Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Понятие международного гуманитарного права

Понятие международного гуманитарного права

НОВЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НАТАЛЬИ НЕСТЕРОВОЙ

ЮРИДИЧЕКАЯ АКАДЕМИЯ

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

на тему:

“ Понятие международного гуманитарного права”

Студента группы К2П1-1,

Гурьева В.В.

Москва 2001 год

ПЛАН

Стр.

Введение…………….…..……………..…………………………………………..…3

Вооруженный конфликт…………………………………………………………….4

Действие во времени……………………….………………………………………..4

Методы и средства ведения военных действий………………………………...….6

Защита жертв войны………………………………………………….……………...6

Режим военной оккупации……………………………………………………...…10

Нейтралитет…………..…………………………………………………………….12

Международное гуманитарное право в конфликтах

немеждународного характера……………………………………………...………15

Список литературы………………………………...………………….…..……….18

Введение

Международное гуманитарное право — отрасль международного права,

призванная ограничить бедствия войны путем определения недопустимых методов

и средств ведения военных действий и защиты жертв войны. Правила ведения

военных действий, которые часто называют по-старому «законы и обычаи

войны», представляют собой совокупность принципов и норм, устанавливающих

ограничения в использовании военных методов и средств.

Международный Суд ООН указал два основных принципа международного

гуманитарного права:

• защита мирного населения и гражданских объектов, различие между

комбатантами и некомбатантами;

• запрещение Причинения излишних страданий комбатантам.

Основным источником международного гуманитарного права является

обычай; нормы, сформировавшиеся в обычном порядке, кодифицированы в

Гаагских конвенциях 1899—1907 гг., а также Женевских конвенциях 1949 г.

Нормы международного гуманитарного права формируются главным образом

не на основе практики государств в ходе вооруженных конфликтов, а на базе

договорной практики государств и резолюций международных организаций.

Процесс начинается принятием конвенции, реже — резолюций международной

организации. За этим следует признание государствами и организациями

соответствующих правил нормами международного обычного права.

Сферой действия международного гуманитарного права является область

межгосударственных отношений. Оно распространяется на любые вооруженные

конфликты между государствами, независимо от характера или происхождения

конфликта или от причин, выдвигаемых сторонами, находящимися в конфликте.

Вооруженный конфликт

Вооруженный конфликт может иметь как международный, так и

немеждународный характер. Второй Дополнительный протокол к Женевским

конвенциям указывает следующие характерные черты конфликта немеждународного

характера:

• его пределы ограничены территорией государства;

• участниками являются вооруженные силы государства и

антиправительственные силы либо иные организованные вооруженные группы.

Не относятся к конфликтам немеждународного характера и не подпадают

под действие Протокола беспорядки, отдельные и спорадические акты насилия

или иные акты аналогичного характера.

Любой вооруженный конфликт, не выходящий за пределы государства,

считается его внутренним делом. Государство вправе устанавливать нормы,

регулирующие его отношения с восставшими гражданами, включая нормы,

устанавливающие преступность восстания.

Существуют территориальные аспекты действия гуманитарного права.

Различают:

• театр войны — все виды территории (сухопутная, воздушная, водная)

воюющих, на которой они вправе вести военные действия;

• театр военных действий — сухопутные, воздушные и водные пространства,

на которых военные действия фактически ведутся.

Действие во времени

Военные действия не должны начинаться без предварительного и

недвусмысленного предупреждения, имеющего форму мотивированного объявления

войны или ультиматума с условным объявлением войны. В наше время

вооруженные конфликты происходят без официального признания состояния

войны. Из числа последних конфликтов можно указать на англо-аргентинский

вооруженный конфликт 1982 г, по поводу Фолклендских островов и агрессию

Ирака против Кувейта в 1990г.

Правовые последствия объявления войны сводятся в основном к

следующему:

• прекращаются мирные отношения, прерываются дипломатические и

консульские отношения; дипломатический и консульский персонал отзывается;

• политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирные

отношения, прекращаются или приостанавливаются; многосторонние соглашения

общего характера приостанавливают действие на период войны; начинается

применение договоров, специально заключенных на случай войны;

• устанавливается особый режим для граждан противника. Они могут покинуть

территорию воюющего государства в том случае, если их выезд не противоречит

интересам этого государства. К ним может быть применен специальный режим

вплоть до интернирования или принудительного поселения в определенном

месте;

• имущество, принадлежащее вражескому государству, конфискуется, за

исключением имущества дипломатических и консульских представительств.

Имущество неприятельских граждан сохраняет свой статус.

Прекращение войны было принято оформлять заключением мирного договора,

который решал возникшие в результате конфликта проблемы и восстанавливал

нормальные отношения между бывшими противниками. Мирному договору обычно

предшествовали соглашения о перемирии. Они могут заключаться в целях

частичного или общего приостановления военных действий. Такие соглашения

решают военные вопросы и не затрагивают отношений между государствами.

Формой прекращения военных действий может быть капитуляция одной из

сторон. Капитуляция не прекращает состояния войны. После нее необходимо

мирное урегулирование.

Новое явление представляют решения Совета Безопасности как инструменты

мирного урегулирования. После прекращения агрессии Ирака против Кувейта

решения Совета заменили не только соглашения о перемирии, но и сам мирный

договор, включая вопросы ответственности Ирака за агрессию.

Прекращение состояния войны восстанавливает мирные правоотношения

между бывшими противниками в полном объеме. Оно имеет значение и для

третьих стран. Прекращается действие норм, относящихся к нейтральным

государствам.

Методы и средства ведения военных действий

В этой области действует два принципа:

• право воюющих на выбор средств нанесения вреда неприятелю не является

неограниченным;

• причинение излишних страданий недопустимо.

Бомбардировки играют все более важную роль среди методов ведения

войны. Они должны быть направлены на военные, а не на гражданские объекты и

не должны быть «неизбирательными». Запрещена бомбардировка незащищенных

городов, зданий и иных обитаемых мест. При бомбардировке должны быть

приняты меры с тем, чтобы по возможности щадить здания, используемые в

научных целях, для искусства, благотворительной деятельности и

здравоохранения, если они не используются в военных целях. Такой же защитой

пользуются и военные госпитали.

Установки и сооружения, содержащие опасные силы, не должны становиться

объектом нападения даже в тех случаях, когда такие объекты являются

военными объектами.

Защита жертв войны

Основными актами международного гуманитарного права в области защиты

жертв войны являются четыре Женевские конвенции 1949 г., а также два

дополнительных протокола к ним 1977 г.

Одна из специфических черт международного гуманитарного права состоит

в том, что в его развитии и реализации важная роль принадлежит общественным

организациям и прежде всего Движению Красного Креста и Красного Полумесяца.

Практически в каждой стране действуют национальные общества этого движения.

На международном уровне они объединены в Лигу обществ Красного Креста и

Красного Полумесяца. Высшим органом Движения является Международная

конференция Красного Креста и Красного Полумесяца.

Международный Комитет Красного Креста (МККК) в рамках Движения

обладает собственным статусом и официально признан Женевскими конвенциями.

Состоит он из швейцарских граждан. МККК осуществляет наблюдение за

соблюдением международного гуманитарного права, оказывает помощь жертвам

вооруженных конфликтов, содействует распространению знаний о международном

гуманитарном праве и вносит предложения о его развитии.

Свои выводы о соблюдении Женевских конвенций МККК конфиденциально

сообщает соответствующему государству. В исключительных случаях он

выступает с публичными заявлениями, как это имело место в связи с

предполагавшимся применением Ираком отравляющих веществ. Эмблемой МККК

является красный крест на белом фоне (обратное расположение цветов

государственного флага Швейцарии).

Защита раненых и больных распространяется на всех раненых и больных,

военных или гражданских, которые нуждаются в немедленной медицинской

помощи. Такие лица должны быть уважаемы и защищаемы.

Воюющие стороны обязаны принимать немедленные меры для поиска и сбора

раненых и больных. В случае необходимости для этого устанавливается

перемирие. К раненым воинам противника следует относиться с уважением,

оказывать им необходимую медицинскую помощь. Запрещены медицинские

эксперименты над ними. Мертвых подбирают и достойно хоронят. Информация о

захоронениях сообщается МККК. Захоронения должны поддерживаться в порядке,

к ним обеспечивается доступ родных.

Медицинский персонал находится под защитой международного

гуманитарного права, воюющие должны относиться к нему с уважением и

обеспечить защиту. Медперсонал может быть задержан противником. В таком

случае он должен продолжать выполнение своих функций, предпочтительно в

отношении собственных граждан.

Защите подлежат постоянные медицинские учреждения и подвижные

медицинские формирования. Они должны иметь отличительные знаки. Защита

прекращается лишь в случае их использования в целях причинения вреда

противнику. Медперсонал вправе иметь личное оружие для самообороны и защиты

пациентов. При захвате противником раненых и больных они пользуются правами

военнопленных.

Некоторая специфика защиты раненых и больных приобретает в случае

морской войны. Соответствующие нормы в этом случае распространяются также

на потерпевших кораблекрушение. Особое значение при этом имеют поиск и

спасение. Они должны предприниматься немедленно после сражения самими

боевыми кораблями.

Госпитальные суда окрашиваются в белый цвет и несут наряду с

национальным также краснокрестный флаг. Название и описание судна

сообщается противнику. После этого оно не может подвергаться нападению или

захвату. Медперсонал и команда судна не подлежат пленению.

Статус военнопленных предоставляется законным участникам военных

сражений, именуемым комбатантами. Ранее к этой категории принадлежал лишь

боевой состав регулярной армии. Ныне понятие комбатантов расширено и к ним

отнесены лица из состава:

• регулярных вооруженных сил;

• полицейских сил;

• движения сопротивления;

• члены военных или добровольческих отрядов, входящих в состав

перечисленных сил.

Отнесены к комбатантам также лица, входящие в гражданские

вспомогательные силы, приданные войскам, включая:

• прокуроров;

• судей;

• священников и др.

Лицо из состава вооруженных сил не может претендовать на статус

военнопленного в случае захвата его во время занятия шпионажем. Такое лицо

подлежит суду военного трибунала.

Не имеют статуса комбатанта и не могут рассчитывать на режим

военнопленных наемники. Наемник — это лицо, завербованное для использования

в вооруженном конфликте, фактически принимающее участие в военных действиях

в целях получения материального вознаграждения. При этом оно не должно быть

гражданином страны, находящейся в конфликте, и не проживать постоянно на ее

территории. Оно не входит в состав вооруженных сил стороны в конфликте.

Отличаются от наемников лица, участвующие в конфликте не по материальным, а

по иным соображениям (политическое сочувствие, общность идеологии,

религии).

Наемничество представляет собой серьезную опасность, особенно для

небольших развивающихся государств. В 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН

приняла Конвенцию о запрещении вербовки, использования, финансирования и

обучения наемников. Конвенция признала наемничество серьезным

преступлением, затрагивающим интересы всех государств, и обязала участников

либо предавать виновных суду, либо выдавать. Наемничеству посвящена ст. 359

УК РФ.

С момента пленения ответственность за военнопленных несет захватившее

их государство, а не отдельные командиры. С военнопленными надлежит

обращаться гуманно. Любое незаконное действие или бездействие, повлекшее

смерть или причинившее серьезный ущерб здоровью пленного, является

преступлением.

Лагеря пленных должны располагаться в достаточно безопасном месте на

суше. Рядовые пленные могут привлекаться к работе с учетом их физического

состояния. Офицеры участвуют лишь в руководстве такими работами.

Пленные подчинены законам и положениям, действующим в армии пленившего

их государства.

После прекращения военных действий пленные подлежат скорейшей

репатриации.

Интернирование. Иностранные граждане могут быть интернированы

воюющими, только если интересы безопасности делают это абсолютно

необходимым. Во время войны в Персидском заливе 1990-1991 гг., после

оккупации Кувейта Ираком, граждане западных государств содержались в

качестве «гостей» в важных с военной точки зрения местах в целях

предотвращения атаки на них. Такого рода тактика «живого щита» во всех

случаях противоправна.

Зоны безопасности. Международное гуманитарное право поощряет создание

зон безопасности и госпитальных зон по согласию воюющих сторон в целях

обеспечения безопасности мирного населения. Такие соглашения заключаются

через посредничество МККК.

В целях сохранения жизни людей или спасения культурных ценностей

возможно объявление «не защищаемой местности» (обычно это город или

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы