Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Преднамеренное банкротство

Преднамеренное банкротство

ОРЛОВСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РФ

 

КАФЕДРА УГОЛОВНОГО ПРАВА

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: “Преднамеренное банкротство”

 

 

 

 

 

Выполнил:        __________________________

                         __________________________

Проверил:         __________________________

                         __________________________

 

 

 

 

2003

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ: ЕГО ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ. 4

2. ПРИПРЕДНАМЕРЕННОЕ БАНКРОТСТВО.. 9

2.1. Понятие преднамеренного банкротства. 9

2.2. Объект и субъект преднамеренного банкротства. 12

3. ПРИЧИНЫ НЕРАБОТОСПОСОБНОСТИ  ИНСТИТУТА «ПРЕДНАМЕРЕННОГО БАНКРОТСТВА». 20

3.1. Роль арбитражного управляющего в выявлении признаков преднамеренного банкротства. 23

3.2. Несовершенство методической базы по выявлению признаков ПБ. 23

3.3. Проблема межведомственного взаимодействия государственных структур  24

3.4. Длительность сроков расследования уголовных дел по ПБ. 25

3.5. Специфика ПБ на государственных и муниципальных предприятиях. 25

3.6. Санкции за преднамеренное банкротство. Повышение работоспособности института ПБ. 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27

ЛИТЕРАТУРА.. 28

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 29

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 30

ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 32

ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 34

 

ВВЕДЕНИЕ

Институт несостоятельности начал развиваться в средние века прежде всего как институт торгового права. Субъектами законодательства о несостоятельности являлись физические лица, занимающиеся торговлей, когда на смену индивидуальным предпринимателям пришли их объединения – торговые товарищества, специальное законодательство начинает распространять свое действие и на юридических лиц торгового права, прежде всего на акционерные общества.

Исторически сложилось так, что во многих странах главным источником правового регулирования был и до настоящего времени, даже в странах прецедентного права, остается закон.

Первые законы, регулировавшие вопросы несостоятельности, относятся к середине 16 века. Законодатель того времени видел свою задачу в превентивном воздействии на торговый оборот, устанавливая жесткие нормы уголовного характера. Однако, как показывает практика, даже самые жесткие санкции, налагаемые на несостоятельных должников, не могли предотвратить новых банкротств, более того, должники, опасаясь уголовного наказания, продолжали коммерческую деятельность и все более ухудшали положение своих кредиторов.

Постепенно увеличивалось количество норм гражданско-правового характера, законодательство становилось все более “цивильным“, существенно менялись цели законодательства о несостоятельности. Уже в первой половине 20 века основной целью законодательства было прежде всего обращение имущества банкрота в наличные деньги для распределения их между кредиторами, а затем освобождение добросовестного должника от бремени задолженности и предоставление ему возможности начать все с начала без обязательств и долгов, возникших из-за коммерческой неудачи.

В настоящее время законодательство предусматривает целый комплекс норм, направленных на сохранение предприятия должника путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа.

На пути к достижению этих главных целей современное законодательство, используя в разных странах различные юридико-технические приемы, решает ряд практически важных вопросов:

1) охрана интересов кредиторов от недобросовестных действий должника

2) охрана интересов одних кредиторов от недобросовестных действий других кредиторов

3) охрана интересов должника от недобросовестных действий его кредиторов

1. БАНКРОТСТВО ПРЕДПРИЯТИЙ: ЕГО ПРИЗНАКИ И УСЛОВИЯ.

Дела о банкротстве в последнее время становятся одной из наиболее социально значимых категорий дел. Во-первых, наблюдается резкое увеличение числа споров о банкротстве, рассматриваемых арбитражными судами РФ. Так, если в 1996 г. в арбитражные суды поступило 3740 заявлений о признании должников банкротами, в 1997 г. — 5687, то в 1998 г. — 12 781 заявление. Причем если в 1998 г. в производстве арбитражных судов находилось 8337 дел о несостоятельности (банкротстве)1, то по состоянию на 1 июля 1999 г. — уже 12 434 дела, т.е. их количество увеличилось практически на 50%. Во-вторых, наметилась тенденция к подаче заявлений о признании банкротами крупнейших предприятий. Так, в 1998г. Поступило 151 заявление о признании банкротами градообразующих предприятий. Из двух с лишним тысяч дел, по которым в том же году проводилась реорганизационная процедура внешнего управления, только 69 (3,4 %) закончились восстановлением платежеспособности предприятия.

Эти статистические данные свидетельствуют о том, что процедура внешнего управления на основании действующего законодательства малоэффективна.

В настоящее время процедуру банкротства легко возбудить практически против любого участника экономических отношений независимо от пропорции долгов и активов предприятия с автоматическим введением процедуры назначения арбитражных управляющих и т.д. Это предусмотрено Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О не состоятельности (банкротстве)»[1] (далее — Закон 1998 г.). «Закон быстро, на наших глазах, был приспособлен для нового передела собственности, в том числе с использованием таких отработанных способов, как скупка за бесценок долгов с целью сосредоточения в одних руках прав кредиторов»[2]. Через процедуру банкротства нередко происходит захват управления чужим капиталом, в том числе и своих конкурентов. Однако неясно, как предполагается решать эти вопросы, например, в отношении предприятий оборонно-промышленного комплекса.

Несовершенство действующего законодательства о банкротстве, главную роль в котором играет Закон 1998 г., во многом связано с неопределенностью самого понятия «банкротство предприятий», его признаков и условий.

В статье 1 ранее действовавшего Закона РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» (далее — Закон 1992 г.) выделялись два признака несостоятельности (банкротства):

- превышение обязательств должника над его имуществом или неудовлетворительная структура баланса;

- приостановление текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения.

Рассмотрим теперь более подробно понятие и признаки банкротства, установленные Законом 1998 г. В ст. 2 данного Закона несостоятельность (банкротство) определяется как «признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». То есть в отношении юридических лиц по сути сохраняется лишь внешний признак банкротства, впервые введенный в законодательный оборот еще Законом 1992 г.

В соответствии с п. 2 ст. 3 Закона 1998 г. юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, если иное не установлено законом.

Следует признать, что при подготовке Закона 1998г. у законодателя был весьма невелик выбор признаков банкротства. Все существующие в законодательстве наиболее развитых государств подходы к определению несостоятельности должника можно свести к двум вариантам: в качестве основания для признания должника банкротом предусматривается либо критерий его неплатежеспособности (приостановление текущих платежей, неспособность обеспечить выполнение требований кредиторов по денежным обязательствам в течение определенного срока), либо такой критерий, как неудовлетворительная структура баланса должника. И если Закон 1992 г. в качестве критерия несостоятельности использовал оба принципа, то ныне действующий Закон 1998 г. основан преимущественно на критерии неплатежеспособности предприятия-должника, хотя еще раз следует подчеркнуть, что наличие у предприятия-должника имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность.

Согласно ст. 2 Закона 1998 г. при определении критериев банкротства во внимание принимаются лишь денежные обязательства должника и его обязанности по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. В понятие «банкротство» не включаются неденежные обязательства предприятия-должника, следовательно, кредиторы по любым гражданско-правовым обязательствам не вправе обращаться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении дела о банкротстве. Однако в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должником любого гражданско-правового обязательства оно по воле кредитора может быть трансформировано в денежное. Кроме того, даже применение судом к должнику процедур банкротства (включая конкурсное производство) по заявлению кредитора по денежному обязательству вовсе не означает, что кредиторы по иным обязательствам полностью теряют надежду получить от должника причитающиеся им товары, работы или услуги.

Еще один признак банкротства сформулирован в ст. 5 Закона 1998 г., и касается он размеров задолженности. В соответствии с ним дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу составляют не менее 500 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ). Таким образом, данный  Закон кроме самого факта и продолжительности неплатежей устанавливает также минимальную задолженность.

В юридической литературе отмечается, что действующий Закон ввел так называемую презумпцию банкротства8. То есть если должник свыше трех месяцев не исполняет свои обязательства по денежным платежам и (или) обязанности по уплате обязательных платежей, тогда он может быть признан банкротом. Иными словами: факта превышения обязательств должника над стоимостью его имущества для признания несостоятельным не требуется. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов.

Предполагалось, что презумпция банкротства будет направлена на укрепление торгово-хозяйственных связей, стимулирование добросовестности контрагентов по исполнению своих договорных обязательств, улучшение делового оборота и т.д., однако на практике это выглядит не совсем так. Резкий рост числа обращений в суд с заявлениями о признании должников банкротами свидетельствует: кредиторы теперь не опасаются, что арбитражный суд может прийти к выводу — структура баланса предприятия-должника не может быть признана неудовлетворительной, а значит, производство по делу в связи с этим будет прекращено. По Закону 1992 г. такое могло произойти, и тогда кредитор должен был вновь обращаться в арбитражный суд, но уже основываясь на нормах обязательственного права, с иском, например, о взыскании долга в связи с неисполнением должником своих обязательств по договору.

 А это сильно затягивало процесс возврата долгов и, как считается, не способствовало предпринимательской активности кредиторов.

Исключив один из признаков банкротства и тем самым упростив процедуру признания должника банкротом, законодатель в Законе 1998 г. встал на защиту кредиторов. Однако это привело к тому, что теперь зачастую именно предприятие-должника необходимо защищать от «недобросовестных» кредиторов, т.е. была открыта дверь для нового передела собственности, попыток обанкротить вполне рентабельные предприятия, скупки активов предприятий за бесценок и борьбы с конкурентами.

2. ПРИПРЕДНАМЕРЕННОЕ БАНКРОТСТВО

2.1. Понятие преднамеренного банкротства

Уровень преступности вызывает тревогу в российском обществе. В системе личных приоритетов россиян вопрос защищенности от преступных посягательств устойчиво занимает второе место после социально-экономических проблем (уровня жизни, своевременности выплаты зарплаты, безработицы и т.д.).

Развитие криминальной ситуации в России прошло на протяжении последних лет три этапа. На первом этапе, с 1988 по 1992 годы массив преступных посягательств нарастал. Прирост регистрируемой преступности достигал своего пика в 1989 и 1992 годах. На втором этапе, в 1993-1995 годах наступила определенная стабилизация числа регистрируемых преступлений. На третьем этапе развития криминальной ситуации в России, в 1996-1997 годах наблюдается сокращение числа регистрируемых преступлений.

Однако снижение количественных показателей российской преступности связано с ее качественным изменением, в том числе интеграцией во властные структуры и переориентацией на совершение преимущественно экономических преступлений.

Только учтенный ущерб от преступлений и административных правонарушений в сфере экономики составил в 1996 году почти 8 трлн. рублей - около 0, 3% ВВП. По мнению специалистов, до 70% доходов, полученных незаконным путем, вкладывается в различные формы предпринимательской деятельности, увеличивая тем самым объемы теневого и криминального предпринимательства

Экономическая преступность тормозит развитие производства, отвлекает инвестиционный капитал, подстегивает инфляцию, лишает госбюджет значительной части доходов, обостряет все существующие экономические проблемы и таким образом становится фактором мощного противодействия происходящим в России преобразованиям. Уже сегодня можно сделать вывод о том, что экономическая преступность близка к выходу на уровень, угрожающий национальной безопасности России.

В соответствии со статьей 196 Уголовного Кодекса РФ, признается преступлением в сфере экономической деятельности следующее деяние: “Преднамеренное банкротство, то есть умышленное создание или увеличение неплатежеспособности, совершенное руководителем или собственником коммерческой организации, а равно индивидуальным предпринимателем в личных интересах или интересах иных лиц, причинившее крупный ущерб либо иные тяжкие последствия”.

Из примеров приложений 1-4 можно сделать весьма неутешительные выводы. По некоторым прогнозам преднамеренное банкротство войдет в группу эк. преступлений случаи которых со временем будут стабильно увеличиваться. При прогнозировании уровня экономической преступности года следует выделить три группы экономических преступлений.

Первую составляют виды преступлений, которые дадут стабильный и наивысший их рост в прогнозируемом периоде. В нее войдут, прежде всего, 15-17 видов экономических преступлений (лжепредпринимательство, получение кредита путем обмана, налоговые преступления, злостное нарушение бухгалтерского учета, ограничение конкуренции, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, злоупотребление при выпуске ценных бумаг, преднамеренное банкротство и др.), ежегодный прирост которых может колебаться в пределах 100-200%.

Вторую группу образуют 17-20 составов экономических преступлений, которые будут проявлять тенденцию импульсивного роста. В эту группу включаются такие виды, как присвоение вверенного имущества, вымогательство, похищение предметов, имеющих особую ценность, воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, уклонение от уплаты таможенных платежей, неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство, легализация преступно нажитых доходов, обман потребителей, превышение правомочий служащих частных охранных и детективных служб. Прирост этих видов преступлений будет находиться в пределах 10-15%.

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы