Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО

Интеграция России в систему ГАТТ/ВТО

4

СОДЕРЖАНИЕ

Введение - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - - стр. 3

Глава 1. ГАТТ

1.1. История ГАТТ - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - стр. 7

1.2. Основные принципы ГАТТ - - - - - - - - - - - - - - -
- - - стр. 14

Глава 2. Система ГАТТ - ВТО

2.1. Итоги деятельности ГАТТ - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - стр. 27

2.2. Создание ВТО - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - стр. 39

Глава 3. Россия и ВТО

3.1. Цели вступления в ВТО - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - стр. 42

3.2. Процесс вступления в ГАТТ/ВТО - - - - - - - - - - - -
- - стр. 45

3.3. Проблемы вступления России в ГАТТ/ВТО - - - - - - - стр. 50

3.3.1. Участие государства - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - стр. 51

3.3.2. Регулирование импорта - - - - - - - - - - - - -
- - - - - стр. 53

3.3.3. Регулирование экспорта - - - - - - - - - - - - -
- - - - - стр. 55

3.3.4. Основные выводы - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - стр. 57

Заключение - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - стр. 61

Приложение - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
- - - - - - - - - - - - стр. 65

Список использованной литературы - - - - - - - - - - - -
- стр. 67

ВВЕДЕНИЕ

Курс на создание открытой экономики, провозглашенный в России с началом перестройки, предусматривал прежде всего развитие торгово-экономических отношений с Западом, откуда предполагалось получить необходимые для модернизации экономики технологию, кредиты, инвестиции в обмен на экспортные товары - не только традиционные топливно-сырьевые ресурсы, но и продукцию перерабатывающей промышленности, в том числе наукоемкую. Эта задача была главной и в процессе формирования стратегии внешнеэкономической деятельности России, ее децентрализации и либерализации, политического и институционального обеспечения. Между тем процесс формирования новой глобальной структуры мирохозяйственных отношений, основанной прежде всего на существенно обновленной (в результате “уругвайского” раунда Генерального
Соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) многосторонней системе международной торговли, продолжается и ускоряется. Абстрагирование России от участия в этом процессе способно лишь усугубить ее и без того трудное положение. Поэтому в рамках осуществляемой в стране экономической реформы одной из важнейших задач является присоединение России к системе ГАТТ.

Именно этой проблеме посвящена настоящая работа. Основные цели работы - общий анализ системы многосторонней торговли, основанной на принципах и механизме ГАТТ, характеристика проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в ГАТТ/ВТО.

Хотя сегодня стоит вопрос о вступлении России во Всемирную Торговую
Организацию (ВТО) заменившую с 1 января 1995 года Генеральное Соглашение по тарифам и торговле, переговорный процесс, в который вступила наша страна, в большей мере затрагивает традиционную проблематику ГАТТ, поскольку в соответствии с положением Заключительного Акта “уругвайского” раунда страны, которые принимали участие в переговорах, но на момент подписания Заключительного Акта (15 апреля 1994 года) не являлись членами
ГАТТ, для вступления в ВТО должны пройти процедуру вступления в ГАТТ.
Поэтому в рамках настоящей работы, состоящей из трех глав, введения и заключения, во-первых, рассматривается собственно Генеральное Соглашение по тарифам и торговле. Так, первый параграф Главы 1 посвящен истории возникновения ГАТТ и основным тенденциям его развития. Во втором параграфе анализируются основополагающие принципы ГАТТ, на базе которых строится многосторонняя система международной торговли.

Принимая во внимание тот факт, что, вступив в силу в январе 1948 года,
Генеральное Соглашение за время своего существования претерпело существенные изменения, отражающие его динамичное развитие, во-первых, как многостороннего торгового договора, и во-вторых, как механизма регулирования международных торговых отношений, особого внимания заслуживает рассмотрение вопроса о результатах деятельности ГАТТ (Глава 2.
Параграф 2.1.), важнейшим среди которых является создание принципиально новой международной организации - ВТО (Глава 2. Параграф 2.2.).

Глава 3 непосредственно связана с проблемой присоединения России к системе ГАТТ/ВТО. Очевидно, что при решении вопроса о вступлении в ВТО недостаточно руководствоваться лишь успешным опытом участия в этой организации других стран. В связи с этим первый параграф Главы 3 посвящен анализу целей вступления России в ВТО. Механизм вступления в систему
ГАТТ/ВТО, а также прогресс России в этом направлении составляют основное содержание второго параграфа. Глава 3 завершается параграфом, в котором подробно рассматриваются проблемы, требующие решения в контексте вступления
России в ГАТТ/ВТО: участие государства, регулирование импорта и экспорта.

В процессе написания настоящей работы была использована различная литература, посвященная проблемам функционирования системы ГАТТ/ВТО, а также вопросам, связанным с присоединением России к этой системе. Прежде всего следует отметить работу А.И.Магомедовой и Е.З.Хасановой “ГАТТ: правовая природа и структура”, опубликованную в издательстве Санкт-
Петербургского государственного университета в 1992 году. Наряду с вопросами, вошедшими в название монографии, в работе подробно рассмотрены тенденции развития ГАТТ и проблема приобретения им статуса международной организации.

В работе кандидата экономических наук Чернышева С.В. “Механизм регулирования международной торговли: нормы и правила ГАТТ”, вышедшей в
1991 году в издательстве Всесоюзного Научно-исследовательского
Конъюнктурного Института МВЭС РФ дан постатейный анализ положений ГАТТ, а также приведены комментарии западных специалистов.

Наряду с монографиями в настоящей дипломной работе были использованы материалы периодических изданий. В частности, статьи, опубликованные в журналах “Внешняя торговля”, “МЭ и МО”, “Международная жизнь”, “США: экономика, политика, идеология” и газете “Экономика и жизнь” за период с
1990 по 1996 годы.

Особо следует отметить материалы научного семинара, посвященного проблеме вступления России в ВТО, который состоялся 4-14 ноября 1996 года в
Карлтонском Университете (Оттава, Канада). Подборка материалов под заголовком “Russia and the World Trade Organization”, включает общий обзор
“уругвайского” раунда переговоров, публикации, в которых подробно анализируются все аспекты процесса присоединения России к ГАТТ/ВТО
(внешнеторговый режим, торговая практика, регулирование импорта и экспорта, вопросы координации различных направлений экономической политики), отдельные статьи, посвященные вопросам повестки дня “уругвайского” раунда переговоров, в частности, субсидиям, компенсационным пошлинам, участию государства во внешнеторговой деятельности, торговле сельскохозяйственными товарами, демпингу и антидемпинговой практике, торговле услугами, торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, торговым аспектам инвестиционной деятельности. Кроме того, в материалы семинара вошли публикации отдельных авторов, посвященные взаимоотношениям ВТО с другими международными организациями и интеграционными группировками, а также перспективам дальнейшего развития и совершенствования многосторонней торговой системы. Все вышеизложенное позволяет характеризовать материалы семинара как наиболее репрезентативный источник информации по исследуемой проблеме.

Полный список использованной литературы приведен в конце работы.

Глава 1. ГАТТ.
1.1. История ГАТТ.

Для того, чтобы в полной мере представить современную ситуацию, сложившуюся в сфере международных торговых отношений, а также оценить достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.

“Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координации вопросов макроэкономической политики на многостороннем уровне. Специалисты справедливо полагают, что отсутствие в предвоенные годы международных институтов, которые определили бы “правила игры” в международной торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением тяжелых времен подтолкнуло отдельные страны к сепаратным действиям, значительно усугубив мировой экономический кризис. Так, в условиях приближающегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и стабилизации экономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний уровень таможенных пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932 году достиг
59,1%. За этим последовало значительное повышение ставок в тарифах большинства западных стран, что имело пагубные последствия для мировой экономики: за 1929-1932 годы объем мировой торговли сократился почти на
60%.[1]

Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе
(США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.

Серьезные и порой небезуспешные попытки международного регулирования торговых отношений предпринимались еще до второй мировой войны. В качестве примеров можно назвать Конвенции об упрощении таможенных формальностей
(Женева, 1923 год), о Международном Торговом Арбитраже (1924 год), об охране промышленной собственности и другие.[2] Однако они не были системными и не всегда доводились до конца.

Послевоенный период отмечен усилиями, направленными на создание универсальной Международной Торговой Организации (МТО), которая наряду с
МВФ и Всемирным банком должна была стать третьим “столпом” в создавшейся системе. В функции МТО входило бы регулирование на многостороннем уровне социально-экономических проблем, включая вопросы торговой политики, экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики, инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались на конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской конференции
(август - октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО - так называемой
Гаванской хартией - 23 страны, представленные на конференции, в том числе
США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия, другие, менее развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных экономических связей. Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли (в сумме на 10 млрд. Долларов).[3] Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политических статей Гаванской хартии, содержавших правила по взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод этих правил с приложенным к нему списком согласованных тарифных уступок получил название Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и на временной основе (до завершения процесса ратификации Устава МТО будущими странами-членами) вошел в силу в январе 1948 года.

Первоначально текст Соглашения состоял из трех разделов. Раздел I, состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения о режиме наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации) и списки взаимных уступок. Раздел II был посвящен торговой политике и представлял собой своеобразный кодекс правил международной торговли. Раздел
III содержал положения о таможенных союзах, зонах свободной торговли и о применении Соглашения в их отношении. В 1965 году текст ГАТТ был дополнен
Разделом IV “Торговля и развитие”, который был внесен в Соглашение по требованию развивающихся стран.

В то время, когда ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого раунда тарифных переговоров, проводившихся в рамках обсуждения Устава МТО, и временным сводом правил, действующих, как предполагалось, до вступления в силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то ни было учредительских проблемах и статусе не стоял на повестке дня. Несмотря на то, что
Генеральное Соглашение содержало в себе основные положения, во многом схожие с положениями раздела Устава МТО, посвященного вопросам торговой политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в себя детально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме того Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения споров. Что же касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении урегулирования разногласий.

Но когда стало ясно, что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом
(что и подтвердилось отказом США в 1950 ратифицировать Гаванскую хартию), в рамках ГАТТ были созданы практически все предусмотренные Уставом органы и разработан механизм разрешения споров.

Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон.
Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а не путем голосования. Первая Сессия была созвана в марте 1948 года
Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, право созывать
Сессии, руководить их работой получил Председатель (Ответственный
Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами- участницами.[4]

Сессия Договаривающихся Сторон осуществляет нормотворческие функции.
Высший орган ГАТТ обладает исключительной компетенцией давать авторитетные толкования положений Соглашения. В компетенцию этого органа входит также предоставление странам-участницам права “временно и в исключительных случаях” приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному
Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладают исключительными полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих между странами- участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение бюджета ГАТТ.

В 1954 году была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат
Временная Комиссия МТО, действовавшая с марта 1948 года и осуществлявшая организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат со временем превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения
(юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На секретариат была возложена подготовительная работа, распространение среди стран-участниц всей необходимой информации, изучение и прогнозирование экономического развития и торговой политики стран-участниц.

В 1951 году был создан Межсессионный Комитет, в функции которого входило обсуждение и составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных и непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым проблемам. В связи с растущей нагрузкой в 1958 году третья функция
Межсессионного Комитета была передана специально созданному Комитету по платежному балансу. Однако, несмотря на существование Межсессионного
Комитета, определенный межсессионный “вакуум” в ГАТТ в тот период еще сохранялся. Поэтому, в соответствии с решением Договаривающихся Сторон от 4 июня 1960 года, вместо Межсессионного Комитета был создан Совет
Представителей ГАТТ.

Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался около девяти раз в год в период между Сессиями для решения неотложных задач и выполнения всей текущей работы. Совет состоял из представителей всех стран- участниц Соглашения, а его председатель избирался на 1 год на Сессии
Договаривающихся Сторон. Среди полномочий Совета следует выделить следующие: определение состава повестки дня для Сессии Договаривающихся
Сторон, учреждение вспомогательных органов и определение условий их деятельности, наблюдение и контроль за работой различных комитетов, групп и других вспомогательных органов.

С самого начала деятельности ГАТТ получила распространение практика формирования временных рабочих групп в составе нескольких человек для изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих докладов. Кроме того, для углубленного рассмотрения важных вопросов и обычно на постоянной основе создавались специальные комитеты. В большинстве случаев членство в них открыто для всех Договаривающихся Сторон. Следует упомянуть некоторые из них, действующие на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям,
Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. С введением в ГАТТ Раздела
IV был также учрежден комитет “Торговля и развитие”. Комитеты по торговым переговорам создавались временно для наблюдения за ходом многосторонних торговых переговоров.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы