Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты

Право граждан на свободу собраний и ассоциаций: российское законодательство и евростандарты

План работы.

Стр.

Введение 3

Глава 1. Конституционные основы права на свободу собраний и ассоциаций в

Российской Федерации 7

§1. Понятие права на свободу собраний и ассоциаций. 7

§2. Законодательное закрепление права на свободу собраний и ассоциаций.

23

§3. Защита и гарантии права на свободу собраний и ассоциаций 26

Глава 2. Право на свободу собраний и ассоциаций: предписания Конвенции и

прецедентное право Европейского Суда по правам человека 33

§1. Европейские нормы и стандарты в области права на свободу собраний и

ассоциаций. 34

§2. Механизм международного контроля 41

§3. Прецедентное право Европейского Суда по правам человека. 47

Заключение 62

Список использованной литературы 65

Введение

Российская Федерация —демократическое правовое государство... а

человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание,

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина —обязанность

государства[1]. Пока еще не все так хорошо и замечательно, как

провозглашено в Конституции РФ. Конституция в условиях «меняющегося

сегодня» требует внесения ряда поправок. Однако это не умаляет того факта,

что в ней заложен огромный потенциал, при реализации которого Россия имеет

шанс стать правовым и демократическим государством.

Россия вступила в Совет Европы. Приведение норм Конституции в

соответствие с нормами важнейших международных документов и нормами

Европейского суда имеет в данный момент важнейшее значение. Если

сопоставить статьи Конституции 1993 года о правах и свободах человека и

гражданина с важнейшими международно-правовыми документами в этой сфере, то

сразу же можно отметить не только совпадение общих подходов, но и сходство

многих конкретных норм. И это не случайно. Принципы, определяющие

конституционный статус личности, отражают общемировой уровень, закрепленный

в важнейших международно-правовых документах: Уставе ООН, Всеобщей

декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и

политических правах и в Международном пакте об экономических, социальных и

культурных правах.

Россия сегодня является частью мирового сообщества. Она признает

Всеобщую декларацию прав человека, Европейскую конвенцию «О защите прав

человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 года, Устав ООН, Международные

пакты о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и

культурных правах, участвует в договоренностях в рамках ОБСЕ, многих

международных конвенциях.

Россия сегодня стремится построить государство. Права и свободы

человека еще не стали высшей ценностью. Формирование правового государства

и уважение прав человека - задача чрезвычайно трудная и ее решение возможно

в результате многих лет усилий всего общества, связанных с преодолением как

наследия прошлого, так и просчетов, допущенных в последние годы.

Выдвижение проблемы прав и свобод человека на передний план

современного миропонимания – свидетельство огромных преобразований духовной

культуры и нравственности. Первоначально развитие института прав человека

осуществлялось исключительно внутригосударственным правом. Законодательное

закрепление правового положения личности даже в первые годы после принятия

Устава ООН относилось к внутренней компетенции государства. В настоящее

время положение кардинальным образом изменилось: права человека

регулируются как внутренним, так и международным правом. При этом всё более

возрастает роль международного права, что выражается, во-первых, во всё

более детальной разработке и конкретизации международных принципов и норм,

регулирующих основные права и свободы человека, которые должны соблюдаться

государствами, во-вторых, в создании международных органов по контролю за

выполнением государствами взятых ими на себя обязательств.

Права человека стали объектом международного регулирования. В Уставе

ООН говорится о решимости государств-членов этой универсальной организации

«… утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность

человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин», и одной из главных

целей ООН провозглашается международное сотрудничество в «поощрении и

развитии уважения к правам человека, и основным свободам для всех без

различия расы, пола, языка и религии»[2].

Этими положениями была заложена основа для развития принципа защиты

прав и свобод человека, ставшего в наши дни одним из общепризнанных

принципов международного права. В цивилизованном государстве, основанном на

подлинно гуманистических и демократических ценностях, всё более чётко

выражается идея о неразрывной связи цивилизованности и прогресса с

реальным участием человека в решении политических, экономических и

социально-культурных проблем как внутри государства, так и в глобальном

мировом масштабе. См.: Международное право в документах. М., 1982. С. 3.

Составляя приоритет демократического государственного и правового

порядка, политические права и свободы человека не только определяют

содержание и смысл конкретного политического строя, но и призывают

превратить человека из пассивного наблюдателя в активного участника всех

событий и действий, происходящих в мире.

Одной из основных форм сотрудничества в области защиты права на свободу

собраний и ассоциаций между СЕ и Россией является разработка международных

соглашений, содержащих определённые стандарты в отношении правового

статуса индивида и обязательства государств придерживаться данных

стандартов в рамках внутреннего правопорядка.

В отечественной науке конституционного и международного права сделано

немало для разработки содержания права на свободу собраний и ассоциаций. В

процессе выполнения работы были использованы издания следующих авторов:

Браво Л.Ф.; Баглай М.В., Габричидзе Б.Н.; Беляева С.А.; Глотова С. А.;

ДайсиА.В.; Дженис М., Кэй Р., Брэдли Э.; Дмитриева Ю.А.; Кашкина С.Ю.;

Колосова Н. Ю.; Топорнина Б.Н.; Энтина М. Л.[3]

Освещение и анализ норм, содержащихся в Конституционном праве РФ и

праве Совета Европы, по поводу права человека на свободу собраний и

ассоциаций, а также структуры и компетенции международных органов,

занимающихся контролем за его соблюдением, являются главной целью дипломной

работы.

В этой связи не трудно сформулировать задачи:

- проанализировать право на свободу собраний и ассоциаций и его

закрепление в конституционном праве РФ;

- проанализировать предписания Конвенции и практику Европейского Суда

по правам человека в области права на свободу собраний и ассоциаций;

- сделать основные выводы по поводу взаимодействия России и Совета

Европы в данной области.

Глава 1. Конституционные основы права на свободу собраний и ассоциаций в

Российской Федерации

Характерно, что в Конституции 1993 года права и свободы человека

закрепляются в полном объеме. Ни переходный характер современного этапа

развития российского общества, ни связанные с этим политические,

экономические и социальные трудности, ни последствия тоталитаризма и

беззакония не стали причиной сокращения перечня прав и свобод или изъятия

их и ограничения в их применении. Россия демонстрирует всему миру, что она

не только верит в провозглашенные идеалы, не только закрепляет их в своем

главном законе в качестве общеобязательных исходных норм, но и будет их

последовательно осуществлять на практике.

§1. Понятие права на свободу собраний и ассоциаций.

Прежде, чем рассматривать право на свободу собраний и ассоциаций,

необходимо соотнести между собой категории «человек», «личность»,

«гражданин» и права человека в общем[4].

Понятие «человек» характеризует его с биологической стороны – «как

индивида с физиологическими свойствами, как представителя животного

мира».[5]

Понятие «личность» характеризует человека с социальной стороны, который

осознает себя, свое место и роль в обществе, ответственность перед ним.

«Гражданин» – характеризует человека с юридической стороны: он

находится в устойчивой правовой связи с государством.

Права человека – универсальная категория, представляющая собой

вытекающие из самой природы человека, возможности пользоваться

элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного

существования личности в обществе. В современный период права человека

понимаются как общесоциальное понятие, отражающее наднациональные,

общечеловеческие требования и стандарты в области свободы личности.

«Права человека – это отражаемая законом мера возможного поведения,

направленная на удовлетворение интересов человека».[6]

Понятие “право” - юридическая возможность (разрешено), т.е. признанная

государством возможность лица совершать определенные действия в своих

интересах, требовать совершения действий от других лиц, добиваться защиты

своих интересов в случае их нарушения.

Правам человека присущи следующие признаки:

1. они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности

человека с учетом постоянно меняющихся условий жизни общества.

2. складываются объективно и независимо от государственного признания.

3. принадлежат индивиду от рождения.

4. имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как

естественные.

5. являются непосредственно действующими.

6. признаются высшей социальной ценностью.

7. выступают необходимой частью права.

8. представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и

государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по

своему усмотрению и получать определенные блага.

9. их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.

В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе

неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические

права и свободы связаны с обладанием гражданства государства. Это различие

отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические – только

гражданам.

Связь политических прав и свобод с гражданством не означает, что они

носят вторичный характер, производны от воли государства. Они выступают как

естественные права каждого гражданина демократического государства.

Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть.

Граждане - каждый гражданин как таковой - участвует в осуществлении

власти.

В соответствии со ст.60 Конституции гражданин РФ может самостоятельно

осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Это норма

прежде всего касается политических прав и свобод.

Право на свободу собраний.

Политическая пропаганда, мероприятия по подготовке избирателей к

выборам, политические митинги и собрания, а также организации сторонников

различных партий - все это представляет собой элементы, присущие выборам,

и, для того чтобы их проведение было свободным, каждый из этих элементов

должен функционировать без необоснованного вмешательства.

Право на мирные собрания гарантируется статьей 21 «Международного пакта

о гражданских и политических правах», которая гласит:

«Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не

подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в

соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в

интересах государственной или общественной безопасности, общественного

порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и

свобод других лиц».

Для того чтобы защита статьи 21 «Международного пакта» распространялась

на то или иное собрание, оно должно быть мирным. Если собрание проводится

в духе насилия, оно может быть прекращено только в соответствии со

строгими ограничениями, которые излагаются в этой статье. Подчеркнем еще

раз, что для того, чтобы государство могло воспользоваться такими

допустимыми ограничениями, в них должна быть действительная необходимость.

Кроме того, ограничения допускаются только в том случае, если они

находятся "в соответствии" с законом. Иначе говоря, никакой представитель

государства не может произвольно вмешаться в мирное собрание.

Скорее, он должен иметь необходимое для этого разрешение,

предусмотренное законом, а эти законы должны соответствовать

вышеизложенным международным стандартам. Любые ограничения права

проведения собраний не могут выходить за пределы Необходимости защиты

перечисленных общественных интересов, при этом должны употребляться

средства, носящие наименее ограничительный характер. Кроме того, следует

отметить, что государственные органы обязаны защищать демонстрантов.

Право на проведение собраний должно соблюдаться, поскольку публичные

демонстрации и политические собрания составляют неотъемлемую часть процесса

выборов и обеспечивают эффективный механизм публичного распространения

политической информации.

Целью таких действий является обсуждение проблем, представляющих общие

интересы, выражение поддержки политики властей или протеста против нее,

стремление сделать свою позицию достоянием общественности. Право на свободу

собраний - одно из самых всеобъемлющих политических прав граждан,

затрагивающее основные аспекты политической жизни граждан. Его цель состоит

в том, чтобы обеспечить возможность участия каждого в политической и

общественной жизни. Одной из политических свобод, входящих в правовой

статус российского гражданина, является конституционная свобода собраний,

митингов, уличных шествий и демонстраций. Что понимается под этими

терминами .. Еще в начале века известный английский ученый А.В.Дайси писал,

что, ” право собираться есть не что иное, как результат взгляда судов на

индивидуальную свободу личности и индивидуальную свободу слова”[7].

Свобода манифестаций как важный элемент правового статуса гражданина

представляет собой взаимосвязанное с другими правами, свободами и

обязанностями граждан субъективное право, имеющее целью воздействовать на

государственные и общественные органы путем согласования и формирования

мнения граждан и его выражения по различным вопросам общественной жизни,

участия их в управлении жизнью общества и решении конкретных вопросов

повседневной жизни.[8]

Правовое регулирование механизма реализации права граждан на свободу

собраний как нельзя лучше иллюстрирует нелегкий путь юридической науки и

практики от формально-догматического подхода к объективно- реалистическому.

Право на свободу ассоциаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы