Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века

Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века

Министерство общего и профессионального образования РФ

Хакасский Государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Институт истории и права

Кафедра всемирной истории

 

 

 

 

Курсовая работа

Тема:

«Военная экспансия кочевых народов Азии в средние века»


Выполнил:

студент ИИП, группа № И-001

Амзараков Пётр Борисович

 

Научный руководитель:

к.и.н., доцент кафедры всемирной истории

Шаляева Ю.В.

Абакан- 2002



 

 

Содержание


Введение                                                                                              3


1.     Номадизм. Кочевой тип производства.                                                  5


2.     Гунны                                                                                          10


2.1.          Этногенез гуннов. Государственная и военная

организация.                                                                      10


2.2.          Военная экспансия гуннов в центральной Азии.              13


2.3.          Завоевания гуннов в Европе.                                            17


3.     Монголы.                                                                                     24


3.1.          Этногенез. Объединение монгольских племен

в XI-XII вв.                                                                         24


3.2.          Реформы Чингисхана. Военная организация монголов.  29


3.3.          Завоевания Чингисхана и его военачальников.                35


Заключение.                                                                                     47


Список использованной литературы.                                             49















Введение:

Данная работа является попыткой обобщения причин и хода военной экспансии кочевых народов Центрально-евразийских степей во временном промежутке с 2 века до н.э. и до 13 века н.э.

          Проблема экспансии будет рассматриваться на примере двух народов, чьи завоевания оказали наиболее существенное влияние на ход истории Евразийского континента. Это гунны и монголы.

Данная проблема поднималась такими учеными, как Л.Н. Гумилев, С.Г. Кляшторный, Е.И. Кычанов и др. Но, к сожалению, они рассматривали историю отдельных народов, не описывая целостного процесса.

          Примечательным является то, что ход экспансии этих народов был различен- если гунны, изначально ведущие экспансию в центральной Азии, были вытеснены со своей исконной территории и были вынуждены вести завоевания для получение новой территории проживания, то монголы, на протяжении всех своих завоеваний, к своей территории присоединяли новые т.е. проводили экспансию в классическом ее понимании.

Историю гуннов наиболее полно осветил в своих книгах Л.Н. Гумилев. Но его работы построены на своей концепции мирового развития- на пассионарной теории. Поэтому его объяснение многих фактов истории не согласуется с мнениями других исследователей этой проблемы.

В нашей работе изучению подлежит этногенез народа и позднейшее его развитие, приведшее к экспансии, ход самой экспансии. В истории монголов будет браться лишь период завоеваний Чингисхана и его темников до его смерти.

Таким образом целью настоящей курсовой работы является освещение хода и выявление причин экспансии кочевых народов на примере гуннов и монголов. Для этого решить следующие задачи:

·        Рассмотреть проблему номадного типа производства, приведшую к необходимости экспансии

·        Осветить этногенез гуннов и монголов

·        Описать их военную организацию

·        Изучить особенности завоеваний гуннов и монголов

·        Рассмотреть общий ход завоеваний.

Структура работы соответствует поставленным задачам.

 



















1.                Номадизм. Кочевой тип производства.


История кочевого мира, в его целом, охватывает около трех тысячелетий: от появления скифов в VIII веке до н.э. и до настоящего времени. Такие ученые, как Л.С. Васильев, выделяют 3 типа кочевой цивилизации: Киданьский- когда кочевое племя образуется на окраинах могущественной империи, многое у нее заимствует, но стремится сохранить свою самобытность;  Тюркский- когда кочевники постоянно меняют места своего обитания, вторгаясь в зону земледельцев и подчиняя их себе; Монгольский- когда под внешним воздействием создается государство, которое вторгается в зону земледельцев, подчиняя их государства одно за другим, но пытаясь сохранить свою самобытность. [1]

Кочевой (номадный) тип хозяйства имеет следующие специфические характеристики. Он складывается в условиях резко континентального климата, слабой обеспеченности атмосферными осадками (до 200 мм в год) и другими водными ресурсами. Такие территории называются аридными зонами. Плотность населения у кочевых народов колеблется от 0,5 до 2 чел. на один кв. км. Этот дисперсный (рассеянный) тип расселения обусловлен основным экосистемным принципом номадизма – точным (симметричным) соответствием между численностью принадлежащего кочевнику скота и природными водно-кормовыми ресурсами – и способствует рассеянию собственности в пространстве; упорядоченные миграции в целях круглогодичного обеспечения животных подножным кормом происходили в форме перекочевок по зимним, весенним, летним и осенним пастбищам. [2]

Как указывает Е.И. Кычанов,  рост кочевой экономики не мог идти по пути интенсификации и концентрации, так как вел к "перевыпасу" – увеличению нагрузки на пастбища, ведущему к снижению урожайности травостоя. Принципиальным является и положение о том, что кочевой тип производства хозяйства не мог быть беспредельно экстенсивным – в целом он был весьма ограничен в передвижениях и различного рода перекочевках и базировался прежде всего на разумном использовании продуктивных качеств различных видов скота.[3]

Особенностью проявления кочевой культуры является то, что к ее изначально можно назвать конно-железной. Нынешнее состояние археологического материала позволяет, с большей или меньшей точностью, проследить появление кочевой культуры в двух отстоящих друг от друга на большом расстоянии областях Евразии, а именно: в западно-евразийских (т.е. приднепровских, причерноморских и приазовских) степях и затем на Алтае. В обоих районах археологический слой кочевой железной культуры перекрывает собой отложения оседлых или полуоседлых культур.[4]

Культуру кочевых обществ следует исследовать в её единстве и целостности. Это единство и целостность, в некоторых отношениях, настолько поразительны, что позволяет некоторым исследователям истолковывать, например, скифские обычаи на основании монгольского материала XIII века нашей эры.[5] Конечно же, этнологическое обоснование таких сопоставлений сомнительно. Хронологически скифский материал отделен от монгольского, по крайней мере, 15 веками. Сопоставления эти обоснованы культурно-историческим единством и целостностью кочевого мира.

          В частности, кочевой мир проникнут культом военной доблести. Только тот, кто доказал свои военные качества, является полноправным членом общества. Черепа убитых врагов служат драгоценным трофеем, отделываются в пиршественные чаши. Этот обычай, удостоверенный для печенегов (череп Святослава), указан также китайскими хрониками для гуннов восточно-евразийских степей и Геродотом для скифов. "Сопровождающие погребенья", отличительные для кочевого мира (т.е. погребение вместе с вождем жены и слуг), могут быть сопоставлены с культом верности, составляющим одну из основ кочевого быта.[6] Культ верности является краеугольным камнем в мировоззрении Чингисхана, и этот же культ, в виде особых обрядов, сопровождающих братание и клятву, равно засвидетельствован для древнейших кочевых периодов западно-евразийских и восточно-евразийских степей. Без вождя жена и слуги не должны мыслить жизни.

Также очень важно изучение кочевого мира в его «месторазвитии». Это последнее может быть определено как совокупность степи и травянистой пустыни. Наибольшей не только в Евразии, но и во всем мире сплошной полосой районов, удобных для кочевника-скотовода, является северная полоса травянистых пустынь и примыкающая к ним с севера и запада область травянистых степей. Такие районы практически непрерывно тянутся от плато Ордос и до Причерноморья.

На протяжении всего хода истории от античности и до наших времен эта территория представляет собой некую прослойку между оседлыми государственными образованиями. Из этого следует, что кочевой мир – это мир «срединный». Притом срединное положение толкало его к выполнению соединительной роли. В историческом смысле "прямоугольник Евразийских степей" - это как бы Средиземное море континентальных пространств.

Огромной главой всемирной истории является военная история кочевников. История эта примечательна тем, что количественно небольшие группы кочевников добивались величайших военных успехов. Например, все население гуннского царства не превышало по численности населения нескольких китайских округов, но эта горсточка (организованная на основах кочевого быта) держала в страхе Китайскую империю и временами добивалась политического над ней перевеса. Таковыми же были численные соотношения кочевого и окраинных государств в монгольскую эпоху.

Кочевой мир нужно рассматривать как нечто текучее. В течение долгих, обозримых для нас веков истории кочевые волны хлещут почти исключительно в одном и том же направлении. Несколько народов выходит из Маньчжурии на запад (в восточно-евразийские степи). Однако ни один из этих народов не проник на запад далее срединно-евразийских степей (до этих степей дошли в XII в. так называемые каракитаи).[7] Зато восточно-евразийские степи в течение истории, по крайней мере дважды, явились отправной точкой движения, дошедшего до Европы. Мы подразумеваем походы гуннов и монголов.

Однако гуннское движение II-V веков нашей эры нужно отличать по характеру от монгольского движения XIII века. Нужно отделять завоевания-экспансии от завоеваний-переселений. В первом случае завоеватель не бросает той базы, от которой он первоначально исходит; он расширяет свои владения, не отказываясь от прежних. Во втором случае первоначальная база оставлена завоевателем. Часто самое завоевание производится потому, что завоеватель вытеснен из первоначальной базы. Здесь он не только завоеватель, но также переселенец. И если гунны были вынуждены пойти на запад, то монголы проводили чисто экспансивную политику.

          Итак, изучив некоторые общие моменты в истории номадов, можно перейти к непосредственному изучению истории этих народов.
















2.                          Гунны.

2.1                                     Этногенез гуннов. Государственная и военная организация.

Согласно данным китайских источников, начало истории гуннов как отдельного этноса начинается уже ко второй половине 2 тысячелетия до н. э.[8] Археологи же к данному периоду относят две синхронные культуры – андроновскую на западе и глазковскую на востоке.

Андроновцы были оседлыми земледельцами и скотоводами. Около 1200 г. в Хакасско- Минусинской котловине андроновцев вытесняет новая карасукская культура, пришедшая с севера Китая. Вместе с этим проходит ассимиляция местного европеоидного населения пришлым монголоидным элементом. Возникает новая археологическая культура – тагарская и первое государственное образование – Дин-лин Го.[9] По мнению Гумилева, именно это слияние приводит к созданию полноценного этноса гуннов на южной границе Дин-лин Го.[10] Первое вторжение гуннов в Китай датируется 822 г. до н.э. в «Книге Песен». Затем наблюдается период преобладания другого кочевого этноса – жунов. Их борьба с Китаем порой в китайских источниках отождествляется с гуннами, и походы гуннов пишутся походами жунов.[11]

В результате пятивековой борьбы с Китаем жуны были расколоты на западных и восточных. Восточные растворились в новом кочевом союзе дун-ху. Западные же были разбиты местными народами.

В то время, когда китайцы и жуны уничтожали друг друга, в степях Центральной Монголии и южного Забайкалья складывается новая культура. Это была «культура плиточных гробниц» -- ранний этап самобытной гуннской культуры, отразившей начало нового этногенеза гуннов. Невмешательство других народов позволил этой бронзовой культуре перерасти в железную, уже, собственно, гуннскую культуру с заметным имущественным расслоением, на что недвусмысленно указывает наличие на данный период «царских курганов».[12]

Итак, победа над жунами принесла китайским княжествам больше вреда, чем  пользы, так как дала возможность развития гуннам:

Уже к 307 году северные княжества были вынуждены строить пограничную полосу для защиты от гуннов. В III веке до н.э. набеги усиливаются. Сыма Цянь указывает, что полководец княжества Чжао отражает постоянные набеги гуннов. Это удавалось ему ценой разграбления своих земель – его воины ждали в крепостях, когда гунны насытятся, а потом атаковали нагруженные добычей войска.[13]

У гуннов в то время еще не было определенной стратегии боевых действий. В основном набеги представляли собой молниеносные атаки маленьких отрядов. Эти отряды рыскали по пограничным районам, но встречали отпор со стороны крепостей. Гунны были вынуждены увеличить размеры своих войск, что в свою очередь уменьшило их мобильность. Китайцы воспользовались этим. И с помощью огромной армии, в основе которой были лучники, смогли окружить и разгромить войско гуннов. Это поражение на некоторое время лишило гуннов их гегемонии в степи и передало ее союзу дунху.[14]

В это время в Китае происходит эпохальное событие – Китай объединяет династия Цинь. Создавший эту империю Цинь Ши- хуанди после проведения необходимых реформ начинает активную внешнюю политику. Он отправляет на север против гуннов свое войско. Оно оттеснило гуннов в пустынные земли, и шанъюй Тумань был вынужден отдать местному племени юэчжи своего старшего сына Модэ. На этот шаг он пошел еще и потому, что хотел отдать престол любимому младшему сыну. После этого Тумань, мобилизовав все кочевья, нападает на юэчжи, надеясь, что те убьют Модэ. Но Модэ удается сбежать, убив стражу и захватив коня. Отец, восхищенный удалью своего сына, отдает ему в управление один тумен т.е. 10000 семей. Модэ начинает немедленное обучение своих воинов. Подготовив надлежащим образом свое войско, он совершает государственный переворот и в 209 году до н.э. объявляет себя шанъюем.[15] Он проводит важнейшие реформы своего государства. Великие реформы Модэ превращают патриархальное племя в военную державу Хунну и определяют ее будущее. Что же представляло собой гуннское государство после этих реформ?

Страницы: 1, 2, 3, 4


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы