего времени и опыта прошлого. Если отвлечься от субъективных оценок, то большинство авторов сходились во мнении, что правовым можно считать лишь то государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин.

Идеи правового государства нашли широкое отражение и в русской политико-правовой мысли. Они излагались в трудах Д.И.Писарева, А.И.Герцена,
Н.Г.Чернышевского, А.И.Радищева.

После октябрьской революции идея правового государства была заменена требованиями революционного правосознания, а позже полностью исключена из действительности.

В последнее время в результате реформ вновь все заговорили о правовом государстве. Это нашло свое отражение в ст. 1 Конституции, где говорится, что “Россия есть демократическое правовое государство...”[4]

1.2. Понятие правового государства

Правовое государство – многомерное развивающееся явление. С течением времени оно приобретало все новые признаки, наполнялось новым содержанием.
Непреходящей оставалась лишь идея о связанности правового государства с правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости.

1.3. Признаки правового государства

В правовом государстве выделяют как минимум четыре основных признака:
Разделение властей;
Верховенство закона;
Строгое соблюдение прав и свобод человека;
Социальная и юридическая защищенность личности.

Кроме этого иногда выделяют также и другие признаки правового государства:
Сосредоточение всех прерогатив государственно-властного регулирования в системе государственных институтов;
Наличие развитого гражданского общества;
Создание антимонополистических механизмов, препятствующих сосредоточению властных полномочий в каком-либо одном звене или институте;
Установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти;
Формирование обществом на основе норм избирательного права законодательных органов и контроль за формированием и выражением законодательной воли в законах;
Соответствие внутреннего законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права;
Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных решениях кого бы то ни было;
Возвышение суда как образца, модели и средства обеспечения правовой государственности;
Соответствие законов праву и правовая организация системы государственной власти;
Единство прав и обязанностей граждан.

Признаки правового государства отражают основные его черты, которые обязательно должны в нем присутствовать.

Разделение властей означает, что каждая из трех существующих в государстве властей (законодательная, исполнительная и судебная) должна быть независима от другой и в своей деятельности подчиняться только закону.

Верховенство закона означает, что государство и личность в своих действиях, прежде всего, должны соответствовать закону, то есть никто не имеет права нарушить закон.

Защита прав и свобод человека – это, прежде всего, конституционные гарантии того, что человек является свободным, а его права — невозможно нарушить без разрешения на то суда. Государство обязано защищать человека, а человек соответственно обязан защищать свое государство.

Правовое государство немыслимо без развитого гражданского общества, то есть, например, в России невозможно построение правового государства, так как у нас отсутствует даже простое понимание того, что закон должен стоять выше всего. В России традиционно высшей инстанцией считается не закон, а его исполнитель – глава исполнительной власти. Общество может стать только тогда развитым, когда оно начнет понимать основополагающие идеи правового государства и начнет претворять их в жизнь, но не так бездумно, как предложило нам Европейское Сообщество, а сообразуясь с положением в стране.

Созданию антимонополистических механизмов во властных структурах должна препятствовать толково написанная Конституция, четко разграничивающая обязанности и возможности каждой из ветвей власти. Когда исполнительная власть оплачивает все остальные ветви власти, ни о какой независимости различных ветвей власти речи идти не может.

В правовом государстве государственная власть не может зависеть ни от кого, но тем не менее она получается вечно зависимой от народа, то есть государственная власть не может быть суверенной ни в одном государстве.
Власть всегда должна зависеть только от народа и больше ни от кого. Далее уже идет задача власти – воспитать людей такими, чтобы они были законопослушными и не пытались купить за деньги собственную же власть. В государстве, называемом правовым, должна жестко пресекаться любая попытка повлиять на государство или на его отдельные органы.

Формирование обществом законодательных органов может происходить в абсолютно любом государстве, но только в правовом государстве эта привилегия общества достигает расцвета, потому что только развитое гражданское общество, которое существует в правовом государстве, может обеспечить свою же стабильность. Фактически, в условиях стабильности может отпасть надобность в прямом представительстве народа в государстве.
Постепенно, с развитием гражданского общества, цели различных его представителей сближаются, а, соответственно, отпадает необходимость в многопартийной системе, а, как следствие из этого, и представление различных групп общества при выработке законов. Этот процесс можно наблюдать во многих развитых странах. Например, в США постепенно установилась двухпартийная система, однако, обе партии набирают на выборах примерно одинаковое количество голосов. Например, Джон Ф. Кеннеди на выборах 1960 г. победил своего соперника Ричарда Никсона с отрывом всего
113 тыс. голосов (на 0,1% больше, чем у Р.Никсона). В ходе восемнадцати президентских выборов (с 1900 по 1968 гг.) обе партии получили примерно равное количество голосов: республиканская – 348,8 млн. голосов, демократическая – 350,9 млн. голосов. В будущем, вероятно, рейтинги обеих партий выровняются еще больше, а потом они просто сольются в одну партию.

В правовом государстве внутреннее законодательство должно соответствовать общепринятому международному, однако это не служит с хорошей стороны пропаганде идей правового государства, поскольку с помощью приведения законодательства к мировым стандартам, мы тем самым стираем наше собственное, неповторимое лицо государства, превращаемся в одно из мелких европейских государств, разрабатывающих эти стандарты. Только тогда, когда в них будут учтены все национальные особенности всех государств мира, только тогда можно приводить свое законодательство в соответствие стандартам, и то только некоторым их частям, потому что приводя законодательство полностью в соответствие со всеми мировыми стандартами, нам заодно придется позаимствовать, образно говоря, “песни и пляски папуасов побережья Парагвая”. Также, например, в не совсем далекое время назад, в мире существовало два воинствующих “лагеря”: коммунистический и капиталистический, у каждого из которых был свой стандарт законодательства.
Правомерно задать вопрос: в соответствие с каким законодательством
(коммунистическим или капиталистическим) необходимо приводить законодательство правового государства?

Правовая защищенность всех субъектов социального общения от произвольных распоряжений представителей власти необходима в любом государстве, не только в правовом. Никто не имеет права посягать на общество, его отдельных представителей, кроме как по решению независимого суда. Правовое государство должно представлять из себя такую ступень развития, когда общество сможет чувствовать себя свободно от посягательств власть имущих.

Суд также в любом государстве должен являться моделью для всех. В этом случае примечательна англосаксонская система права, в которой решение суда является образцом для всех последующих решений. Судебная власть должна быть независимой ото всех.

Единство прав и обязанностей граждан – важный залог построения правового государства. Правовое государство просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие.
Итак, мы выяснили, что основой правового государства являются, прежде всего, взаимоотношения общества и государства. Государство создается обществом и призвано обеспечить его гармонией существования в данном государстве. Основные принципы, условия и структура такого существования и отражены в пунктах первой главы. Можно выделять различные черты (принципы) правового государства, но по-моему мнению, основным принципом существования такого государства является все же взаимная ответственность государства и граждан. По мнению многих великих деятелей прошлого и настоящего, государство образовывалось, как естественная форма существования общества.
Поэтому основными принципами правового государства нужно считать правовые концепции, основанные на идее справедливости, приоритете общечеловеческих ценностей и, таким образом, соответствующих своей правовой природе. Закон может быть правовым и соответствовать воле большинства народа. Таким образом, государственная власть должна в своих законах закреплять волю народа, и только такой закон будет является правовым. Государство и общество должны признаваться, как равные субъекты правоотношений. Идея правового будет оставаться главенствующей во всех областях юридических наук, так как только при создании такого государства возможно существование цивилизованного общества.

Глава 2. Правовое государство как элемент Конституционного строя

Российской Федерации.

Конституционный строй - это представленная в соответствующих структурах государства и общества и их институтов и закрепленная нормами
Основного закона система основополагающих общественных отношений.

Говоря об определении конституционного строя государства, важно подчеркнуть, что в нем должна схватываться сущность последнего. А сущность всех социальных явлений коренится в определенной форме общественных отношений. Поэтому недопустимо сводить конституционный строй к тому из чего он складывается (форма организации государственной власти, способ формирования и функционирования властных структур государства, статус человека и гражданина и т.д.) и чем он закрепляется (нормы Основного закона). Нередко такое сведение имеет своей причиной обособление или мнимое существование указанных институтов от той формы общественных отношений, на которой они базируются. В итоге мысль лишь фиксирует содержание конституционных норм, что представляется обычным и само собой разумеющимся для науки конституционного права.

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы