Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Геополитика и совершенствование демократии в Азербайджане

Геополитика и совершенствование демократии в Азербайджане











ГЕОПОЛИТИКА И РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Геополитическая позиция Азербайджана

2. Проблемы становления демократии в Азербайджане

3. Международные организации

Заключение

Список использованных источников

Приложения


Введение


Современный мир переживает кардинальную трансформацию. Это связано не только с военно-политическими аспектами нового мирового порядка, но и ускорением темпов глобализации, которая стала стержневым направлением мирового развития в XXI веке.

Актуальность и новизна настоящей работы определяется, прежде всего, тем, что именно взрывное ускорение перемен зачастую формирует те плюсы и минусы, которые присущи процессам, происходящим в мире. Все это накладывает существенный отпечаток на формирование нового понимания сути демократии в трансформационных обществах.

Новейшая история Азербайджана представляет собой смесь национально-освободительного движения, националистических порывов, армяно-азербайджанского конфликта, ошибок и провокаций. До сих пор не проведено детальное исследование событий происходящих в последнее время явлений в геополитике и развитии демократизации в Азербайджане.

Целью работы является оценка геополитической позиции и развития демократии в Азербайджане.

Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:

-                   исследовать основные направления геополитики Азербайджана;

-                   дать характеристику внутренней ситуации в стране;

-                   проанализировать эффективность взаимодействия страны с международными организациями.

Предметом исследования является внутренняя и внешняя политика страны.

Теоретической и методологической основой исследования послужили разработки и публикации ученых по актуальным вопросам данной тематики, материалы периодической печати. Нормативную базы работы нормативно-правовые акты Азербайджана и международных организаций.

В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно-логический, эмпирический, метод экспертных оценок, использовались основные приемы анализа.

1. Геополитическая позиция Азербайджана


Азербайджанская Республика после приобретения независимости в 1991 году стала проводить самостоятельную внешнюю политику, направленную на систематическое укрепление и развитие государственности и на защиту национальных интересов, номинально строя последнюю на основе международных правовых норм и принципов, а также на принципах уважения суверенитета и территориальной целостности государств и не вмешательства во внутренние дела[1]. Внешняя политика Азербайджана, руководствуясь этими принципами и выступая с позиции долгосрочных национальных интересов, преследует такую жизненно важную цель, как устранение угроз направленных на независимость, суверенитет, территориальную целостность и национальную безопасность республики, и в первую очередь агрессии, совершенной против нее со стороны Армянской Республики. Одним из основных приоритетов Азербайджанской внешней политики является установление мира и стабильности на региональном уровне, достижение таких стратегических целей, как реализация проектов по сотрудничеству и крупных транспортных проектов.

Среди приоритетов внешней политики Азербайджана, как правило, называются:

-                   развитие плюралистической демократии, основанной на рыночной экономике и верховенстве законов;

-                   проведение независимой внешней политики с целью скорейшего восстановления территориальной целостности и суверенитета Азербайджана;

-                   устранение угроз, направленных против безопасности, политической независимости, суверенитета и территориальной целостности Азербайджана;

-                   решение Нагорно-Карабахского конфликта между Арменией и Азербайджаном на основе принципов Лиссабонского саммита и путем переговоров в рамках Минской группы ОБСЕ;

-                   устранение результатов военной агрессии Армении против Азербайджана;

-                   развитие взаимовыгодных отношений с соседними странами;

-                   усиление безопасности и стабильности в регионе;

-                   предотвращение противозаконных перевозок оружия и других противозаконных перевозок;

-                   преданность существующим глобальным режимам по предотвращению распространения ядерного оружия и создание на Южном Кавказе свободной от ядерного оружия зоны;

-                   демилитаризация бассейна Каспийского моря;

-                   интеграция в структуры Европейской и Трансатлантической безопасности и сотрудничества, включая НАТО, Европейский Союз, Западно-Европейский Союз и Совет Европы;

-                   ускорение развития различных отраслей экономики страны, пользуясь выгодным стратегическим и географическим положением Азербайджана, расположенного на стыке Запада и Востока;

-                   развитие Евразийского транспортного коридора, участником которого является Азербайджан.

Целенаправленная внешняя политика укрепила позиции республики на международной арене[2]. Благодаря динамичному продолжению в последние годы социально-экономической стратегии, а также проведению во всех сферах общественной жизни соответствующих реформ, отвечающих всем требованиям современного периода, Азербайджан стал развиваться более активно, превратившись в государство, обеспечивающее реализацию на Южном Кавказе обширных проектов. Азербайджан, продолжающий курс интеграции в Евро-Атлантическое пространство, превратившийся в центр международного и регионального сотрудничества, занявший место среди лидирующих стран мира по уровню роста внутреннего валового продукта, в течение последних лет приближается к поставленным целям и завоевывает влияние в мировой политике. В следствии эксплуатации трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан и завершения строительства газопровода Баку-Тбилиси-Арзурум, являющихся логическим результатом нефтяной стратегии, позиции Азербайджана в системе международных отношений еще более усилились, обеспечив тем самым формирование у него имиджа государства, открытого для иностранных инвестиций. Последние годы были всецело направлены на реализацию энергетических проектов и коммуникационных систем, влияющих на мировую политику, осуществление эффективной социально-экономической стратегии, согласование внешней и внутренней политики, предотвращение превращения Азербайджана в арену геополитической конкуренции, формирование азербайджанских диаспор и лобби.

2006 год может считаться кульминационной вершиной в реализации новой нефтяной стратегии. Дача в эксплуатацию нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан 13 июля 2006 года означала получение Азербайджаном широких возможностей с точки зрения обеспечения экономических интересов и позиций государств, являющихся участниками данного проекта, а также решения проблем, связанных с энергетической независимостью. Существующая сегодня мировая конкуренция за контроль над основными источниками энергии создает реальное представление о степени заинтересованности в превращении названного трубопровода в механизм целенаправленного сотрудничества.

Реализация таких проектов как нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзерум, строительство железной дороги, связывающей Баку-Тбилиси-Карс, существенно увеличивают значимость страны в глобализационных проектах, одновременно решая вопросы энергетической безопасности панъевропейского пространства.

Наряду с этим, с одной стороны повышаются инвестиционные возможности отечественного предпринимательства, создаются широкие перспективы для реализации новых инвестиционных программ и использования в них прибыли от продажи нефти, с другой – активно привлекаются иностранные инвесторы.

По прогнозам экспертов, количество экспортируемой нефти в 2008 году составит 50 млн. тонн, что при цене за 1 баррель нефти в 35 долларов привнесет в государственную казну дополнительно 140 млрд. долларов США. Основываясь же на текущую рыночную стоимость "черного золото", можно констатировать, что эта сумма, вероятно, составит 200 млрд. долларов США.

Однако сильная экономика не может быть следствием исключительно экспорта углеводородов. Без борьбы за обладание высокими технологиями связи и информации, энергосбережения, увеличения производства сельскохозяйственной продукции, а также без реорганизации системы образования и науки в источник конкурентоспособности нам сложно будет говорить об эффективном развитии. Поэтому последние годы нацелены исключительно на снижение зависимости от экспорта "черного золота" и усиление иных составляющих национальной экономики.

Помимо этого, Азербайджану удалось получить благоприятную возможность укрепить международное влияние и позиции, агитировать свою внешнюю и внутреннюю политику и социально-экономические успехи. В настоящий момент перед посольствами Азербайджана стоит задача еще больше усилить влияние и позиции Азербайджана на международной арене и предоставлять международной общественности объективную и всестороннюю информацию о нашей республике. Преобразование официального Баку в центр международного сотрудничества и процветания состоялось лишь благодаря осуществленной успешной политике.

Вполне очевидно, что главным препятствием на пути развития Азербайджанской Республики является армяно-азербайджанский конфликт, который возник по причине территориальных притязаний Армянской Республики и завершился крупномасштабной военной агрессией. Поэтому внешняя политика, проводимая государством, направлена именно на восстановление территориальной целостности Азербайджанской Республики и сосредоточение особого внимания на устранении тяжелых последствий армянской военной агрессии.

2. ПРОБЛЕМЫ СТАНОВЛЕНИЯ ДЕМОКРАТИИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ


Будучи продуктом человеческого сознания, демократия, в ходе развития и совершенствования общества, обогащается новыми идеями, положениями и практикой. Каким бы сложным не был путь в демократию, мировая практика показала, что она отвечает интересам наций. Если взглянуть на историю Азербайджана, то можно увидеть яркие примеры демократического Ренессанса, и долгий период сосуществования в рамках единого тоталитарного пространства[3].

Демократия – "форма государства, при которой большинство народа ясно заявляет о своем согласии передать власть управления определенным представителям народа, но оговаривая за собой право контроля. Изменение значения понятия демократии приводит к тому, что его относят уже не только к форме государства, но оно включает социальные и политические силы, а также стремление к их демократизации, из чего при соответствующих условиях возникает практика демократии"[4].

Совершенно очевидно, что современная демократия - не просто термин, ставший модным в эпоху глобальных трансформаций. Это выходящий за пределы политологического понятия образ формирования Нового мирового порядка. Если быть еще более точным, демократия в XXI веке это стратегия формирования гомогенной миросистемы. Но насколько эта миросистема соответствует целям и устремлениям всех субъектов международных отношений, вопрос совершенно иной.

Основа будущих перемен в Азербайджане была заложена в 1993-1996-е годы. В статье 7 Конституции Азербайджанской Республики записано: "Азербайджанское государство – демократическая, правовая, светская, унитарная республика". А в статье 12 провозглашено: "Обеспечение прав и свобод человека и гражданина – высшая цель государства".

Новая власть, взяв курс на интеграцию в евро-атлантическое пространство, начала строить совершенно иную общественно-политическую и экономическую структуру, приоритетом стал вывод страны из изоляции и построение гражданского общества. С 1996 года, после преодоления угроз государственных переворотов, ситуация в стране начала кардинально меняться. Сегодня в Азербайджане преодолен политический и экономический кризис, имевший место в начале 90-х гг. ХХ в., установлена относительная общественно-политическая стабильность, закладывается базис гражданского общества. Либерализация экономики создали благоприятные возможности для интеграции страны в глобальную экономическую систему.

По оценкам 2004 года, Азербайджан имеет хороший уровень по степени экономической свободы: налоговая политика (89%), инфляция (70%), торговая политика (93%), кредитный рейтинг (96%), экономическое регулирование (43%). По социальным расходам ситуация ниже: расходы на образование (51%), расходы на здравоохранение (26%), иммунизация (96%). Блок правового регулирования имеет наименьшие оценки: политические права (37%), гражданские свободы (41%), контроль над коррупцией (19%), эффективность правительства (24%), законодательный режим (49%), избирательные права (32%) (рис.1.)[5].

Рис.1. Оценки уровня свободы Азербайджана, %


Таким образом, в Азербайджане все еще нет системы справедливого госуправления. В Азербайджане серьезной проблемой остается контроль над коррупцией, и самый плохой показатель Азербайджан имеет по данному вопросу.

Практически любое современное государство может при определенных условиях обрести демократическую форму правления. Вопрос заключается скорее в том, чтобы сохранить демократию, сделать демократическую форму правления устойчивой. А для реализации этой цели важно иметь соответствующую экономическую базу.

Поэтому, сегодня одной из приоритетных задач политической элиты Азербайджана является трансформация экономических достижений в фактор формирования нового демократического сознания.

Совершенно очевидно, что для трансформационного общества крайне сложно перенять новые поведенческие нормы и стереотипы. Как таковые они формируются по мере изменения социокультурной среды, политических приоритетов и условий благосостояния населения. Иными словами, демократизация вносит новые сегменты в социально-культурную жизнь азербайджанского общества, стараясь изменить ее и вклинить новые поведенческие нормы.

Демократия – форма цивилизованного политического соперничества, где оппонентами выступают наиболее подготовленные и сильные представители элит общества. Это ни в коей мере не ставит под сомнение то, что она является лучшей формой народовластия, ибо более совершенного человечество еще не придумало. Но борьба эта осуществляется между лидерами и теми, кто формирует стратегию развития на перспективу. Поэтому демократию стоит рассматривать сугубо как продукт внутреннего развития того или иного социума. К тому же, в основе строительства демократии лежат мир, стабильность и стратегия (устойчивого) константного развития общества.

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы