Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Государственное устройство Канады

Государственное устройство Канады

Министерство образования и науки РФ

Амурский Государственный Университет

(ГОУВПО «АмГУ»)

Факультет международных отношений

 

Кафедра ВИ и МО

 

 

 

 


реферат

на тему: Государственное устройство Канады

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:                                                              студент 2 курса ФМО, 301

                                                                                      группы Корсаков Я.В.

Руководитель:                                                              к.и.н. доцент Журавель Н.А.                                    

 

 


Благовещенск 2004

План:


Введение.                                                                                                                    3

1.     Общая характеристика государственного устройства Канады.            4

2.     Разделение властей в Канаде.                                                                   7                                                         

2.1 Законодательная власть.                                                                      7

2.2 Исполнительная власть.                                                                      11

2.3 Судебная власть.                                                                                 15

3.     Разграничения властной компетенции между федерацией              

                  и её субъектами.                                                                                      16

Заключение.                                                                                                              19

Список использованной литературы.                                                                    20


















Введение.


Тип государственного устройства Канады издавна привлекал к себе внимание как отечественных, так и зарубежных исследователей. Совмещая в себе признаки британского и американского государственного устройства, территориальная организация власти в Канаде также имеет некоторые специфические черты.

В последние десятилетия, в связи с распадом многих федеративных и многонациональных государств, ростом сепаратистского движения вопрос государственного устройства Канады приобрёл особую актуальность. Несмотря на благополучие и отсутствие крупных социально-политических конфликтов, Канада не стала исключением в ряду стран, где существуют проблема национальных меньшинств и действуют массовые движения, выступающие за отделения некоторых частей страны. В связи с сепаратизмом Квебека и западных провинций, государственное устройство Канады требует тщательного изучения, а возможно и пересмотра.

         При написании данного реферата была поставлена цель изучить механизм государственного устройства Канады, его становление, развитие и изменение на протяжении XIX – XX веков.

         Задачами реферата являются:

·      Охарактеризовать особенности государственного устройства Канады

·      Проанализировать организацию разделения властей в Канаде и рассмотреть отдельно исполнительную, законодательную и судебную власть.

·      Исследовать организацию власти в канадских провинциях

·      Сравнить сферы властной компетенции федерального центра и провинций.



1.     Общая характеристика государственного устройства Канады.



В первой половине XIX века территория современной Канады была малонаселённой и разобщённой территорией, не подчинённой единому правительству. Отдельные колонии были слабо связаны между собой, так как современных коммуникаций ещё не существовало, а расстояния были велики.

В 1838 году обеспокоенная делами в Британской Северной Америке, английская королева Виктория постановила начать разработку  автономного законодательства для Верхней и Нижней Канады, дабы снизить уровень сепаратистских настроений в североамериканских колониях. Причиной столь важного решения послужил отчёт графа Дарама о состоянии дел в Канаде.

В 1840 году королева Виктория подписала Союзный акт для Верхней и Нижней Канады, объединивший англо- и  франкоязычный регионы в единую Канаду. Впервые был образован колониальный исполнительный совет, ответственный перед генерал-губернатором. /3, с. 103/

После получения в 1848 году статуса автономии, исполнительный совет Верхней и Нижней Канады стал приобретать очертания правительства.  В 1865 году столицей колонии и резиденцией исполнительного совета  стал город Оттава.

Днём образования канадского государства стало 1 июля 1867 года в связи с вступлением в силу Акта о Конституции (позже названного Актом о Британской Северной Америке). По сути Акт являлся федеративным договором, объединившим четыре провинции Востока Канады: Нижнюю и Верхнюю Канаду, а также Нью-Брансуик и Новую Шотландию. Важно отметить, что именно благодаря этому акту, отменяющему колониальный статус Канады и дарующему бывшим колониям статус доминиона, началось образование независимого канадского государства. /3, с. 103/

В 1870 году на землях компании Гудзонова залива была образована новая провинция Манитоба, несколько позже Саскачеван и Альберта. Они также вошли в состав союза. В 1871 году к Канаде присоединилась Британская Колумбия, в 1873 – остров Принца Эдуарда. Последней провинцией в составе Канады в 1949 году стал Ньюфаундленд. Таким образом, формирование территории Канады завершилось только в середине XX века.

Под формой государственного устройства понимается политико-территориальное устройство государства, правовой статус его составных частей и порядок взаимоотношений между частями государства и центральными органами власти. /1, с. 15/. Канада представляет собой федеративное парламентское государство, состоящее из десяти провинции (Онтарио, Квебек, остров Принца Эдуарда, Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Лабрадор и Ньюфаундленд, Манитоба, Саскачеван, Альберта, Британская Колумбия) и трёх территорий (Юкон, Нунавут и Северо-западные территории).

Канада – двунациональное государство, в котором проживают две основные нации – англо-канадцы и франко-канадцы, коренное население страны - индейцы, инуиты (канадские эскимосы), метисы, а также значительное количество представителей других национальностей – украинцев, немцев, итальянцев, выходцев из азиатских стран, Латинской Америки. В девяти канадских провинциях подавляющее большинство населения составляют англо-канадцы, в десятой – Квебеке – сосредоточена основная масса канадцев французского происхождения («франкофоны[1]» Квебека составляют 80% всего франко-канадского населения страны и а также 80% населения собственно Квебека). Наличие значительного франко-канадского населения (более чем из 30 миллионного населения Канады 27% приходится на долю франко-канадцев), компактно проживающего в Квебеке, стало одной из основных причин создания в стране федеративной формы государственного устройства в 1867 г.

         Необходимо отметить, что несмотря на то, что при образовании канадское государство было названо конфедерацией, по сути оно имеет федеративное устройство. Конфедерация – весьма аморфное и недолговечное государственное  образование, состоящее из фактически независимых государств. Акт о Британской Северной Америке с самого начала являлся «документом, выдержанном в централистском духе» /3, с. 107/, по которому в Канаде существует не только горизонтальное, но и вертикальное разделение властей.

         Конституция является основным источником, в котором юридически оформлено государственное устройство Канады. Основной закон Канады, написан на основе Акта от 1867 года и принят Парламентом в 1982 году. Принятие новой конституции явилось важной вехой в эволюции канадской государственности, так как именно оно законодательно закрепило политическую независимость Канады от Великобритании. /3, с. 115/

         Важнейшим элементом политической системы Канады является принцип разделения властей, унаследованный от Великобритании. Исполнительная власть представлена назначаемым Королевой генерал-губернатором, премьер-министром – лидером партии парламентского большинства и назначаемым им кабинетом министров. Законодательной властью является Федеральный парламент, состоящий из двух палат: сената и палаты общин. Судебная власть в Канаде представлена Верховным судом, занимающимся всеми юридическими вопросами – от уголовных дел до признания конституционности тех или иных законов.

         Вторым важным элементом в политической системе Канады является то, что она построена на основе федеративного устройства, предусматривающего существование правительств субъектов федерации наряду с центральными органами власти. Также канадские провинции и территории обладают довольно широкой автономией во многих вопросах, хотя Конституция и предусматривает приоритет федеральных законов над местными.

         Процедура принятия поправок к Конституции довольно сложна. Для обретения поправкой статуса конституционного закона необходимо не только одобрение её Парламентом, но также и легислатурами семи из десяти провинций. По некоторым особо важным вопросам государственного устройства требуется согласие всех десяти провинций.

2.     Разделение властей в Канаде.


 

2.1 Законодательная власть.



Федеральный Парламент Канады является одним из центральных органов политической системы страны главным институтом законодательной власти. Как и в большинстве федеративных государств, структурно Парламент состоит из двух палат: нижняя по аналогии с Великобританией называется палатой общин, а верхняя по примеру США сенатом.

Состав палаты общин формируется на основе прямых, равных и всеобщих выборов на пять лет, за исключением случаев роспуска нижней палаты. Количество членов палаты общин возрастает вместе с населением Канады, а также зависит от величины одного избирательного округа, так как формально нижняя палата формируется на основе мажоритарной системы, т.е. депутат избирается от избирательного округа, представляя ту или иную территорию. Важно отметить, что наряду с представлением интересов жителей своего избирательного округа, депутат фактически является членом какой-либо политической партии.   /1, с. 75-78/  Первоначально палата общин состояла из 181 мандата, в данный момент их количество увеличено до 350. Избранный депутат палаты общин называется «член парламента».

В настоящее время Канада является страной с несовершенной двухпартийной системой, т.е. в качестве основных субъектов в стране действуют две основные партии, время от времени блокирующиеся с рядом мелких политических сил. Главными партиями Канады являются либеральная и прогрессивно-консервативная. В начале XX века появились партии социалистической ориентации, в 60-ые годы возникла региональная, сепаратистки настроенная Квебекская партия, в данный момент обладающая некоторым влиянием в Парламенте. В 70-80-ые годы появилось несколько в основном региональных партий – также сепаратистки настроенные Партия Западной Канады и Партия реформ, экологические движения «зелёных», национальные объединения индейцев и инуитов. я некоторым влиянием в Парламенте.сил.збирательного округа, так как й.  легислатурамимерике).

         Партийные фракции создаются по признаку партийной принадлежности после избрания очередного состава палаты общин. Лидер партии, получившей большинство голосов на выборах, с одобрения Парламента формирует Правительство страны. 

         Верхней палатой канадского Парламента является сенат. Важная особенность сената заключается в том, что он был сформирован по образцу палаты лордов в Великобритании. Его состав формально назначается генерал-губернатором, а фактически – премьер-министром. Чаще всего члены сената имеют одинаковую с премьер-министром партийность. На протяжении нескольких десятков лет порядок формирования сената вызывает недовольство многих политических сил. В 80-ые годы XX века были предприняты попытки реформирования сената, но они не увенчались успехом.

         В основе формирования верхней палаты канадского парламента лежит «принцип равного регионального представительства» /1, с. 79/. Из 105 членов сената 24 представителя имеют Онтарио и Квебек, западные провинции – по 6 мест, атлантические провинции по 10 мест, кроме острова Принца Эдуарда, - у него всего 4 места, и Ньюфаундленда – у него 6 мест. Территории Канады имеют по одному сенатору.

         Для того, чтобы стать сенатором, необходимо являться гражданином Канады, быть старше 30 и младше 75 лет, обладать имуществом не менее чем на 4000 канадских долларов, а также проживать в провинции, представителем которой сенатор является.   

         По идее сенат призван представлять в Парламенте региональные интересы Канады, но на практике из-за форм и методов формирования, он фактически не способен выполнять возложенные на него функции и наряду с палатой лордов в Великобритании, является пережитком политической системы, тем не менее традиционно сохраняемым.

         Помимо представления интересов провинций и территорий Канады, функция верхней палаты заключается в одобрении и внесении поправок в законопроекты, принятые палатой общин.

         Для обеспечения своей работы обе палаты канадского Парламента формируют руководящие органы, играющие важную роль и их практической деятельности. Главой руководящих органов нижней палаты является спикер, которые избирается до первого заседания нового состава палаты общин. Спикер является членом парламента и осуществляет функции ведения заседания палаты общин, слежения за исполнением парламентской дисциплины, контроля деятельности всего руководящего аппарата палаты общин. По установившейся традиции кандидатура спикера избирается из числа членов парламента, составляющих фракцию правящей партии. Для спикера желательно владение двумя государственными языками Канады – английским и французским. В случае, если спикер является носителем только одного их вышеперечисленных языков, то его заместитель обязательно избирается из среды носителей другого государственного языка Канады.

         В отличие от спикера нижней палаты, спикер сената назначается решением генерал-губернатора, но фактически по рекомендации премьер-министра. Кроме него членами руководящих органов сената являются лидер правительственного большинства, лидер оппозиции, главные организаторы правящей и оппозиционной партий, клерк сената и его помощник, председатель сенатских комитетов, глава административного аппарата сената.

         Для рассмотрения, обсуждения и решения различных вопросов Парламент Канады образует постоянно действующие комитеты, главной функцией которых является подготовка, изучение и внесение поправок в законопроекты. Комитеты формируются по отраслевому принципу и состоят из 10-15 человек. /1, с. 81-82/

         В соответствии  с Конституцией, деятельность Парламента осуществляется на сессиях, прерываемых рождественскими, пасхальными и летними каникулами. Сессии вновь избранного канадского парламента сзываются генерал-губернатором. Предусматривается также чрезвычайный созыв сессии, происходящий по инициативе спикера, премьер-министра или генерал-губернатора.

         Законодательный процесс в канадском Парламенте включает в себя такие элементы как законодательная инициатива, обсуждение  законопроектов на пленарных заседаниях сессии и в комитетах, принятие и утверждение, а также опубликование закона. Правом законодательной инициативы в Канаде обладают депутаты обеих палат Парламента и члены Правительства. Члены Парламента на каждой сессии вносят от своего имени большое количество законопроектов, но лишь малая их часть достигает стадии голосования в связи с большой загруженностью работой и невозможностью рассмотрения всех законопроектов.  

         Для проведения заседания необходим кворум. Следуя регламенту, кворум для палаты общин составляет 20, а для сената 15 человек. В случае отсутствия кворума заседание палаты переносится спикером на  следующий день.

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы