Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Программа по Истории России(до 1941г.) для поступающих поступающих в ВУЗы ОВД (органов внутренних де...

Программа по Истории России(до 1941г.) для поступающих поступающих в ВУЗы ОВД (органов внутренних де...

Зарождение феодальных отношений у восточных славян.

Территория:

Прародиной славян считают территорию от реки Эльбы до Днепра. С этой территории славяне в первой половине 1-го тысячелетия начали расселение в бассейн Днепра, а так же на север - в район озера Ильмень. Эта часть славян получила название «восточных». Летописи рассказывают  о четырнадцати племенных объединениях восточных славян. В среднем течении Днепра жили поляне, по верхнему течению Днепра и по Западной Двине - кривичи, по северному побережью Чёрного моря, по Днестру, нижнему течению Днепра - уличи и тиверцы, по берегам Припяти - древляне, по Оке - вятичи, по реке Десне - северяне, по реке Сож - радимичи, около озера Ильмень - словене и др.

Соседи:

Соседями восточных славян были на северо-западе балтийские летто-литовские (жмудь, литва, пруссы, латгалы, земгалы, курши) и финно-угорские (чудь-эсты, ливы) племена. Финно-угры соседствовали с восточными славянами и с севера и на северо-востоке (водь, ижора, карелы, саами, весь, пермь). В верховьях Вычегды, Печоры и Камы жили югры, меря, черемисы-мары, мурома, мещеры, мордва, буртасы. На Востоке от впадения р. Белой в Каму до средней Волги располагались Волжско-камская Болгария, её население составляли тюрки. Их соседями были башкиры. Южнорусские степи в VIII-IX вв. занимали мадьяры (венгры) - финно-угорские  скотоводы, которых после их переселения в район озера Балатон сменили в IX в. печенеги. На нижней Волге и  степных просторах между Каспийским и Азовским морями господствовал Хазарский каганат. В районе Чёрного моря доминировали Дунайская Болгария и Византийская империя.

Путь ‘‘из варяг в греки’’:

Великий водный путь «из варяг в греки» связывал Северную и Южную Европу. Он возник в конце IX в. из Балтийского (Варяжского) моря по р. Нева караваны купцов попадали в Ладожское озеро (Нево), оттуда по реке Волхов в озеро Ильмень и далее по р. Ловать до верховьев Днепра. С Ловати на Днепр в район Смоленска и на днепровских порогах переходили  «волоковыми путями». Западным берегом Черного моря доходили до Константинополя (Царьграда). Наиболее развитые земли славянского мира - Новгород и Киев контролировали северный и южный участки Великого торгового пути. Путь «из варяг в грек» был главным стержнем экономической, политической, а потом и культурной жизни восточного славянства.

Язычество:

Древние славяне были язычниками. У славян на ранней ступени развития сложился  пантеон (богов) они верили в злых и добрых духов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун - бог грома, молний, войны; Мокошь - богиня земли; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог солнца - Ярило.

Князь и дружина:

Во главе восточно-славянских племенных союзов стояли князья из племенной знати и бывшая родовая верхушка - «нарочитые люди», «лучшие мужи». Важнейшие вопросы жизни решались на народных собраниях - вечевых сходах. Существовало ополчение («полк», «тысяча», разделенная на «сотни»). Во главе их стояли тысяцкие, сотские. Особой военной организацией была дружина. Восточно-славянские дружины появились уже в VI-VII вв. Дружина делилась на старшую, из которой выходили послы и княжеские управители, имевшие свою землю, и младшую, живущую при князе и обслуживавшую его двор и хозяйство. Дружинники по поручению князя собирали с покорённых племен дань. Такие походы за сбором дани назывались «полюдье». Сбор дани проходил в ноябре-апреле  и продолжался до весеннего вскрытия рек. Ед. Обложения данью были дым (крестьянский двор) или земельная площадь, обрабатываемая крестьянским двором (рало, плуг).

Походы на Византию:

 Существуют письменные свидетельства об отношениях восточных славян и Византии. В 838 г. направленно первое посольство восточных славян в Византию. Периоды мира сменялись военными конфликтами. В 860 г. состоялся первый поход Руси на Константинополь. Русское войско на 200 судах доплыло до черноморского побережья Византии. Поход закончился подписанием мирного соглашения. 

 

Разложение первобытнообщинного строя:

Славяне освоили Восточно-Европейскую равнину, взаимодействуя с местным балтийским и финно-угорским населением. Военные походы антов, склавен, русов на страны более развитые, прежде всего Византию, приносили дружинникам и князьям значительную военную добычу. Всё это способствовало обогащению племенной верхушки славян, что ускоряло распад первобытнообщинного строя.

 Социально-экономическое развитие:

Социально-экономическое развитие славян шло быстрыми темпами, этому способствовало очень удобное расположение славянских городов, они находились на крупных торговых путях. Славяне вели торговые отношения с Европой и Византией (путь «из варяг в греки»); с Востоком (волжский путь).  Укреплялась власть князя.

Складывание феодальных отношений:

До V-VI веков у славян была родовая община - коллектив людей, связанных кровным родством и единством хозяйства. Однако развитие производительных сил создавало излишек. Отпала необходимость коллективного труда. Из родовой общины стали уходить семьи. Возникла соседская община, в которой укрепилась частная собственность, имущественное неравенство, но при этом люди сообща обрабатывали и делили пахотную землю. Возрастала власть старейшин, вождей племен, которые стали решать некоторые вопросы без совета с соплеменниками. Рост прибавочного продукта позволил содержать князя с дружной для отражения нашествий. Сначала должность князя была выборной , а затем стала передаваться по наследству. Князь и дружина жили за счёт сбора дани («полюдье»). Из старейшин дружины князя, старейшин, вождей племен постепенно формировалось боярство - крупные землевладельцы, а основная масса населения превращалась в общинников-смердов.




Государство Русь в IX- начале XII вв.

 

Раннефеодальная монархия Рюриковичей.

Политический строй Киевской Руси.

Это была раннефеодальная монархия, так как во главе государства был киевский князь, который опирался на старшую и младшую дружины. Из старшей формировался совет бояр - крупных вотчинников. 

Раннефеодальная монархия IX-нач. XII вв.

Великий князь Киевский

Дружина

Старшая дружина. Бояре (знать)

Младшая дружина (гриди)

Местные (удельные) князья

Посадники, волостели

Погосты, становища, волости

 

«Нормандская теория»:

Рассказ летописи о призвании варяжского князя Рюрика в 862 г. в Новгород послужил основанием для так называемой Нормандской теории возникновения Древнерусского государства. Сторонники Нормандской теории считают, что у восточных славян не было предпосылок для возникновения государства, преувеличивают роль варягов в становлении государства у славян. Историки отмечают, что у самих варягов (викингов) государственность в IX в. еще не сложилась. Современная историческая наука утверждает, что для возникновения государства необходимы внутренние предпосылки, определенный уровень развития общества, когда необходимо защитить судебные дела, защитить интересы своего племени.

 Внутр. и внешн. Политика первых Киевских князей:

 Князь Олег  (879-912гг.):

Внутренняя политика была направлена на закрепление власти князя. При Олеге в состав его державы были включены и стали платить дань Киеву древляне, северяне, радимичи.

Внешняя политика была направлена на завоевание, развитие внешнеэкономических связей (с Византией), так же Византия являлась основным объектом для завоевательских походов. В 907 и 911 г. Олег дважды с войском успешно воевал под стенами Константинополя. В результате этих походов были заключены договора с греками.


Князь Игорь (912-945гг.):

Внутренняя политика: повторное взимание дани, произошло восстание древлян (945г.) , ослабление власти Князя. 

Внешняя политика: осталось без изменения.

Княгиня Ольга (945-964гг.)

Внутренняя политика: упорядочение сбора дани (она установила «уроки» - размер дани и «погосты» - места сбора дани.

Внешняя политика: присоединены земли тиверцев, уличей и окончательно - древлян.

Князь Святослав (964-972гг.)

 Внешняя политика: в ходе множества походов Святослав начал присоединять земли вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил  Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье

Расцвет Киевской державы при князьях Владимире Святом и Ярославе Мудром. Завершение объединения восточного славянства вокруг Киева. Оборона границ.

Расцвет Киевской Руси связан с правлением Владимира I (980-1015). При Владимире I все земли восточных славян объединились в состав Киевской Руси. Окончательно присоединены вятичи, земли по обе стороны Карпат, червленские города. Происходило дальнейшее укрепление государственного аппарата. Была решена одна из важнейших задач того времени: обеспечение защиты русских земель от набегов многочисленных печенежских племен. Для этого по рекам  Десна, Осетр, Сула, Стугна был сооружен  ряд крепостей. Видимо, здесь, на границе со степью, находились «заставы богатырские», защищавшие Русь от набегов, где стояли за родную землю легендарный Илья Муромец и др. былинные богатыри.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивысшего могущества. В 1030г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев, утвердив русские позиции в Прибалтике. При Ярославе Мудром Киев превратился в один из крупнейших городов Европы, Русь достигла широкого международного признания. Рост силы и авторитета Руси позволил Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Иллариона - русского по происхождению.

Принятие христианства как государственной религии. Русская церковь и её роль в жизни Киевской державы.

Принятие христианства связанно с правлением Владимира I (978-1015гг.), при котором в 988г. в качестве государственной религии приняли христианство. Крещение Владимира I и его приближенных было совершено в г. Корсуни (Херсонесе). Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Оно содействовало завершению объединения восточных славян  (единобожие), укрепило международный престиж Руси, экономические, культурные связи с другими христианскими государствами, повлияло на развитие политических и правовых отношений в Древней Руси. Церковь стала феодальной организацией, в ее пользу собирали налог - «Десятину». Главой церкви был митрополит, назначаемый из Византии патриархом. Первый христианский храм, построенный в Киеве, получил название Десятиной церкви. В домонгольские времена на Руси было до 80 монастырей. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

«Русская правда». Утверждение феодальных отношений. Организация господствующего класса. Боярская и княжеская вотчина. Феодально-зависимое население, его категории. Крестьянские общины. Город. Народные восстания и «Русская правда».

Принятие первого сборника законов «Русской Правды» свидетельствовало о формировании феодальных отношений. «Русская Правда» составлялась три раза. Первый раз - при Ярославе Мудром (в 1016г.) - она содержала 17 статей. Вторая редакция - сборника законов - «Правда Ярославичей» (в 1072г.). Третья редакция появилась 1113г. при Владимире Мономахе («Уставы о закупах и процентах»). «Русская Правда» даёт нам представление о вотчине - крупном замкнутом землевладении, передаваемом по наследству. Вотчиной владели князья и бояре. В «Русской Правде» говорится о зависимых категориях населения. Смерд - крестьянин - общинник, который имел собственное хозяйство и необходимые орудия труда. Смерды разделялись на 2-н группы: свободные и попавшие в феодальную зависимость. Холопами называли рабов. Закупы работали на феодала за «купу» (ссуду); рядовичи работали по договору («по ряду»). Изгои - разорившиеся общинники (часто изгнанные из общины), которые поселились на земле феодала и работали на него.  Существовали две формы феодальной ренты - барщина (обработка земли феодала) и натуральный оброк. Массовые народные выступления прокатились по Киевской Руси в 1068-1072гг. Наиболее мощным было восстание в Киеве в 1068г. Оно вспыхнуло в результате поражения, которое потерпели сыновья Ярослава - Изяслав (ум. 1078г.), Святослав (ум. 1076г.), и Всеволод (ум. 1093г.). В Киеве на Подоле, в ремесленной части города, состоялся вече. Киевляне обратились с просьбой к князьям выдать оружие, чтобы снова сразиться с половцами. Ярославичи отказались выдать оружие, боясь, что народ направит его против них. Тогда народ разгромил дворы богатых бояр. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью польских феодалов вернулся на киевский престол в 1069г. Массовые народные выступления произошли в Новгороде, в Ростово-Суздальской земле.

Тенденции к раздробленности. Любеческий съезд князей. Киевская Русь в системе международных отношений XI - начала XII в. Половецкая опасность. Княжеские усобицы. Распад Киевской державы в начале XII в.

Экономические: господство натурального хозяйства (экономическая самостоятельность вотчин, замкнутость вотчин и общин), рост и укрепление городов.

Внутриполитические: родовые и территориальные конфликты, усиление политической власти князей и бояр на местах.

Внешнеполитические: временное ослабление половецкой опасности в результате побед Владимира Мономаха. 

В 1097 г. произошёл межкняжеский съезд в Любече, который подтвердил, который подтвердил право каждого князя на самостоятельное правление в своей вотчине, но и поставил вопрос о необходимости совместной борьбы против кочевников. 

Сложность династических счетов, с одной стороне, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. После смерти Святополка II в 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) Владимиру Мономаху удалось удержать под своей властью всю Русскую землю, несмотря на то, что признаки дробления усиливались, чему способствовало затишье в борьбе с половцами.   

Русские земли и княжества в XII - первой половине XIII вв.

Политическая раздробленность стала новой формой организации русской государственности в условиях освоения территории страны и ее дальнейшего развития по восходящей линии. Повсеместно распространялось земледелие. Совершенствовались орудия труда. Даже на самых отдалённых окраинах Киевской державы сложились боярские вотчины. Показателем подъема экономики явился рост числа городов (около 300 , накануне монгольского вторжения).

Главной силой разделительного процесса выступило боярство. Существовавший в Киевской Руси порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси, нужны были новые формы политической организации государства с учетом сложившегося соотношения экономических и политических сил. Такой новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию. «Круговорот князей» в поисках более богатого и почётного престола мешал дальнейшему развитию страны. Каждая династия больше не рассматривала свое княжество как объект военной добычи; хозяйственный расчёт вышел на первое место. Это позволило власти на местах более эффективно реагировать на недовольство крестьян, на недороды, внешние вторжения. Политическая раздробленность не означала разрыва связей между русскими землями, не вела к их полной разобщенности. Об этом свидетельствуют единая религия и церковная организация, единый язык, действовавшие во всех землях правовые нормы «Русской Правды», осознанием людьми общей исторической судьбы. В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тьмутараканское, Новгородская и Псковская земли. Владимиро-Суздальское княжество. Северо-восточная Русь - Владимиро-Суздальское или Ростово-Суздалськая земля располагалась в междуречье Оки и Волги. Экономическому подъему северо-востока Руси способствовал постоянный приток населения. Среди факторов, способствующих подъёму экономики и отделению Ростово-Суздальской земли от Киевской державы, следует назвать наличие выгодных торговых путей, проходящих по территории княжества. Важнейшим из них был Волжский торговый путь.  

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы