Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Антидемократические режимы и пути их преодоления

Антидемократические режимы и пути их преодоления

Содержание

Введение

Глава 1. Авторитарные и бюрократические деформации политического режима

Глава 2. Современное состояние политического режима в Российской Федерации

Глава 3. Пути преодоления деформаций политического режима

Заключение

Список использованной литературы


Введение


Долгое время – семьдесят лет советской власти и сто лет абсолютной монархии в России привели к тому, что большинство населения не только не знало об элементарных правах и свободах человека и гражданина, но и наоборот считало их, под влиянием государственной пропаганды, особенно советской, вредной и лживой выдумкой. Положение это мало изменилось после буржуазной революции 1991 года. Несмотря на последовавшее принятие Конституции 1993 года, закрепившей либеральные ценности и свободы, применение ее было существенно ограничено сложившейся социально-экономической обстановкой 90-ых годов – периодом жесточайшего экономического кризиса, политической конфронтации законодательной и исполнительной власти, криминализации общества, обострившимися сепаратистскими тенденциями в регионах, неудачная попытка преодоления которых насильственными методами привела к войне в Чечне, унесшей десятки тысяч жизней и нанесшей огромный материальный ущерб экономики этого региона. Тем не менее в последнее время в связи со стабилизацией экономического положения появилась надежда на приведение в жизнь закрепленных в Конституции 1993 года положений.

Так, согласно важнейшим из них (важнейшим в контексте темы, заявленной в заголовке) Российская Федерация есть правовое государство. Эта характеристика, долгое время считавшаяся неприемлемой буржуазной выдумкой для обмана трудящихся при современном капитализме, теперь принята и у нас. Зато отвергнуто отождествление права с законом, открывавшее путь к подмене права, которое законодатель обязан соблюдать, законом, который законодатели нередко принимают произвольно. Правовое государство - это не просто государство, соблюдающее законы. Это общество и государство, признающие право как исторически развивающуюся в общественном сознании, расширяющуюся меру свободы и справедливости, которая должна быть выражена в актах международного уровня, в Конституции, в законах, подзаконных актах и практике реализации прав и свобод человека, демократии, рыночного хозяйства и т.п. Идея господства права в жизни общества и государства, гораздо более широкая по объему нежели идея только правового государства, служащего справедливым интересам общества и являющегося не только одним из субъектов, но и важнейшим объектом правового регулирования, - это современный этап тысячелетних поисков источника для юридического нормотворчества. Этот источник видели то в Божественной воле, то в «духе» народа, то в экономическом базисе и т.п. Маркс считал государство не творцом норм, а только переводчиком объективных потребностей на язык права.

Идея господства права выражается в гл. 1 Конституции в верховенстве Конституции и в том, что государство не создает, не дарует людям их права, которые неотчуждаемы и принадлежат им не от государства, а от рождения (ч. 2 ст. 17); оно только обязано признавать и соблюдать их, защищать их носителя - человека, его права и свободы как высшую ценность (ст. 2). Права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, обеспечиваются правосудием (ст. 18)[1]. Государство, становясь правовым, превращается из аппарата властвования над обществом в социальную службу для человека и общества, выражающую их волю и действующую под их контролем.

1) признании верховенства права и закона, что предполагает связанность законом самого государства;

2) реальности прав личности, их правовой защищенности;

3) взаимной ответственности государства и гражданина;

4) признании принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

В построении правового государства Россия добилась определенных успехов. Создаются правовая база нового общественного строя, основанного на идеях демократии и рыночной экономики; правозащитные механизмы; повышены авторитет и независимость судов, правосознание народа, уважение к праву и закону. В то же время задача построения правового государства в России еще не решена. Высок уровень преступности, правоохранительная деятельность недостаточно эффективна, не преодолен правовой нигилизм. Поэтому правовое государство для России это перспектива, а не реальность.

В свою очередь, Россия еще и демократическое государство. Демократизм проявляется в закреплении принципа народовластия, признании народа источником власти, представительной и непосредственной формах демократии.

Представительная природа государственной власти получает выражение в избрании Президента РФ, Государственной Думы Федерального Собрания РФ, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации, высших должностных лиц субъектов Федерации, глав администрации и представительных органов местного самоуправления. Непосредственная демократия получает выражение во всенародных выборах, референдумах, обсуждениях законопроектов, съездах народов, деятельности общественных объединений, местного самоуправления[2].

Важным условием демократии является свобода и защищенность личности, идеологический плюрализм, многопартийность, авторитет власти, стабильный правопорядок, гласность, свобода печати.

Глава 1. Авторитарные и бюрократические деформации политического режима


Для того, что понять суть указанной проблемы необходимо дать определение понятию политического режима. Так, политический режим - это совокупность приемов и методов, при помощи которых осуществляется государственная власть[3].

Политический режим также представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, сово­купность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры. Следует отметить, однако, что диктатура политических сил, стоящих у власти, есть более широкое понятие, чем государственная диктатура, отсюда и категория «поли­тический режим» шире, чем понятие режима осуществления государ­ственной власти.

Политический режим как компонент формы государства является государственным режимом.

Политический (государственный) режим — наиболее чуткий к политической обстановке барометр. Даже оставаясь неизменным по типу, он проявляет себя на том или ином этане развития каждого данного госу­дарства с различных сторон и постоянно оказывает влияние на форму как правления, так и государственного устройства, сказывается на структуре государственного аппарата.

Доминирующая роль политического (государственного) режима среди элементов формы государства приводит некоторых ученых к выводу, что государственный режим — это свойство сущности госу­дарства, а не его формы, что термин «политический режим» в теории государства и права применяется для обозначения либо классовой сущности государства, и в этом смысле он тождествен термину «дик­татура», либо того или иного метода осуществления политического господства (режим парламентаризма, режим фашизма и т. п.).

В каждом конкретном государстве складывается свой политический режим, имеются свои особенности осуществления государственной власти. Все же по определенным общим признакам политические режимы можно разделить на две большие группы - авторитарные и демократические режимы.

Демократический политико-государственный режим – это сово­купность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства.

Антидемократический (автаркический) по­литико-государственный режим — это совокупность способов осуще­ствления государственной власти на основе произвола, без учета како­го-либо мнения как большинства, так и меньшинства.

В различных учебных и научных изданиях этот элемент формы государ­ства может именоваться по-разному: и государственным, и государственно-политическим, и политико-правовым режимом, однако все эти категории характеризуют одно и то же явление.

Принято считать, что в более широком смысле изучаемая категория характеризует не столько деятельность государства, сколько атмосферу всей политической жизни, господство в ней или жестких, авторитарных, или же демократических методов властвования. Стоит упомянуть, что авторитарные, недемократические методы властвования суть деформации политического режима, они искажают общую атмосферу всей политической жизни, создавая неприемлемые условия для существования граждан.

Основные характеристики авторитарных и бюрократических деформаций политического режима вы­глядят следующим образом:

отсутствие, ограничение или ликвидация прав и свобод граждан;

отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация представитель­ных органов государства;

отсутствие контроля со стороны населения за осуществлением власти, формирование ее институтов через закрытые каналы;

сосредоточение всей полноты власти в руках одного человека (монарха, диктатора), нескольких лиц или одного органа;

жесткие командно-административные, а иногда и террористические ме­тоды осуществления государственной власти, произвол, насилие;

отсутствие, ограничение деятельности или ликвидация прогрессивных (как правило, оппозиционных) политических партий и общественных орга­низаций;

политический монизм - господство одной идеологии (религиозной или псевдонаучной), возведенной в ранг государственной;

отсутствие или ограничение сферы гражданского общества, сферы сво­бодного выражения интересов.

Недемократические режимы основаны на сосредоточении всей государственной власти в руках одного человека (диктатора) или группы лиц (хунты). Такие режимы принято называть авто­кратическими (гр. autokrates — самовластный), или авторитарными (лат. auctoritas — устанавливающими режим личной власти). В зависимости от господствующей идеологии такой режим может быть авторитарно-коммунистическим или расист­ским, а в зависимости от социального состава — военно-дикта­торским, диктатурой пролетариата и т.д. Известная практика осуществления государственной власти порож­дает новые формы крайне реакционных режимов — военно-фашист­ских, которые утверждают организацию государства в форме военно-фашистской олигархии. Таким образом, государственный режим, как и другие элементы формы государства, имеет конкретное историческое воплощение.

Авторитарный режим может существовать в разных формах.

Но при любой форме авторитаризма государственная власть реально не формируется и не контролируется народом. Несмотря на то, что могут суще­ствовать представительные органы, реально они никакой роли в жизни об­щества не играют. Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц (хунтой, олигархией).

Реально жизнь в стране направляется правящей элитой, которая себя не ограничивает законом, особенно в части привилегий, льгот. В ее среде вы­деляется еще более узкий круг людей, небольшая группа высших должност­ных лиц, осуществляющих политическое руководство. Тогда, когда руковод­ство государства формируется вследствие военного или государственного переворота, авторитарный режим устанавливает клика или хунта. Это режим военной диктатуры. Внутри правящей клики выделяется лидер. Его влияние очень значительно. Однако единолично он не склонен принимать решения. Советы, рекомендации, учет мнений, обсуждение того или иного вопроса со всей командой становится для него необходимым. Лидером является обыч­но сильная, порой харизматическая личность. И хотя общественное мнение не обожествляет лидера, не называет его вождем, тем не менее оно ориенти­руется на эту сильную личность.

При режиме военной диктатуры к власти, как правило, в ходе государст­венного переворота приходят военные - представители армейских группи­ровок, тех или иных племенных, национальных структур.

По-видимому, следует отказаться от огульно отрицательной характерис­тики таких политических режимов. Они являются, как показал XX век, но­сителями и прогрессивных, и реакционных тенденций и традиций.

Современные научные, военно-технические достижения формируют в ар­мейской среде высокообразованных, патриотически-настроенных военных специалистов. И порой общественное сознание и настроение этноса ищет вы­ход из жутких экономических и политических кризисных ситуаций в под­держке военной диктатуры, да и появление такой диктатуры в некоторых го­сударствах показывает ее экономическую и социальную эффективность.

При этом также идет перестройка правовой системы: появляются вре­менные чрезвычайные правовые акты, отменяется действие конституции, формируются новые политические структуры, реформируется судебная си­стема (в крайних случаях появляются военно-полевые суды, расширяется юрисдикция военных трибуналов), усиливается режим исполнительной вла­сти «по вертикали».

Как правило, некоторые из таких военных диктатур, выполнив свою миссию, эволюционирует в XX веке в демократические режимы, в том числе с монархической формой правления. Но история знает - и это наиболее типичная ситуация - резко негативные формы военных диктатур: расправы с инакомыслящими, конфискации имущества и прочие внеправовые методы.

Зачастую авторитарные режимы в относительно «мягкой» форме осуществляются для проведения реформ, укрепления государства, его целостности, единства, противопоставления сепаратизму, экономическому развалу. В авторитарном государстве управление осуществляется, как правило, цент­рализованно.

Решения центральной власти, не учитывающие зачастую экономичес­ких, национальных, географических, бытовых, религиозных и другие осо­бенностей тех или иных групп населения, исполняются отнюдь не добро­вольно. В случае отклонения людей от «генеральной линии» применяется принуждение. Использование насилия становится характерным для автори­тарного режима. Вот почему авторитарное государство не может существо­вать без опоры на полицейский и военный аппарат. Суд в таком государст­ве - вспомогательный инструмент, поскольку широко используются внесудебные методы принуждения людей.

Оппозиция при авторитаризме не допускается. В политической жизни мо­гут участвовать и несколько партий, однако все эти партии должны ориенти­роваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они запрещаются, разгоняются. Оппозиционеры, как организация, так и граждане, жестоко наказываются. Власть применяет к инакомыслящим законные и неза­конные методы расправы. Личность в авторитарном государстве фактически не может пользоваться свободами, даже если они и провозглашаются формаль­но, так как отсутствует механизм их реализации, гарантии являются фиктив­ными. Она - личность - лишена также гарантий своей безопасности в ее вза­имоотношениях с властью, поскольку власть не стесняет себя в применении принуждения. Провозглашается полный приоритет интересов государства над личностью, а права личности игнорируются. Авторитарная власть осознает, что доверие народа — великая сила, и поэтому она культивирует фанатизм в мас­сах по отношению к себе, используя демагогию и превращая население в про­стой объект манипуляций. В настоящее время авторитарный режим отнюдь не редкость и встречается во многих странах.

Одним из видов авторитарного режима являлся деспотический режим, который весьма широко был распространен в древнейших государствах ази­атского способа производства.

Деспотический режим (от греч. despotia - неограниченная власть) был ха­рактерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда неограниченная власть сосредотачивалась в руках одного ли­ца, эмоционально обозначаемого подвластными как деспот, тиран и т. п.

Деспотия как особая форма государства была выделена еще древнегречес­кими философами (в частности, Платоном). Этот режим характеризовался крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезнен­но властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управле­нии. Для многих государств азиатского способа производства с их обществен­ной, государственной собственностью, принуждением к труду, жестокой рег­ламентацией труда, распределением его результатов, завоевательными, имперскими тенденциями деспотический режим становился типичной фор­мой осуществления власти. В деспотическом государстве доминируют кара­тельная, уголовная, жесткая налоговая политика по отношению к народу.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы