Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Демократическое государство

Демократическое государство

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

РОСТОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

К У Р С О В А Я Р А Б О Т А

На тему: «Демократическое государство: сущность концепции и пути реализации».

Современное демократическое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.

Политическая жизнь в демократическом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия, многопартийности и т. д.

Российская Федерация сейчас находится на пути становления демократического государства.

В последнее время приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития нашего государства как демократического. Это Декларация о государственном суверенитете

Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина,

Закон о гражданстве, Закон о собственности и др. 12 декабря 1993 года путём всенародного голосования была принята Конституция Российской

Федерации, которая заложила правовую основу для дальнейшего развития и совершенствования правовой системы России.

К сожалению, нормы, закреплённые в этих и других законодательных актах, на практике в полной мере не реализуются. Поэтому этот вопрос сегодня актуален как никогда, что и послужило причиной выбора мною этой темы. В этой работе рассмотрены пути становления и развития демократического государства, его понятие и сущность, а также демократические принципы конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1.

Понятие и сущность демократического государства.

§1. Демократическим государством называется такое государство, устройство и деятельность которого соответствуют воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина.

Демократическое государство - важнейший элемент демократии гражданского общества, основанного на правах свободы людей. Источником власти и легитимации всех органов этого государства является суверенитет народа.

Недостаточно только провозгласить государство демократическим ( это делают и тоталитарные государства ), главное - обеспечить его устройство и деятельность соответствующими правовыми институтами, реальными гарантиями демократизма. Понятие демократического государства неразрывно связано с понятиями конституционного и правового государства, в известном смысле можно говорить о синонимичности всех трёх терминов. Демократическое государство не может не быть одновременно конституционным и правовым.

§2. Государство может соответствовать характеристике демократического только в условиях сформировавшегося гражданского общества. Это государство не должно стремиться к этатизму, оно должно строго придерживаться установленных пределов вмешательства в экономическую и духовную жизнь, которые обеспечивают свободу предпринимательства и культуры. В функции демократического государства входит обеспечение общих интересов народа, но при безусловном соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Такое государство является антиподом тоталитарного государства, эти два понятия взаимно исключают друг друга.

§3. Важнейшие признаки демократического государства: а) реальная представительная демократия; б) обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

Представительная демократия -осуществление народом власти через выборные учреждения, которые представляют граждан и наделены исключительным правом принимать законы. Представительные органы

(парламенты, выборные органы местного самоуправления ) наделяются правом решения наиболее важных вопросов жизни народа( объявление войны, принятие бюджета, введение чрезвычайного и военного положения, разрешение территориальных споров и др. ). Конституции в различных странах наделяют представительные органы различными полномочиями, но обязательными и важнейшими среди них являются функции законодательной власти и принятие бюджета. Представительные органы не обязательно призваны напрямую контролировать исполнительную власть - это признаётся только в государствах с парламентской формой правления, но при любой системе данные органы всё же наделяются отдельными конституционными полномочиями в этой области. Эффективность деятельности представительных органов в огромной, если не в решающей, степени зависит от сотрудничества с исполнительной властью. Другое не менее важное условие - независимость представительного учреждения в пределах своих полномочий, отсутствие конкурирующей законодательной власти, невмешательство исполнительной власти в прерогативы представительных учреждений.

В Российской Федерации представительная демократия обеспечивается выборностью Государственной Думы и конституционно обусловленным формированием Совета Федерации, а также законодательных и представительных учреждений субъектов Федерации и органов местного самоуправления. На каждом уровне представительные учреждения обладают определёнными полномочиями, которые исключают возможность вмешательства со стороны кого бы то ни было. И в то же время эта система носит целостный характер, характеризует одно суверенное государство -Российскую Федерацию. Единство системы государственной власти закреплено в ч.3 ст.5 Конституции Российской Федерации.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина - другой важнейший признак демократического государства. Именно здесь появляется тесная связь формально демократических институтов с политическим режимом. Только в условиях демократического режима права и свободы становятся реальными, устанавливается законность и исключается произвол силовых структур государства. Никакие возвышенные цели и демократические декларации не способны придать государству подлинно демократический характер, если не обеспечиваются общепризнанные права и свободы человека и гражданина. Конституция

Российской Федерации закрепила известные мировой практике права и свободы, однако для реализации многим из них ещё необходимо создать условия.

§4. Демократическое государство не отрицает принуждения, а предполагает его организацию в определённых формах. К этому побуждает сущностная обязанность государства защищать права и свободы граждан, устраняя преступность и другие правонарушения. Демократия - это не вседозволенность. Однако принуждение должно иметь чёткие пределы и осуществляются только в соответствии с законом. Правозащитные органы не только вправе, но и обязаны применять силу в определённых случаях, однако при этом всегда действуя только законными средствами и на основании закона. Демократическое государство не может допустить«разрыхления» государственности, то есть невыполнения законов и других правовых актов, игнорирование действий органов государственной власти. Это государство подчинено закону и требует законопослушания от всех своих граждан.

Демократичность государства выражается в том, что его организация открывает гражданам и их объединениям возможности оказывать влияние на «содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях закономерных социальных интересов». Но для того, чтобы эта возможность была претворена в действительность, необходимы существенные дополнительные условия. Это прежде всего демократический политический режим и политико-правовая культура.

§5. Демократический политический режим характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным существованием политических и правовых институтов, позволяющих ему оказывать влияние на государственное управление обществом.

Демократический политический режим обычно находит отражение в конституциях и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни: институты представительной и непосредственной демократии, гарантированные гражданские (личные) и политические права и свободы, независимые средства массовой информации, партийный плюрализм, включающий разнообразную оппозицию власти, разделение властей, широкое самоуправление мест и профессий, гарантии для меньшинств и мн. др.

§6. Политико-правовая культура отражается, во-первых, непосредственно на содержании и форме конституционно-правового регулирования общественных отношений, во-вторых, определяющим образом влияет на эффективность этого регулирования.

§7. Государство не может обойтись без профессионального управленческого аппарата, именуемого в социологии бюрократией

(социологи не вкладывают в этот термин того отрицательного смысла, к которому мы привыкли ). Но для того, чтобы этот аппарат не встал над народом и его представителями, не стал бюрократией в нашем понимании, необходима продуманная система социального контроля за его составом и деятельностью, и система его ответственности. В развитых демократических странах конституционное право обычно содержит основательно разработанные соответствующие институты (парламентская и судебная ответственность, конкурсная система комплектования государственной службы и др. ). Опыт, правда, показывает, что и в этих странах не такой уж редкостью является то, что мы называем бюрократическими извращениями ( служебные злоупотребления, неэффективность и пр. ), однако, общество и человек обладают там сильными правовыми средствами борьбы против таких явлений.

Что же касается «социалистических» и развивающихся стран, то там засилье бюрократизма в самом отрицательном смысле слова - повсеместное явление, хотя и в конституциях и законах можно встретить немало направленных против этого положений. Они, однако, бездействуют или малоэффективны в силу упомянутых факторов - авторитарного или тоталитарного политического режима и низкого уровня политико-правовой культуры общества.

Глава 2.

Основные направления становления и развития демократического государства в России.

§1. Учение о государстве и праве - составная часть обществоведения, тесно связанная с практикой. Достаточно длительное время считалось, что мы располагаем законченным учением о государстве и праве, что руководствуемся в своей деятельности выводами безупречной теории, опирающейся на положения Маркса, Энгельса, Ленина. То обстоятельство, что Маркс и Энгельс создали свою теорию почти полтора века назад, и что за это время произошли значительные изменения в общественном развитии, не учитывалось. Некоторые положения постаревшей теории, наиболее очевидно противоречащие практике, такие как предсказание победы социализма в наиболее развитых индустриальных странах, необходимость преодоления товарно-денежных отношений, близкое отмирание государства и права и др., несколько модифицировались, но суть учения оставалась неизменной и, что гораздо хуже, оно использовалось как руководство к действию.

В современных условиях мы постепенно отказываемся от отношения к теории классиков марксизма - ленинизма как к абсолютно непогрешимой, пригодной для всех времён и стран. Как любая наука, обществоведение плюралистично по своей природе, включает различные взгляды, способно приблизиться к истине в результате сопоставления разных точек зрения, их взаимного обогащения, но не за счёт заранее данного приоритета одних позиций перед другими.Что есть истина в обществоведении?

Критерий истины для науки об обществе - это практика, только практика не сиюминутная, не сегодняшнего дня, не нынешнего года и даже не нынешнего десятилетия. Эту практику составляют длительные периоды, опыт разных стран и народов. В обществоведении ход развития истории, человеческая практика не могут не привести к изменению теоретических представлений об обществе. В конкретный исторический период трудно судить о верности той или иной общественной теории. Критерий истины в том, насколько убедительно то или иное учение объясняет общественное прошлое и предсказывает будущее.

При любом подходе к государству оно предстаёт прежде всего своей внешней стороной - как механизм управления в обществе, осуществления власти. С этой точки зрения оно включает политические структуры, сложившуюся систему органов власти и управления, средства поддержания общественного порядка. Таковым является внешний облик государства. А что им движет, что составляет его внутреннюю сущность?

Советская наука о государстве и праве отвечала на этот вопрос однозначно: государство по своему внутреннему содержанию - продукт непримиримости классовых противоречий, орудие классовой борьбы, инструмент в руках господствующего класса для подавления ( удержания в узде ) своих классовых противников; господствующий в экономике класс овладевает государством как механизмом управления обществом и использует его в своих классовых интересах. Подобный единодушный подход в нашей науке имел под собой как объективные, так и субъективные основания. Объективные заключались в интересах складывавшейся и к середине 30-х годов оформившейся командно- административной системы. Для неё трактовка государства как средства принуждения, подавления была особенно важна. Субъективные основания - прямые указания Маркса, Энгельса, Ленина. Хотя в огромном количестве литературы классиков марксизма можно найти десятки далеко не однозначных определений государства, суть их отношения к нему всё же очевидна: это орудие в руках одного класса, направленное против другого или других классов.

§2. Развитие нашей государственности после смерти Ленина шло в следующем направлении: государство постепенно превращалось в средство массовых репрессий, происходило полное огосударствление общественной жизни. Переход от государства рабочего класса к общенародному - лишь изменение терминологии, но не существа дела: всеобщее огосударствление продолжалось, тоталитарная административно - командная система сохранялась.

Вплоть до победы Октябрьской революции объяснение государства как орудия подавления в руках господствующего класса соответствовало ходу истории. После революции теорию государства нужно прослеживать на разных моделях. Социалистическое государство должно было начаться, по мнению Маркса и Энгельса, со слома буржуазной государственной машины, войти в стадию «полугосударства» (ленинский термин ) и впоследствии отмереть. Однако, этого не произошло. Сравнительно короткий по прогнозу период государства диктатуры пролетариата растянулся на исторически неопределённый срок. Аппарат подавления, насилия, огромная бюрократия, всё то, что ставило государство над обществом, сохранялось. Вопреки прогнозам Маркса, Энгельса и Ленина, аппарат служил не рабочему классу, а партийно-государственной верхушке. Таким образом, объяснение государства как орудия насилия подтвердилось, хотя и в извращённом виде, на опыте нашего государства, которое и после победы революции осталось инструментом для подавления большинства народа.

Постараемся выяснить что же стало с буржуазным государством.

Революция в России поставила вопрос о судьбе капитализма. Удар по нему был дополнен ударом экономическим - великим кризисом и депрессией конца 20-х годов. Оказалось, что капиталистический строй устоял, вопреки предсказаниям Маркса и Энгельса общего кризиса и загнивания капитализма. Более того, он укрепился,»оказался способным воспринять и внедрить прогрессивные идеи социализма» , что значительно усилило его демократический потенциал. Вмешательство государства в экономику вывело её из депрессии, были внедрены многочисленные средства социальной защищённости человека.

Однако, сохранились свойственные капитализму

«мощные стимулы материальной заинтересованности».

Происшедшие изменения не могли не затронуть государства.

Государственный механизм как орудие управления делами общества не претерпел принципиальных изменений: те же средства осуществления публичной власти, поддержания общественного порядка. Но содержание деятельности государства, его социальная направленность существенно изменились.

§3. В развитых западных демократиях в послевоенные годы государство всё более становилось средством преодоления общественных противоречий не путём насилия и подавления, а посредством достижения общественного компромисса. Отсюда и «всё более широкое использование таких общедемократических идей и институтов, как разделение властей, верховенство закона, плюрализм мнений, высокая роль суда, гласность и т. п.». Всё это позволяло охарактеризовать демократическое государство как орудие и средство социального компромисса - по содержанию и как правовое государство - по форме.

В обществоведении в то время существовало два противостоящих друг другу подхода к государству. Первый подход: государство -

«симптом расколотого общества», орудие насилия, средство подавления.

Второй подход: государство - средство общественного компромисса, снятия или смягчения противоречий, механизм управления делами общества. Подобная позиция обусловила приоритет общенародных интересов над классовыми, общечеловеческих - над национальными, общих - над частными.

Признав в государстве орудие не классового господства, а социального компромисса, нужно определить и его внутренние функции.

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы