Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  История России-составная часть мировой истории

История России-составная часть мировой истории


         Московский государственный институт радиотехники ,электроники и автоматики.

Кафедра истории России и права

  Реферат по теме:                                                               «История России-составная часть мировой истории».

 

 Выполнил: Пылаев  Денис

                                                           Группа: ИП-1-02

                                                                        Научный руководитель:

                                                                              профессор Петров Г. Н.

  

 

 

 Москва 2002

 

 

 

 

                 В «Истории России  в рассказах для детей» Александра Ишимова так  характеризует славян до 862 года христианского летоисчисления : в непроходимых лесах,топких болотах и дымных избушках жили люди красивые лицом и станом,,гордые славными делами предков,честные,добрые и ласковые дома, но страшные и непримиримые на войне.Их называли славянами от слова «слава». Славяне старались доказать, что недаром их называли так, и отличались всеми хорошими  качествами,которыми можно заслужить славу.Они были так честны,что в обещаниях своих вместо клятв говорили только :»Если яне сдержу моего слова, то да будет мне стыдно!» - всегда исполняли обещанное; так храбры,что и отдаленные народы боялись их; так ласковы и гостеприимны, что наказывали того хозяина, у которого гость чем-нибудь оскорблен.Славяне разделялисьна разные племена, не знаи истинного Бога  и молились разным идолам. У них не было государя, что бывает у необразованных народов : они почитали начальником своим того, кто более всех отличался на войне. Но так как славяне были воинственны и храбры, то иногда случалось, что таких начальников было много. Каждый хотел приказывать по-своему : народ не знал,кого слушать, и оттого у них беспристанные споры и несогласия. А рядом со славянами на берегах Балтийского моря  жил народ по имени варяги-русь, происходивший от великих завоевателей в Европе – норманнов.

Эти варяги-русь почитались от соседей народом умным : у них уже давно были добрые государи, которые заботились о них так, как заботится добрый отец о детях; были и законы, по которым эти государи управляли ими, и оттого варяги жили счастливо и им удавалось даже иногда побеждать славян. Правда, это случалось  только тогда, когда они нападали на них во время споров и несогласий их.

Вот славянские старики, видя счастье варягов и желая такого же своей родине, уговорили всех славян отправить послов к этому храброму и предприимчивому народу просить у него князей управлять ими.Послы сказали варяжским князьям так:»Земля наша велика и богата, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами.»

Варяги –русь были очень рады такой чести, и три брата из князей их: Рюрик, Синеус и Трувор- тотчас поехали к славянам.Рюрик сделался государем в Новгороде,самом старинном из городов славянских; Трувор в Изборске , Синеус в земле, лежащей около Белого озера.От этих князей славяне стали называться русскими, а земля их-Русью или Россией.

Повествование раннего русского историка монаха-летописца Нестора в “Повести временных лет” о призвании варягов на русскую землю для наведения порядка в дальнейшем вызвало споры в среде историков.

Основоположниками норманнской теории принято считать немецких ученых-историков Готлиба Байера, Герерда Миллера и Августа Шлецера, которые были приглашены в Россию в 18 веке в период правления Анны Иоанновны и расцвета бироновщины. Авторы этой теории и её сторонники преувеличивали роль скандинавских воинов в становлении государственности на Руси. Одним из первых противников этой теории был М.В. Ломоносов, доказывающий абсолютную самобытность славянской государственности.

Часть историков продолжает связывать с призванием варягов образование древнерусского государства и предлагает рассматривать это в общем контексте европейской истории. Основания для этого есть: период с конца VIII по XI век - это время викингов в Европе , походов скандинавов в Западную Европу , когда они захватили весь континент, даже южную оконечность (в ХI в. скандинавы образовали норманнское Королевство в Сицилии). Хотя в Западной Европе существовали более развитые, чем у скандинавов формы общественной и политической жизни, военная демократия викингов станови­лась организующим элементом, катализатором для появле­ния европейской государственности. Викинги стимулирова­ли процесс образования государств в Западной Европе.

В восточнославянских землях процесс образования государства шел аналогично европейскому, хотя и имел свои особенности. Древние русские земли испытывали давление со стороны Хазарии. Существовала угроза потери независимости не толь­ко Южной Русью (она платила дань), но и северной. Поэтому призвание варяжских дружин для защиты рубежей естественно. При этом утверждается давно сложившаяся точка зрения о том, что варяги это норманны.

У этой позиции много противников. Поставлен вопрос, а действи­тельно ли варяги - это скандинавы, или, конкретнее, норманны, шведы? Исследователи давно обратили внимание на то, что понятие "Русь" встречается в документах, в том числе в "Повести временных лет", безотносительно к эпизоду с призванием варягов. Слово "Русь" было распространено в Европе. Руги, русы - это название часто встречается и в Прибалтике (остров Рюген), и в Южной Германии (Reisland до 1924 г. существовала на границе Саксонии и Тюрингии), и на территориях по Дунаю. Были ли русы славянским племенем или нет, сказать определенно нет основа­ний, очевидно, русы жили рядом с древлянами, полянами и другими восточнославянскими племенами, имели европейское происхождение. Варягами же в средние века называли любые наемные дружины, независимо от того, откуда они пришли. Одной из таких дружин и были русы, приглашенные славянами. Некоторые исследователи склонны считать, что варяги - это племя с берегов Южной Балтики. Особо подчеркивается близость балтийцев и славян, которые жили рядом, имели много общего. Л. Н. Гумилев считает, что русы - это скорее, пле­мя южных германцев. Однако точных оснований утверждать, что варяги - это балты или кельты (германцы), практически нет.

В последние два-три года появились утверждения, что русы являлись племенем западных славян, которые издревне жили в районе Новгорода, и именно дружина западных славян была приглашена новгородцами.

Этот спор вряд ли удастся разрешить. Круг источников узок, речь идет о гипотезах.

Другая точка зрения антинорманнистов - отрицание роли скандинавов в политических процессах - противоречит известным фактам. Смешение родов и племён, преодоление былой замкнутости, установление регулярных сношений с ближними и дальними соседями, этническое объединение северорусских и южнорусских племён – всё это характерные черты продвижения славянского общества к государству. Развиваясь аналогично Западной Европе, Русь одновременно с ней подошла к рубежу образования большого раннесредневекового государства. И викинги, как и в Западной Европе, стимулировали этот процесс.

Практически споры идут вокруг того, кто же был легендарный Рюрик и откуда изначально произошло слово Русь. Становление государст­венности - это длительный процесс , развивающийся лишь на определенной стадии развития и связанный с построением соответ­ствующей общественной структуры. Этот процесс разворачивался на протяжении трех столетий и отдельный эпизод(призвание варягов управлять славянами) не мог определить ни его ход, ни исход.

Имеются ли заметные следы влияния варягов на социально-экономические и политические институты славян, на их язык и культуру? На Руси был  только русский язык. Договоры Х века с Византией, посольство киевского князя, включая варягов русской службы, оформлялись лишь на двух языках – русском и греческом, без следов шведской терминологии.

Принятие христианства было связано с потребностями зарождавшейся древнерусской государственности, которая нуждалась в новом идейном обосновании, позволяющем Руси стать вровень с сильными державами тогдашнего мира . Переход к новой вере был осуществлен князем Владимиром после его попытки реформировать язычество: Владимир преобразовывал пестрый пантеон многочисленных племенных славянских богов так, чтобы создать строгую иерархическую систему для обоснования политической централизации и укрепления авторитета власти верховного князя.

Известно, что эта реформа не оправдала возлагаемых на неё надежд, и именно после этого встал вопрос о новой вере.

О крещении русского народа Александра Ишимова рассказывает так : в 955 году княгиня Ольга, когда сын ее вырос и она перестала управлять государством, поехала в Константинополь, где жил патриарх, и там окрестилась.Она хотела сделать и сына своего христианином, но Святослав и слышать не хотел об этом. И только внук ее Владимир, известный в истории как Владимир Красное Солнышко , решил покончить с идолопоклонничеством .Он полагал , и не безоснований , что новая вера сплотит славянский народ. Но какая вера лучше всех ? В Киеве были и магометане, и иудеи, и римские католики, и греки. Каждый из них хвалил свою веру. Владимир, не зная , кого слушать, решился отправить десять человек в разные земли, чтоб узнать, какой народ лучше всех других понимает Бога истинного. Послы его объездили почти все государства европейские, и более всего понравилось им благочестие греков и святое служение в церквах их. С восхищением рассказывали они великому князю о вере греческой, и Владимир предпочел принять христианскую веру от греков.

Но гордому князю русскому, привыкшему всегда повелевать, казалось унизительным просить с покорностью крещения у греков, прежних врагов его отечества, и для того, отправляя послов в Константинополь к императорам Василию и Константину, он просил у них не одной веры христианской, но вместе с нею и руки сестры их царевны Анны. Умный Владимир знал, что, сделавшись братом императоров, он мог, уже не стыдясь, называть их своими просветителями в вере истинной.

Царевна Анна отправилась на корабле в Херсонес, где ждал ее жених. Кроме придворных особ с ней поехало много священников для крещения Владимира. Великий князь Владимир, бояре и дружина  его крестились в Херсонесе , а потом весело праздновали свадьбу Владимира с царевной. Когда великий князь возвратился с молодой супругой и со всем двором своим в Киев, прежде всего он велел жечь и рубить всех идолов. Потом приказал всем киевлянам  явиться на другой день на берег Днепра. Священники освятили Днепр и начали крещение народа.Так крестились предки наши и не в одном Киеве, но  всем государстве русском. Церковь назвала Владимира Святым и Равноапостольным. Он заслужил это название, потому что с таким же усердием, как и Святые Апостолы, старался просвещать верою в Иисуса Христа своих поданных-идолопоклонников.

Принятие христианства стало для древнерусских земель приобщением к высшей форме тогдашней европейской цивилизации - византийской. Не только Писание и богослужебные книги, не только навыки церковного и гражданского строительства, не только возможность полноправного участия в европейских политических и торговых делах получила Древняя Русь из Константинополя. Не менее важна была греко-римская государственно-правовая традиция, восходившая через Византию к античности. Выразилось это в переводе и во введении в древнерусское право византийских земледельческих, уголовных, брачных и судебных законов. Православие не препятствовало освоению основ римской гражданственности. Древняя Русь знала право частной собственности на землю и феодальную иерархию.

Войдя в состав христианской цивилизации, Россия открыла для себя путь к усвоению религиозно-нравственных ценностей, естественнонаучных знаний, накопленных Византией и Европой.

Одни историки считают, что противоборство восточного и западного христианства определило и положение России в христианском мире, и направление культурных контактов. Россия приняла христианство в форме православия и на многие века отстранилась от Западной Европы . Религия в вероисповедании была принципиально важна для  средневекового сознания . Европа для России - центр «латинства», которое считалось чуть ли не ересью. Интерес к плодам западной цивилизации обрёл устойчивый характер только к XVII веку и стал охватывать всё более широкие круги интеллектуалов.

Другую позицию выразил Георгий Флоровский. Он считает, что «имя Христа соединяет Россию и Европу, как бы не было оно искажено и даже поругано на Западе. Есть глубокая религиозная грань между Россией и Западом. Россия, как живая преемница Византии, останется православным Востоком для неправославного, но христианского Запада, внутри единого «культурно-исторического цикла» .

Геополитическое положение Руси - государства, возникшего на стыке континентов и пересечения множества культур, предопределило множество черт того, что впоследствии будет названо «загадочной русской душой».

Бескрайние просторы страны, не имевшей ни естественных, ни юридических границ, полная зависимость от природы и сурового климата в сочетании с постоянной угрозой различного рода кочевников сформировали задолго до принятия веры Христовой стихийно-религиозный, природно-созерцательный характер сознания русского человека. Его стихийный космизм, покоящийся на культах Матери Земли и Отца Солнца в сочетании с сонмом чисто природных божеств Великой Русской равнины стал причиной того, что в «иерархической» системе христианства древние славяне выбрали не Создателя «в чистом виде», а идею Богоматери с младенцем. Не случайно «главной» православной русской святыней стала икона «Владимирской божьей матери». «Мать - земля для русского народа есть Россия... превращающаяся в Богородицу, - заметил В. Розанов - такая женственная религиозность должна полагаться на мужей, которые несут крест, духовно водительствуют. И русский народ возлагается на святых, на старцев, на мужей. Перед ними преклоняются, слепо верят и идут за ними». Вся культура «русского» средневековья пропитана этим женственно-богородичным началом, утверждающим не столько бессмертие душ, сколь непрерывность жизни в циклическом водовороте природы.

В русском православии слабее, чем в западном христианстве, выражена идея прогресса. Оно ориентировало человека на духовные преобразования, стимулировало движению к самоусовершенствованию в соответствии с православной христианской идеей всепрощения и бескорыстия. Но при этом не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преображения реальной жизни людей. В дальнейшем такое понимание целей жизни стало расходиться с установкой европейского типа на преобразующую деятельность, стало тормозить развитие.

Принятие христианства Древней Русью стало значительным шагом в развитии восточнославянской цивилизации и следствием его стали существенные, хотя и разновременные изменения в этническом, социально-экономическом, политическом и культурном развитии. Применительно к рассматриваемому периоду ускорилась консолидация древнерусской народности, общего предка современных русских, украинцев, белорусов. К рубежу XI века местные этнополитические единицы почти полностью исчезают, получают название «Русь», «Русская земля», а её обитатели именуются русичи, русины, в иностранных источниках - русы, росы, рутены.

О степени влияния татаро-монгольского ига на русскую историю историки спорят до сих пор. Рассмотрим две крайние позиции по этому вопросу:

1.Монголо-татарское нашествие принесло разорение, гибель людей, задержало развитие, но существенно не повлияло на жизнь и быт русских и их государственность.Эту позицию защищали С.Соловьёв, В.Ключевский, С.Платонов,М.Покровский.Традиционна она и для советской историографии. Главная идея заключалась в том, что Россия развивалась в период монголо-татарского нашествия по европейскому пути, но начала отставать из-за масштабных разрушений, человеческий потерь, необходимости платить дань.

2.Монголо-татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства. Впервые эту мысль высказал Н.Карамзин, а затем – Н.Костомаров , Н.Загоскин. В ХХ веке эти идеи развивали евразийцы, которые считали Московское государство частью Великого Монгольского государства.

По первой позиции есть исторически достоверные данные о разрушительных последствиях нашествия. По подсчетам археологов, в XII-XIII веках  на Руси было 74 города, 49 были разорены Батыем, причём в 14 из них жизнь не возобновилась, а 15 городов превратились в села. Сократилась численность населения Руси. Люди гибли, многие попадали в плен. Историки сообщают о тысячах русских рабов в Орде. Это много, если учесть, что средние города (Ростов, Рязань) имели население не более 1000 человек, а самые крупные (Киев, Чернигов, Владимир ) 20-30 тысяч жителей. В рабство уводили прежде всего искусных ремесленников и женщин. Пленные русские воины участвовали в походах Орды, воевали в Китае, в других азиатских странах .

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы