Меню
Теги для нашей библиотеки:Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое. |
Действие нормативно-правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц в РФ
Общая характеристика и классификация нормативно – правовых актов 4 Законы и подзаконные НПА 5 Основы нормативно – правовой системы России 7 Действие НПА 10 Действие НПА во - времени 10 Порядок вступления в силу НПА 13 Прекращение действия НПА 17 Действие НПА в пространстве 18 Действие НПА по кругу лиц 19 Заключение 20 Список использованной литературы 21 Введение Каждый день Федеральное Собрание, Президент, Правительство Российской Использование этого огромного массива правовой информации в практической деятельности юриста или адвоката предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов. Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений. Ввиду этого, в данной работе автор поставил своей целью детально уяснить для себя механизм вступления в силу различных нормативных актов, а также определить их действие в пространстве и по кругу лиц. Настоящая работа подготовлена в соответствии с требованиями кафедры Общая характеристика и классификация нормативно – правовых актов Под нормативными правовыми актами (НПА) понимают акты, устанавливающие нормы права, входящие в их действие, изменяющие или отменяющие правила общего порядка. НПА существенно отличаются от иных формально схожих (но не являющихся
правовыми) актов, содержащих типичные нормативные предписания, выраженные в
документальной форме. В случае утверждения НПА негосударственными организациями, для придания такого рода акту юридической силы он должен быть санкционирован государством. Их содержание структурировано и излагается с использованием специальной и общепризнанной терминологией. Таким образом, НПА можно определить как изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. Все НПА существуют и функционируют как единая система, которая характеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью, специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам. В зависимости от особенностей правового положения субъекта
правотворчества все нормативно-правовые акты подразделяются на: В зависимости от сферы действий НПА делятся на: . Федеральные; . Акты субъектов Федерации; . Акты органов местного самоуправления; . Локальные акты (регулирующие отношения внутри какой-либо организации, учреждения). В зависимости от срока действия различают: . Акты неопределённо длительного действия; . Временные акты. В зависимости от юридической силы НПА делят на: . Законы; . Подзаконные акты. Более подробно остановимся на последней классификации НПА. Законы и подзаконные НПА Законы РФ - нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения. Законы занимают главное место в системе НПА. Их ведущее положение
определяется следующими основными признаками. В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие. Как уже было сказано выше, высшую юридическую силу имеет Конституция Законы РФ принимаются в виде: - законов РФ о поправках к Конституции РФ; - федеральных конституционных законов; - федеральных законов (в том числе кодексов). Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Подзаконные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не
могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и
распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ,
актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению
к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые
ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только
Основы нормативно – правовой системы государства закреплены в Статья 15 Конституции[1] России гласит: 1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу,
прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. 2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления,
должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию 3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. 4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Эта статья определяет место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Юридическая сила нормативного правового акта - это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Юридическая сила акта указывает на место акта в системе правовых актов и зависит от положения и компетенции органа, издавшего акт. Характерная черта системы правовых актов - ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт занимает свою ступеньку на иерархической лестнице, находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой. В настоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части: . Конституцию, . федеральные конституционные законы, . федеральные законы, иные акты палат Федерального Собрания, . указы Президента, . постановления Правительства, . акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти. В иерархии правовых актов Конституция занимает высшее место, что
указывает на ее особую юридическую силу. Это означает, что она обладает
верховенством над законами и иными актами, которые должны исходить из Конституция имеет прямое действие. Нормы Конституции не могут быть изменены какими-либо законами. В то же время сам текст Конституции содержит указания на необходимость принятия ряда федеральных конституционных законов и федеральных законов, чье действие будет способствовать развитию положений, закрепленных Основным Законом в общей форме. Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие
общественные отношения: закрепляют основы конституционного строя, основные
права и свободы граждан, государственное устройство, формы и виды
собственности, основы уголовного, гражданского, семейного и иных отраслей
законодательства, а также другие принципиальные направления
жизнедеятельности общества и государства. Их действие носит универсальный,
общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Помимо вышесказанного, Конституция устанавливает обязательную официальную публикацию НПА., поскольку состояние гласности в сфере законодательства непосредственно затрагивает права и законные интересы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть чьей-то привилегией. Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской
Для правильного применения НПА необходимо ответить на три основных вопроса: 1. с какого момента времени и по какое время нормативный акт имеет юридическую силу (действие во времени); 2. на какую территорию он распространяет своё регулирующее влияние (действие в пространстве); 3. и наконец, каковы его адресаты (действие по кругу лиц).
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы. Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются и не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Установленный Конституцией РФ принцип обнародования нормативных правовых актов послужил основой для принятия актов, определивших порядок опубликования и вступления в силу НПА. Этот вопрос регулируют следующие акты: 1) Федеральный конституционный закон от 21.07.94 № 1-ФКЗ "О 2) Федеральный закон от 14.06.94 № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"[3]; 3) Федеральный закон от 02.12.90 № 394-1 "О Центральном банке 4) Федеральный закон от 15.07.95 № 101-ФЗ "О международных договорах 5) Федеральный закон от 26.11.98 № 182-ФЗ "О внесении изменения и дополнения в статью 43 Федерального закона "О рынке ценных бумаг"[6]; 6) Таможенный кодекс РФ (ст. 11)[7]; 7) Налоговый кодекс РФ (ст. 5)[8]; 8) Указ Президента РФ от 03.07.95 № 662 "О мерах по формированию
общероссийской телекоммуникационной системы и обеспечению прав
собственников при хранении ценных бумаг и расчетах на фондовом рынке 9) Указ Президента РФ от 23.05.96 № 763 "О порядке опубликования и
вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Страницы: 1, 2 |
РекомендуемОпрос |