Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Анализ гендерной проблемы в управлении

Анализ гендерной проблемы в управлении

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

"Ярославский государственный технический университет"

Кафедра Экономики и Управления






Анализ гендерной проблемы в управлении

Пояснительная записка к курсовой работе по дисциплине

"Основы менеджмента"














2009

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ярославский государственный технический университет

Кафедра "Экономики и управления"


ЗАДАНИЕ № 38

по курсовой работе


1.                Тема работы и исходные данные

Анализ гендерной проблемы в управлении

2.                Представить следующие материалы:

а) текстовые:

1) пояснительная записка.

3.                Рекомендуемая литература и материалы (список прилагается)

4.                Дата выдачи задания " 7 " февраля 2009г.

5.                Срок сдачи законченной работы " 1 " апреля 2009г.

6.                Отметка о явке на консультацию:

1) " 11 " марта 2009г.

2) " 18" марта 2009г.


Руководитель работы ________ А. В. Кольцова

Заведующий кафедрой ________А. В. Кольцова


Реферат


Женщина, руководитель, менеджер, гендер, управление, бизнес, мотивация, занятость, дискриминация, самореализация, независимость.

Объектом исследования является женщина, как эффективный управленец.

Предметом в данной работе являются проблемы женского менеджмента.

Цель работы – обобщение теоретических и практических аспектов о роли женщины в управленческой деятельности, анализ гендерной проблемы в управлении, определение перспектив развития женского менеджмента.

В процессе курсовой работы на основании литературы проведен анализ проблем женщин-управленцев, рассмотрены качества и стили управления женщин-менеджеров, ценности и мотивы их деятельности. Выявлены основные причины женской дискриминации на рынке труда. Рассмотрены перспективы развития женского менеджмента в России и за рубежом.


Содержание


Введение

1. Характерные черты и особенности женского менеджмента

1.1 Гендерные различия в управлении

1.2 Подходы к управлению женщин-менеджеров

1.3 Ценности и мотивы деятельности женщин-менеджеров

2. Анализ проблем женщин в управлении

2.1 Состояние занятости женщин в управлении в России и за рубежом

2.2 Препятствия для женского менеджмента

3. Перспективы и примеры развития женского менеджмента

3.1 Женский менеджмент за рубежом

3.2 Женщины-управленцы в России

3.3 Индра Нуйи - влиятельная женщина американского бизнеса

Заключение

Список используемой литературы


Введение


Женщины могут все,

мужчины - все остальное...

Анри Ренье


Специалисты, исследующие особенности мужского и женского менеджмента, до сих пор не могут прийти к общему мнению. Одни считают, что успешное лидерство – удел мужчины, женщинам же остается лишь подстраиваться под их манеру руководства. Другие предполагает, что в процессе предпринимательской деятельности женщина вырабатывает свой стиль управления, который имеет заметные отличия от мужского.

Мнение о том, что "женщина не может быть хорошим руководителем", в нашем обществе давно уже превратилось в устойчивый стереотип. И только женщины, достигнувшие в собственном бизнесе небывалых высот, сумевшие создать успешную компанию и классную команду, продолжают доказывать обратное.

По результатам одного из опросов, проведенного в середине 90-х годов, четверть мужчин и 17% женщин были убеждены в том, что женщины как руководители хуже мужчин, причем так считали и 7% самих женщин-руководителей. Более четверти опрошенных отрицательно отнеслись бы к тому, чтобы их непосредственным начальником была женщина [8]. Правда, времена тогда были другие.

Современные данные ряда исследований показывают, что женщины не только догнали мужчин в овладении методами успешного управления, но и выработали свои собственные, отличные от мужских, "технологии".

Может ли женщина быть лидером? Сегодня ответ на этот вопрос практически не вызывает сомнений. Женщины во главе предприятий, корпораций и государственных структур убедительно доказали свою способность руководить, создавать эффективные организации, вести за собой. Вместе с тем при переходе от рассмотрения отдельных примеров к анализу самого явления женского лидерства мы неизбежно сталкиваемся с рядом вопросов. Что мы имеем в виду, говоря о женском лидерстве: специфически женское поведение в этой роли или саму способность женщины занимать лидирующие позиции? Отличается ли поведение женщины-лидера от поведения мужчины-лидера или лидерство не имеет гендерного измерения и бывает всего лишь эффективным или неэффективным, независимо от того, кто его осуществляет - мужчина или женщина? Наконец, что является причиной отсутствия женщин в политической и экономической элитах: нежелание самих женщин или наличие препятствий на пути к лидирующим позициям? При обсуждении последнего вопроса часто звучат ссылки на то, что во множестве стран мира, в соответствии с конституциями женщины обладают равными с мужчинами правами, как экономическими, так и политическими. Нет и формальных юридических препятствий для активной деятельности женщин в бизнесе: отсутствуют положения, непосредственно утверждающие, что женщина не может стать владельцем фирмы или быть назначенной директором крупной компании. Следовательно, если, несмотря на декларируемое равенство, женщин по-прежнему "не видно" среди представителей политической и бизнес-элиты, то причина, очевидно, должна корениться в самих женщинах - в их неспособности или нежелании занять соответствующие места в этих сферах.

Гендерное неравенство не исчезает после введения конституционных положений, декларирующих равенство полов [9]. Однако это, логичное на первый взгляд объяснение не выдерживает обстоятельной критики. Гендерное неравенство не является следствием лишь законодательно закрепленного неравенства в политических и гражданских правах и соответственно не исчезает после введения конституционных положений, декларирующих равенство полов.

Ссылки на то, что женщины попросту не желают занимать лидирующие позиции, также легко подвергнуть сомнению. Подобное "нежелание" часто отражает лишь объективное знание женщин о невероятной сложности, а порой и невозможности достижения лидирующих позиций в обществе, поскольку "правила игры" в нем созданы мужчинами и для мужчин [4].

Чем же тогда можно объяснить значимое отсутствие женщин в сферах общественного принятия решений? От ответа на этот вопрос будет зависеть и представление о том, каким должно быть женское лидерство: частным случаем лидерства как такового (то есть гендерно независимого) или особым, отдельным феноменом, имеющим принципиальные отличия от мужского лидерства.

Таким образом, проблема женского лидерства по-прежнему остается очень актуальной. Однако какие бы споры ни велись вокруг этого понятия, значимость феномена женского лидерства не может быть проигнорирована в современном мире. Сегодня актуально не то, может ли женщина быть лидером, а то, как, в рамках каких стратегий реализация лидерских качеств женщин может быть наиболее эффективной. Решение этого вопроса важно не только для женщин, но и для всего общества, если оно не стремится лишать себя лидерского потенциала этой большой социальной группы.

Целью данной курсовой работы является обобщение теоретических и практических аспектов о роли женщины в управленческой деятельности, анализ гендерной проблемы в управлении, определение перспектив развития женского менеджмента.

Для осуществления этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

Во-первых, выявить подходы к управлению женщин-менеджеров.

Во-вторых, определить какие существуют ценности и мотивы деятельности женщин-менеджеров.

В-третьих, изучить гендерные различия в управлении мужчин и женщин.

В-четвертых, проанализировать проблемы женщин в управлении и состояние занятости женщин в управлении.


1. Характерные черты и особенности женского менеджмента


1.1 Гендерные различия в управлении


В мире господствует убеждение, что основа успеха любой фирмы - высококлассные менеджеры. Однако, количество женщин-менеджеров невелико. Именно поэтому одним из наиболее актуальных и обсуждаемых вопросов являются гендерные различия в менеджменте.

Гендер - понятие, рассматриваемее современной социологией как противоположное понятию биологического пола человека. Отличие состоит в том, что биологический пол "выдается" человеку еще до рождения, и изменить его невозможно, если только с помощью хирурга. Гендер же – это весь поведенческий комплекс, присущий мужчинам и женщинам. Гендер может меняться в ходе исторического развития общества. Само понятие "гендер" возникло, когда ученые обнаружили, что биологический пол мало влияет на социальные роли мужчин и женщин. В итоге появилось определение гендера – это совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. И мужчины, и женщины, живущие в обществе, должны выполнять свои гендерные роли, которое им приписало это общество. Естественно, в разных обществах и роли будут разными. Таким образом, гендер – это социальная модель человека, которая определяет его положение в обществе [2].

В обществе сложилось такое отношение к женщине, которое ориентировало её на первоочередное выполнение обязанностей в семье, усиление традиционной роли женщины-матери.

Мировая практика показывает, что увеличение женского представительства в высшем законодательном органе обуславливается наличием законов, регулирующих представительство полов в списках кандидатов в депутаты. Так, в скандинавских странах квоты представительства устанавливает государство, в Англии и ФРГ действуют партийные квоты, в Италии требуется чередование кандидатов - мужчин и женщин - в партийных списках.

Сознавая необходимость обеспечения равного участия мужчин и женщин в принятии решений, в 2001 году в России принят Федеральный Закон "О политических партиях", в котором указано, что одним из основных принципов деятельности политических партий является создание для мужчин и женщин - граждан Российской Федерации - равных возможностей для представительства в руководящих органах политических партий, в списках кандидатов в депутаты и на иных выборных должностях в органах государственной власти и местного самоуправления.

В Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принят в первом чтении законопроект "О государственных гарантиях равных прав и свобод и равных возможностей мужчин и женщин в Российской Федерации".

Разработана и в настоящее время проходит широкое обсуждение Гендерная стратегия Российской Федерации, направленная на создание условий для устойчивого развития страны и человеческого потенциала, предполагающая учет гендерной компоненты во всех областях общественной жизни - в политике, экономике, культуре.

Этот программный документ предполагает устранение все еще имеющейся в обществе социальной асимметрии по полу, сложившейся не в пользу женщин, которых поэтому международное право признало "догоняющим полом", "дискриминируемым полом" и т. п.

Необходимость принятия Гендерной стратегии как направления государственной политики обусловлена сложностью решения социально-экономических проблем переходного периода в России, значимостью активизации всех общественных сил, в том числе и женщин, составляющих более половины населения страны.

Это предполагает дальнейшее повышение их роли в обществе при условии ликвидации сложившихся дискриминационных гендерных асимметрий в сферах доступа к принятию решений, экономическим ресурсам, собственности, в распределении домашнего труда и т. д.

Известно, что главным условием равенства полов является экономическая независимость женщин и мужчин, наличие у них самостоятельного дохода. Для осуществления гендерной политики важно на фоне общего повышения благосостояния населения обеспечить сокращение различий в доходах мужчин и женщин, прежде всего, в их заработной плате, добиться равных прав и возможностей в доступе женщин к экономическим ресурсам, собственности, доходам, рабочим местам, бюджетным средствам, кредитам.

Остается актуальной задача по созданию благоприятных условий, способствующих эффективному совмещению материнской функции с профессиональной, с тем чтобы женщина имела возможность свободного выбора жизненного поведения [2].

В успешном проведении гендерной политики важная роль отводится просветительской работе. Особую актуальность приобретает введение гендерно ориентированного образования - включение гендерных курсов в тематические планы образовательных учреждений всех ступеней, а также в программы курсов повышения квалификации руководителей всех рангов и специалистов.

Задача выдвижения женщин на высшие государственные должности требует целенаправленной подготовки и повышения квалификации государственных служащих.

Как позитивную следует отметить практику Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации, где введены определенные спецкурсы по проблемам женщин на государственной службе, подготовке женщин-лидеров, организуются различные международные женские симпозиумы, конференции, проблемные "круглые столы".

Гендерные проблемы в управлении не являются новыми для нашей страны. Государство занималось ими при проведении текущей и перспективной социальной политики. Однако в текущем столетии вызовы времени требуют повышенного внимания к этой стороне государственного управления и общественных отношений. От эффективности гендерной политики во многом зависит успешное осуществление общенациональных планов и программ социально-экономического развития России и каждого из ее регионов.

Сегодня сфера управления достаточно феминизирована. В органах законодательной власти доля женщин, замещающих государственные должности, составляет 56%, в органах судебной власти и прокуратуры - 68%, в органах исполнительной власти - 72%.

Хотя в настоящее время ни одна женщина не замещает должность министра, около 40 женщин работают в федеральных структурах в должностях первых заместителей, заместителей министров, статс-секретарей. Это свидетельствует о том, что у женщин накоплен огромный политический опыт и высокий потенциал, который должен быть использован на благо страны в полной мере.

Однако высокий удельный вес женщин, замещающих государственные должности, по сравнению с мужчинами, не обеспечивает им соответствующего представительства на должностях, имеющих влияние на принятие решений. Женщины не имеют реальной возможности в полной мере участвовать в принятии решений, определяющих как условия их собственной жизни, так и будущее страны.

Не может удовлетворять нас низкое представительство женщин-депутатов в Государственной Думе Федерального Собрания РФ (7,7%). Среди 178 членов Совета Федерации только 7 женщин, это свидетельствует о том, что остается недооцененным их реальный вклад в укрепление государственности.

Невелико также влияние женщин на экономическое развитие страны. Представительство женщин в предпринимательской и банковско-финансовой элите также незначительно. Чем крупнее бизнес, тем меньше в нем женщин. Среди владельцев мелких и средних предприятий женщин больше - около 25-30%.

Сегодня очевидно, что отстранение женщин от политического процесса, отсутствие полноправного и паритетного участия женщин в принятии решений не позволяет находить эффективные пути решения общественных проблем, учитывать женский социальный опыт, умение согласовывать разные интересы. Гендерный дисбаланс властных структур негативно сказывается на качестве принимаемых законов. Так, экономическое законодательство, создаваемое российским парламентом, - налоговое, таможенное, кредитно-денежное - в основном ориентировано на создание более благоприятных условий для "мужских" отраслей экономики, чем для "женских" отраслей. Между тем, женщины со своим особым социальным опытом способны сбалансировать власть, сделать ее более современной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы