Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Правовая концепция иностранных инвестиций в России

Правовая концепция иностранных инвестиций в России

Московский Институт Предпринимательства и Права

Дипломная работа по предмету

«Международное право»

по теме

«Правовое положение

иностранных инвестиций в России»

Научный руководитель: кандидат юр. наук Лобанов С.А.

студентки IV-го курса Юридического факультета группы 404

Евдокимовой Татьяны

Москва 1998 г

ПЛАН.

Введение ( стр. 3-12)

1. Общая характеристика Закона "Об иностранных инвестициях в РФ" (

предмет регулирования закона, формы иностранных инвестиций, система

допуска иностранного капитала ).(стр. 13-35)

2. Международные соглашения о защите иностранных инвестиций и

арбитражная практика по рассмотрению споров предприятий с иностранными

инвестициями. (стр. 36-50)

3. Проблемы страхования некоммерческих рисков иностранных инвесторов.

(стр. 51-64)

4. Положение иностранных инвестиций в свободных экономических зонах.

(стр. 65-71)

Заключение. (стр. 72-76)

ВВЕДЕНИЕ.

Если суммировать представления о России, складывающиеся за рубежом,

то можно придти к выводу, что главной причиной чрезмерной осторожности

зарубежного капитала была и остаётся нестабильность в стране. Иностранные

инвесторы постоянно сетуют на то, что в России сохраняется опасность

негативных перемен в политике, экономике и праве. Тревога за будущее

вложенного капитала подпитывается экстремистскими лозунгами отдельных

политических группировок и партий, требованиями национализации

приватизированной собственности. Имидж России также ухудшается вследствие

роста преступности, отсутствия спокойных бытовых условий для семей лиц,

занятых в сфере иностранных инвестиций.

Негативное влияние оказывает запаздывание модернизации экономики,

низкий уровень управления ею. Немало недовольства у иностранных инвесторов

вызывает и жёсткая налоговая политика, к тому же постоянно подвергающаяся

непредсказуемым изменениям, высокий уровень инфляции, наличие правовых

препятствий в виде слабости и несовершенства действующих норм российского

законодательства об иностранных инвестициях.

Улучшение же инвестиционного климата, по прогнозам Правительства,

способно привести к тому, что объём зарубежных капиталовложений в экономику

России уже в 1998 году составит более 8 миллиардов долларов США. Чтобы

добиться таких показателей важно осуществить пересмотр налоговой политики,

рассмотреть возможность установления таможенных льгот, повысить уровень

управления инвестиционными процессами и решить многие другие задачи

комплексного характера. Речь идёт о большой и многосторонней работе по

модернизации правового регулирования. Необходимо подготовить и принять

серию новых законов и других правовых актов, отвечающих потребностям

времени. Опыт ряда стран показывает, что даже при сложностях в экономике и

известной нестабильности путем правового регулирования и создания для

иностранного инвестора благоприятного правового режима им удается

привлекать значительный иностранный капитал.

Состояние правового регулирования в сфере иностранных инвестиций не

вызывает восторга и в России. Российские предприниматели убеждены в том,

что иностранные инвестиции в принципе не только не препятствуют развитию

отечественного бизнеса и экономики в целом, но и открывают перед ними новые

интересные перспективы. Во взаимодействии с иностранными партнёрами наши

предприниматели могут быстрее модернизировать производство, получив для

этого нужные средства, новые технологии; перестроить систему обработки

информации и управления. Иностранные инвестиции в различных формах могут

успешно сочетаться с капиталовложениями российских предпринимателей,

разумеется, когда дело с обоих сторон ведётся грамотно, на

профессиональной основе и с соблюдением интересов России.

Становление законодательства об иностранных инвестициях - составная

часть процесса формирования правового государства в России. Предстоит

сделать ещё очень многое для того, чтобы наше государство стало

действительно правовым. Пока что такое его определение, закреплённое в

Конституции, воспринимается больше как идея, чем как осязаемая

реальность. Таким образом, наступила пора нового поколения

законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции. Для того,

чтобы уровень правового регулирования не отставал от развития экономики и

всего российского общества в целом необходимо обновление действующего

законодательства. Здесь можно говорить практически о формировании второго

поколения законодательства об иностранных инвестициях. Возможности

дополнений и изменений существующих законов, в сущности, оказались

исчерпанными, не случайно разработка проекта Закона о поправках к Закону

"Об иностранных инвестициях в РФ" так затянулась. Последние проекты

Закона о поправках больше говорят в пользу принятия нового самостоятельного

закона.1

Многие вопросы, касающиеся иностранных инвестиций уже разрешены

более общими законами. Это прежде всего Гражданский Кодекс РФ. Правила,

установленные ГК применяются к отношениям с участием иностранных граждан и

иностранных юридических лиц, если иное не установлено федеральным законом.

Характерным для Гражданского Кодекса России является последовательное

закрепление в нём принципов частного права. Это, в первую очередь,

равенство правового режима субъектов гражданских правоотношений,

неприкосновенность частной собственности,

недопустимость произвольного вмешательства государства в экономическую

жизнь общества, обеспечение беспрепятственного осуществления права

собственности и гарантии восстановления нарушенного права. ГК нацелен на

то, чтобы развивать свободу предпринимательства, создавать благоприятные

условия для его развития в России.

Немаловажная роль в регулировании иностранных инвестиций отводится и

другим общим законам. В новом Земельном Кодексе должен быть полностью

решён вопрос о праве собственности на землю, что крайне важно для

становления рыночной экономики.

Стимулирование зарубежных капиталовложений тесно связано и с

принятием Налогового Кодекса. Многие проблемы деятельности иностранных

банков в РФ уже сняты новым Законом "О банках и банковской деятельности".

Этот перечень можно продолжить, поскольку он охватывает большую часть

законов, в настоящее время находящихся на стадии разработки.

Для понимания особенностей современного подхода российского

законодателя к регламентации иностранных инвестиций, следует иметь в виду,

что он является результатом эволюции регулирования порядка создания и

деятельности на территории бывшего СССР так называемых совместных

предприятий. Главным источником регулирования статуса совместного

предприятия являлись постановления Совета министров СССР от 13.О1.87. "О

порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий,

международных объединений и организаций СССР и других стран-членов СЭВ" и

"О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных

предприятий с участием советских организаций и фирм из

капиталистических и развивающихся стран".1

Согласно постановлениям Правительства, касающимся СП, под

последними следует понимать правосубъектные организации, учреждённые на

основании договора, заключённого между советскими государственными

предприятиями и иностранными партнерами, и действующие в соответствии с

уставом. Причем доля иностранного партнера вначале была ограничена 49%

от общего капитала (в дальнейшем это ограничение было снято). Содержащееся

в упомянутом постановлении Правительства определение совместного

предприятия в значительной степени предопределило характер

законодательства об иностранных инвестициях как в бывшем СССР, так и в

современной России.

Дальнейшей вехой в развитии советского законодательства об

иностранных инвестициях стал Указ Президента СССР от 26.10.90 г. "Об

иностранных инвестициях в СССР".1 Этот акт в силу своего характера не

содержал детального регулирования, но давал определенные направления для

его развития. В основном Указ предусматривал: создание как совместных

предприятий, так и предприятий со 100-процентным участием иностранного

капитала; возможность портфельных инвестиций; долгосрочную аренду

имущества и земли иностранными инвесторами; предоставления иностранным

инвестициям не менее благоприятного режима, чем для инвестиций советских

юридических и физических лиц.

После принятия Указа Президента СССР последовала разработка и

принятие Основ законодательства об иностранных инвестициях в СССР,

которые в значительной степени восприняли уже сложившийся подход в

регулировании иностранных инвестиций, получивший отражение в Указе

Президента СССР от 26.10.90 г. Основами было установлено, что

правовой режим иностранных инвестиций на территории СССР не может быть

менее благоприятным, чем соответствующий режим для имущества и

имущественных прав, а также инвестиционной деятельности советских

предприятий и граждан за изъятиями, предусмотренными законодательными

актами Союза ССР и республик об иностранных инвестициях.

Российский "Закон об иностранных инвестициях", принятый 4 июля

1991 года, разрабатывался параллельно с Основами и содержит значительное

число заимствований из союзного законодательства, что отражает сложившуюся

в СССР систему законодательного регулирования. После распада СССР

Закон РФ "Об иностранных инвестициях" продолжает сохранять своё

действие, неизменной остаётся и концепция правового регулирования

иностранных инвестиций в России. В частности, основной формой

инвестирования капитала в российскую экономику на сегодняшний день

продолжает оставаться учреждение предприятий с иностранными инвестициями,

наделённых статусом юридического лица по российскому законодательству.

Большая часть норм Закона об иностранных инвестициях ( из 42 статей - 23,

т.е. больше половины ) касается порядка создания и деятельности

предприятий с иностранными инвестициями.

В настоящее время в Государственной Думе рассматривается проект

федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об

иностранных инвестициях", в котором предусматривается обеспечение

необходимых условий для привлечения иностранных инвестиций в экономику

России. Законопроект учитывает рекомендации международной организации -

Организации по экономическому сотрудничеству и развитию по составлению

законодательных актов об иностранных инвестициях, обобщившей опыт многих

стран в этой области, и включает положения о национальном режиме и принципе

недискриминации. Имеется в виду, что сам национальный режим (т.е. те равные

экономические и правовые условия, в которых действуют российские и

иностранные инвесторы ) должен быть радикально улучшен: кардинально должно

быть изменено налогообложение, когда собираемость налогов должна

достигаться не за счет непосильного для товаропроизводителей налогового

бремени, а за счет ускорения экономического оборота; целенаправленной

должна быть и политика государственной поддержки, стимулирования и

финансирования инвесторов.

Ц е л ь ю этой работы является раскрытие понятия "иностранные

инвестиции" в правовом смысле (т.е. с точки зрения законодательства и

положений соответствующих международных договоров); характеристика Закона

"Об иностранных инвестициях", перспективы развития законодательства об

иностранных инвестициях; определение системы допуска иностранного

капитала; проблемы страхования некоммерческих рисков и регламентации

государственного управления в процессе привлечения иностранных инвестиций.

В соответствии с этим определяется структура данной работы, которая

состоит из нижеследующих глав.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНА "ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РФ".

Закон Российской Федерации "Об иностранных инвестициях" является

основным источником права в рассматриваемой области отношений, это следует

из названия самого закона, очерченного в нём круга регулируемых отношений,

а также из того, что этот акт принят высшим органом законодательной

власти. В то же время, следует отметить, что на практике роль упомянутого

акта не столь уж велика. Причиной тому являются недостатки самой концепции

регулирования, заложенной в Законе, а также недостатки в формулировке

отдельных его положений.

Из недостатков действующего в РФ Закона "об иностранных инвестициях"

необходимо отметить следующие:

Во-первых - чрезвычайную декларативность многих его положений. В

частности, раздел "Государственные гарантии защиты иностранных инвесторов"

является скорее декларированием общих принципов, нежели собранием норм,

чётко определяющих последствия принятия органами государства мер,

нарушающих или ущемляющих права иностранных инвесторов.

Во-вторых - многие положения Закона оказались устаревшими практически

в момент его принятия. Так, Закон предписывает регистрацию предприятий в

Министерстве Финансов РФ, или в "ином, уполномоченном на то

государственном органе". Ст 16. Сама идея правовой нормы, предписывающей

регистрацию "там, или в другом месте" исключает возможность её

использования в целях, предусмотренных в законе. Присутствие её может

свидетельствовать лишь о том, что в момент принятия Закона законодатель не

представлял, или имел неправильное представление о возможных способах

регулирования данной области отношений. Эта формулировка привела в

последствии к некоторой неопределённости в процессе практической

регистрации предприятий с иностранными инвестициями. Разрешить сложившуюся

проблему было призвано постановление Правительства РФ "О регистрации

предприятий с иностранными инвестициями" от 28.11.91 г.,

предписывающее осуществление регистрации предприятий с иностранными

инвестициями сначала в местных органах власти, а затем и в уполномоченном

органе. Разумеется, что если бы на момент принятия Закона законодатель

чётко представлял себе, каким должно быть регулирование деятельности

совместных предприятий, и как это регулирование должно соотноситься с

регламентацией предпринимательской деятельности на территории России, то,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы