Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  ООН: история создания и основные направления деятельности

ООН: история создания и основные направления деятельности

Северо-Западная Академия Государственной Службы при Президенте Российской

Федерации

Курсовая работа

по международному праву

тема :

«ООН: история создания и основные направления деятельности»

Выполнила студентка

V курса вечернего отделения

юридического факультета

Миронова Н.Н.

группа № 52

Преподаватель

Санкт-Петербург

1998

П Л А Н

Введение :

История создания ООН как системы 3

Основная часть :

Направления деятельности ООН и ее органов 13

Заключение:

История создания ООН как системы

Система Организации Объединенных Наций (далее ООН) в ее современном

виде складывалась на протяжении длительного времени, и правильное понимание

причины появления всех ее элементов.

Система ООН зародилась более 100 лет назад как механизм управления

мировым сообществом. В середине девятнадцатого столетия появились первые

международные межправительственные организации. Появление этих организаций

было вызвано двумя взаимоисключающими причинами. Во-первых, образованием в

результате буржуазно-демократических революций, стремящихся суверенных

государств, стремящихся к национальное независимости, и, во-вторых,

успехами научно-технической революции, породившими тенденцию к

взаимозависимости и взаимосвязанности государств.

Как известно, лозунг неотъемлемости и незыблемости суверенитета народа

и государства был одним из наиболее значимых во времена буржуазно-

демократических революций во многих европейских странах. Новый правящий

класс стремился закрепить свое господство при помощи сильного, независимого

государства. В то же время развитие рыночных отношений стимулировало

ускорение научно-технического прогресса, в том числе в сфере орудий

производства.

Научно-технический прогресс, в свою очередь, привел к тому, что

интеграционные процессы проникли в экономику всех развитых стран Европы и

вызвали всестороннюю связь наций друг с другом. Желание развиваться в

рамках суверенного государства и невозможность делать это без широкого

сотрудничества с другими независимыми государствами - и привела к появлению

такой формы межгосударственных взаимосвязей, как международные

межправительственные организации.

Вначале, главной целью межгосударственного сотрудничества в рамках

международных организаций можно было считать контроль над интеграционными

процессами. На первом этапе за межправительственными организациями

закреплялась скорее техническо-организационная, чем политическая функция.

Они были призваны развивать интеграционные тенденции с целью вовлечения

государств-членов. Обычная сфера сотрудничества - связь, транспорт,

отношения с колониями.

Вопрос о возникновении первой международной организации до сих пор

остается спорным. Правоведы-международники чаще всего называют таковой

Центральную комиссию судоходства по Рейну, возникшую в 1815 году. Кроме

европейских и американских комиссий по международным рекам,

характеризующихся строго специальной компетенцией, в 19 веке создавались

так называемые квазиколониальные организации, такие как например Западный

Ириан, который просуществовал недолго, а также административные союзы.

Именно административные союзы оказались наиболее подходящей формой

развития межправительственных организаций.

По образу и подобию административных союзов, главной задачей которых

было сотрудничество государств в специальных областях, межправительственные

организации развивались в течении целого века.

Начало двадцатого столетия ознаменовало конец спокойного развития

многих государств. Противоречия присущие началу развития капитализма

породили мировую войну. Первая мировая война не только задержала развитие

международных организаций, но и привела к роспуску многих из них. В то же

время осознание губительности мировых войн для всей человеческой

цивилизации оказало воздействие на на появление проектов создания

международных организаций политической ориентации в целях предотвращения

войн.

Идея создания глобальной межправительственной организации для

предотвращения войн и поддержания мира занимала умы человечества с давних

пор.

Один из таких проектов лег в основу Лиги Наций (1919) так и не ставшей

эффективным инструментом политического и международного сотрудничества.

В целом за время от первой до второй мировой войны разработка проблем

организации международного мира и безопасности двигалась весьма медленно.

Вторая мировая война в силу ее масштабов, методов террора, применяемых

фашистскими армиями, дала мощный толчок правительственной и общественной

инициативе по организации мира и безопасности.

На правительственном уровне впорос создания организации международной

безопасности возник, по сути дела, с первых дней войны.

В научной литературе существуют разногласия о том, кто из союзников и

в каком документе первым предложил создание Организации Объединенных

Наций. Западные ученые таким документом назвали Атлантическую хартию

Рузвельта и Черчилля от 14 августа 1941 года. Советские исследователи

вполне обоснованно ссылались на Советско-польскую декларацию от 04 декабря

1941 года.

Важным этапом на пути создания ООН стала конференция союзных держав в

Москве в 1943 году.

В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР,

США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают

необходимость учреждения в возможно короткий срок всеобщей международной

организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной

на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами

которой могут быть все такие государства - большие и малые»[1].

Особенностями этой организации следует назвать ярко выраженный

политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира,

безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах

межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны

прежним межправительственным организациям.

Дальнейший ход подготовки новой международной межправительственной

структуры хорошо известен и подробно описан во многих историко-правовых

исследованиях. Важнейшими этапами в создании ООН обоснованно называют

конференцию в Думбартон-Оксе (1944 г.), на которой были согласованы

основные принципы и параметры механизма деятельности будущей организации.

Крымская конференция в Ялте в феврале 1945 года, с участием глав трех

правительств - советского, британского и американского - обсудила

предложенный конференцией в Думбартон-Оксе пакет документов, дополнив его в

ряде пунктов, и приняла решение о созыве конференции Объединенных Наций в

США в апреле 1945 года.

Это решение реализовалось на конференции в Сан-Франциско, проходившей

с 25 апреля по 26 июня 1945 года и завершившейся принятием учредительных

документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после

передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и

большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в

силу.

Появление новой международной организации, с созданием которой

связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие

сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального

развития.

Следует отметить, что первоначально представления об объеме

компетенции новой межправительственной организации у государств-союзников в

значительной мере не совпадали. Советское правительство рассматривало ООН в

первую очередь как организацию по поддержанию международного мира и

безопасности, призванную уберечь человечество от новой мировой войны. И

союзными государствами такая ориентация рассматривалась как одна из

важнейших, что позволило достаточно бесконфликтно договориться о создании

совета Безопасности - органа широкой компетенции в вопросах мира и

безопасности. В то же время советский проект Устава ООН, предложенный в

Думбартон-Оксе, предусматривал, что «организация должна быть именно

организацией безопасности и к ее компетенции не следует относить вопросы

экономические, социальные и вообще гуманитарные, для этих вопросов должны

быть созданы специальные, особые организации».

Представители западных государств с самого начала рассматривали ООН

как организацию широкой компетенцией, содействующую сотрудничеству

государств в области экономики, социального обеспечения, науки, культуры и

т.д. Иначе говоря, согласно предложениям союзных государств ООН должна

совместить контроль за интеграцией государств-членов как в политических,

так и в социально-экономических вопросах. При этом предусматривалось, что

компетенция Организации в обеих сферах должна быть равновеликой.

Данное предложение встретило отпор ряда государств. Мотивация отказа

от наделения ООН широкими функциями в сфере экономики была различной и

наиболее полно выразилась в позициях СССР и Великобритании.

Советские представители высказывали мнение, что регулирование

экономических отношений является вопросом сугубо внутригосударственной

компетенции. Предложения о международно-правовом регулировании

экономических отношений входят в противоречие с принципами уважения

государственного суверенитета и невмешательства во внутренние дела

государств.

Великобритания выразила позицию тех государств, которые считали, что

создание межправительственной организации в сфере экономики несовместимо с

принципами рыночного либерализма. В первую очередь неприкосновенности

частной собственности и ограничения вмешательства во внутренние

экономические связи государств.

Таким образом, по вопросу компетенции ООН в социально-экономической

сфере у государств-учредителей единства не было. Высказывались два

диаметрально противоположных подхода - о широкой компетенции Организации в

этом вопросе и о неправомерности ее полномочий сфере межгосударственного

социально-экономического развития. В конечном итоге после использования

дипломатических мер было принято компромиссное решение о наделении ООН

функцией координации межгосударственного социально-экономического

сотрудничества[2]. Задачи координации были сформулированы в общей форме и

возложены на Экономический и Социальный Совет [3]. В отличие от Совета

Безопасности ЭКОСОС изначально обладал в своей сфере весьма урезанными

полномочиями. Последнее обстоятельство не позволяло ООН стать серьезным

центром сотрудничества государств в социально-экономических вопросах.

Данная область международных отношений отличалась сложностью и включала

поистине необъятное количество межгосударственных взаимосвязей. По этим

причинам координация экономического межгосударственного сотрудничества из

единого центра представлялась маловероятной. Более реалистичным был назван

подход с позиции функциональной децентрализации.

В силу того, что структурные параметры самой ООН для этих процессов

оказались узки, потребовалось создание системы межправительственных

институтов, для которых ООН выступала координационным центром. В эту

систему вошли существующие и вновь созданные специализированные

межправительственные организации.

Опыт Лиги Наций в этом вопросе был учтен в Уставе ООН, который в ст.57

и 63 декларировал что, специализированные межгосударственные учреждения

устанавливают связь с ООН в порядке заключения специальных соглашений с

ЭКОСОС ООН.

Таким образом, специализированные межгосударственные учреждения

оставались самостоятельными межправительственными организациями, их связь с

ООН носила характер сотрудничества и координации действий.

В 1946 году под эгиду ООН вошла Международная организация труда

(Женева 1919) - МОТ, в 1947 году - старейшая международная организация -

Международный союз электросвязи ( МСЭ, 1865, Женева), в 1948 году -

Всемирный почтовый союз (ВПС, 1874, Берлин), в 1961 году - Всемирная

метеорологическая организация (ВМО, 1878, Женева).

В эти же годы образуются новые межправительственные структуры. В 1944

году началось создание финансово-экономической группы системы ООН. Начали

действовать Международный валютный фонд (МВФ), уставной целью которого было

объявлено обеспечение упорядоченных отношений в валютной области,

преодоление конкурентного обесценения валют, и Международный банк

реконструкции и развития (МБРР), призванный оказать помощь восстановлению

и развитию государств-членов. В последствии МБРР послужил основой создания

группы организаций, составивших Мировой банк (МБ). В МБ вошли три

структуры, обладающие идентичными механизмами и сходными функциями : сам

ММРР, Международная финансовая корпорация (МФК, 1956), имеющая целью

оказание помощи в финансировании частных предприятий, Международная

ассоциация развития (МАР, 1960), нацеленная на предоставление помощи

развивающимся странам на льготных условиях. МБ функционирует в тесной связи

с МВФ, при этом все его организации связаны соглашениями о сотрудничестве в

ООН.

В 1946 году были созданы следующие межправительственные организации -

Организация Объединенных Наций по вопросам просвещения, науки и культуры

(ЮНЕСКО, Париж), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, Женева), и

Международная организация по делам беженцев ООН (ИРА, прекратила свое

существование в 1952 году). В этом же году были установлены контакты ООН с

Организацией Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского

хозяйства (ФАО, Рим. 1945). В 1947 году статус специализированного

учреждения получила Международная организация гражданской авиации (ИКАО,

Монреаль, 1944). В последующие годы в процессе создания специализированных

учреждений шел не столь интенсивно, в 1958 году появилась Международная

морская организация (ИМО, Лондон), в 1967 году - всемирная организация

интеллектуальной собственности (ВОИС, Женева), в 19777 году - Международный

фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД). Самое «молодое»

специализированное учреждение ООН - Организация Объединенных Наций по

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы