Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Понятие формы и содержание реализации норм международного права

Понятие формы и содержание реализации норм международного права

Филиал Международного Славянского

Института

юридический факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по предмету:

«международное право»

ВЫПОЛНИЛ: Тетко Е.В.

гр.7225

вариант 12

БИШКЕК 2000 г.

1. Понятие и формы реализации норм международного права

Реализация — это воплощение норм международного права в поведении,

деятельности государств и других субъектов, это практическое осуществление

нормативных предписании. В официальных документах ООН, в различных изданиях

получил распространение термин «имплементация» (англ. «implementation» —

осуществление, проведение в жизнь).

Можно выделить следующие формы реализации. Соблюдение. В такой форме

реализуются нормы-запреты. Субъекты воздерживаются от совершения действий,

которые запрещены нормами международного права. Например, при соблюдении

Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 т. одни государства

(ядерные) не передают кому бы то ни было ядерное оружие или другие ядерные

взрывные устройства, а также контроль над таким оружием, а другие

(неядерные) государства не производят и не приобретают ядерное оружие или

другие ядерные взрывные устройства. В таких ситуациях пассивность субъектов

свидетельствует о том, что нормы права реализуются.

Исполнение. Данная форма предполагает активную деятельность субъектов по

осуществлению норм. Исполнение характерно для норм, предусматривающих

конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями. В таком

виде сформулированы, например, нормы Пактов о правах человека 1966 г.

Статья 21 Международного пакта о гражданских и политических правах, в

частности, гласит:

«Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и

обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его

юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте...».

Использование. В этом случае имеется в виду осуществление предоставленных

возможностей, содержащихся в нормах международного права. Решения об

использовании нормативных положений принимаются субъектами самостоятельно.

В данной форме реализуются так называемые управомочиваюшие нормы. В отличие

от первых двух случаев здесь нет жесткого предписания конкретного поведения

(действия либо воздержания от него). Так, в ст. 90 Конвенции ООН по

морскому праву сказано: «Каждое государство независимо от того, является ли

оно прибрежным или не имеющим выхода к морю, имеет право на то, чтобы суда

под его флагом плавали в открытом море».

2. Содержание процесса реализации норм

Поскольку норма международного права существует и действует в системе

норм, постольку реализация всегда предполагает осуществление определенной

совокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общим

целям — норм договора (или иного акта), института, отрасли и права в целом.

Реализация представляет собой процесс, когда соответствующие субъекты,

которым адресована норма, действуют в согласии с ее положениями.

Нередко требуются дополнительные правовые и (или)

организационные меры со стороны государств для своевременного,

всестороннего и полного осуществления норм международного права. Тогда

процесс реализации может включать два вида деятельности:

1) правовое и организационное обеспечение реализации — правообеспечительное

нормотворчество, контроль, правоприменение. Результатом такой

деятельности являются правовые акты — либо нормативные, либо

индивидуального регулирования (применения);

2) непосредственная фактическая деятельность по достижению социально

значимых результатов (например, перемещение ракет, пусковых установок,

оборудования из районов развертывания и их ликвидация в соответствии с

Договором между СССР и США о ликвидации их ракет средней дальности и

меньшей дальности 1987 г.). В результате такой деятельности субъекты

достигают определенного состояния, сохранения, упразднения предмета или

явления.

В данном случае реализация одних норм (правообеспечительных) —необходимое

условие реализации других (регулятивных).

Таков процесс реализации норм международного права независимо от того, в

какой сфере общественных отношений он происходит — внутригосударственной

или межгосударственной.

Реализация норм международного права основывается, прежде всего, на таких

принципах, как суверенное равенство, невмешательство во внутренние дела,

мирное урегулирование споров, сотрудничество государств. Особое значение

для процесса реализации норм имеет принцип добросовестного выполнения

международных обязательств (pacta suni servanda). Принцип распространяет

свое действие на все нормы, независимо от функций, назначения, формы

выражения. Каждое государство обязано добросовестно осуществлять свою

деятельность, что предполагает возможность максимального приближения и, в

конечном счете, достижения результата, на который рассчитывали создатели

норм.

Принцип обязателен не только во взаимоотношениях между государствами, но

распространяется также на сферу внутригосударственных отношений по

реализации норм международного права. Государства должны обеспечить

согласование их законов и практики с обязательствами по международному

праву. В коллизионных ситуациях применению подлежат нормы международного

права (см. гл. 7).

Реализация норм международного права — проблема не только сугубо

юридическая, но также социальная и политическая. Задача международного

права — закрепление в юридической форме и обеспечение функционирования

определенной системы отношений. Поэтому эффективность международного права

и его норм зависит, в конечном счете, от наличия соответствующих

политических, социальных, экономических и других предпосылок — от состояния

самих международных отношений и внутригосударственного правопорядка.

Вместе с тем немалые потенциальные возможности в усилении регулирующего

воздействия таятся в самом международном праве. Очевидна потребность

постоянного развития и совершенствования механизма реализации

(имплементации) норм международного права, специфических правовых и

организационно-правовых средств обеспечения их выполнения.

Механизм реализации норм международного права

Механизм реализации норм международного права представляет собой

совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых)

средств, используемых субъектами международного права на международном и

национальном уровнях, с целью реализации норм.

Механизм реализации норм международного нрава

Внутригосударственный механизм Международный

механизм

| Нормативный |Организационно | | Конвенционный |Институционный |

| | | | | |

|механизм |правовой | |механизм |механизм |

| |механизм | | | |

1. Внутригосударственный нормативный механизм реализации

Усиление взаимосвязанности государств, расширение сотрудничества в целях

решения международных и внутренних проблем приводят к росту числа

международных договоров, сходных по предмету регулирования с национальными

правовыми актами. Большинство норм международного права, как уже

отмечалось, реализуется в рамках национальной юрисдикции при помощи

внутреннего права. Выполнение международных обязательств становится все в

большей степени зависимым от согласованности двух правовых систем —

международной и внутригосударственной, что предопределяет необходимость

проведения правотворческих и правореализующих мероприятий по выполнению

норм международного права на национальном уровне, создания

внутригосударственного механизма реализации норм.

Внутригосударственный механизм реализации представляет собой совокупность

нормативных средств и государственно-властных институтов, обеспечивающих

осуществление норм международного права в сфере юрисдикции государства.

Нормы международного права — в тех случаях, когда они адресованы

государству как целостному субъекту,— не предписывают обычно те средства и

методы, которые государство будет использовать при выполнении международных

обязательств. Существенные аспекты обеспечения реализации международно-

правовых норм относятся к сфере внутригосударственного правоприменения. Это

связано с тем, что в реализации указанных норм активное участие принимают

органы государства и их должностные лица, различные организации,

учреждения, индивиды. Их полномочия, конкретные права и обязанности в связи

с действием международных договоров регламентируются с помощью

внутригосударственного механизма — нормативного и организационно-правового.

Внутригосударственный нормативный механизм реализации международно-

правовых норм включает: 1) нормы общего характера, прежде всего

конституционные положения, фиксирующие основные гарантии добросовестного

выполнения государством международных обязательств; 2) нормы о функциях и

полномочиях органов, должностных лиц, иных организаций и лиц в связи с

выполнением международных договоров; 3) нормы о формах и способах

реализации международно-правовых норм.

К нормам общего характера относятся прежде всего положения Конституции

Российской Федерации о месте общепризнанных принципов и норм, международных

договоров в правовой системе РФ и о преимущественном применении правил

международных договоров при противоречиях с правилами законов (ч. 4 ст.

15), о признании и гарантиях прав и свобод человека и гражданина согласно

общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17), нормы

ст. 46, 62, 63, 71, 72, 79 и ряда других. Наиболее существенные вопросы

выполнения международных договоров решаются в Законе РФ «О международных

договорах Российской

Федерации».

Нормы о функциях и полномочиях (нормы о компетенции) содержатся как в

Конституции РФ применительно к Президенту, Федеральному Собранию,

Правительству, так и в федеральных законах, иных нормативных правовых

актах, посвященных статусу и функциям отдельных органов (Федеральный

конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» 1994

г., Закон «О прокуратуре Российской Федерации», Положение о Министерстве

иностранных дел РФ и т. д.) либо регламентирующих определенные виды

деятельности (Основы законодательства о нотариате, Таможенный кодекс РФ,

Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже»).

Нормы о формах и способах реализации международно-правовых норм

фиксируются в специальных актах, как на федеральном, так и на региональном

уровне, поскольку выполнение международных договоров РФ отнесено

Конституцией РФ к совместному ведению Федерации и ее субъектов. Нормативные

положения сочетаются в этих актах с предписаниями правоприменительного

характера.

2. Внутригосударственный организационно-правовой механизм реализации

Под таким механизмом понимается комплекс участвующих в осуществлении норм

органов государства и проводимых ими мероприятий по обеспечению выполнения

международных обязательств.

В реализации норм международного права принимают участие различные по

статусу, полномочиям, характеру деятельности органы государства.

Федеральное Собрание РФ принимает законы, в том числе и касающиеся

обеспечения выполнения международных норм. Такие законы по своему существу

являются правообеспечительными и (или) конкретизирующими актами. Они

определяют конкретных субъектов реализации норм, устанавливают их

полномочия, предусматривают или конкретизируют санкции и т. д. Знаменателен

в этом смысле Федеральный закон «О порядке предоставления Российской

федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по

поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности»,

принятый Государственной Думой 26 мая 1995 г. Он ориентирован на

обеспечение обязательств Российской Федерации в связи с решениями Совета

Безопасности ООН и региональных органов, а также на основании двусторонних

и многосторонних международных договоров. Согласно Закону Российская

Федерация самостоятельно с учетом ее обязательств по Уставу ООН и другими

международными договорами определяет в каждом случае целесообразность

своего участия в деятельности по поддержанию или восстановлению

международного мира и безопасности. Определены полномочия Президента РФ и

Правительства РФ по принятию решений о предоставлении российского персонала

для участия в миротворческой деятельности и их полномочия, с учетом

компетенции Совета федерации, связанные с предоставлением Российской

Федерацией воинских формирований Вооруженных Сил РФ для участия в

международных принудительных действиях с использованием вооруженных сил.

Широкое распространение получили указы и распоряжения Президента РФ,

постановления Правительства РФ, ориентированные на обеспечение исполнения

международных обязательств. В числе новейших актов можно назвать указ

Президента РФ «О подготовке Российской Федерации к выполнению международных

обязательств в области химического разоружения» от 25 марта 1995 г.

Министерство иностранных дел РФ, согласно Положению о нем 1995 г.,

подготавливает предложения о выполнении международных договоров и вносит

эти предложения на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ,

осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров РФ.

В необходимых случаях создаются межведомственные комиссии с

координирующими функциями. Такова, например, Правительственная комиссия по

противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному

обороту, созданная в июле 1994 г. Характерно, что в Положении о Комиссии в

числе правовых средств, которыми она руководствуется в своей деятельности,

указаны и международно-правовые нормы, действующие на территории России. В

перечне задач Комиссии — выработка и осуществление на основе

межправительственных и межведомственных соглашений и договоренностей

мероприятий в области международного сотрудничества по контролю за

наркотиками. Комиссия, в частности, компетентна осуществлять контроль за

ходом выполнения министерствами и ведомствами обязательств России,

предусмотренных международными соглашениями в этой области.

3. Международный конвенционный механизм реализации

Международный механизм как комплекс средств и институтов, используемых

государствами для обеспечения реализации международно-правовых норм,

состоит из двух взаимосвязанных компонентов — международного договорно-

правового (конвенционного) механизма и международного организационно-

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы