Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Правовой режим мирового океана

Правовой режим мирового океана

План

Введение 2

Виды морских пространств и их правовой режим 3

Внутренние воды 3

Территориальные воды (территориальное море) 4

Открытое море 7

Прилежащая зона 14

Континентальный шельф 14

Морское дно за пределами национальной юрисдикции 16

Правовое положение судов и военных кораблей 18

Международно-правовые вопросы безопасности плавания 20

Список использованной литературы 21

Введение

Международное морское право является одной из старейших отраслей

международного права и представляет собой совокупность международно-

правовых принципов и норм, определяющих правовой режим морских пространств

и регулирующих отношения между государствами, другими участниками

правоотношений в связи с их деятельностью по использованию морей, океанов и

их ресурсов.

Первоначально морское право создавалось в форме обычных норм; его

кодификация была проведена в середине XX в. I Конференция ООН по морскому

праву завершилась принятием в Женеве в 1958 г. четырех конвенций: об

открытом море; о территориальном море и прилежащей зоне; о континентальном

шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря (РФ в этой

Конвенции не участвует). II Конференция, проходившая в 1960 г., успеха не

имела. На III Конференции была принята Конвенция ООН по морскому праву 1982

г.[1]

Отдельные аспекты сотрудничества в использовании морских пространств

и их ресурсов регулируются специальными соглашениями (Международная

конвенция по охране подводных кабелей 1884 г., Конвенция об учреждении ИМКО

(ныне Международная морская организация) 1948 г., Международная конвенция

электросвязи 1983 г. и др.).

Таким образом, международное морское право регламентирует

деятельность человечества в водных пространствах, включающую в себя

определение правового режима различного рода территорий, установления

статуса членов экипажа и пассажиров морских судов, порядка освоения

природных ресурсов океана и т.д.

Имеются несколько видов водных пространств, различающихся по

правовому режиму, о чем пойдет речь в моей работе.

Виды морских пространств и их правовой режим

Внутренние воды

Прежде чем говорить о других видах морских пространств, необходимо

рассказать о внутренних водах государства.

Внутренние воды являются частью территории соответствующего

государства. Во внутренние воды входят:

водоемы, полностью окруженные берегами одного государства или все

побережье которых принадлежит одному государству;

акватории портов, очерченные линией, проходящей через наиболее

удаленные в сторону моря точки портовых сооружений;

воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, принятых для

отсчета территориальных вод;

морские бухты, заливы, лиманы, берега которых принадлежат одному

государству и ширина входа в которые, не превышает 24 морских миль. В

случае, если ширина входа в залив превышает 24 мили, то внутри залива от

берега к берегу проводится прямая линия в 24 мили длиной таким образом,

чтобы ею ограничивалось возможно большее пространство. Водная территория,

расположенная внутри этой линии, является внутренними водами.

Кроме того, внутренними считаются т.н. «исторические воды», перечень

которых устанавливается правительством соответствующего государства. К

историческим водам относятся воды некоторых заливов (независимо от ширины

входа), которые в силу исторической традиции или международного обычая

считаются внутренними водами прибрежного государства, например: залив Петра

Великого на Дальнем Востоке (ширина входа более ста миль); Гудзонов залив в

Канаде (пятьдесят миль) и др. Отечественная доктрина международного права

относит к внутренним водам РФ также моря: Карское, Лаптевых, Восточно-

Сибирское, Чукотское.

Как уже говорилось, воды портов являются частью внутренних вод

прибрежного государства; при этом в качестве берегов рассматриваются

наиболее выдающиеся в море постоянные портовые сооружения (ст. 11 Конвенции

1982 г.). Прибрежное государство определяет порядок доступа в свои порты

иностранных судов, устанавливает порты, закрытые для доступа, и т.д. Для

посещения открытых портов, как правило, не требуется запрашивать разрешение

прибрежного государства или уведомлять об этом. В закрытые порты заход

допускается лишь с разрешения прибрежного государства.

Иностранные невоенные суда могут заходить во внутренние воды с

разрешения прибрежного государства и должны соблюдать его законы.

В 1998 г. в РФ принят Федеральный закон «О внутренних морских водах,

территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» ' Закон

устанавливает режим внутренних вод РФ.

Прибрежное государство осуществляет во внутренних водах все права,

вытекающие из суверенитета. Оно регулирует судоходство и рыболовство; на

этой территории запрещено заниматься каким-либо промыслом или научными

исследованиями без разрешения компетентных органов прибрежного государства.

На деяния, совершенные во внутренних водах на иностранных невоенных судах,

распространяется юрисдикция прибрежного государства (если иное не

установлено международным договором — например, соглашениями о торговом

судоходстве). Иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства пользуются

лишь иностранные военные корабли, находящиеся во внутренних водах с

согласия прибрежного государства.

Территориальные воды (территориальное море)

Территориальные воды (территориальное море) — это морской пояс,

расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими

водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом.

Острова, находящиеся за пределами территориального моря, имеют свое

собственное территориальное море. Однако прибрежные установки и

искусственные острова территориальных вод не имеют.

Ширина территориального моря у подавляющего большинства государств

составляет 12 морских миль. Боковая граница территориальных вод смежных

государств, а также границы территориального моря противолежащих

государств, берега которых отстоят друг от друга менее чем на 24 (12+12)

мили, определяется международными договорами.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на водное

пространство территориального моря, воздушное пространство над ним, а также

на поверхность дна и недра в этой зоне (ст. 1, 2 Конвенции о

территориальном море и прилежащей зоне). Территориальное море является

частью территории соответствующего государства. Вместе с тем нормами

международного права признается право мирного прохода иностранных невоенных

судов через территориальное море (в том числе для захода в порты).

Существуют три основных способа отсчета территориальных вод:

1) от линии наибольшего отлива вдоль берега прибрежного государства;

2) если береговая линия извилиста или изрезана либо вблизи от берега

имеется цепь островов, может применяться метод прямых исходных линий,

соединяющих наиболее выдающиеся в море точки берега и островов;

3) от внутренних морских вод.

Внешней границей территориального моря является линия, каждая точка

которой находится от ближайшей точки прямой исходной

линии на расстоянии, равном ширине территориального моря (12 миль).

Как уже отмечалось, любая деятельность физических и юридических лиц

в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия

прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного

государства в территориальном море несколько уже, чем но* внутренних водах.

Из объема правомочий государства устанавливается исключение — право мирного

прохода.

Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода

через территориальное море.

При этом под проходом понимается плавание через территориальное море

с целью:

- пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь

- на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод;

- или пройти во внутренние воды или выйти из них или стать на рейде или у

портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.).

«Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый

порядок или безопасность прибрежного государства» (ст. 19 Конвенции 1982

г.).

Проход признается нарушающим «мир, добрый порядок и безопасность»

прибрежного государства, если судно осуществляет:

- угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной

целостности или политической независимости прибрежного государства или

каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права,

воплощенных в Уставе ООН;

- любые маневры или учения с оружием любого вида;

- любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или

безопасности прибрежного государства;

- любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или

безопасность прибрежного государства;

- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного

аппарата;

- подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного

устройства;

- погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку

любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или

санитарным законам и правилам прибрежного государства;

- любой акт преднамеренного и серьезного загрязнения вопреки настоящей

Конвенции;

- любую рыболовную деятельность;

- проведение исследовательской или гидрографической деятельности;

- любой акт, направленный на создание помех функционированию любых систем

связи или любых других сооружений или установок прибрежного государства;

- любую другую деятельность, не имеющую прямого отношения к проходу.

Прибрежное государство имеет право устанавливать разрешительный

порядок прохода иностранных военных судов через свои территориальные воды.

Подводные лодки в территориальном море должны следовать на поверхности и

поднимать свой флаг (ст. 20 Конвенции 1982 г.).

Открытое море

Понятие. Согласно ст. 1 Конвенции об открытом море 1958 г., "открытое

море означает все части моря, которые не входят ни в территориальное море,

ни во внутренние воды какого-либо государства". Это определение не

соответствует современному разграничению морских пространств по их

правовому режиму.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отсутствует определение

открытого моря. Вместе с тем, согласно ст. 86 положения ч. VII Конвенции,

посвященной открытому морю, применяются ко всем частям моря, которые не

входят ни в исключительную экономическую зону, ни в территориальное море

или внутренние воды, какого-либо государства, ни в архипелажные воды

государства-архипелага.

Эту формулу можно использовать при определении открытого моря. Однако

следует отметить отсутствие в ней указания на такую важную деталь: открытое

море — это не просто часть моря, а его водная часть, поскольку дно морей и

океанов имеет особый правовой статус.

Перечисленные в ст. 86 морские пространства, за пределами которых

находится открытое море, можно объединить в территорию, на которую

распространяется национальная юрисдикция прибрежных государств: в полном

объеме (суверенитет) — на внутренние и архипелажные воды и на

территориальное море в установленном нормами международного права объеме —

на исключительную экономическую зону. В Конвенции им посвящены

самостоятельные разделы.

Иногда исключительную экономическую зону считают частью открытого

моря, "где право на свободу открытого моря действует с изъятиями в пользу

функциональных прав прибрежных государств'".

• Такой подход не согласуется с необходимостью четкого определения

правового режима различных морских пространств.

Открытое море — это водная часть морского пространства, находящаяся

за пределами национальной юрисдикции, открытая для использования всеми

государствами на основе норм международного права.

Правовой режим. В соответствии с Конвенцией ООН об открытом море 1958

г. и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. открытое море свободно для

всех государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю

(внутриконтинентальных).

Государства, не имеющие выхода к морю, должны иметь доступ к морю. С

этой целью они заключают соглашения с государствами, имеющими выход к морю,

о транзите через их территорию, доступе к морским портам и их

использовании.

Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо

части открытого моря своему суверенитету.

Режим свободы открытого моря включает: а) свободу судоходства; б)

свободу полетов; в) свободу прокладки подводных кабелей и трубопроводов; г)

свободу возведения искусственных островов и других установок; д) свободу

рыболовства и промысла; е) свободу научных исследований.

Каждое, государство обязано осуществлять эти свободы с учетом

требований норм международного права и интересов других государств.

Свобода судоходства означает, что каждое государство, как

прибрежное, так и не имеющее выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда

под его флагом плавали в открытом море.

Суда имеют национальность того государства, под флагом которого они

вправе плавать. Порядок и условия предоставления своей национальности

судам, регистрации судов и предоставления права плавать под флагом того или

иного государства определяются внутригосударственным законодательством, что

оформляется соответствующими документами. Между государством и судном,

которое несет его флаг, должна быть реальная связь. В практике

международного морского судоходства нередко использование "удобного" флага.

Имеются в виду случаи, когда судно принадлежит компании, зарегистрированной

в одном государстве, а плавает под флагом другого. Такое положе- . ние

объясняется тем, что некоторые государства предусматривают упрощенный или

льготный режим регистрации, предоставления права на флаг, эксплуатации

судна (Либерия, Панама, Мальта и др. .

В открытом море судно подчиняется исключительной юрисдикции

государства, флаг которого оно несет. Государство осуществляет в

административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и

контроль в отношении судов, капитана и экипажа, ведет регистр судов,

принимает меры для обеспечения безопасности мореплавания, организует

квалифицированное расследование каждой серьезной аварии или иного

навигационного инцидента в открытом море с участием плавающего под его

флагом судна. Уголовное или дисциплинарное преследование против капитана

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы