Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Влияние партии власти на межэлитные взаимодействия

Влияние партии власти на межэлитные взаимодействия

Федеральное Агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Пермский государственный университет"

Кафедра политических наук





Курсовая работа





студентки 4 курса

историко-политологического факультета

специальность "Политология"

Каримовой Альбины Рафиковны

Научный руководитель:

к. и. н., доцент

Панов П.В.








Пермь, 2009


Оглавление

Ведение

Глава 1. Модели взаимодействия "партии власти" с элитой на местном уровне

Глава 2. Анализ выборов в органы МСУ Губахинского Муниципального района

Заключение

Список источников и литературы


Ведение


Феномен "партии власти" остается темой актуальной и интересной для исследователей политического процесса современной России, и в частности на локальном уровне. Ведь в последнее время "Единая Россия" стремиться выстроить жесткую вертикаль власти вплоть до местного уровня.

"До начала 21 в. выборы в малых городах не становились ареной масштабного, значимого и структурированного противоборства. Население не представляло значение и функции новых органов, потенциально наиболее значимые игроки - крупные предприятия, составлявшие основу экономики таких городов, в лучшем случае лишь с трудом выживали в условиях российской действительности 90-х г. "[1]

Но к 2000 г. ситуация меняется. "Экономическая стабильность в стране позволяет предприятиям добиться определенного финансового благополучия, стать основными налогоплательщиками в городах, где они расположены. Значит, у руководителей таких предприятий появляется желание представить свои интересы в органы МСУ". [2]

Конфликты во время выборов на местном уровне проявляются в полной мере. Это связано с различными группами элит на локальном уровне.

На местном уровне возможны различные варианты "соотношения сил" между представителями власти, бизнеса и партией власти. Здесь складываются "особые отношения, которые не вполне соответствуют характеру отношений между экономической и политико-административной элитой на уровне региона. Они определяются, прежде всего, особенностями территории, ресурсами каждой из сторон и избранными ими стратегиями взаимодействия"[3]. В связи с этим интересно посмотреть как "партия власти" себя ведет на местном уровне с местной элитой и какие стратегии она использует во время выборов.

Работы по изучению "партии власти" в российской политологии начали появляться в середине 90-х г. Исследованиями этого феномена занимаются такие ученые, как И.И. Глебова, А.В. Лихтенштейн, Г.В. Голосов, В. Борисов и др.

Существуют разные трактовки партии власти, этот феномен изучают с разных сторон. И.И. Глебова в своей работе "Партия власти" выделяет функции партии власти, дает определение этого феномена, также рассуждает о перспективах "партии власти". По ее мнению, "партия власти" - это "способ преодоления социальных конфликтов с помощью новых технологий, приспособленных к социальным изменениям; это способ преодоления ограничений системы разделения властей; попытка создать привластную группу, с помощью которой власть будет управлять обществом". [4]

Г.В. Голосов и А.В. Лихтенштейн в работе "Партии власти" и российский институциональный дизайн: теоретический анализ" рассматривают влияние институциональной инженерии на появление и функционирование "партий власти", роль этого института в политической системе современной России. Работы В. Гельмана посвящены анализу процессов развития партийной системы в 2000-е гг., создания доминирующей партии, вытеснения оппозиционных партий с электорального поля.

Для начала необходимо определить, что представляет собой "партия власти". В современной литературе встречаются два основных подхода к определению "партии власти". Иногда этим термином обозначают "российскую политическую элиту в целом. Существует и более узкая трактовка понятия, подчеркивающая партийный - а не только властный - характер подобных образований"[5]. По мнению Голосова и Лихтенштейн, "партия власти" - это "организация партийного или квазипартийного типа, создаваемая элитой для участия в выборах"[6].

Работ, направленных на изучение "партии власти" на местном уровне практически не существует. Данной тематикой в основном занимается Т.Б. Витковская. По ее мнению, до начала 2000-х гг. вообще не было оснований говорить о серьезном влиянии тех или иных местных партийных организаций и партийных лидеров на локальный политический процесс. В последние годы значимыми игроками на локальном политическом поле выступают руководители местных отделений "Единой России". Таким образом, феномен "партии власти" на местном уровне не стал объектом специального научного анализа и исследования.

В работах, посвященных исследованию "партии власти", как правило, рассматриваются лишь отдельные аспекты проблемы. Отсутствуют комплексные исследования этого института. Ввиду недостаточной исследованности проблемы, поле для изучения "партии власти" является весьма обширным.

Объектом данного исследования являются местные элитные группировки (на выборах). Местную элиту можно определить "как наиболее влиятельных лиц на местах или как лиц, определяющих положение дел на "своей территории"[7].

Предмет исследования - участие элитных групп на выборах в органы МСУ Губахинского Муниципального района. Под локальным уровнем в данном исследовании понимается уровень субрегиональный.

Целью курсовой работы является объяснить, как партия власти влияет на межэлитные взаимодействия и участие элитных групп на выборах на местном уровне (на примере Губахинского Муниципального района).

Задачи, позволяющие достичь поставленную цель, можно сформулировать следующим образом:

1 - рассмотреть модели влияния "партии власти" на элитные взаимодействия на локальном уровне;

2 - рассмотреть участие элитных групп на выборах в органы МСУ Губахинского Муниципального района.

Теоретическим основанием курсовой работы является теория "партии власти".

В своей деятельности "партия власти" "нацелена на поддержку существующей власти и политического курса, проводимого главой государства как непосредственным выразителем этой власти, следовательно, является проправительственной партией. Особенностью "партии власти" является то, что она создается, как правило, самой властью (президентской вертикалью) с целью осуществления нужной политики"[8]. "Партия власти" призвана выполнять ряд функций. Во-первых, она максимизирует влияние президента на процесс принятия решений в парламенте, что не только позволяет гарантировать законодательную поддержку проводимого президентом и правительством политического курса, но и делает практически невозможным возникновение конфликта между ветвями власти. Во-вторых, партия власти, при условии наличия сильной организационной структуры, может обеспечить необходимую поддержку главе государства во время президентских выборов, выступая в качестве "электоральной машины". Также все более значимой становиться функция консолидации элит. На локальном уровне роль "партии власти" может варьироваться. Партия либо консолидирует элиту, либо фиксирует разделение элит.

В курсовой работе применяется сравнительный анализ, а также анализ местных СМИ. В качестве параметров сравнения выбраны следующие:

итоги выборов в Думу Губахинского городского поселения 2005 и 2008 гг.; в Губахинскую Городскую Думу 2004 и 2009гг.; выборы главы Губахинского Городского поселения и выборы главы города;

состав Губахинской Городской Думы и Думы Губахинского городского поселения;

список зарегистрированных кандидатов в депутаты Губахинской Городской Думы, Думы Губахинского городского поселения; претендентов на пост главы города и главы Губахинского городского поселения.

Автор курсовой работы использовал следующие источники: материалы местных СМИ, электоральная статистика (сайт Пермской областной избирательной комиссии #"#">#"_Toc228685129">Глава 1. Модели взаимодействия "партии власти" с элитой на местном уровне

Власть на местном уровне представляют глава муниципального образования, его аппарат - местная администрация и депутаты представительного органа МСУ. Во многих муниципальных образованиях именно глава местного самоуправления является центральной фигурой в составе местной элиты. Поддержка партии главой города или района, поэтому становится залогом ее доминирующего положения среди других партийных организаций, обеспечивает административный ресурс, статус "партии власти" на местном уровне. Однако большинство глав МСУ Пермского Края предпочитают сохранять относительную свободу выбора и действий, не связывая себя обязательствами по отношению к той или иной партийной группе.

"До начала 2000-х гг. вообще не было оснований говорить о серьезном влиянии тех или иных местных партийных организаций и партийных лидеров на локальный политический процесс. С отменой губернаторских выборов и повышением роли региональных законодательных собраний роль "Единой России" в региональной и местной политике выросла. В последние годы значимыми игроками на локальном политическом поле выступают руководители местных отделений "Единой России"[9].

Одной из первоочередных задач, поставленных руководством партии перед местными структурами в 2003 году, является расширение сети представительств: "необходимо увеличить число первичных партийных отделений. В связи с предстоящими выборами в Государственную Думу в планах партийных лидеров также повышение численности местных отделений. Увеличение числа и усложнение структуры партийных организаций, вероятно, приведет к росту числа партийных работников или расширению их полномочий"[10]. Возможно, для некоторых партийцев это станет возможностью для продвижения "наверх", в партийную элиту.

Сейчас сформирован аппарат местных отделений, создающий условия для деятельности местных партийных лидеров. Все это делает партийную элиту "единороссов" влиятельной силой на уровне муниципальных образований и объясняет стремление многих представителей местной элиты войти в партию. Членство в "Единой России" гарантирует потенциальные выгоды представителям местной элиты. Прежде всего, "местную элиту привлекает реальная возможность попасть в "большую политику", то есть подняться на уровень региона. Представителей партийной элиты на местах интересует, прежде всего, возможность занять пост руководителя местного политсовета. Он становится "пропуском" в среду регионального партийного руководства, гарантией успешной партийной карьеры"[11]. Главы большинства муниципальных образований избегают конфликтов с партийными структурами "Единой России", но при этом не высказывают ей и официальной поддержки.

Внутриэлитные отношения на местном уровне характеризуются сосуществованием двух противоположных тенденций: с одной стороны, повышается степень внутриэлитной консолидации, с другой - происходит прогрессирующее дробление местных элит.

На сегодняшний день в России можно выделить две сложившиеся модели взаимодействия "партии власти" с местной элитой. Рассмотрим подробнее эти модели.

Первая модель предполагает консолидацию элит на местном уровне. На локальном уровне "Единая Россия" стремится консолидировать элиту вокруг себя. Стремление консолидировать местную элиту может выражаться в назначении на пост главы города компромиссной фигуры, выгодной для партии. При данной модели местная элита действует сплоченно, объединяется вокруг партии. Эта модель практически не предусматривает конфликтов в элите.

Главным критерием привлекательности партийной организации для местной элиты становятся имеющиеся в ее распоряжении ресурсы. Кроме того, представителей муниципального элитного сообщества интересует возможность успешной партийной карьеры в выбранной организации, быстрого продвижения "наверх". Третьим важным условием становится степень самостоятельности, которой обладают представители местной элиты той или иной партии.

В случае необходимости главы территорий могут вести диалог с элитой партий неофициально, через своих подчиненных - заместителей, работников администраций. На практике именно они открыто проявляют интерес к партийной жизни и становятся членами той или иной партии, представленной на уровне их муниципального образования. Партийность повышает их статус, переводя из группы простых чиновников-исполнителей в состав партийных деятелей. Однако они не становятся самостоятельными игроками на местном политическом поле, оставаясь неформальными "посредниками" между партийным руководством и главой МСУ.

Партийная элита "Единой России" является влиятельной силой на местах. При этом внутри этой группы идет напряженная борьба за лидерство. По мнению, Т.Б. Витковской, "в ее составе сегодня слишком много амбициозных и влиятельных людей. Это заставляет некоторых представителей местной политической элиты и крупного бизнеса, решивших стать сторонниками определенной партийной группы, переориентироваться на другие партийные организации, в первую очередь "правые" - "Яблоко" и СПС"[12].

Еще одной причиной, по которой некоторые представители муниципальной элиты опасаются связывать себя обязательствами с "Единой Россией", являются существующие в партии жесткая иерархия и почти тотальная соподчиненность. Прием новых членов не только в региональную, но и в муниципальные организации до недавнего времени в обязательном порядке согласовывался с федеральными партийными структурами, лидеры местных организаций "Единой России" безальтернативно предлагаются руководством областной. Подобная структура превращает большинство представителей местной партийной элиты в несамостоятельные фигуры и предполагает, что они будут отстаивать в первую очередь не собственные интересы, а интересы федерального и регионального партийного руководства на местах.

Таким образом, в настоящее время можно говорить о складывании “партий власти” на местном уровне - устойчивых политико-экономических группировок, консолидированных, как правило, вокруг главы исполнительной власти. "Единство подобной структуры достигается через механизмы жесткой функциональной зависимости и должностной соподчиненности в иерархии исполнительной власти в регионе, а также благодаря комплексу неформальных связей и совпадающих интересов на личном уровне"[13].

Возможно выделение регионов, в которых произошла консолидация “партии власти", политический процесс полностью контролируется местной администрацией. "Подобная ситуация имеет место во многих национальных республиках, а также в некоторых этнически русских областях. Наиболее контролируемым является национальный и сельский электорат"[14].

Вторая модель предполагает фиксацию раскола местной элиты "партией власти". В основном в данном случае наблюдается конфликт между главами города и Земским собранием, экономической и политической элиты и др. У каждой группы элит имеются свои интересы. Сейчас в основном на местном уровне укрепляются интересы бизнес-элиты. Нередко у руля крупных городов встают успешные предприниматели и харизматичные публичные политики - это только провоцирует скандалы и конфликты. Опасность в том, что "власть понимает ситуацию, но ничего не может сделать, кроме как дальше "завинчивать гайки". Это только усиливает нарастающее отторжение в элитных группах"[15]. Конфликты практически неизбежны: это происходит из-за того, что в большинстве субъектов РФ административный центр территории вынужден дотировать муниципальные образования, что не может не вызывать недовольства мэров. Не меньше разногласий возникает и с землеотводом. Чем дальше, тем чаще конфликты происходят не только с главами областных центров, с главами сколь-либо значимых городов вообще.

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы