Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)

Билеты и ответы по обществознанию (2004-2005 уч. год)


Билет №1

1. Понятие «о-во». Сферы о-ой жизни.
1. В узком смысле – опред. группа людей, объед. для общения, совмест. д-ти, взаимопомощи и поддержки д/д.

- оперд. этап историч развития чел-ва или конкретной страны.

В широком смысле – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мат. мира, находящаяся в постоянном историч. развитии, состоящая из индивидуумов, включающая способы взаимодействия и формы объед. людей.
2. Для удобства изучения общества в целом, его условно разделили на сферы: а) экономическая (матер. пр-во, отношения м/у людьми в процессе пр-ва и т.п) б) социальная (структурные образования (классы, слои, нации), и способы их взаимод.) в) политическая (политика, гос-во, право и др.) г) духовная (религия, наука, образование, мораль, культура и т.п)

2. Рыночные отношения в совр. экономике.
1. Рынок - совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
На главные вопросы отвечают предприниматель и потребитель
2. Основные системы рынка: а) рынок товаров б) рынок рабочей силы в) рынок капиталов ж) рынок информации.
3. Признаки рынка: а) нерегулируемое предложение б) нерегулируемый спрос в) нерегулируемая цена
4. Основными признаками свободного рынка являются следующие: а) неограниченное число его участников; б) абсолютно свободный доступ на рынок для любого производителя товаров и услуг; в) наличие у каждого участника конкурентной борьбы полного объема информации о ситуации на рынке (о ценах, спросе и предложении, размерах получаемой прибыли и т. д.); г) мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, необходимых для производства товаров и услуг; д) невозможность участников рыночных отношений оказывать влияние на решения, принимаемые другими проивводителями.
5. Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка являются:

а) Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. б) Предложение — это то количество товара, которое продавец может предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. в) Цена - денежное выражением стоимости, величина которой определяется вложенными в них затратами производителя.
6. Механизм товарного рынка регулируется двумя законами: а) законом стоимости б) законом спроса и предложения
7. В реальности на рынке формируются две цены: а) цена спроса — та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар; б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Рыночная цена - цена, при которой объем спроса в точности равен объему предложения, не может опускаться ниже цены предложения и подниматься выше цены спроса. В реальной действительности она колеблется в промежутке между этими двумя величинами, стимулируя производителей добиваться снижения затрат на производство товаров и поощряя, таким образом, повышение производительности труда, внедрение новых технических достижений и технологий, а также способствуя перераспределению ресурсов для производства тех товаров, которые пользуются устойчивым или повышенным спросом.

Билет №2

1. Человек, индивид, личность.
1. Человек – самое загадочное существо. Одна из специфических особен. ч-ка
– это свойство задумываться о себе.
2. Со временем сформировались два подхода к изучению ч-ка: а) извне – ч-к в сравнении с природой, о-вом, Богом, самим собой. б) изнутри – ч-к с точки зрения биологического строения, психики, нравственной, духовной, обществ. жизни.
3. Формирование познания о ч-ке: а) Др. Греция – мера всего существующего б) Средние века – образ и подобие Бога в) Возрождение – безграничность творческих возможностей ч-ка г) кон. ХVIII-ХIХ – творец духовной жизни, культуры, носитель всеобщего идеального начала – духа или разума
4. Индивид – характеристика ч-ка как одного из людей, описывает ч-ка с точки зрения его самобытности, особен.
5. Индивидуальность – отличие ч-ка от др. людей, подразумевая не только внеш. облик, но и всю совокуп. соц. значимых качеств
6. Личность – ч-кий индивид как субъект отношений и сознательной д-ти, обладающий совокуп. соц. значимых черт, свойств и качеств, к-е он реализует в о-ой жизни.

2. Экономическая сфера жизни о-ва.
1. Экономика в широком смысле - систему общественного производства, т. е. процесс создания материальных благ, необходимых человеческому обществу для его нормального существования и развития.
2. Существует понятие производительные силы о-ва, т.е. совокупность средств производства и рабочей силы, необходимых для достижения целей, связанных с получением необходимых им благ.
Производительные силы — это люди, обладающие производственными навыками и осуществляющие производство материальных благ, созданные обществом средства производства, а также технология и организация процесса производства.
3. Две взаимодополняющих друг друга сферы экономикки: а) материальное производство - изготавливаются вещественные блага
(промышленность, сельское хозяйство) и оказываются материальные услуги
(торговые, коммунальные, транспортные и т. д.) б) непроизводственная сфера - создание духовных, культурных и иных ценностей и оказание аналогичных услуг (образовательные, медицинские и т. д.).
Производственными отношениями – отношения в к-е люди вступают между собой процессе производства.
4. Основу экономических отношений в любом обществе составляют отношения собственности на средства производства.

Собственность в широком смысле - отношения между человеком или группой людей, с одной стороны, и предметами и вещами, с другой стороны.
5. Несколько типов собственности: а) общая собственность - все средства производства и произведенные блага принадлежали объединенным в коллективы людям. б) частная собственность - отдельные люди относились к средствам производства как к принадлежащим лично им.
Частная собственность — это форма юридического закрепления за человеком прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать не только для удовлетворения личных потребностей, но и для ведения коммерческой деятельности. в) смешанная собственность - сочетаются признаки первых двух типов.

. корпоративная собственность, или акционерного общества - капитал такого общества образуется в результате продажи ценных бумаг — акций, которые свидетельствуют о том, что их владелец внес свой вклад в капитал корпорации и имеет право на получение дивиденда.

. индивидуальная частная собственность

. государственная собственность - государство сосредоточивает в своих руках предприятия и отрасли, имеющие стратегическое значение для существования и развития страны (железные дороги, предприятия связи, атомные и гидроэлектростанции и т. д.), приватизацию которых оно считает нецелесообразным.

. кооперативная собственность - группа людей, объединившаяся для совместного использования некоторого имущества, осуществляет управление этим имуществом.

. коллективная собственность - собственником является коллектив этого предприятия, который принимает участие в управлении процессом производства

Билет № 3

1. Человеческая деятельность, ее многообразие.
1. Деятельность - форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
2. В структуре любой деятельности принято выделять: а) объект – то, на что направлена д-ть б) субъект – тот, кто производит д-ть (чаще всего ч-к) в) цель – осознанный (идеальный) образ того будущего результата, на достижение к-го направлена д-ть г) средства достижения в) результат
3. Мотив д-ти – желание удовлетворить свои потребности
4. Потребности: а) физиалогические б) социальные в) идеальные
5. Важную роль в мотивах д-ти играют убеждения.
Убеждения – это устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
6. Существуют различные класификации видов д-ти. Одна из них делит д-ть на: а) практическую - направлена на преобразование реальных объектов природы и общества. Включает в себя:

. материально-производственную - преобразование природы

. социально-преобразовательную - преобразование общества б) духовная деятельность - изменение сознания людей. В нее входят:

. познавательная - отражение действительности в художественной и научной форме, в мифах и религиозных учениях

. ценностно-ориентировочная - определение положительного или отрицательного отношения людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения

. прогностическая - планирование или предвидение возможных изменений действительности.
Также к д-ти относят: а) творческую – порождает нечто новое, никогда ранее не создававшееся б) трудовая – отличительные черты – практическая полезность, наличие результата в) игровая – важен на результат, а процесс

2. Россия на пути к рыночной экономике.
1. Переход к рыночной модели экономического развития в России был начат правительством России в октябре 1991 г. Основными направлениями первой программы радикальных экономических реформ были: а) переход к свободному ценообразованию б) разгосударствление и приватизация государственных предприятий в промышленности, торговле и сфере услуг.
2. С помощью этих мер авторы программы рассчитывали, с одной стороны, ослабить существующий экономический кризис, ликвидировать дефицит, а с другой стороны, создать в России новый класс — класс собственников.
3. Результаты экономических реформ противоречивы: а) самая серьезная проблема стала проблема освоения населением новой системы ценностей и формирование у граждан качеств, необходимых для успешного ведения своего дела в условиях рынка: инициативности и ответственности. б) переход к свободному ценообразованию, так называемая либерализация цен, привел фактически к конфискации денежных средств у населения, резкому снижению уровня жизни. Государство оказывало поддержку лишь слоям населения не способным позаботиться о себе сами: сиротам, инвалидам, пенсионерам. Однако несмотря на многочисленные заявления и предпринимаемые усилия, до сих пор не удается обеспечить этим категориям граждан минимальный жизненный уровень. в) лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективности при реализации программы разгосударствления и приватизации.
4. Разгосударствление - процесс сужения государственного сектора в экономике, создание условий для развития иных, негосударственных форм собственности, а в конечном итоге — многоукладной экономики.
5. Приватизация - процесс передачи государственной собственности в частные руки.
6. Формы приватизации: а) бесплатная раздача гражданам части государственной собственности б) аренда с последующим выкупом в) преобразование государственных предприятий в акционерные общества г) выкуп предприятий на конкурентной основе.

Если на первом этапе приватизации преобладали первые три формы, то в последнее время началась активная продажа предприятий на аукционах. Однако цель приватизации — создание широкого слоя частных собственников в стране — пока не достигнута.
7. Положительными итогами проводимых реформ можно считать: а) формирование в стране рыночной инфраструктуры, т. е. сети коммерческих банков, фондовых и товарных бирж, аукционов, без которой нормальное функционирование рыночной экономики невозможно. б) разработка и внедрение правовой базы, регулирующей экономические процессы в стране. в) решение ряда стратегических задач:

. остановлена инфляция,

. достигнута относительная финансовая стабилизация, которая дала возможность провести деноминацию рубля.

Билет № 4

1. Деятельность и общение.
1. Основные подходы к взаимосвязи д-ти и общения: а) общение то же самое, что и д-ть, т.к. обладает теми же признаками б) общение есть нечто иное, чем д-ть, т.к. оно может выступать как условие д-ти, неотъемлемое св-во д-ти, но не как сама д-ть в) общение – самостоятельное, но равноправное явление
2. Общение — это процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом»
3. Выделяют несколько видов общения: а) общение между реальными субъектами - например, между двумя людьми б) общение с реальным субъектом и иллюзорным партнером - например, человека с животным, которое он наделяет некоторыми несвойственными ему качествами в) общение реального субъекта с воображаемым партнером - под ним подразумевается общение человека со своим внутренним голосом г) общение воображаемых партнеров - например, литературных персонажей
4. Обмен мнениями может происходить в виде: а) диалога б) обмена монологами или репликами
5. От общения необходимо отличать коммуникацию.
Коммуникация - процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает) и обратная связь между субъектами, в отличие от процесса общения, отсутствует.

2. Государство и экономика.
Современный рынок не регулируется только с помощью механизма свободного ценообразования. Действуя стихийно, законы рынка дают не только положительный эффект, но и порождают негативные тенденции в экономике, такие, как монополизм, безработицу и др.
1. Ограниченность возможностей рыночного механизма регулирования экономики стала особенно очевидна в конце XIX — начале XX в., когда на смену эпохе свободной конкуренции пришли монополии, захватившие производство и рынок сбыта товаров. В 1929—1933 гг. в мире разразился экономический кризис, следствием которого было падение объемов производства и массовая безработица.
2. В 1936 г. английский экономист Дж. Кейнс выпустил в свет книгу «Общая теория занятости, процента и денег». В ней он доказывал, что проблемы, с которыми в период кризиса столкнулись капиталистические страны, могут быть решены только в том случае, если рыночная экономика будет регулироваться государством. Вмешательство последнего поможет свести к минимуму отрицательные последствия, вызываемые действием рыночных законов.
3. Существуют различные методы регулирования экономической жизни: а) Правовые методы - государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство. б) Финансово-экономические методы:

. налоги

. Денежная политика - политика государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

. таможенные пошлины

Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей, призванный сдерживать импорт и защищать отечественного производителя. в) Экономическое программирование - государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. В рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.
Т.о., в современных условиях гос-во активно вмешивается в экономику, стараясь воздействовать в зависимости от необходимости на ситуацию на том или ином рынке.
Основные принципы гос-го регулирования экономики могут быть сформулированы следующим образом: гос-во должно экономике не мешать, помогать и лишь при необходимости ее ограничивать.

Билет № 5

1. Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
1. Социальные нормы - установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь.
2. Выделяют следующие виды социальных норм: а) нормы традиций и обычаев - исторически сложившихся правил поведения, вошедших в привычку в результате их многократного повторения. Реализация этого вида норм обеспечивается силой привычки людей б) нормы морали - такие нормы, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости и несправедливости, реализация которых обеспечивается внутренним убеждением людей либо силой общественного мнения в) правовые нормы — формально определенные правила поведения, установленные либо санкционированные государством, реализация которых обеспечивается его авторитетом или принудительной силой г) религиозные нормы - относят правила поведения, содержащиеся в текстах священных книг либо установленные религиозными организациями. Люди исполняют эти правила, руководствуясь своей верой либо под угрозой быть наказанными Богом или церковью д) политические нормы — нормы, устанавливаемые различными политическими организациями. Эти правила поведения прежде всего должны соблюдать члены данных организаций. Реализация таких норм обеспечивается внутренними убеждениями людей, входящих в эти организации, либо страхом быть исключенными из них;
3. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности. Соблюдение данных норм обычно обеспечивается внутренними убеждениями людей либо путем применения к ним социальных поощрений и социальных наказаний в виде так называемых социальных санкций.
Социальная санкция - реакция общества или социальной группы на поведение индивида в общественно значимой ситуации. По своему содержанию санкции могут быть позитивными (поощрительными) и негативными (наказывающими).
4. Отклоняющееся (девиантное) поведение - такое поведение, которое не соответствует требованиям принятых в обществе социальных норм.
Иногда подобные отклонения могут иметь позитивный характер и приводить к положительным последствиям, но в большинстве случаев об отклоняющемся поведении говорят как о негативном социальном явлении, наносящем вред обществу.
5. Наиболее серьезными проявлениями такого поведения являются преступность, наркомания и алкоголизм.
Алкоголизм и наркомания - вид хронического заболевания, которое развивается в результате систематического употребления человеком спиртных напитков или наркотиков.
Преступление – посягающее на порядок общественно опасное деяние, предусмотренное уголовным кодексом.
Особенность преступности – наличие определённого контингента лиц – преступника, для части к-х преступная д-ть стала профессиональной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы