Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Конспект по основам внешней экономической деятельности

Конспект по основам внешней экономической деятельности

Основы внешней экономической деятельности

Государственное регулирование ВЭД

ВЭД – особая форма деятельности, требующая особого внимания со стороны государства.

Политика государства в этой сфере определяется уровнем развития экономики, проводимой общей экономической политикой, положением страны на общем мировом рынке.

Различают 2 формы государственного регулирования ВЭД:

1. Тарифная (экономическая)

2. Нетарифная (административная)

Тариф – представляет собой систему налогов и сборов

Нетариф – представляет собой систему разрешительно-запретительных мер
(прямое вмешательство государства)

Тарифное регулирование:

Российский учебник ВЭД в общем случае уплачивает:

- Таможенную пошлину (экспортную или импортную)

- Таможенный сбор

- Акцизы

- НДС

Таможенная пошлина – основной вид платежа регулирующий ВЭД. Сумма пошлины рассчитывается исходя из объёма перевозимого товара и ставок пошлины (таможенный тариф)

Законодательная база по взиманию пошлин - это таможенный кодекс и закон о таможенном тарифе от 1993 г.

Таможенный тариф может быть установлен в 3 вариантах:

1. В денежном варианте на физическую единицу (евро) – это специфический тариф

2. Устанавливаемый в процентах от таможенной стоимости товара – это адваловый

3. Устанавливаемый в процентах и в евро – это смешенный тариф

Средний уровень ставок около 20%. В развитых странах - 5-6%. Величина ставки определяется законом РФ (иногда пересматривается с учётом экономической политики)

Для России таможенные пошлины – это существенная надбавка к бюджету.

Ставки таможенной пошлины дифференцированы по:

- Видам товаров. Для того, чтобы найти ставку для конкретного товара, надо знать его квалификацию по тарифной номенклатуре ВЭД (ТН ВЭД СНГ содержит 99 групп) Например: 44 группа древесина и изделия из неё 94 группа – мебель (существует дальнейшая квалификация: 44.1, 44.2,

44.3 и т.д.)

1. Страны, с которыми Россия заключила договор о взаимном благоприятствовании в торговле – 128 (Базовые ставки базируются на соглашении по тарифам и торговле)

2. Развивающиеся страны, их 144 (Ставка льготная – 75% от базовой ставки)

3. Наименее развитые страны – 47 стран Африки и Азии (ставка нулевая)

Режим преференции по всем товарам:

1. Подакцизные товары

2. Электронно-бытовая техника

3. Одежда, обувь из синтетических материалов

4. Страны, с которыми заключён договор об экономической интеграции

Этапы:

- Зона свободной торговли

- Таможенный союз

- Экономический союз

- Полная интеграция

5. Прочие страны облагаются по удвоенной базовой ставке. Сумма экспортных устанавливается по относительно небольшому числу товаров с 50 наименований. В развитых странах экспортные пошлины практически отменены.

Таможенный сбор – определяется по двум направлениям:

- За оформлением документов (единая ставка 0,15% от таможенной стоимости)

- За другие услуги таможни (расценки устанавливает таможня), Например:

За хранение, контроль и т.д.
Таможенные сборы поступают на нужды самой таможни, в отличие от таможенной пошлины, которая уходит в федеральный бюджет.

Акцизы – взимаются в соответствии с Федеральным Законом об акцизах. Ставки едины как для товаров внутрироссийского происхождения, так и для импортных товаров.
При экспорте акцизы не взимаются.

Подакцизы:

- Этиловый спирт

- Алкоголь

- Табачные изделия

- Ювелирные изделия

- Нефтепродукты

- Легковые автомобили с объёмом двигателя более 2,5 тысяч см3
Ставки акцизов устанавливаются в рублях, на физические величины в процентах.
Налогооблагаемая база по акцизам:

[pic]

где:
[pic] – таможенная стоимость
[pic]– таможенная пошлина
[pic]- таможенный сбор

НДС – налог на добавленную стоимость взимается в соответствии с
Федеральным Законом об НДС, ставки едины и в основном составляют 20%; По основным продуктам питания, товарам детского ассортимента – 10%

Налогооблагаемая база по НДС:

[pic]

где: А – Акциз
При экспорте НДС не взимается. Взимание тарифных платежей определяется видом таможенного режима. При некоторых видах режима платежи не взимаются.


Нетарифное регулирование. Основные формы:

- Лицензирование

- Контроль таможенной стоимости

- Контроль за поступлением таможенной выручки

- Контроль бартерных сделок

- Обязательная сертификация товаров

- Таможенный контроль и др.


Лицензирование

Делится на:
1. Лицензирование деятельности на внешнем рынке

Специальная лицензия для работы на внешнем рынке требует банковская деятельность, страховая и т. д. По большинству видов деятельности лицензия не требуется.

2. Лицензирование ввоза-вывоза отдельных товаров

Специальным постановлением правительства определяется перечень товаров, экспорт или импорт которых требует специальной лицензии (на каждую партию перевозимых товаров):

- Взрывчатые вещества

- Драгоценные камни и металлы

- Некоторые виды промышленных отходов

- Наркотические и психотропные вещества

- Медицинские препараты

- Оружие и др.

Лицензирующий орган – Министерство торговли и развития. По каждому виду товаров устанавливается Федеральное учреждение, с которым согласуется экспорт или импорт данного товара.
Квотирование – количественное ограничение ввоза или вывоза товара. Больше, чем квота ввозить или вывозить не разрешается. Квотирование-это нежелательная форма. Целесообразность квоты может определяться только угрозой экономической безопасности страны, и когда все другие формы исчерпаны. В настоящее время квоты установлены только по некоторым видам текстильных товаров и металлов.
Порядок квотирования: a. Устанавливается квота в целом по всей стране b. Квота распространяется по министерствам и ведомствам c. Распределение по конкретным предприятиям

Контроль таможенной стоимости:

Таможенная стоимость является расчётным показателем и контролируется государством, то есть является базой для расчёта налогов.

Расчёт таможенной стоимости производит декларант, проходивший таможенный контроль. При этом следует руководствоваться инструкцией ГТК
(государственный таможенный комитет).

Инструкция предусматривает 6 методов расчёта таможенной стоимости:
1. За базу принимается цена товара по данному контракту, которая должна включать следующие затраты:

- Затраты на изготовление товара

- Доставка до таможенной границы РФ

- Упаковка, маркировка товара

- Сопровождающая техническая документация

- Комплект специальной оснастки

- Комиссионные платежи и ряд других предусмотренных инструкцией
В некоторых случаях применяться не может, когда стороны контракта взаимозависимые и цена может быть необъективной, тогда используют второй метод.
2. За базу принимают цену по идентичному товару. Идентичность должна соблюдаться по следующим параметрам:

- Наименование товара

- Страна изготовителя

- Фирма изготовителя

- Сортность и другие показатели качества

- Объём партии товара

- Сроки поставки товара (до 90 дней) и другие
3. Если идентичного товара нет, то за базу принимается цена однородного товара. Однородным считается товар с теми же потребительскими свойствами и назначениями. Чем больше объём партии, тем ниже цена. Если нет однородного товара, то применяют один из следующих методов.
4. Метод сложения
5. Метод вычитания
6. Резервный метод
Декларант обязан по установленной форме составить декларацию таможенной стоимости с приложением документов, подтверждающих соответствующие затраты. Эта декларация подаётся таможенным органам наряду с другими документами.


Таможенный контроль


Основная цель таможенного контроля – это проверка соблюдения законодательства по таможенным операциям, обеспечение экономической безопасности, недопущение незаконных операций.
Законодательная база действий таможенных органов – это таможенный кодекс
РФ, введённый 1 июля 1993 года. Возглавляет работу таможенных органов ГТК, который координирует деятельность, воплощает в жизнь таможенную политику государства. Непосредственный таможенный контроль, который осуществляется через таможенные посты и таможенные пункты, которых в России примерно 600.
В каждом регионе имеется таможенное управление. Основной документ, предоставляемый на таможне – это грузовая таможенная декларация (ГТД). ГТД составляется по установленной форме в соответствии с инструкцией ГТК о её заполнении. ГТД составляет тот, кто проходит таможенный контроль.


Контроль за поступлением валютных средств.


Цель контроля – не допустить утечки капитала за рубеж. В соответствии с валютным регулированием вся валютная выручка от экспорта должна поступать в
Российские банки за исключением случаев предусмотренных законодательством.
Механизм контроля:
Экспортёр должен заполнить по установленной форме паспорт сделки.
Оформляется паспорт сделки в том банке, куда должна поступить валютная выручка, один экземпляр паспорта в таможне. Банк и таможня являются агентами контроля. Если обоснований нет, то уплачиваются штрафы в соответствии с законом (вся выручка+налоги)

Контроль бартерных сделок.

Бартером именуется безвалютная товарообменная операция. Цель контроля - не допустить скрытой утечки капитала за рубеж, что может быть, если есть фактическая несбалансированность по стоимости встречных поставок товара.
Механизм контроля:
Оформляется специальный паспорт бартерной сделки. Он оформляется через уполномоченного министерства торговли в регионе. Уполномоченный обязан проверить сбалансированность бартера.

Обязательная сертификация товаров контроля безопасности.


Контроль безопасности импорта

Цель контроля – не допустить импорта некачественных товаров. Контроль организуется по тем товарам, которые определены специальным постановлением правительства:

- Продукты питания

- Медикаменты

- Моющие средства

- Косметика

- Парфюмерия

- Электронно-бытовые приборы

- Фанера

- Древесные плиты и ряд других товаров.
Механизм контроля:
Декларант обязан предоставить сертификат качества таможенным органам.
Получить сертификат можно по одному из двух вариантов:

1. Через Российские сертификационные центры, после испытания образцов

2. Через зарубежные сертификационные центры, имеющие аккредитацию в

России.

Структура и содержание внешнеторгового контракта

Контракт является основным документом, регулирующим отношения экспортёра и импортёра. Составляется в произвольной форме. Следует придерживаться определённых правил его составления.

Примерная структура контракта может быть следующая:

Контракт обязан иметь номер, дату и место составления; начинается контракт с преамбулы, в ней указывается полные и краткие наименования сторон контракта с указанием страны; указываются лица, уполномоченные подписать контракт.

1. Предмет контракта. Сделка купли-продажи соответствующего товара.

2. Объём поставки товара. Указываются виды, ассортимент, спецификация и объём в соответствующих физических единицах. Если спецификация большая, то следует вносить её в приложение.

3. Качество товара. Указываются стандарты, технические условия и др. характеристики соответствующего товара.

4. Цена и общая стоимость контракта. Указываются виды цен, валюта цены, валюта платежа. Могут быть указаны валютно-ценовые оговорки

(страхуем свой платёж, привязывают свою валюту к др. валюте)

5. Базисные условия поставки товаров. Эти условия определяют права и обязанности продавца и покупателя по перевозке товара и определяют, в каком товар становится собственностью покупателя.

При указании базиса целесообразно воспользоваться международным документом, которым именуется ИНКОТЕРМС. С учётом базиса поставки определяется цена поставки.

6. Форма расчёта платежа. Оплата по факту поставки авансовый банковский перевод, расчёты по аккредитивам, по инкассо, оплата чеками.

7. Условия платежа. Указываются такие документы и условия, которые должны быть соблюдены по взаимным расчётам.

8. Упаковка и маркировка товара. Если требуются специальные маркировочные данные. Указывается, как упакован и какая марка.

9. Контроль объёмов и качества товара (порядок сдачи-приёмки товара). Пункты, где проводится сдача-приёмка товара; указывается способ измерения объёмов, особенность здесь единицы измерения.

Товар может подвергаться естественной убыли. Указываются возможные потери во время пути. Например: Усушка до 5% древесины.

10. Гарантия поставщикам (в надёжности).

11. Форс-мажор – это обстоятельство непреодолимой силы; объективные обстоятельства, наступление которых не позволяет выполнить условия контракта (которые указываются в контракте). Указывается организация, которая подтверждает форс-мажорные обстоятельства, обычно это торгово-промышленая палата. Указывается срок, на который продляется действие контракта (обычно 60 или 96 дней).

Если в данный срок обязательства не выполнены, то контракт разрывается без штрафных санкций.

12. Ответственность сторон (штрафные санкции).

13. Арбитраж. Там указывается порядок решения споров. Если стороны между собой не договорились, то арбитражный суд, который входит в состав торгово-промышленной палаты какой-либо страны.

14. Прочие условия.

15. Реквизиты сторон (подпись, печать, номер, дата). Если контракт на нескольких листках, то подписывается на каждом.

Базисные условия поставки контракта

Определяют риск и расходы и являются базой для расчёта цен, согласно документу ИНКОТЕРМС, все условия делятся на 4 группы:

E, F, C, D.

Первое базисное условие, которое входит в группу E
EXW – ex works (с фабрики, с завода). В контракте EXW и далее то место, где товар находится у продавца. По этим условиям продавец обязан в установленный срок предоставить товар в распоряжение покупателя, на своём складе, а покупатель в этот срок, за свой счёт должен нагрузить товар на транспортное средство и вывести со склада. Все таможенные процедуры на покупателе.

Первое базисное условие из группы F
FCA – для любого транспорта, но лучше наземного (перевод: «свободно у перевозчика»). Далее указывается пункт, где товар передаётся первому перевозчику. Продавец обязан за свой счёт погрузить товар на транспортное средство или передать в распоряжение перевозчика и пройти все экспертные таможенные процедуры. Товар становится собственностью покупателя, как только поступает покупателю.
Второе базисное условие из группы F:
FAS – (порт отправителя) – (перевод: «свободно вдоль борта судна»). Товар становится собственностью покупателя, когда он передан в распоряжение порта. Покупатель проходит все таможни.
Третье базисное условие из группы F:
FOB – (порт отправления) - (перевод: «свободно вдоль борта судна»).
Продавец обязан доставить товар в порт за свой счёт погрузить экспорт, очистка груза ложиться на продавца. Товар становится собственностью покупателя, когда он проходит через порожнее судно в порту отправителя.
Первое базисное условие группы C:
CPT (перевод: «стоимость и перевозная плата, оплаченная до такого-то пункта»). Целесообразно для наземного транспорта. Продавец обязан в установленный срок передать товар первому перевозчику, заключить контракт на перевозку и оплатить перевозку до указанного пункта, а также обеспечить экспортную очистку груза. Товар становится собственностью покупателя, когда он передан первому перевозчику.
CIP – (перевод: «стоимость и страхование»). Обязанности те же + продавец обязан застраховать груз в страховой компании. Страховая сумма груза +10%.
Страхуется от всех рисков, а с ограниченной ответственностью страховщика.
Все документы продавец передаёт покупателю, если с грузом в пути что-то случится, то отвечает покупатель.
CFP – (перевод: «Стоимость и фрахт оплачены до соответствующего пункта»)
Указываются те пункты, которые находятся до страны покупателя. Если указывается страна покупателя, то все таможенные процедуры по импорту ложатся на покупателя.
CIF – (перевод: «Стоимость страхования и фрахт»)
DAF – (перевод: «Доставлено до границы»). Для любого транспорта. Таможенный пункт до страны покупателя. Продавец обязан за свой счёт доставить товар на таможню и обеспечить экспортную очистку груза.
DES – (перевод: «Доставлено до порта назначения»). Для водного транспорта.
Товар становится собственностью покупателя, когда он проходит через поруки судна в порту назначения. До этого момента расходы и риск ложится на продавца. Разгрузка в порту назначается на покупателя.
DEQ – (перевод: «Доставлено до порта назначения»). Тоже самое, только разгрузка ложиться на продавца и отпускается с причала. Продавец обязан за свой счёт разгрузить товар с причала.
DDV – (перевод: «Доставка до пункта назначения без оплаты пошлин»). Для наземного транспорта.
DDP – тоже самое, только с оплатой пошлин.

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы