Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Эволюция системы европейской безопасности от СБСЕ к ОБСЕ

Эволюция системы европейской безопасности от СБСЕ к ОБСЕ

Доклад к выпускной работе студента 4 курса

факультета Международное право и международные отношения

Бакинского Государственного Университета

по специальности: Международное право

Багирова Галандара Рамиз оглы

на тему: «Эволюция системы европейской безопасности от СБСЕ к ОБСЕ».

В предлагаемой вниманию работе подробно рассматривается эволюция системы

европейской безопасности от СБСЕ к ОБСЕ. В работе проанализирована и

охарактеризована деятельность СБСЕ/ОБСЕ начиная Хельсинским процессом и

принятием «Заключительного акта» по сегодняшний день. Данная работа

является очень важной и актуальной, учитывая наличие целого ряда

неразрешенных конфликтов, а также и угрозы международного терроризма.

Данная работа представляет большой интерес также и потому, что в ней

имеется отдельная глава об участии Азербайджана в ОБСЕ и о деятельности

Минской группы по разрешению армяно-азербайджанского конфликта вокруг

Нагорного Карабаха.

Выпускная работа состоит из введения, IV глав, заключения и библиографии.

В Главе I дается описание «Хельсинкского процесса» и совещаний в рамках

СБСЕ вплоть до 90-х годов. Эта глава состоит из 3 параграфов: История

создания СБСЕ, «Заключительный акт СБСЕ», а также Деятельность СБСЕ с 1975

по 1989 год.

Глава II раскрывает деятельность СБСЕ в 90-х годах, включая и

преобразование данной организации из простых совещаний в полноценную

организацию. Данная глава состоит из 5 параграфов, из которых, первые

четыре показывают переход от СБСЕ к ОБСЕ, а также деятельность ОБСЕ по

сегодняшний день, пятый параграф посвящен структуре основных органов ОБСЕ.

Глава III посвящена участию Азербайджанской Республики в ОБСЕ, а также

деятельности Минской группы ОБСЕ.

Глава IV затрагивает проблемы европейской безопасности в XXI веке.

На рубеже веков крупными дестабилизирующими факторами на европейском

пространстве стали межэтнические противоречия и конфликты. Все более

заявляют о себе такие явления, как терроризм, распространение наркотиков,

организованная преступность.

Наиболее надежный путь обеспечения безопасности и стабильности и

предотвращения конфликтов в Европе – это создание на континенте полноценной

архитектуры безопасности, основанной на сотрудничестве между различными

организациями на прочной основе уважения норм международного права,

принципов Устава ООН. Обсуждение модели общей и всеобъемлющей безопасности

началось на Совещаниях в Хельсинки, главным итогом которых стал принятый 1

августа 1975 года «Заключительный акт». 35 страны-участницы конференции

заявили о своей решимости “должным образом учитывать и выполнять положения

Заключительного акта Совещания” и продолжать многосторонний процесс путем

проведения новых встреч на различных уровнях . Деятельность СБСЕ в течении

многих лет основывалась только на созываемых каждые четыре года

конференциях. Эволюция СБСЕ из обычных совещаний в организацию приняла

активный характер с подписанием 21 ноября 1990 года в Париже «Хартии для

новой Европы», которая поставила точку в холодной войне и положила начало

превращению СБСЕ из форума для переговоров и диалога в активно

функционирующую структуру. Дальнейшая эволюция СБСЕ проходила, с участием

новых членов стран Восточной Европы и Средней Азии. Региональный статус

Совещания был подтвержден на Хельсинкском саммите глав государств и

правительств государств-участников СБСЕ в 1992 году.

Принятый на встрече глав государств и правительств в Будапеште 5-6

декабря 1994 г. Пакет документов – Политическая декларация “На пути к

подлинному партнерству в новую эпоху” и Будапештские решения – представляют

собой юридическую основу перехода к новому этапу деятельности СБСЕ как

международной организации. По решению Будапештской встречи с 1 января 1995

года СБСЕ переименовано в ОБСЕ – Организацию по безопасности и

сотрудничеству в Европе.

Обсуждение модели безопасности для XXI в. продолжалось и на очередных

саммитах ОБСЕ. На Лиссабонском саммите ОБСЕ была принята Лиссабонская

декларация 1996 года о модели общей и всеобъемлющей безопасности для Европы

XXI в. подтвердила центральную роль ОБСЕ в обеспечении безопасности и

стабильности. На Стамбульском саммите ОБСЕ в 1999 году была принята «Хартия

европейской безопасности». Хартия считается своего рода “кодексом

поведения” государств-участников ОБСЕ, в основе которого - полная

приверженность всех государств-участников ОБСЕ Уставу ООН и Хельсинкскому

Заключительному акту. Она направлена на укрепление способности ОБСЕ

предотвращать конфликты, урегулировать их и восстанавливать жизнь людей на

территориях, пострадавших в результате войны и разрушений.

Изучив эволюцию данной организации рассматривая динамику развития и

деятельности СБСЕ/ОБСЕ на рубеже XX-XXI веков, автор пришел к следующим

выводам:

1. Первый этап деятельности ОБСЕ, первоначально имевшей название СБСЕ,

пришелся на годы холодной войны. В сложных условиях блокового

противостояния Организация служила постоянным каналом взаимного

общения между представителями Востока и Запада. Она внесла элемент

многосторонности в биполярную ситуацию. Совещание расширило сферу

межгосударственных отношений, включив в нее новые области

сотрудничества, самыми важными из которых были права человека и охрана

окружающей среды. В заслугу СБСЕ можно поставить также снижение

военной напряженности в Европе. В 70-80-е годы прошлого века СБСЕ

принадлежала важная роль в укреплении безопасности и сотрудничества на

европейском континенте, в преодолении идеологического раскола между

государствами-участниками. К концу 80-х годов Совещание начало

превращаться в универсальный механизм общеевропейского сотрудничества

на основе разработки общих правил игры, в центре которых находятся

десять принципов хельсинского Заключительного акта.

2. Второй этап деятельности ОБСЕ охватывает девяностые годы прошлого

века. С принятием новых членов и активизацией деятельности данной

организации. В этот период была создана широкая институциональная

база, позволяющая решать широкий круг проблем, касающихся первого,

второго и третьего измерений ОБСЕ. В своей практической деятельности

Организация тесно сотрудничала с другими международными институтами,

среди которых ООН, НАТО, СЕ, ЕС, СНГ. ОБСЕ осуществляла посреднические

миссии в Чечне, Абхазии, Приднестровье, Косово и в других «горячих»

точках Европе и Азии. Следует отметить и то, что к концу 90-х годов

наметился географический и функциональный перекос в деятельности ОБСЕ,

который грозил ослабить позиции Организации на международной арене, на

это также повлияла пассивность Минской группы ОБСЕ по разрешению

армяно-азербайджанского конфликта.

3. На протяжении третьего этапа деятельности ОБСЕ, охватывающего первые

годы XXI столетия, ведется активная работа по устранению

вышеобозначенных дисбалансов, адаптации повестки дня ОБСЕ к новым

вызовам и угрозам безопасности, в том числе и международному

терроризму, реформированию институтов для придания большей

скоординированности их работе. Организация взяла на себя

ответственность как важный инструмент по мирному урегулированию споров

в своем регионе и одним из главных инструментов в области раннего

предупреждения, предотвращения конфликтов, регулирования кризисов и

постконфликтного восстановления.

Неразрешенность целого ряда конфликтов в Европе, включая и армяно-

азербайджанский конфликт вокруг Нагорного Карабаха, показывает слабость

данной организации в миротворческой деятельности. Решения в рамках

организации принимаются на основе консенсуса. С одной стороны у такого

метода принятия решений имеется положительная сторона, потому что он

гарантирует равные права всем государствам-членам ОБСЕ, с другой стороны у

такого метода принятия решений имеется отрицательная сторона, свидетелями,

которой мы стали на примере голосования по Лиссабонскому документу, 20-й

параграф которого отражал интересы Азербайджана и был одобрен всеми

государствами, за исключением Армении, которая использовала право вето. Это

показывает недостаточность консенсусного принятия решений, которое в

дальнейшем можно было бы заменить на принятие решений большинством в ѕ

голосов.

Также недостатком Организации является отсутствие у нее формально

международно-правового статуса. Все ее решения – политически обязательны и

не имеют юридической силы. Этот вопрос, возможно, в будущем будет решен, в

настоящее время ведутся переговоры о придании правосубъектности и

правоспособности ОБСЕ.

И тем не менее на сегодняшний день не существует какой-либо реальной

альтернативы способной заменить данную организацию. Сейчас идет поиск новых

форм сотрудничества в рамках Организации, направленный на использование

потенциала Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе с учетом

новых рисков и вызовов европейской безопасности, включая и угрозу

международного терроризма. В течении долгих лет эволюции Совещание по

безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) как международно-правовой

институт от международной конференции – механизма многосторонних

межгосударственных переговоров и консультаций, проводимых в форме

регулярных встреч, - эволюционировало в международную организацию –

Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе(ОБСЕ) объединяющую в

своем составе 55 суверенных и независимых государств евроатлантического

пространства и считающуюся крупнейшей региональной организацией по вопросам

безопасности.


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы