Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Современный менеджмент РАО Газпром

Современный менеджмент РАО Газпром

Министерство общего и профессионального образования РФ

Государственный Университет Управления

Институт управления в машиностроительной промышленности

Кафедра инновационного менеджмента

Курсовая работа по дисциплине «Менеджмент» на тему

«Современный менеджмент на примере РАО Газпром»

Выполнил студент

Института Машиностроения II – 1 группы «Промышленная логистика»

Исаев Дмитрий Николаевич

Проверила

Масленникова Надежда Павловна

«_____»_____________1998 года

Москва – 1999

Содержание

Введение 3


1. История основания 3


2. Основные принципы управления РАО Газпром 4

2.1. Разумный монополизм 4
2.2. Следование современным научно-техническим достижениям 5
2.2.1. Формирование «внутрикорпоративного» технологического рынка 9
2.2.2. Информационное обеспечение внутрикорпоративного технологического рынка 11
2.3. Создание и развитие депозитарной сети и поддержание рынка акций
12
2.4. Единая информационная система предприятия 14
2.5. Проявление работниками инициативы по внедрению инновационных технологий 15
2.5.1. Нормативное регулирование рационализаторских предложений 19
2.5.2. Моральный фактор в развитии новаторства 20

Заключение 21


Библиография 22

Введение

За годы перестройки экономических отношений в стране газовая отрасль не только сохранилась как единый централизованно управляемый и эффективно работающий производственный организм, но и стала важнейшей опорой национальной экономики. Наряду с существующим мощным производственным комплексом, включающим несколько сот предприятий, за последние пять-семь лет в отрасли были сформированы эффективно действующие коммерческий комплекс в составе компаний по реализации газа на внутреннем (Межрегионгаз) и внешнем (Газэкспорт) рынках, а также банковско-финансовый комплекс.
Последний включает группу контролируемых предприятиями газовой отрасли банков, страховую компанию «Согаз», негосударственный пенсионный фонд
«Газфонд», лизинговую компанию «Энергогазлизинг», а также ряд инвестиционных компаний. Все они являются дочерними организациями РАО
Газпром.

Российское акционерное общество Газпром является крупнейшей компанией в России и крупнейшей газовой корпорацией в мире. По всей стране на предприятиях Газпрома работают 250 тысяч человек. Филиалы Газпрома
(крупнейший – Уренгойгазпром) расположены на всей территории России и в 70 городах Европы и Америки. Являясь фактическим монополистом по добыче газа на территории России, Газпром контролирует 95% российского газа и 25% всей газодобычи в мире, поставляя газ в 24 страны.

РАО Газпром был выбран в качестве темы данной курсовой работы вследствие того, что являясь, безусловно, самой процветающей компанией на территории нашей страны, Газпром может служить образцом развития компании другим российским (и не только) организациям. Поэтому принципы управления
Газпромом заслуживают подробного рассмотрения.

1. История основания

Как предприятие по газодобыче, Газпром был основан в 1934 году под названием «Советская газодобывающая компания». В 1992 году компания была переименована в РАО Газпром, а управление было поручено министру газовой промышленности В.С. Черномырдину. В 1994 году Черномырдин был выбран председателем правительства Российской Федерации, что позволило Газпрому
«удержаться на плаву», в то время как другие российские компании переживали жестокий кризис. Управление Газпромом было передано на трастовых основаниях
Рему Вяхиреву, который до сих пор является его руководителем.

2. Основные принципы управления РАО Газпром


2.1. Разумный монополизм

В принципе, явление «монополизм» рассматривается большинством экономистов с негативной точки зрения. Основные доводы в пользу демонополизации сводятся к тому, что отсутствие конкуренции на национальном рынке порождает чрезмерно завышенные цены, и нежелание предприятия- монополиста улучшать качество своей продукции для привлечения покупателей.
Рассмотрим монополизм Газпрома с этих позиций.

Газпром не является полностью коммерческой организацией. Контрольный пакет акций Газпрома принадлежит государству, а большая часть акций передана на трастовых основаниях Рему Вяхиреву. Но в любой момент (как это показал август), контракт с Вяхиревым может быть расторгнут. Такое положение вынуждает руководство Газпрома поддерживать приемлемые цены, достаточно низкие по мировым меркам. Например, стоимость газа в России –
1,9 рубля за кубометр пропана( (примерно 10 центов), не сопоставима с среднемировыми ценами – 50 – 70 центов за кубометр того же газа.
Разумеется, следует отметить, что себестоимость газа в России ниже среднемировой и составляет примерно 80 копеек (4 цента). Но и добыча газа в
Северном море обходится в иностранным компаниям не более, чем в 8-12 центов, так что сравнение актуально. Итак, я доказал, что Газпром не завышает цены на национальном и мировом рынках. Теперь о научно-технических достижениях.

Основные задачи в области научно-технической политики сформулированы в одобренной Правлением РАО Газпром Концепции, которая была разработана ведущими учеными и специалистами. Она предусматривает достижение следующих целей:
• обеспечение энергетической безопасности России;
• удовлетворение потребностей страны в природном газе, расширение газификации;
• укрепление сырьевой базы газовой промышленности;
• обеспечение высокой надежности поставок газа;
• оздоровление экологической обстановки;
• повышение прибыльности и конкурентоспособности РАО Газпром на внутреннем и международном рынках.

Более того, программа развития научно-технического потенциала организации заслуживает самого тщательного изучения и даже вынесена в самостоятельную главу, как отдельный принцип управления.

В итоге, рассмотрев обе стороны монополизации/демонополизации можно с уверенностью сказать: монополизм Газпрома пришелся к месту в такой непредсказуемой стране, как Россия и позволил достичь высоких результатов в газодобывающей отрасли.

2.2. Следование современным научно-техническим достижениям

Самым непосредственным образом на основные направления научно- технического прогресса влияют особенности современного этапа развития газовой промышленности, связанные со структурой и размещением сырьевой базы, состоянием основных фондов, прогнозируемыми темпами развития отрасли и т.д.

В связи с высокой степенью реализации начальных потенциальных ресурсов и последовательным уменьшением размеров вводимых в разведку объектов, ростом глубин залегания продуктивных пластов, растущим преобладанием нетрадиционных форм газовых скоплений прогнозируется снижение эффективности поисково-разведочных работ.

Для поддержания высокой степени обеспеченности запасами газа необходимо на основе современных достижений науки постоянно совершенствовать методы геологоразведочных работ. В частности, по таким перспективным направлениям как внедрение трехмерной сейсмики, новые технологии геофизических и гидродинамических исследований пластов, переход на прямые поиски залежей газа, совершенствование методов построения геолого- промысловых моделей и др.

Поддержание достигнутого уровня добычи основных газодобывающих мощностей, расположенных в Тюменской области, и ее прирост будет обеспечиваться на первом этапе за счет месторождений Надым-пуртазовского региона, находящихся вблизи от действующих магистральных газопроводов.
Недавно были введены в разработку Западно-Таркосалинское, Юбилейное и
Ямсовейское месторождения. В 2000 г. начнется добыча газа на Губкинском и
Заполярном месторождениях. Дальнейшее наращивание добычи газа связано с освоением газовых ресурсов полуострова Ямал. В более отдаленной перспективе намечается выход на полуостров Гыдан, расположенный к востоку от действующей группы месторождений.

В целом можно сказать, что компенсация падающей добычи газа и ее прирост будут обеспечиваться за счет ввода в эксплуатацию более сложных месторождений, сопровождающегося ростом капитальных вложений и эксплуатационных расходов. Сдержать эту неблагоприятную тенденцию возможно на основе новых технических и технологических решений, например, широкого внедрения горизонтальных скважин. К настоящему времени на объектах РАО
Газпром завершено строительством 113 горизонтальных скважин, а в ближайшие годы предстоит увеличить их фонд более чем в 5 раз.

Параллельно с наращиванием объемов строительства скважин уже проводятся работы по совершенствованию технологии бурения, созданию отечественного комплекса по контролю и управлению процессом бурения горизонтальных скважин.

В течение нескольких лет успешно ведутся работы по подготовке к промышленному внедрению технологии сайклинг-процесса – метода разработки газоконденсатных месторождений с обратной закачкой газа в пласт, который позволяет значительно увеличить отбор газового конденсата – ценного сырья для нефтепереработки. Эту технологию в ближайшие годы намечается реализовать на Ен-Яхинском месторождении на севере Тюменской области.

РАО Газпром, как обладатель контрольного пакета акций АО «Росшельф», финансирует подготовительные работы, связанные с созданием необходимой инфраструктуры для обустройства Шток-мановского и Приразломного месторождений, которые практически уже подготовлены к промышленной разработке.

К наиболее фондоемкой подотрасли газовой промышленности относится магистральный транспорт газа. В настоящее время протяженность газопроводов составляет 152 тыс. км, из них 49 тыс. км диаметром 1420 мм рассчитаны на давление 7,4 МПа. В эксплуатации находятся 690 компрессорных цехов, в которых установлено более 4 тыс. газоперекачивающих агрегатов общей мощностью 40,7 млн. кВт.

Для газоснабжения потребителей России и поставок газа на экспорт потребуется дальнейшее развитие газотранспортных систем. В период до 2010 г. предстоит построить около 20 тыс. км газопроводов большого диаметра.
Кроме того, необходимо выполнить большой объем работ по реконструкции газотранспортных систем. Только в ближайшие пять лет требуется реконструировать более 4 тыс. км газопроводов и 114 компрессорных станций.

Главными задачами, на решение которых направлена научно-техническая политика, являются повышение надежности и экологической безопасности, снижение эксплуатационных (в первую очередь, энергетических) затрат.

РАО Газпром разработана и реализуется программа создания нового поколения газоперекачивающих агрегатов, характеризующихся высокими КПД, надежностью и отличными экологическими характеристиками. В настоящее время ведется опытно-промышленная эксплуатация газопаровых агрегатов (ГПА) с парогазовым циклом. Применение парогазовых установок с агрегатами нового поколения даст возможность в ближайшей перспективе довести суммарный КПД компрессорной станции до 45-46%.

Решение важнейшей задачи обеспечения высокой надежности и безопасной эксплуатации Единой системы газоснабжения (ЕСГ) в условиях дефицита финансовых и материальных ресурсов может быть достигнуто только за счет перехода на выборочные методы ремонта на основе результатов технической диагностики. При этом необходимые объемы ремонтных работ и, соответственно, затраты на эти цели могут быть сокращены, как минимум, в 3 раза. Поэтому основой технической политики РАО Газпром в области поддержания проектных характеристик действующих газопроводов является создание комплексной и эффективной системы диагностического обслуживания магистральных газопроводов. Эта система строится на основе сочетания современных методов внутритрубной магнитной и ультразвуковой дефектоскопии, космического мониторинга, дистанционного контроля параметров электрохимзащиты, определения напряженно-деформированного состояния трубопроводов и оценки их остаточного срока службы.

Сейчас главная задача – развитие и усовершенствование созданной системы, переход на аппаратурно-программные средства нового поколения.

Важнейшим средством создания необходимых резервов в Единой системе газоснабжения и регулирования сезонной неравномерности его потребления является подземное хранение газа: реконструкция и техническое перевооружение действующих хранилищ с целью увеличения максимальных суточных отборов; создание новых хранилищ в истощенных газовых месторождениях, водоносных структурах и соляных отложениях. Все эти работы будут базироваться на новых технических и технологических решениях с применением современного оборудования и полной автоматизацией технологических процессов.

Развитие газовой промышленности будет сопровождаться расширением сферы использования газа. К наиболее освоенной технологии относится использование сжатого газа в качестве моторного топлива. К настоящему времени в России построено около 200 автомобильных газонаполнительных компрессорных станций
(АГНКС), позволяющих ежедневно заправлять компримированным природным газом около 80 тыс. автомобилей и автобусов. Однако загрузка действующих АГНКС пока остается крайне низкой. Имеются все возможности в ближайшие годы значительно расширить масштабы использования природного газа в качестве моторного топлива транспортных средств. Для этого в числе других организационных и экономических мер потребуется совершенствование технических средств и оборудования во всех звеньях, включая компримирование газа, транспортировку и заправку автомобилей.

Весьма перспективным направлением диверсификации в использовании топливно-энергетических ресурсов может стать широкое применение сжиженного природного газа (СПГ) – исключительно эффективного топлива для авиации и ракетной техники. Экспериментальный российский авиалайнер, двигатели которого работали на СПГ, успешно демонстрировался на международных выставках. В настоящее время идет работа над созданием аналогичного серийного самолета.

Ведутся исследования и эксперименты по переводу на СПГ железнодорожного транспорта. Начаты работы по сжижению газа с использованием перепада давления на распределительных станциях для поставок его автотранспортом в отдаленные населенные пункты, куда экономически невыгодно строить газопроводы-отводы. Изучается экономическая целесообразность строительства на северной оконечности полуострова Ямал крупного завода по производству СПГ и вывоза продукции метановозами на экспорт. Завершение всех этих работ позволит существенно расширить рынок сбыта природного газа.

Для увеличения поставок газа на европейский рынок уже ведется строительство системы газопроводов Ямал-Европа. Предусматривается реконструкция действующих и строительство новых транзитных газотранспортных мощностей на территории Украины, Румынии, Болгарии, Турции и других стран.
Начато проектирование системы газопроводов через Черное море для поставок газа в Турцию. Это будет совершенно уникальный объект, не имеющий аналогов в мировой практике. На протяжении почти 400 км двухниточный трубопровод будет проходить по дну моря, причем глубины здесь доходят до 2150 м.

Североевропейский проект, который находится в стадии изучения, предусматривает поставки российского газа в страны Северо-западной Европы и
Западной Европы через Финляндию, Швецию и Данию, либо через акваторию
Балтийского моря.

Правительством Российской Федерации подписано соглашение с Исламской
Республикой Иран об участии Газпрома в освоении газоконденсатного месторождения Южный Парс в Персидском заливе. Достигнуты договоренности об участии РАО Газпром в развитии добычи газа на шельфе в северной части
Вьетнама, создании газотранспортной инфраструктуры, а также в выполнении работ по газификации этой страны. Изучаются возможности поставок российского газа в Китай и Корею.

К важным направлениям научно-технической политики РАО Газпром относится проблема создания отраслевой интегрированной информационно- управляющей системы, охватывающей производственную деятельность, оперативное диспетчерское управление, автоматизацию бухгалтерского учета и расчетов за газ, управление потоками материально-технических ресурсов, финансово-экономический анализ. Необходимым условием реализации этого крупного проекта является развитие сети связи, телемеханизация всех производственных объектов и создание современных систем управления, работающих в режиме реального времени.

Для решения стоящих перед РАО Газпром научно-технических проблем широко используются возможности предприятий оборонного комплекса. Одним из ключевых принципов работы с этими предприятиями является их привлечение к разработке наиболее сложной наукоемкой техники. Это – авиационные и судовые газотурбинные двигатели, а также газоперекачивающие агрегаты и электростанции на их базе, средства дефектоскопии, диагностики и экологического мониторинга, системы и средства автоматизации и связи, оборудование и плавсредства и др.

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы