Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Великобритания: регулирование рыночных отношений при неоконсервативном правительстве (1979-1997 гг.)...

Великобритания: регулирование рыночных отношений при неоконсервативном правительстве (1979-1997 гг.)...

Московский государственный университет

имени М. В. Ломоносова.

Реферат

по теме:

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ: РЕГУЛИРОВАНИЕ

РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ ПРИ НЕОКОНСЕРВАТИВНОМ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ

(1979-1997 гг.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент экономического

факультета 103 группы

Железняков Александр Валерьевич.


Москва 1999 г.

Общая характеристика


Великобритания входит в число 7 крупнейших развитых стран и играет важную роль в международных политических и экономических отношениях. В 1989 г. На ее долю приходилось 6,4% всего промышленного производства в развитых странах и по этому показателю она занимала 5-е место в названной группе государств. Удельный вес Великобритании в мировом экспорте в 1990 г. составлял 5,4%, а в мировом импорте – 6,4%.

На протяжении длительного периода Великобритания являлась классической страной капитализма, где рыночные отношения достигли по сравнению с другими странами наибольшего развития. Являясь метрополией огромной Британской империи, она сосредоточила большой объем промышленного производства и международной торговли, играла роль международного финансового центра. Однако промышленная и колониальная гегемония Англии оказали тормозящее влияние на темпы ее развития, так как гарантированные рынки сбыта и источники дешевого сырья надолго лишили ее стимула к обновлению и перестройке своей экономической структуры. Поэтому после распада Британской империи Великобритания оказалась менее подготовленной к жесткой конкурентной борьбе на мировых рынках с другими развитыми странами, прежде всего с США, Японией, Германией. Несмотря на серьезные прогрессивные изменения в структуре ее промышленности, достигнутые в результате существенной модернизации в 70-80-х годах (повышение удельного веса наукоемких отраслей, существенное обновление производственного аппарата, заметный рост производительности труда и т.д.), Великобритании все-таки не удалось полностью преодолеть отставание и в целом достичь уровня конкурентоспособности ведущих капиталистических стран. Этим объясняется дефицитное состояние платежного и торгового балансов с большинством развитых стран, которое особенно обостряется в годы ее экономического подъема, как было, например, в 1987-1988 гг. Недостаточная уверенность в конкурентоспособности своих фирм является, по-видимому, важной, если не главной, причиной особой, а в ряде случаев и противоречащей другим странам, прежде всего в ЕС, политики Великобритании.


Основные принципы регулирования экономики.


В Великобритании, как и в других развитых странах, наблюдаются два принципиально различных подхода к регулированию рыночной экономики. Первый находил свое выражение в политике неоконсерваторов, стоявших у власти с 1979 по 1997 года, второй проявляется в политике лейбористов, руководивших страной на протяжении большей части 70-х годов и с 1997 года. Как лейбористы, так и консерваторы провозглашают своей главной целью повышение эффективности экономики и конкурентоспособности британских фирм на мировых рынках, достижение устойчивых темпов экономического развития страны, снижение темпов инфляции, улучшение состояния торгового и платежного балансов. Однако методы, предлагаемые для достижения поставленных целей, у лейбористов и консерваторов радикально различаются.

Экономическая доктрина лейбористов основывалась прежде всего на принципах более активной роли государства в экономической деятельности. Сюда относится непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности путем создания национализированных корпораций в промышленности, транспорте, связи и т.д.(в период нахождения лейбористов у власти были национализированы целые отрасли экономики). Важнейшее значение придавалось бюджетному регулированию экономики, более равномерному распределению доходов между различными слоями общества

Придя к власти в 1974 г., лейбористы провозгласили политику “социального контракта” между правительством и профсоюзами, охватывающего широкий спектр экономических и социальных вопросов: коллективные договоры на добровольной основе по заработной плате; контроль над ценами; оказание помощи низкооплачиваемым и пенсионерам; достижение полной занятости. Профсоюзы со своей стороны приняли обязательство действовать исходя из интересов не только членов профсоюзов, но и всех членов общества.

Однако за годы своего правления лейбористы так и не смогли достичь поставленных целей. По темпам роста экономики Великобритания продолжала отставать от основных капиталистических стран, курс фунта стерлингов снижался, ее доля в мировом промышленном производстве и мировой торговле уменьшалась, платежный и особенно торговый балансы находились в хронически напряженном состоянии, темпы роста инфляции, как правило, были выше, чем в других развитых странах.

На рубеже 70-80-х годов в Великобритании произошло радикальное изменение принципов экономического регулирования, связанное с приходом к власти в 1979 г. правительства консерваторов во главе с М. Тэтчер. Это изменение заключалось в основном в отходе от кейнсианских принципов, исповедовавшихся лейбористами, и принятии на вооружение монетаристских принципов, являющихся теоретической основой экономической политики консерваторов не только в Великобритании.


Экономическая политика консервативного правительства


Экономическая политика консервативного правительства Великобритании основывается на философии свободного предпринимательства, конкуренции и уменьшения государственного вмешательства. Главная роль правительства заключается в создании базовых условий для процветания частного предпринимательства. В основе экономической политики консервативного правительства Великобритании, по крайней мере на начальном этапе, лежали монетаристские концепции. Монетаристские принципы регулирования экономики заключаются в отказе от прямого воздействия на весь комплекс микроэкономических показателей и в воздействии на рынок посредством регулирования денежной массы и контроля над инфляцией. В условиях рыночной экономики правительство Великобритании активно влияет на экономические процессы прежде всего посредством кредитно-денежной политики, а также бюджетных мероприятий, проведения политики по защите и развитию конкуренции, антимонопольной деятельности, приватизации государственной собственности, защиты интересов потребителей и т.д. Важнейшим инструментом этой политики является среднесрочная финансовая стратегия правительства, которая рассчитывается на 3-4 года и ежегодно корректируется в зависимости от состояния экономики и утверждается при принятии бюджета на сессии парламента Великобритании.

Одним из основных инструментов кредитно-денежной политики служит уровень краткосрочных процентных ставок. Поэтому, как отмечалось в докладе о среднесрочной финансовой стратегии, принятом в 1990 г., задачей соответствующих органов является установление процентных ставок на уровне, обеспечивающем достижение намеченных правительством целей по снижению инфляции. Важное место в среднесрочной финансовой стратегии занимают финансирование государственных расходов, прогнозирование балансов доходов и расходов.

На основе среднесрочной финансовой стратегии разрабатывается и принимается бюджет на текущий финансовый год.

Главным правительственным органом в разработке и формировании экономической стратегии является министерство финансов Великобритании. Оно ежегодно в марте представляет парламенту на утверждение проект бюджета, в котором предлагаются основные мероприятия правительства по регулированию экономики на предстоящий финансовый год. Кроме министерства финансов различными аспектами экономической политики и ее осуществлением занимаются министерства торговли и промышленности, занятости, энергетики, окружающей среды, транспорта, сельского хозяйства, рыболовства и продовольствия. Специальные вопросы при выработке и осуществлении экономической политики входят в функции ряда других организаций, в том числе Банка Англии (центральный банк).

Основным средством кредитно-денежной политики правительства Великобритании являются процентные ставки. Уровень процентных ставок устанавливается правительством в зависимости от состояния экономики и поставленных задач по ее регулированию. Так, в результате “перегрева” экономики в 1987-1988 гг. В стране резко возросли темпы инфляции и дефицит платежного баланса достиг огромных размеров. Для снижения инфляции и сокращения дефицита платежного баланса правительство было вынуждено пойти на сдерживание темпов роста совокупного спроса в стране. С этой целью процентные ставки в мае 1989 г. были повышены до 14%, в октябре – до 15%..

Однако известно, что проведение политики сдерживания инфляционных процессов путем введения высоких процентных ставок имеет негативную сторону – снижаются темпы роста экономики, прежде всего промышленное производство, растет безработица.

 

Формы собственности

Основой экономики Великобритании является частная собственность. В частном секторе производится около ¾ валового внутреннего продукта и примерно столько же составляет его доля в общем числе занятых. Наиболее велика роль частных предприятий в обрабатывающей промышленности, строительстве, торговле, сфере финансов, сельском хозяйстве.

Основными формами функционирования частного бизнеса являются следующие:

1)    индивидуальные коммерсанты (sole traders);

2)  полное товарищество (partnership). Основной признак, отличающий полное товарищество от других видов торговых товариществ, состоит в неограниченной и солидарной имущественной ответственности всех его участников по обязательства товарищества;

3)  коммандитное товарищество (limited partnership). Его отличительной особенностью является наличие в объединении двух категорий участников: а) лиц, отвечающих неограниченно и солидарно по обязательствам товарищества; б) лиц, принимающих на себя лишь обязанность внести определенный вклад в общее имущество товарищества.

В Великобритании не существует понятие акционерного общества, а ряд торговых товариществ организуется в форме к компаний. Можно выделить несколько таких форм. Наиболее распространенными являются компании с ограниченной ответственностью, которые по существу не отличаются от акционерного общества. Различие заключается в том, что в компании создается не акционерный, а паевой капитал, распределяемый на равные паи. Компании могут быть частными (private companies) и публичными (public companies). На конец 1988 г. в Великобритании было зарегистрировано 1,1 млн. компаний, в том числе около 8 тыс. публичных компаний. Разница между публичными и частными компаниями заключается в том, что первые объявляют публичную подписку на акции и обязаны публично отчитываться, а частные компании распределяют все паи между учредителями, не прибегая к публичной подписке и не обязаны публично отчитываться.

Деятельность компаний в Великобритании регулируется целым рядом детально разработанных законов, в которых предусматривается обширный круг вопросов, касающихся всех аспектов деятельности компаний, начиная с процедуры образования компании и назначения руководства и кончая ее ликвидацией, банкротством и т.д. Среди этих законов основным является Закон о компаниях (Companies Act). Кроме него имеются закон, регулирующий порядок присвоения названия компании для ведения бизнеса в Великобритании (Business Names Act), в частности, запрещающий ведение бизнеса под названием, которое может вводить в заблуждение; закон о внутреннем регламенте компании (Company Securities (Insider Dealing) Act); закон о технических аспектах слияний (Companies Consolidation (Consequantial Provisions) Act); закон о банкротствах, как корпоративных, так и индивидуальных (Insolvency Act) и т.д.

На государственный сектор приходится около 20% валового внутреннего продукта страны. Наиболее велика роль государственного сектора в таких отраслях промышленности и сферы услуг, как энергетика, транспорт, связь. Заметное место в государственном секторе до последнего времени занимали публичные корпорации, представляющие собой, как правило, национализированные отрасли экономики.


Антимонопольное регулирование.

Политика в области поощрения конкуренции и антимонопольное законодательство

Успешное функционирование рыночной экономики не возможно без развития свободной конкуренции. Поэтому в Великобритании разработаны системы стимулирования конкуренции, антимонопольного законодательства, осуществление контроля над действиями компаний, которые могут быть направлены против общественных интересов. Правительственная политика в этой области включает изучение и регулирование деятельности монополий, слияния компаний, случаев антиконкурентной и ограничительной практики.

Комплекс соответствующих законов является правовой базой деятельности официальных органов. Практическое проведение государственной политики в этой области осуществляется Министерством торговли и промышленности и Управлением по контролю за соблюдением правил предпринимательства (Office of Fair Trading), которое является специальным правительственным агентством.

В соответствии с законодательством Великобритании министр торговли и промышленности уполномочивается направлять в Комиссию по монополиям и слияниям на рассмотрение вопросы, представляющие угрозу свободной конкуренции, злоупотреблений монополий и практики их деятельности, которая может нанести ущерб общественным интересам. Если эта комиссия приходит к заключению, что действия монополии направлены против общественных интересов или могут нанести им ущерб, министр торговли и промышленности имеет право предпринять меры по недопущению этих действий или компенсации морального ущерба. Генеральному директору Управления по контролю за соблюдением правил предпринимательства может быть предложено провести с соответствующими компаниями переговоры о компенсации нанесенного ущерба, установленного комиссией.

а. Антиконкурентная практика. За некоторым исключением в функции Генерального директора Управления по контролю за соблюдением правил предпринимательства в соответствии с Законом о конкуренции 1980 г. входит изучение любого случая деловой практики, который может ограничивать, искажать или не допускать конкуренцию в производстве, продаже, приобретении товаров либо услуг в Великобритании. Если Генеральный директор придет к заключению, что действия каких-либо компаний носят антиконкурентный характер, он может потребовать от них обязательств о прекращении такой деятельности.

б. Ограничительная деловая практика. Согласно закону об ограничительной торговой практике 1976 г. определенные соглашения должны направляться для регистрации в Управление по контролю за соблюдением правил предпринимательства. Соглашение подлежит регистрации, если два или более человека (стороны), участвующие в поставках товаров или предоставлении услуг, принимают на себя некоторые ограничения на свободу своих решений по таким вопросам, как цены или условия продажи. Если соглашение не будет зарегистрировано в течение требуемого периода, то это означает отсутствие ограничений и стороны могут заниматься законной деятельностью.

В случае если соглашение регистрируется, Генеральный директор Управления по контролю за соблюдением правил предпринимательства в силу своих обязанностей должен направить его в специальный суд (Restrictive Practicies Court) и суд обязан декларировать, что ограничения, принятые в соглашении, противоречат общественным интересам (если стороны не докажут суду, что соглашение не попадает под критерии, предусмотренные Законом об ограничительной практике). Принятые компаниями ограничения, признанные противоречащими общественным интересам, становятся недействительными, и суд может дать указание сторонам не применять (не использовать) эти ограничения или заключить новое соглашение.    

Монополии и слияния

Вопросы о монополиях и слияниях регулировались Законом о правилах предпринимательства 1973 г. Этот закон дает определение монополии как ситуации, когда, по крайней мере, ¼ конкретного товара либо конкретных услуг поставляется на рынок одним лицом, группой связанных между собой компаний, двумя или более лицами, действующими в направлении, которое не допускает, ограничивает или искажает конкуренцию. В этом случае министр торговли и промышленности и Генеральный директор Управления по контролю за соблюдением правил предпринимательства могут направить запрос о действиях компаний для исследования в комиссию по монополиям и слияниям.

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы