Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Международно-правовой режим мирового океана

Международно-правовой режим мирового океана

«Международно-правовой режим Мирового океана»

«Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

........................………………….............................................

....................... 3

1 ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ

...............……………………………………….............................................

..... 3

1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских водах и

территориальном море российской Арктики

.............…………………………………………………...... 4

1.2 Правовой режим судоходства в исключительной экономической зоне Арктики

.…………………………………………………………………………………………….8

2 ПОСЛЕДСТВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ КОНВЕНЦИИ ООН ПО МОРСКОМУ ПРАВУ

1982 г. ДЛЯ МЕЖДУНАРОДНОЙ МОРСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (ИМО)

…………………………………………………………... 10

2.1. Основы взаимодействия между Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

и ИМО

…………………………………………...........................................................

..... 10

2.2. Предупреждение и контроль за загрязнением морской среды

……….............. 30

2.3. Функции и обязанности ИМО в свете вступления в силу Конвенции ООН по

морскому праву 1982 г.

………………………………………..................................... 42

3. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИМО ПО УПРОЩЕНИЮ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ МОРСКОМ

СУДОХОДСТВЕ ..........................…........... 50

3.1. Изменения и дополнения к Приложению к Конвенции по облегчению

международного морского судоходства 1965 г., принятые на сессиях Комитета

FAL .……………………………………………………................................................

50

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

...………………..................................................................

.................. 57

ВВЕДЕНИЕ

В течение 1998 г. Союзморниипроектом проводились исследования по

проектам «Международно-правовой режим морских пространств» и «Международно-

правовые проблемы Арктики и Антарктики» подпрограммы «Комплексные

исследования океанов и морей Арктики и Антарктики».

1.По проекту «Международно-правовые проблемы Арктики и Антарктики»

проводились исследования вопросов судоходства во внутренних морских водах,

территориальном море и ИЭЗ российских арктических вод, на основе положений

Федерального закона «О внутренних водах, территориальном море и прилежащей

зоне Российской Федерации» 1998 г., проектов законов «Об исключительной

экономической зоне Российской Федерации», «Об арктической зоне Российской

Федерации», в частности рассматривались вопросы осуществления права мирного

прохода через территориальное море иностранных судов, иностранных военных

кораблей и других государственных судов, а также правила захода этих судов

во внутренние морские воды Российской Федерации.

В работе нашли отражение вопросы правового режима судоходства по

трассам Северного морского пути, которые в соответствии со ст. 14

Федерального закона 1998 г. являются исторически сложившейся национальной

транспортной коммуникацией Российской Федерации в Арктике.

2. По проекту «Международно-правовой режим морских пространств»

проводились исследования вопросов, связанных с Конвенцией ООН по морскому

праву 1982 г. в свете ее вступления в силу и взаимодействия между

Конвенцией ООН 1982 г. и Международной морской организацией, а также

вопросов, связанных с деятельностью ИМО в области упрощения формальностей в

международном морском судоходстве, в частности, приводятся комментарии к

отдельным стандартам и рекомендуемым практикам Конвенции по облегчению

международного морского судоходства 1965 г., отражающие позиции государств,

а также принятые изменения и дополнения к Приложению к Конвенции.

Проведен анализ материалов относительно последствий вступления в силу

Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. для Международной морской

организации (ИМО).

Подготовлено заключение по проекту Закона «Об исключительной

экономической зоне Российской Федерации», которое содержит анализ положений

проекта в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в частности,

вопросов проведения морских научных исследований живых ресурсов.

Подготовленная инструкция «Об обращении в Международный Трибунал ООН по

морскому праву в случае ареста судов и экипажей» содержит краткую справку

об учрежденном в соответствии с Конвенцией 1982 г. Международном Трибунале

ООН по морскому праву. В Инструкции особо отмечается, что Трибунал может

вынести решение о «незамедлительном освобождении судна и экипажа», если

последнее не освобождается несмотря на предоставление «разумного залога или

иного финансового обеспечения».

1. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ СУДОХОДСТВА В РОССИЙСКИХ АРКТИЧЕСКИХ ВОДАХ

Арктическая зона Российской Федерации определена решением

Государственной комиссии при Совете Министров СССР по делам Арктики от 24

апреля 1989 г. В эту зону входят земли и острова, указанные в Постановлении

Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 г. «Об объявлении территорией Союза

ССР земель и островов, расположенных в Северном Ледовитом океане»,

внутренние воды и территориальное море, прилегающие к северному побережью

Российской Федерации. В пределах исключительной экономической зоны и

континентального шельфа Российская Федерация обладает суверенными правами и

юрисдикцией в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.

Выделение Арктики в самостоятельный объект государственной политики

обусловлено особыми национальными интересами в этом регионе и его

спецификой.

В целях реализации государственной политики в Арктике ведется работа по

разработке законодательной и нормативно-правовой базы, в частности,

проектов Федеральных законов «Об арктической зоне Российской Федерации» и

«Об основах государственного регулирования социально-экономического

развития Севера Российской Федерации», предусматривающих закрепление в

законодательном порядке принципиальных положений в области экономики,

социальной сферы, экологии, а также в вопросах науки, военной безопасности

и международных отношений в этом регионе.

В работе анализируются Положения Конвенции ООН по морскому праву 1982

г. Федерального закона «О внутренних морских водах, территориальном море и

прилежащей зоне» 1998 г., проекта Федерального закона «Об исключительной

экономической зоне Российской Федерации», проекта Федерального закона «Об

арктической зоне Российской Федерации», других законодательных и нормативно-

правовых актов Российской Федерации.

1.1. Правовой режим судоходства во внутренних морских водах и

территориальном море российской Арктики

Правовой статус и границы внутренних морских вод и территориального

моря Российской Федерации определяются Федеральным законом «О внутренних

морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»

1998 г. (далее - Федеральный закон 1998 г.), которым уточняются и

конкретизируются отдельные положения Закона «О Государственной границе

Российской Федерации» 1993 г. (далее - Закон 1993 г.)

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «О внутренних морских

водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» 1998 г.

плавание по трассам Северного морского пути - исторически сложившейся

национальной единой транспортной коммуникации Российской Федерации в

Арктике, в том числе в проливах Велькицкого, Шокальского, Дмитрия Лаптева,

Санникова, осуществляется в соответствии с этим Федеральным законом,

другими федеральными законами, международными договорами Российской

Федерации и Правилами плавания по трассам Северного морского пути,

утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Северный морской путь (далее - СМП) является национальной транспортной

коммуникацией Российской Федерации на всем его протяжении независимо от

удаленности от побережья.

В настоящее время действуют Правила плавания по трассам Северного

морского пути, утвержденные Министром морского флота СССР 14 сентября 1990

г. и введенные в действие с 1 июля 1991 г.

Осуществляя свои права в свете ст. 211 Конвенции ООН по морскому праву

1982 г. (далее - Конвенция 1982 г.), СССР/Россия закрепила в Правилах

положения, согласно которым «Правила на недискриминационной для судов всех

государств основе регулируют судоходство по Северному морскому пути в целях

обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения, сокращения и

сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов...».

Обязанность регулировать судоходство по СМП возложена на специальные

российские навигационные службы - Штабы морских операций, которые

суббординационно связаны с Администрацией СМП (далее -АСМП).

Судно, принятое под проводку Штабом морских операций АСМП, заходит в

любые арктические морские пространства России, соблюдая при этом правовой

режим судоходства, установленный положениями Конвенции 1982 г. и

законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации,

регулирующими правовой режим соответствующих морских пространств, в силу

наличия у Российской Федерации суверенитета, юрисдикции или суверенных прав

в них.

Одним из необходимых условий допуска судна для плавания по трассам СМП

является наличие у него на борту свидетельства о надлежащем финансовом

обеспечении гражданской ответственности владельца за ущерб от загрязнения

морской среды (п. 5 Правил плавания по трассам СМП). Проблема

ответственности за загрязнение морской среды с судов для России приобрела

особую остроту в связи с введением в действие данных Правил и открытием СМП

для иностранного судоходства.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона 1998 г. внутренние

морские воды - воды, расположенные в сторону берега от исходных линий, от

которых отмеряется ширина территориального моря. Внутренние морские воды

являются составной частью территории Российской Федерации. Территориальное

море определяется как примыкающий к сухопутной территории или к внутренним

морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных

линий, которыми являются:

линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная официально в изданных в

Российской Федерации морских картах; прямая исходная линия, соединяющая

наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах,

где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль

берега и в непосредственной близости к нему цепь островов; прямая линия, не

превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов

естественного входа в залив либо в пролив между островами или между

островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих

пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между

островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Перечень географических координат точек, определяющих положение

исходных линий, для отсчета ширины территориальных вод, исключительной

экономической зоны и континентального шельфа России утвержден

Постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января

1985 г. Перечень содержит 424 точки, в том числе те, через которые проходят

линии, соединяющие мысы, лежащие на континентальной части северного

побережья страны.

Эта система, будучи предопределена географическими особенностями района, в

свою очередь обусловливает объединение имеющих различный правовой статус

морских пространств, которые лежат в основе правового режима. Вполне

понятно, что все эти положения полностью соответствуют международному

праву.

Подобное соответствие относится и к правовому режиму территориального

моря. Россия обладает суверенитетом над этими водами, который согласно

положениям Женевской конвенции о территориальном море и прилежащей зоне

1958 г. и Конвенции 1982 г., ограничен лишь правом мирного прохода

иностранных судов. С учетом положений этих Конвенций в Федеральном законе

1998 г. устанавливается порядок мирного прохода через территориальное море.

Согласно ст. 12 Федерального закона 1998 г. « иностранные суда,

иностранные военные корабли и другие государственные суда пользуются правом

мирного прохода через территориальное море в соответствии с

законодательством Российской Федерации, общепризнанными принципами и

нормами международного права и международными договорами Российской

Федерации».

В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в

целях проведения учений специально уполномоченные федеральные органы

исполнительной власти могут временно приостанавливать в определенных

районах территориального моря осуществление права мирного прохода через

территориальное море иностранных судов, иностранных военных кораблей и

других государственных судов.

Согласно правилам, относящимся к мирному проходу, иностранные суда,

иностранные военные корабли и иностранные государственные суда должны

соблюдать законодательство Российской Федерации. Эти правила находятся в

полном соответствии с положениями п. 1, 2 ст. 21 Конвенции 1982г.

Во время прохода через территориальное море иностранные подводные лодки

и другие подводные транспортные средства должны следовать на поверхности и

под своим флагом.

Иностранные суда и военные корабли с ядерными двигателями, а также

иностранные суда, перевозящие ядерные или другие опасные или ядовитые по

своей природе вещества или материалы, в соответствии с Федеральным законом

1998 г. должны иметь на борту соответствующие документы, соблюдать особые

меры предосторожности, установленные для таких судов международными

договорами Российской Федерации, и следовать по установленным для них

морским коридорам и схемам разделения движения в территориальном море.

В Закон также включены положения в отношении сборов, которыми могут

облагаться иностранные суда. Данные положения находятся в полном

соответствии со статьей 26 Конвенции 1982 г.

В целях обеспечения безопасности судоходства, охраны государственных

интересов и охраны окружающей среды во внутренних водах и в территориальном

море Российской Федерации могут устанавливаться запретные для плавания и

временно опасные для плавания районы, в которых полностью запрещается или

временно ограничивается плавание, постановка на якорь, добыча морских

млекопитающих и другая деятельность. Временно опасные для плавания районы

устанавливаются на определенный срок после заблаговременного объявления об

этом в «Извещениях мореплавателям». Решения об установлении таких районов и

об их открытии принимает Правительство Российской Федерации. Правила,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы