Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Региональные международные организации как субъекты международного права

Региональные международные организации как субъекты международного права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРГАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра гражданско-правовых дисциплин

Тема РЕГИОНАЛЬНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ КАК

СУБЪЕКТЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Студент группы 5029

/Манаков Р.М/

Специальность – Юриспруденция /021100/

Руководитель

доцент

/Петрушина Е.А./

Заведующий кафедрой

к. ю. н., доцент

/Сивопляс А.В./

Курган 2002

СОДЕРЖАНИЕ.

Введение…………………………………………………………………………с.3

1. Общая характеристика региональных международных

организаций……….с.4

1.1. История создания…………………………………………………........с.4

1.2. Правосубъектность……………………………………………….........с.7

2. Европейский союз……………………………………………………………....с.12

2.1. История создания…………………………………………………........с.12

2.2. Органы европейского союза………………………………………......с.26

2.3. Европейский Союз и Россия………………………………………......с.36

3. Совет Европы……………………………………………………………………с.38

3.1. Совет Европы как политико-правовой

институт……………….........с.38

3.2. Защита прав человека – основная цель Совета

Европы…………......с.46

3.3. Совет Европы и Россия…………………………………………….......с.50

Заключение……………………………………………………………………….с.55

Список использованной литературы…………………………………………...с.57

ВВЕДЕНИЕ

В современных международных отношениях международные организации играют

существенную роль как форма сотрудничества и многосторонней дипломатии.

ООН, НАТО, АСЕАН, СНГ, Совет Европы, Европейский Союз, ОПЕК – вот далеко не

полный их перечень. Международные организации охватили весь мир и проникли

во все сферы общественно-политической жизни. Без их участия не решается ни

одна крупная проблема любого государства.

Целью моего исследования является показать историю создания

региональных международных организаций, познакомить и их главными органами,

раскрыть цели и задачи, стоящие перед ними, сравнить их компетенцию,

обратить внимание на проблемы.

Степень научной разработанности данной темы достаточно велика. Ею

занимались такие ученые, как К.А. Бекяшев, Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов,

Г.В. Игнатенко, О.И.Тиунов, Б.Н. Топорнин, С.А.Глотов, М.Л.Энтин,

Э.С.Кривчикова, Ю.Я. Баскин, Д.И.Фельдман, Г.И.Морозов, Д.Б.Левин,

Г.И.Тункин, Г.В.Черниченко, И.И.Лукашук, Л.Н.Анисимов, С.Б.Крылов и др.

Среди зарубежных авторов необходимо выделить Т.К.Хартли, Д.Анцилотти,

Я.Броунли.

Структура работы: введение, основной раздел – три главы и заключение.

В первой главе дается общая характеристика региональных международных

организаций, показывается история из создания, исследуется

правосубъектность.

Вторая глава посвящена Европейскому Союзу. В ней рассказывается о

причинах и условиях его возникновения, характеризуются его основные органы,

цели и задачи, стоящие перед ним, взаимоотношения с Россией.

В третьей главе показан Совет Европы как политико-правовой институт и

основная его цель – защита прав человека. Анализируются и его отношения с

Российской Федерацией.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕГИОНАЛЬНЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ.

1.1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ.

«Устав ООН (ст. 52) допускает существование «региональных соглашений

или органов для разрешения таких вопросов, относящихся к поддержанию

международного мира и безопасности, которые являются подходящими для

региональных действий», оговаривая при этом, что их деятельность должна

быть совместимой с целями и принципами ООН. Устав обязывает своих членов с

помощью соглашений или органов обеспечивать мирное разрешение местных

споров и поддерживать контакты с Советом Безопасности, которому

предоставлено право использовать такие организации для принудительных

действий под его руководством.

Региональный статус имеют также отдельные общеполитические либо

комплексные по своим функциям организации, которые обеспечивают

сотрудничество государств, расположенных в пределах географического района

и заинтересованных в координации внешней политики, внешнеэкономических

связей, социальных, культурных, правовых отношений.

Для признания организации региональной необходимо:

1) пространственное единство государств-членов, их размещение в

пределах более или менее целостного региона;

2) пространственное ограничение целей, задач и действий государств-

членов, т.е. соответствующая субъектному составу функциональная ориентация

без притязаний на вмешательство в дела, выходящие за регионально-

координационные рамки.

Именно таковы Европейский Союз Совет Европы, Организация африканского

единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-

Восточной Азии.

Особо отметим Содружество Независимых Государств, поскольку

формирование этой региональной организации связано с таким необычным

процессом, как поддержание взаимосвязей бывших республик СССР». 1

Объективные потребности интеграции, помноженные на историческую

общность народов и сложившиеся между ними связи, привели к тому, что на

территории бывшего Советского Союза появилось Содружество Независимых

Государств. «Ее учредительными документами являются Соглашение о создании

Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 г., подписанное в

Минске Беларусью, Россией и Украиной, Протокол к соглашению, подписанный 21

декабря 1991 г. в Алма-Ате 11 государствами (всеми бывшими республиками

СССР, кроме Прибалтийских и Грузии), и Алма-Атинская декларация от 21

декабря 1991 г.

На заседании Совета глав государств СНГ в Минске 22 января 1993 г. был

принят Устав Содружества (от имени Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии,

России, Таджикистана и Узбекистана). Вступил в силу через год после

принятия.

На основании Устава СНГ различаются государства-учредители и

государства-члены Содружества. К первой категории отнесены те государства,

которые подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря

1991 г. и Протокол к нему от 21 декабря 1991 г. к моменту принятия Устава

СНГ, а именно Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия,

Таджикистан, Туркмения, Узбекистан, Украина (подписали, но не

ратифицировали Алма-Атинские соглашения Азербайджан и Молдова).

Государствами-членами СНГ следует считать те государства, которые

приняли на себя обязательства по Уставу СНГ в течение года после его

утверждения. Украина и Туркменистан Устав СНГ не ратифицировали и являются

государствами-участниками. Прием в СНГ открыт для всех государств, которые

разделяют его цели и принципы и принимают на себя обязательства,

содержащиеся в Уставе путем присоединения к нему с согласия всех государств-

членов.

___________________________________________________________________

_

1 Международное право. Учебник для ВУЗов. отв. ред. проф. Г.В.

Игнатенко и проф. О.И.

Тиунов – М. НОРМА – ИНФРА. М, 1999 – с .332-333.

Организация Африканского единства (ОАЕ) – самая крупная

международная

региональная организация, членами которой являются более 50 государств

Африки. Она была создана на Конференции глав государств и правительств

независимых стран Африки в Аддис-Абебе, где 25 мая 1963 г. было подписана

Хартия Организации Африканского единства, являющаяся ее уставом (в силе с

13 сентября 1963г.). Имеет статус постоянного наблюдателя при ООН».2

«Членом Организации Африканского единства может стать каждое независимое

суверенное государство» (ст. 4 Хартии).

«Все государства пользуются равными правами и обязанностями» (ст. 5

Хартии). 3

Совет Европы и Европейский Совет стали результатом интеграционных

процессов в Западной Европе. Устав Совета Европы подписан в Лондоне 5 мая

1949 г., вступил в силу 3 августа 1949 г. Первоначально он включал 10

государств, а на сегодняшний день их 43 (включая и Россию). Принятие новых

стран осуществлялось с учетом выполнения условий, определенных в венской

декларации 1993 года, принятой на первой конференции государств-

участников Совета Европы на высшем уровне: соответствие институтов и

правового устройства основополагающим принципам демократии, соблюдение прав

человека, избрание народных представителей путем свободных, равных и

всеобщих выборов, обязательство подписать Европейскую конвенцию по правам

человека и принять все совокупность ее контрольных механизмов.

Европейский Союз был образован на основе уже существовавших в Европе

трех Сообществ, имевших главным образом экономический характер, в городке

Маастрихт (Голландия) в 1992 году. Первое из названных Сообществ -

Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) было создано в 1951 г.; два

других - Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) – в 1957 г.

__________________________________________________________________

2 Международное право: Учебник. Изд.2-е, доп. и перераб. отв. ред.

Ю.Колосов, В.И.Кузнецов. – М.: Международные отношения, 1998. – с. 228-235.

3 Хартия Организации Африканского единства от 25 мая 1963 г.

//Организация Африканского единства (история создания и деятельности).

Сборник документов. М., «Наука», 1970 – с.37.

Государства-учредители этих организаций – Франция, Германия, Италия,

Бельгия, Нидерланды, Люксембург. Позднее к ним добавились Великобритания,

Дания, Ирландия, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия и Швеция.

Учредительными документами организации по безопасности и сотрудничеству

в Европе являются Заключительный акт, принятый в Хельсинки в 1975 году,

Хартия для Новой Европы и дополнительный документ к ней, принятые в Париже

в 1990 г., Декларация «Вызов времени перемен» и пакет решений по структуре

и основным направлениям деятельности ОБСЕ, принятые в Хельсинки в 1992 г.,

а также решения Будапештского совещания в верхах 1994г. В соответствии с

этими решениями Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ)

было преобразовано в Организацию по Безопасности и сотрудничеству в Европе

(ОБСЕ), уточнены ее цели, усовершенствована структура.

В формировании СБСЕ наряду с европейскими государствами участвовали

Соединенные Штаты Америки и Канада. В настоящее время ОБСЕ объединяет все

без исключения государства Европы, две североамериканские страны и все

бывшие союзные республики СССР, с том числе среднеазиатские республики и

Казахстан, что, очевидно, не разрушаем европейской основы ОБСЕ, поскольку

здесь учитываются реальные интересы и юридические аспекты правопреемства

соответствующих государств.

1.2. ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ.

Международная организация, создаваемая государствами для выполнения

конкретных целей и задач, наделяется или зафиксированной в учредительном

акте определенной компетенцией, в которую включается как круг проблем,

которыми ей надлежит заниматься, так и предоставленные ей для этого

полномочия.

«Целями Содружества Независимых Государств являются: осуществление

сотрудничества в политической, экономической, культурной и иных областях;

создание общего экономического пространства; обеспечение прав и основных

свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного

права; сотрудничество между государствами-членами в обеспечении

международного мира и безопасности, взаимная правовая помощь; мирное

разрешение споров и конфликтов между государствами Содружества (ст. 2

Устава СНГ). 4

В Уставе (ст.4) признается наличие интересов Содружества в целом и

определяются сферы совместной деятельности: обеспечение прав и основных

свобод человека; координация внешнеполитической деятельности;

сотрудничество в формировании и развитии общего экономического

пространства, общеевропейского и евразийского рынков и др.

Высшим органом Содружества является Совет глав государств, в котором на

высшем уровне представлены все государства-участники (ст. 21). Совет

уполномочен обсуждать и решать принципиальные вопросы, связанные с

деятельностью участников СНГ в сфере их общих интересов.

Совет глав правительств координирует сотрудничество органов

исполнительной власти членов СНГ в экономической, социальной и иных сферах

общих интересов (ст. 22).

Решения обоих Советов принимаются консенсусом. Любое государство может

заявить о своей незаинтересованности в том или ином вопросе, что не должно

препятствовать принятию решения.

Третьим органом является Совет министров иностранных дел, действующий

на основе решений вышеназванных Советов (ст.27). Он осуществляет

координацию внешнеполитической деятельности государств-членов.

Особое место занимает Экономический суд, задачей которого является

обеспечение выполнения экономических обязательств в рамках СНГ.

Согласно ст. 2 Хартии, целями Организации Африканского единства

являются: укрепление солидарности и единства Африканских государств;

координация и укрепление сотрудничества между ними в таких областях, как

политика, дипломатия, экономика, культура, оборона и безопасность, защита

их суверенитета,

------------------------------------------------------------------------

--------------------------

4 Устав Содружества независимых государств от 22 января 1993 г. //

Международное право в документах: учебное пособие (сост.: Н.Т.Блатова,

Г.М.Мелков), 3-е изд., перераб. и доп.- М., 2002. – с.284.

территориальной целостности и независимости; уничтожение всех видов

колонизации на Африканском континенте 5 (впервые в мире провозглашено).

Для достижения этих целей Организация должна действовать с соответствии

с общепризнанными принципами международного права и специальных, отражающих

ее специфику: осуждение убийств по политическим мотивам и подрывной

деятельности, безоговорочная приверженность делу полного освобождения еще

зависимых Африканских территорий; провозглашение политики неприсоединения к

любым блокам (ст. 3 Хартии).

Высшим органом является Ассамблея глав государств и правительств,

которая правомочна рассматривать вопросы, представляющие общий интерес для

всей Африки, с целью координации и согласования общей политики организации,

а также пересматривать структуру, функции и действия всех органов ОАЕ.

Решение по процедурным принимается простым большинством голосов, по

всем остальным – 2/3. Каждое государство имеет один голос».6

«В настоящее время право Европейского Союза выступает в качестве

единого нормативного регулятора общественных отношений на территории 15

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы