Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Амортизационная политика современного предприятия

Амортизационная политика современного предприятия

Содержание


Введение

1. Амортизационная политика в современных условиях производственно-хозяйственной деятельности предприятий

1.1 Понятие амортизационной политики на макроэкономическом уровне

1.2 Сущность амортизации, амортизационных отчислений и их функции

1.3 Методы начисления амортизационных отчислений и их экономическое обоснование

1.4 Планирование амортизационных отчислений

2. Амортизационная политика предприятия в ракурсе управления затратами на производство готовой продукции

2.1 Амортизационная политика на микроэкономическом уровне

2.2 Влияние амортизационной политики на структуру себестоимости готовой продукции и показатели эффективности работы предприятия

3. Управление амортизационными отчислениями и себестоимостью производства в ЗАО «Город Мастеров»

3.1 Характеристика предприятия. Политика управления амортизационными отчислениями

3.2 Анализ затрат на производство готовой продукции предприятия

3.2 Анализ затрат на производство готовой продукции предприятия

3.3 Влияние амортизационной политики предприятия на структуру себестоимости продукции

4. Совершенствование амортизационной политики ЗАО «Город Мастеров»

Заключение

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение


В условиях становления рыночной экономики одной из насущных задач общества является сохранение, техническое перевооружение и дальнейшее развитие материально-технической базы производства, важнейшей составляющей которой являются средства труда. Последние в стоимостной форме функционируют как основной капитал, принадлежащий различным хозяйствующим субъектам. Основной капитал в ходе производительного использования подвергается физическому и моральному износу, источником возмещения которого являются амортизационные отчисления. Начисленные амортизационные суммы предназначены для финансирования ввода новой техники, воплотившей достижения современного научно-технического прогресса. Успешная реализация достижений науки и техники в значительной мере зависит от направлений и методов амортизационной политики, которая оказывает непосредственное воздействие на формирование экономических условий воспроизводства средств труда. Напротив, несоответствие амортизационной политики реальным процессам, протекающим в экономике, приводит к деформациям в обороте основного капитала, замедлению в вводе новой и выводе устаревшей техники.

Амортизация и амортизационная политика играют очень важную роль в экономике любого государства. В научной литературе явно недостаточно раскрыта сущность амортизации как экономической категории.

Амортизация, как экономическая категория выполняет следующие функции:

обеспечивает процесс простого и отчасти расширенного воспроизводства основных производственных фондов;

является основой для определения физического износа основных фондов;

служит базой для расчета себестоимости и прибыли организации;

является основой для начисления амортизационных отчислений как источника финансирования простого воспроизводства основных фондов;

выступает регулятором обновления и кругооборота основных фондов.

Без знания функций, которые выполняет амортизация, вряд ли можно разрабатывать и осуществлять научно обоснованную амортизационную политику.

Необходимо отметить, что в научной экономической литературе сущность амортизационной политики на макро- и микроуровне мало освещена, что является существенным пробелом в развитии фундаментальной экономической теории и конкретной экономики.

Анализ воспроизводства основного капитала в современных условиях свидетельствует, что в механизме формирования и использования амортизационного фонда, предназначенного для обновления средств труда, имеется ряд сложных проблем. Одной из них является учет особенностей воспроизводства основного капитала в условиях инфляционных процессов, присущих российской экономике. Вследствие инфляционного возрастания цен на оборудование и другие материальные ценности, необходимые для обновления средств труда, балансовая стоимость основного капитала предприятий по истечению некоторого отрезка времени становится несопоставимой с денежной оценкой основных фондов, созданных в условиях новых цен. Складывается явная диспропорция между стоимостью функционирующих средств труда и рыночной стоимостью станков, машин, механизмов, одним из выражений которой является очевидный недостаток амортизационных сумм, необходимых для поддержания производственной мощности предприятия в целом или отдельных его структур на прежнем уровне. Решению этих проблем и посвящена амортизационная политика предприятий.

Проводимая на предприятии амортизационная политика оказывает влияние не только на уровень физического и морального износа основных производственных фондов, технический уровень и эффективность производства, но и на величину себестоимости продукции, налоговых платежей, а, следовательно, и на финансовые результаты работы предприятия. Этим обусловлена актуальность темы дипломной работы.

Если влияние амортизационной политики на финансовые результаты работы предприятия достаточно подробно рассмотрено в литературе, то тема взаимосвязи амортизационной политики и себестоимости продукции недостаточно раскрыта в ней.

Целью дипломной работы является анализ амортизационной политики предприятия и ее влияние на структуру себестоимости продукции.

Основными задачами являются:

1)      рассмотрение амортизационной политики в современных условиях производственно-хозяйственной деятельности предприятий;

2)      рассмотрение амортизационной политики предприятия с точки зрения управления затратами на производство готовой продукции;

3)      анализ амортизационной политики конкретного предприятия и ее влияния на себестоимость его продукции;

4)      определение направлений совершенствования амортизационной политики.

Предмет анализа - амортизационная политика предприятия. Объектом анализа является производственное предприятие ЗАО «Город Мастеров».

В первой главе рассмотрена амортизационная политика в современных условиях производственно-хозяйственной деятельности предприятий: ее понятие, сущность, методы начисления амортизационных отчислений и их экономическое обоснование, процесс планирования амортизационных отчислений. Во второй главе рассмотрена амортизационная политика предприятия с позиции управления затратами на производство продукции. В третьей главе работы осуществлен анализ амортизационной политики и управления затратами в ЗАО «Город Мастеров». И в заключительной, четвертой главе предложены направления совершенствования амортизационной политики в данной организации.

1. Амортизационная политика в современных условиях производственно-хозяйственной деятельности предприятий

 

1.1 Понятие амортизационной политики на макроэкономическом уровне


Амортизационная политика является составной частью экономической политики государства. Она выступает в качестве важнейшего рычага воздействия государства на экономические процессы в стране. В первую очередь амортизационная политика воздействует на процесс обновления основных производственных фондов, ускорение темпов научно-технического прогресса, инвестиционную деятельность, а через них и на эффективность общественного производства [13].

Анализ источников экономической литературы показал, что среди ученых-экономистов и практиков нет единого подхода в понимании сущности амортизационной политики как целостной системы как на макро-, так и на микроуровне.

Нет четкого понимания взаимосвязи амортизационной политики и научно-технического прогресса. Высказываются только отдельные фрагменты по данной проблеме.

Так, некоторые авторы видят связь амортизационной политики и научно-технического прогресса, если ее представить систематически в следующем [14]. Выделяются отрасли, определяющие научно-технический прогресс экономики в целом. Для них государством устанавливаются ускоренная амортизация, что позволяет быстрее списывать используемые средства труда, заменять их новыми, более совершенными, ввод которых своими выгодами перекрывает ущерб от списания физически еще неизношенного оборудования. Это стимулирует производителей новой техники разрабатывать и выпускать новые модели.

Покупатель же выигрывает за счет высоких параметров приобретенной техники большей производительности, меньшей трудоемкости и т.п. ест  и побочный эффект: списанная техника может быть продана тем предприятиям, которые на ее основе будут производить пользующуюся спросом продукцию.

Для реализации данной схемы требуются определенные условия. Во-первых, машиностроительный комплекс должен удовлетворять спрос на средства производства. Во-вторых, темп повышения потребительских качеств новой техники должен опережать темп амортизации. По имеющимся оценкам, новое оборудование должно превосходить заменяемое не менее, чем на 40-45%. Ниже этого предела реновация теряет смысл: незачем списывать за три года эксплуатации вполне исправный станок, чтобы заменить его таким же.

Такое понимание взаимосвязи амортизационной политики и научно-технического прогресса, по мнению И.И.Веретенниковой, является упрощенным. И с ней нельзя не согласиться, что процесс ускорения научно-технического прогресса наиболее успешно может осуществляться только в том случае, когда все отрасли народного хозяйства имеют право на применение механизма ускоренной амортизации. Кроме того, взаимосвязь амортизационной политики с научно-техническим прогрессом осуществляется не только через механизм ускоренной амортизации, но и через систему норм амортизации вообще, через систему использования амортизационных отчислений в качестве источника финансирования инвестиций, а также по другим направлениям.

В основной части проанализированных источников литературы развернутого и целостного толкования сущности амортизационной политики на макроуровне не приводится. Исключение составляют работы Веретенниковой И.И., Камышанова П.И., Кадушина А.И. и других авторов.

Под амортизационной политикой на макроуровне следует понимать научно обоснованную и целенаправленную систему мер, осуществляемую государством в области простого и расширенного воспроизводства амортизируемого имущества, с целью создания благоприятных условий для развития всех субъектов хозяйствования, ускорения научно-технического прогресса и реализации экономической политики государства [10,с.131].

Из этого следует, и представляется правомерным, что амортизационная политика является составной частью общей экономической политики государства, она связана также с научно-технической, инвестиционной, финансово-кредитной политикой и другими, но все они являются составными частями общей экономической политики государства.

Целью амортизационной политики является создание благоприятных условий всем субъектам хозяйствования для воспроизводства и обновления внеоборотных активов, активизации инвестиционной деятельности.

В связи с тем, что амортизационная политика является составной частью общей экономической политики, она направлена на повышение эффективности производства и подъем отечественной экономики.

Амортизационная политика на макроуровне должна способствовать решению следующих задач:

       развитию научно-технического прогресса;

       ускорению процесса обновления основного капитала и наращиванию национального богатства страны;

       оптимизации сроков полезного использования имущества;

       накоплению достаточных средств для простого и расширенного производства;

       созданию условий для объективной оценки и переоценки основных производственных фондов.

Исходя из сущности, цели и задач амортизационной политики, можно сделать вывод, что она играет важную роль в экономике любого государства. Амортизационная политика является мощным рычагом воздействия государства на происходящие экономические процессы и управления ими в необходимом направлении [6].

Проводя эффективную амортизационную политику, государство тем самым способствует развитию производства, наращиванию национального богатства страны, улучшению качественного состояния основных фондов, оживлению инвестиционной деятельности, обеспечению конкурентоспособности отечественной продукции, развитию отечественной экономики.

В настоящее время государством осуществляется новая амортизационная политика, ориентированная на международные стандарты как в направлении экономически целесообразных сроков полезного использования амортизируемого имущества, так и применения новых эффективных механизмов начисления амортизационных отчислений. Наиболее важными составляющими этой амортизационной политики являются:

       значительное снижение сроков полезного использования амортизируемого имущества;

       более широкая возможность выбора методов начисления амортизационных отчислений.

Основные элементы амортизационной политики представлены на рис.1.1.

Взаимосвязь амортизационной политики с инвестиционной и инновационной политикой

Амортизационные отчисления являются одним из источников финансирования инвестиций и в основном обеспечивают простое воспроизводство амортизируемых активов. Величина амортизационных отчислений во многом определяет рамки инвестиционной деятельности в стране. Соотношение между амортизационными отчислениями и валовыми инвестициями характеризует темпы развития экономики. В том случае, если валовые инвестиции превышают амортизационные отчисления, экономика находится на подъеме. При этом обеспечивается не только простое воспроизводство основного капитала, но и его прирост за счет других источников финансирования и прежде всего прибыли. Если валовые инвестиции меньше амортизационных отчислений, то экономика находится на стадии спада и этих инвестиций недостаточно для возмещения потребленного в производстве капитала [10,с.134-135].



В течение ряда последних лет для экономики России был характерен спад производства, амортизационные отчисления отвлекались для финансирования оборотных средств, что привело к значительному старению производственных фондов. В результате в настоящее время амортизационные отчисления не могут обеспечить даже простого воспроизводства основных средств [19].

В то же время направления инвестирования оказывают влияние на последующее формирование инвестиционных ресурсов. В связи с этим необходимо направлять амортизационные отчисления в первую очередь на внедрение инноваций (нововведений), поскольку в условиях рыночных отношений резко возрастает конкуренция, и в результате освоения технологических инноваций можно значительно повысить производительность труда и качество продукции без существенных затрат на основные фонды.

Разработка экономически целесообразных сроков полезного использования амортизируемого имущества

В соответствии с МСФО №16 срок полезной службы - это ожидаемый (расчетный) период использования активов компании, или количество изделий, которое компания предполагает произвести с использованием актива. Вместе с тем действует ряд факторов, противодействующих максимизации эффекта, получаемого от эксплуатации активов. Поэтому при определении срока полезной службы актива в соответствии с вышеназванным стандартом учитываются следующие факторы:

а) ожидаемый объем использования актива компанией, который оценивается по предполагаемой мощности или физической производительности актива;

б) предполагаемый физический износ, зависящий от производственных факторов, таких, как количество смен, использующих данный актив, и программа ремонта и обслуживания, принятая в компании, а также условия хранения и обслуживания актива в период простоя;

в) моральный износ в результате изменений или усовершенствования производственного процесса, или в результате изменений объема спроса на рынке на данную продукцию или услугу, производимые или предоставляемые с использованием актива;

г) юридические или аналогичные ограничения на использование актива, такие, как сроки аренды.

В соответствии с международными подходами срок полезной службы объекта основных средств определяется оценочным путем на основе опыта работы компании с аналогичными активами.

В отличие от этого, в российской практике в соответствии с постановлением Совмина СССР от 22 октября 1990 г. «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР», а также ранее действовавшими нормами для большинства объектов основных средств сроки полезного использования были установлены централизованно. Но ввиду того, что с переходом на рыночные отношения ситуация резко изменилась, такой порядок уже не соответствовал сложившейся экономической реальности. Поэтому предпринимались попытки расширить самостоятельность предприятий в этом вопросе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы