Меню
Теги для нашей библиотеки:Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое. |
Анархизм и его отношение к политической власти
НОВОРОССИЙСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННПЯ МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ
Реферат Рецензент: преподаватель НОВОРОССИЙСК Введение. 3 Введение. Цель данного реферата уяснить что такое анархизм, как возник ( т.е. его
исторические корни), чего добиваются его последователи и какими методами
они хотят прийти к желаемому результату. Прежде всего хотелось бы узнать
что означает само слово анархизм, для этого обратимся к Советской
энциклопедии: Анархизм - (от греческого Anarhia - безвластие) общественное
политическое движение которое выступает за немедленное уничтожение всякой
государственной власти (в результате "самовольного" стихийного бунта масс)
и создание федерации мелких автономных ассоциаций производителей, отвергает
политическую борьбу рабочего класса и диктатуру пролетариата. Известна и
формулировка этого слова одного из представителей анархизма П. Кропоткина: Элементы анархического мировоззрения были известны на протяжении многих веков. Стремление к полной свободе личности в свободном обществе, отрицание власти и эксплуатации – подобные настроения в той или иной форме можно обнаружить у античных киников и у китайских даосов, у средневековых анабаптистов и у английских диггеров, у русского еретика Ф. Косого и французского мыслителя конца XVIII в. С. Марешаля. Роднящее упомянутых мыслителей умонастроение уместно обозначить термином протоанархизм. Однако анархизм в собственном смысле этого слова, несомненно, порожден реалиями нового времени. Лишь с конца XVIII столетия, когда Европа вступила в эпоху великих революций, способствовавших утверждению человеческой индивидуальности и крушению основ традиционного общества, постепенно оформляется анархизм – сначала как философское учение, а затем как революционное движение. Анархизм стал реакцией на достижения и неудачи Великой Французской революции: манящий идеал свободы, равенства и братства обернулся новым отчуждением; парламентская демократия не принесла желанного освобождения личности[1]. Анархизм окончательно сформировался в 1830–1840-е гг. – в борьбе и
полемике с либерализмом и государственным социализмом. Если первый
подчеркивал значение политической свободы гражданина (признавая
необходимость сохранения, хотя и предельно минимизированного, государства),
то второй выступал за социальное равенство, считая инструментом его
осуществления тотальную государственную регламентацию. Девизом же
анархизма, противостоявшего обоим течениям, можно считать знаменитые слова Рождение российского анархизма Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий. Лишь
в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал играть
определяющую роль в системе общественно-политических взглядов народников. По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была стать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста, его постоянной готовности к революции. “ Живой ток революционной мысли, воли и дела” должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить связь между фабричными работниками и селянами и создать на их основе несокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальную революцию. Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ” прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с самодержавием. Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице П.А, “Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех”. Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений у российской молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых больших судебных процессах 70-х годов, организованных правительством против революционеров (процессы “50-ти”и“193-х”), наиболее видные обвиняемые почитали за честь называть себя анархистами. В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной по накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно- политическом движении, объединяющем леворадикально, демократически настроенные слои общества. Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни
страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация
российских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“,
издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной
революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в
г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и
присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах. Социальную основу анархического движения составляли преимущественно
кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы,
часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольные
существующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с
ними. Если попытаться составить обобщенный портрет анархиста периода первой
российской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил
революции и частичным разгромом анархических организаций. В этот период на
передней край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание
не только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшихся
использовать в своих целях авторитет великого ученого и мыслителя. А. Ф. Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма
проповедь идеи классового примирения всех сил “и правых и левых”,
действующих в революции. Возможно, это был хитрый ход политика считавшего,
что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и
демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться. Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хорош только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов государственного строительства. Большевики опасались соединения идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных контрреволюционеров”, в организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных отрядов. 17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к созданию
собственных вооруженных сил. “Вольные анархические дружины” нужны были
анархистам ”для организованного удара... по власти, для смертельной за
социальную революцию”. В публикации содержалась прямая угроза большевикам:” Постоянная нацеленность анархистов на задачи мирового революционного развития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры, грабить склады и магазины, и даже захватывать здания. Московские анархические группы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование по захвату особняков в городе. Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добиться окончательного своего признания Советской властью. Весьма важной для них была задача обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях с красногвардейцами. Власти Москвы и Петрограда признали требования анархистов недопустимыми и запретили им выдачу оружия. Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце марта 1918
г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали усиленно распространятся слухи о готовящемся выступление анархистов. В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и
латышских стрелков из охраны Кремля был проведен захват зданий, занимаемых
анархистами, и разоружение сторонников анархии. В некоторых местах
анархисты оказывали сильное сопротивление, но в основном застигнутые
врасплох, сдавались. Вскоре было проведено разоружение анархических групп в Верхушка движения не имевшая после смерти П. А. Кропоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей. Многие анархисты заявило о кризисе движения, его перерождение своем желании трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть духовному гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу но их было ничтожно мало. Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество, и усталость от бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в СССР. Кто-то возвращался по своей воле, кто-то из-за связей с чекистами, но как правило конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на стройках и лагерях ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархические организации в стране прекратили свое существование. Как марксизм боролся с анархизмом Советская историография рассматривала взаимоотношения Маркса и Бакунина
всегда с одной позиции, с позиции официально принятой идеологической
доктрины. Всегда Маркс оказывался носителем истины, а Бакунин - злодеем, не
желавшим подчиняться уставным требованиям и создавшим свой "подпольный" Известно отношение Ленина к анархизму, как к движению, имеющему общую
цель с коммунистами. Расхождение определялось лишь в принципах достижения
безгосударственного общества. Можно поэтому полагать, что и ранее в I Деятельность Бакунина в Интернационале неразрывно связана с его
взаимоотношениями с К. Марксом, которые, в свою очередь, сложились во
второй половине 40-х годов XIX века под воздействием появившегося у Впервые о коммунизме Бакунин узнал из книги "Die Socialisten in Познакомился Бакунин и с работами Вейтлинга о коммунизме. Естественно,
что этот его интерес не мог не привести к основоположникам марксизма, К. Для К. Маркса государство "подлежало некоторым починкам и долженствовало, как таковое, играть роль в деле улучшения быта рабочего класса". Бакунин же придерживался другой цели - "окончательного и полного освобождения рабочих и народного труда от ига всех его эксплуататоров - хозяев, владельцев сырого материала и орудий производства, словом всех представителей капитала, а также уничтожения всякой политики посредством разрушения Государства. |
РекомендуемОпрос |