Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Федеральная Служба Безопасности

Федеральная Служба Безопасности



РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ








РАБОТА

на тему: «Федеральная Служба Безопасности»



Выполнил: ____________,  3 курс,

юридический  факультет, 1 группа.


















г. Ростов-на-Дону  2000 г.




Система федеральных органов безопасности.

Одним из основных элементов системы безопаснос­ти Российской Федерации являются федеральные орга­ны безопасности (ст.ст. 8, 12 Закона о безопасности).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Россий­ской Федерации" от 3 апреля 1995 г.[1] органы федераль­ной службы безопасности (ФСБ) являются составной частью сил обеспечения безопасности Российской Фе­дерации и в пределах предоставленных им полномочий обеспечивают безопасность личности, общества и госу­дарства. Руководство деятельностью органов федераль­ной службы безопасности осуществляют Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Правовую основу деятельности органов федеральной службы безопасности составляют Конституция Россий­ской Федерации, Федеральный закон "Об органах фе­деральной службы безопасности в Российской Федера­ции", другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Фе­дерации (ст. 4 Федерального закона об органах ФСБ).

Деятельность органов Федеральной службы безопас­ности осуществляется на основе принципов законнос­ти, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, единства системы органов фе­деральной службы безопасности и централизации уп­равления ими, конспирации, сочетания гласных и не­гласных методов и средств деятельности (ст. 5 Феде­рального закона об органах ФСБ).

Специфика деятельности органов ФСБ обусловлена необходимостью применения ими специальных мето­дов и средств для решения возложенных на них обязан­ностей, что в свою очередь неизбежно связано с опре­деленным ограничением прав и свобод человека и граж­данина, которое в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конститу­ции допускается только федеральным законом и в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Согласно ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ эти органы представляют собой единую централизован­ную систему, в которую входят:

Федеральная служба безопасности Российской Фе­дерации;

управления (отделы) Федеральной службы безопас­ности Российской Федерации по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации (территориальные органы безопасности);

управления (отделы) Федеральной службы безопас­ности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках и иных воинских фор­мированиях, а также в их органах управления (органы безопасности в войсках).

Территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках находятся в прямом подчине­нии Федеральной службы безопасности России. Органы федеральной службы безопасности в своем подчинении имеют предприятия, учебные заведения, научно-иссле­довательские, экспертные и военно-медицинские уч­реждения и подразделения, военно-строительные под­разделения, центры специальной подготовки, а также подразделения специального назначения.

Создание органов федеральной службы безопаснос­ти, не предусмотренных Федеральным законом об ор­ганах федеральной службы безопасности, не допуска­ется.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона об органах ФСБ структура и организация деятельности федеральной службы безопасности определяются Поло­жением о Федеральной службе безопасности Россий­ской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 1995 г.[2]. На основа­нии этих актов Федеральная служба безопасности Рос­сийской Федерации (ФСБ России) является федераль­ным органом исполнительной власти, осуществляю­щим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Россий­ской Федерации и непосредственно реализующим ос­новные направления деятельности органов федераль­ной службы безопасности (ст. 1 Положения о ФСБ).

Система органов ФСБ состоит из трех звеньев: Фе­деральная служба безопасности Российской Федера­ции, территориальные органы безопасности по регио­нам и субъектам Российской Федерации и приравнен­ные к ним органы безопасности в войсках, территори­альные органы безопасности по иным административ­но-территориальным образованиям и приравненные к ним органы безопасности в войсках.

Федеральная служба безопасности России является юридическим лицом, имеет действительное и условное наименования, эмблему, печать с изображением Госу­дарственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, соответствующие печати, штампы, счета, в том числе валютные, в учреждениях банков (ст. 6 Положения о ФСБ).

Федеральная служба безопасности Российской Фе­дерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руко­водство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непо­средственно реализует основные направления деятель­ности органов федеральной службы безопасности (ч. 2 ст. 6 Федерального закона об органах ФСБ, ст. 5 Поло­жения о ФСБ). ФСБ Российской Федерации в качестве федерального органа исполнительной власти наделяет­ся правом осуществления своих полномочий создавать свои территориальные органы и назначать соответству­ющих должностных лиц. Однако, в отличие от боль­шинства других федеральных органов исполнительной власти, ФСБ выступает не только как орган управления, осуществляющий руководство подчиненными органа­ми, но и орган, непосредственно реализующий основ­ные направления своей деятельности.

Федеральную службу безопасности Российской Фе­дерации возглавляет Директор на правах федерального министра, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ, ст. 9 Положения о ФСБ). Должности Директора ФСБ Российской Феде­рации соответствует воинское звание генерал армии (ч. 4 ст. 3 Закона об органах ФСБ в Российской Феде­рации).

На Директора ФСБ России возлагается руководство органами федеральной службы безопасности и органи­зация их деятельности, информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федераль­ных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федера­ции об угрозах безопасности Российской Федерации (ст. 7 Положения о ФСБ).

В соответствии со ст. 10 Положения о ФСБ в ФСБ Российской Федерации образуется коллегия в составе Директора ФСБ России (председатель коллегии), пер­вого заместителя директора и заместителей директора по должности, а также руководящих работников орга­нов федеральной службы безопасности. Члены колле­гии, кроме лиц, входящих в ее состав, утверждаются Президентом Российской Федерации.

Коллегия ФСБ России на своих заседаниях рассмат­ривает важнейшие вопросы деятельности органов феде­ральной службы безопасности и принимает по ним решения. Решения коллегии ФСБ России принимаются большинством голосов ее членов и оформляются при­казами ФСБ России.

Структура центрального аппарата ФСБ состоит из департаментов, управлений и других подразделений. В частности, имеются: департамент контрразведки, де­партамент по борьбе с терроризмом, департамент ана­лиза, прогноза и стратегического планирования, депар­тамент по организационно-кадровой работе, департа­мент обеспечения деятельности, управление разработки и пресечения деятельности преступных организаций, следственное управление, оперативно-поисковое уп­равление, управление оперативно-технических мероприятии, управление собственной безопасности, управ­ление делами, следственный изолятор, научно-исследо­вательский центр.

Департаменты и управления возглавляют заместите­ли Директора Федеральной службы безопасности Рос­сийской Федерации[3].

Звеном системы федеральных органов безопасности являются управления (отделы) ФСБ России в субъектах Российской Федерации и приравненные к ним управ­ления (отделы) ФСБ России в Вооруженных Силах Российской Федерации и иных воинских формирова­ниях, а также в их органах управления.

Данные органы безопасности создаются ФСБ Рос­сии и находятся в ее прямом подчинении, позволяющем исключить непосредственное влияние на их деятель­ность со стороны органов государственной власти субъ­ектов Российской Федерации, проводить единую госу­дарственную политику в сфере обеспечения безопас­ности России. В субъектах Российской Федерации не допускается создание органов государственной власти, на которые бы возлагались обязанности, права и функ­ции органов федеральной службы безопасности вне зависимости от того, какое наименование будут иметь такие государственные органы. Это обусловлено тем, что п. "м" ст. 71 Конституции относит решение вопро­сов безопасности к исключительному ведению Россий­ской Федерации, тем самым подчеркивая, что ни один орган государственной власти субъекта Российской Фе­дерации не вправе непосредственно вмешиваться в де­ятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемую в сфере обеспечения безопасности, и тем более создавать государственные органы с анало­гичными функциями.

Исходя из социально-политических и экономичес­ких условий развития того или иного региона Россий­ской Федерации, особенностей сложившейся в нем оперативной обстановки, в необходимых случаях ФСБ Российской Федерации правомочна создавать органы федеральной службы безопасности в отдельных регио­нах (ст. 2 Федерального закона об органах ФСБ). Они решают возложенные на органы ФСБ обязанности на территории нескольких субъектов Российской Федера­ции, например созданы региональные управления — Управление ФСБ по Москве и Московской области, Управление ФСБ по Санкт-Петербургу и Ленинград­ской области. Помимо территориальных органов без­опасности, органов безопасности в войсках в зависи­мости от складывающейся оперативной и криминоген­ной обстановки в регионах могут создаваться и дейст­вовать региональные подразделения специального на­значения (п. "о" ст. 13 Закона об органах ФСБ). На территории России созданы 12 филиалов Антитерро­ристического центра ФСБ, выполняющих специальные операции по борьбе с терроризмом и иными тяжкими преступлениями.

Руководители управлений (отделов) ФСБ по регио­нам и субъектам Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Президен­том Российской Федерации по представлению Дирек­тора ФСБ.

Низовым звеном системы органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации являются отделы и отделения ФСБ в административно-террито­риальных единицах. Их начальники назначаются на должность и освобождаются от должности Директором ФСБ Российской Федерации.

Основные направления деятельности органов феде­ральной службы безопасности сформулированы в ст. 8 Федерального закона об органах ФСБ в Российской Федерации и ст. 7 Положения о ФСБ Российской Фе­дерации.

Деятельность органов федеральной службы безопас­ности осуществляется по следующим основным направ­лениям: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью; разведывательная деятельность. Для до­кументирования деятельности органов ФСБ и ее резуль­татов могут использоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка, другие тех­нические и иные средства. Деятельность органов ФСБ, применяемые ими методы и средства не должны при­чинять ущерба жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.

Контрразведывательная деятельность — это деятель­ность органов федеральной службы безопасности в пре­делах своих полномочий по выявлению, предупрежде­нию, пресечению разведывательной и иной деятельнос­ти специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (ст. 9 Федерального закона об органах ФСБ).

Основаниями для осуществления органами ФСБ контрразведывательной деятельности являются:

а) наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, на­правленной на нанесение ущерба безопасности Россий­ской Федерации (контрразведывательный поиск);

б) необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

в) необходимость изучения (проверки) лиц, оказы­вающих или оказавших содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;

г) необходимость обеспечения собственной безопас­ности.

Перечень оснований для осуществления контрразве­дывательной деятельности является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только федеральны­ми законами. В процессе контрразведывательной дея­тельности органы ФСБ могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности. Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осу­ществления контрразведывательной деятельности со­ставляют государственную тайну.

Органы федеральной службы безопасности в соот­ветствии с российским законодательством осуществля­ют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной пре­ступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступ­лений, дознание и предварительное следствие по кото­рым отнесены законом к их ведению, а также по выяв­лению, предупреждению, пресечению и раскрытию де­ятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объ­единений, ставящих своей целью насильственное изме­нение конституционного строя Российской Федерации. На органы ФСБ федеральными законами и иными нормативными правовыми актами могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопас­ности в сфере борьбы с преступностью осуществляется

в соответствии с Законом Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Фе­дерации", уголовным и уголовно-процессуальным зако­нодательством Российской Федерации, а также Феде­ральным законом об органах ФСБ в Российской Феде­рации (ст. 10).

В связи с тем, что данным Федеральным законом борьба с преступностью выделена в качестве самостоя­тельного направления деятельности, появилась необхо­димость в создании специализированных подразделе­ний по борьбе с преступностью.

В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона разведывательная деятельность осуществляется органами федеральной службы безопасности в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации в целях по­лучения информации об угрозах безопасности Россий­ской Федерации. Это положение Закона не означает, что органы ФСБ не вправе осуществлять данную дея­тельность самостоятельно. Разведывательная деятель­ность органов ФСБ осуществляется совместно с орга­нами внешней разведки, если каким-либо образом пересекаются сферы их деятельности. Порядок и усло­вия взаимодействия органов ФСБ и внешней разведки Российской Федерации устанавливаются соответствую­щим соглашением или совместными нормативными актами.

В ч. 3 ст. 11 Федерального закона об органах ФСБ устанавливается, что проведение разведывательных ме­роприятий, а также порядок использования негласных методов и средств при осуществлении разведыватель­ной деятельности определяются нормативными актами ФСБ Российской Федерации. Из этого следует, что органы ФСБ имеют право самостоятельно проводить разведывательные мероприятия, а также определять перечень таких мероприятий и устанавливать порядок их проведения. Федеральный закон не ограничивает проведение органами ФСБ разведывательной деятель­ности территорией Российской Федерации, а также не запрещается применение ими методов и средств разве­дывательной деятельности в отношении лиц в связи с их принадлежностью к конкретному гражданству.

Сведения об организации, методах и средствах осу­ществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.


Полномочия органов федеральной службы безопасности.

Федеральным законом об органах федеральной службы безопасности на эти органы возложены следую­щие обязанности:

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы