Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Реферат: Избирательное право в РФ

Реферат: Избирательное право в РФ








П Л А Н




1.ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ 2
2.ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН 5
2.1.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ СОСТАВЛЕНИИ 5
СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
2.2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ 8
КОМИССИЯМИ
2.3.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 11
2.4.ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ 15
3.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ 16
4.ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24








- 2 -



1.ПРИНЦИПЫ УЧАСТИЯ В ВЫБОРАХ



Демократические свободные выборы в органы государственной
власти и в выборные органы местного самоуправления Российской Фе-
дерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей
народу власти. Государство гарантирует свободные волеизъявление
граждан на выборах путем защиты демократических принципов и норм
избирательного права.
Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе
всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голо-
совании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах является
добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина
Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучас-
тию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Гражданин Российской Федерации, проживающий за ее пределами,
обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и кон-
сульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать со-
действие гражданину Российской Федерации в реализации избиратель-
ных прав, установленных законом.
Гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, вправе из-
бирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных (представительных)

- 3 -

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, -
быть избранным в органы государственной власти в выборные органы
местного самоуправления.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран-
ным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде-
ния, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признан-
ные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах
лишения свободы по приговору суда
Законами и иными нормативными правовыми актами законодатель-
ных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные условия
приобретения гражданином Российской Федерации пассивного избира-
тельного права, связанные с достижением им определенного возраста
или со сроком его проживания на определенной территории Российс-
кой Федерации (соответственно уровню проводимых выборов). Уста-
навливаемый минимальный возраст кандидата не может превышать 21
года при выборах в законодательные (представительные) органы го-
сударственной власти субъектов Российской Федерации, 30 лет при
выборах главы исполнительного органа государственной власти (Пре-
зидента) субъекта Российской Федерации и 21 года при выборах гла-
вы местного самоуправления; сроки обязательного проживания на
указанной территории не могут превышать одного года.
Ограничения, связанные со статусом депутата, в том числе с
невозможностью находиться на государственной службе, заниматься
другой оплачиваемой деятельностью, устанавливаются Конституцией

- 4 -

Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Избиратели участвуют в выборах в Российской Федерации на
равных основаниях.
Избиратель голосует на выборах в Российской Федерации за или
против кандидатов (списка кандидатов) непосредственно.
Голосование на выборах в Российской Федерации является тай-
ным, то есть исключающим возможность какого-либо контроля за во-
леизъявлением избирателя.



















- 5 -


2.ГАРАНТИИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН


2.1.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ СОСТАВЛЕНИИ
СПИСКОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ


В списки избирателей включаются все граждане Российской Фе-
дерации, обладающие на день голосования активным избирательным
правом.
Список избирателей составляется участковой избирательной ко-
миссией отдельно по каждому избирательному участку на основании
сведений, представляемых по установленной форме главой местной
администрации. Уточнение списков зарегистрированных избирателей
осуществляется главой местной администрации по состоянию на 1 ян-
варя и 1 июля каждого года. Указанные сведения направляются в со-
ответствующие избирательные комиссии сразу после назначения дня
выборов.
Основанием для включения гражданина Российской Федерации в
список избирателей на конкретном избирательном участке является
его проживание на территории этого избирательного участка, опре-
деляемое в соответствии с федеральным законом, устанавливающим
право граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор
места пребывания и жительства на территории Российской Федерации.
Гражданин Российской Федерации может быть включен в список
избирателей только на одном избирательном участке. Основания и
порядок составления списков избирателей устанавливаются в соот-

- 6 -

ветствующих федеральных законах, законах и иных нормативных пра-
вовых актах законодательных (представительных) органов государс-
твенной власти субъектов Российской Федерации.
Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления
не позднее чем за 30 дней до дня выборов.
Каждый гражданин Российской Федерации, обладающий избира-
тельным правом, вправе заявить в участковую избирательную комис-
сию о невключении его в список избирателей, а также о любой ошиб-
ке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участ-
ковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо
устранить ошибку, либо дать заявителю письменный ответ с изложе-
нием мотивов отклонения заявления. Решение участковой избиратель-
ной комиссии может быть обжаловано в вышестоящую избирательную
комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд,
которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день
выборов - немедленно.
Вносить изменения в списки избирателей после начала подсчета
голосов избирателей запрещается.
Для проведения выборов образуются избирательные округа на
основании данных, предоставляемых исполнительными органами госу-
дарственной власти и органами местного самоуправления. Границы
избирательных округов и число избирателей в каждом избирательном
округе определяются соответствующей избирательной комиссией и ут-
верждаются соответствующим представительным органом не позднее
чем за 60 дней до дня выборов.
При проведении выборов в Российской Федерации избирательные
округа должны образовываться при соблюдении следующих требований:
примерное равенство избирательных округов по числу избирате-

- 7 -

лей с допустимым отклонением от средней нормы представительства
избирателей не более 10 процентов, а в труднодоступных и отдален-
ных местностях - не более 15 процентов; при образовании избира-
тельных округов на территориях компактного проживания коренных
малочисленных народов отклонение от средней нормы представитель-
ства в соответствии с законами и иными нормативными правовыми ак-
тами законодательных (представительных) органов государственной
власти субъектов Российской Федерации может превышать указанные
пределы, но не более чем на 30 процентов. Данное требование не
применяется при выборах в федеральные государственные органы в
случае, если федеральными законами устанавливается обязательность
образования не менее одного избирательного округа на территории
каждого субъекта Российской Федерации;
избирательный округ составляет единую территорию: не допус-
кается создание избирательного округа из не граничащих между со-
бой территорий, за исключением случаев, установленных федеральны-
ми законами, законами и иными нормативными правовыми актами зако-
нодательных (представительных) органов государственной власти
субъектов Российской Федерации.
При соблюдении указанных требований образования избиратель-
ных округов учитывается административно-территориальное деление.
Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей
образуются избирательные участки.
Избирательные участки образуются главой местной администра-
ции по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями
с учетом местных и иных условий, в целях создания максимальных
удобств для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на
каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня выборов. Грани-

- 8 -

цы избирательных участков не должны пересекать границ избиратель-
ных округов.
В больницах, санаториях, домах отдыха и других местах вре-
менного пребывания избирателей, в труднодоступных и отдаленных
районах, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на
полярных станциях могут образовываться избирательные участки в
тот же срок, а в исключительных случаях - не позднее чем за пять
дней до дня выборов; такие избирательные участки входят в избира-
тельные округа по месту их расположения или по месту приписки
судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках. В
воинских частях избирательные участки могут образовываться в слу-
чаях, установленных федеральными законами, законами и иными нор-
мативными правовыми актами законодательных (представительных) ор-
ганов государственной власти субъектов Российской Федерации; при
этом должен быть обеспечен доступ в помещение для голосования
всем членам избирательной комиссии, наблюдателям, кандидатам и их
доверенным лицам.
Списки избирательных участков с указанием их границ и адре-
сов участковых избирательных комиссий должны быть опубликованы
соответствующей избирательной комиссией в местной печати не позд-
нее чем за 40 дней до дня выборов.

2.2.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ИЗБИРАТЕЛЬНЫМИ
КОМИССИЯМИ


Избирательные комиссии в Российской Федерации обеспечивают
реализацию и защиту избирательных прав граждан.

- 9 -

Подготовку и проведение выборов в Российской Федерации осу-
ществляют:
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;
избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;
окружные избирательные комиссии;
территориальные (районные, городские и другие) избирательные
комиссии. В пределах одной административно-территориальной едини-
цы с большим количеством избирателей создаются несколько террито-
риальных избирательных комиссий;
участковые избирательные комиссии.
Полномочия и порядок деятельности Центральной избирательной
комиссии Российской Федерации и иных избирательных комиссий по
выборам в федеральные органы государственной власти устанавлива-
ются федеральными законами.
Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по
выборам в органы государственной власти субъектов Российской Фе-
дерации и в выборные органы местного самоуправления устанавлива-
ются законами и иными нормативными правовыми актами законодатель-
ных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации.
При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в
пределах своей компетенции не зависимы от государственных органов
и органов местного самоуправления.
Акты избирательных комиссий, принятые в пределах их компе-
тенции, установленной федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
обязательны для исполнительных органов государственной власти,

- 10 -

органов местного самоуправления, общественных объединений, предп-
риятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также нижес-
тоящих (соответственно уровню проводимых выборов) избирательных
комиссий.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, из-
бирательные комиссии субъектов Российской Федерации являются юри-
дическими лицами. Иные избирательные комиссии могут признаваться
юридическими лицами в соответствии с законами и иными нормативны-
ми правовыми актами законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные органы, органы местного самоуправления, об-
щественные объединения, предприятия, учреждения, организации,
средства массовой информации, а также их должностные лица обязаны
оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их пол-
номочий, в частности, предоставлять необходимые помещения, транс-
порт, средства связи, техническое оборудование, сведения и мате-
риалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в срок,
установленный федеральными законами, законами и иными нормативны-
ми правовыми актами законодательных (представительных) органов
государственной власти субъектов Российской Федерации, а также
предоставлять возможность для размещения печатной информации из-
бирательных комиссий в порядке, установленном федеральными зако-
нами, законами и иными нормативными правовыми актами законода-
тельных (представительных) органов государственной власти субъек-
тов Российской Федерации.




- 11 -

2.3.ПОРЯДОК ФОРМИРОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации
действует на постоянной основе.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации осу-
ществляет руководство деятельностью избирательных комиссий по вы-
борам Президента Российской Федерации, депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в иные федераль-
ные государственные органы, предусмотренные Конституцией Российс-
кой Федерации и избираемые непосредственно гражданами Российской
Федерации в соответствии с федеральными законами, а также по про-
ведению референдумов Российской Федерации.
Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российс-
кой Федерации четыре года.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сос-
тоит из 15 членов. Пять членов Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации назначаются Государственной Думой Федераль-
ного Собрания Российской Федерации из числа кандидатур, предлага-
емых депутатскими объединениями в Государственной Думе. Пять чле-
нов Центральной избирательной комиссии Российской Федерации наз-
начаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Феде-
рации из числа кандидатур, предлагаемых законодательными (предс-
тавительными) и исполнительными органами государственной власти
субъектов Российской Федерации. Пять членов Центральной избира-
тельной комиссии Российской Федерации назначаются Президентом
Российской Федерации. Члены комиссии должны иметь высшее юриди-
ческое образование либо ученую степень в области права. Члены
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации избирают

- 12 -

из своего состава тайным голосованием Председателя, заместителя
Председателя и секретаря. Члены Центральной избирательной комис-
сии Российской Федерации могут быть освобождены от занимаемой
должности до истечения срока полномочий по решению органа, их
назначившего, в случаях:
письменного заявления члена Центральной избирательной комис-
сии Российской Федерации о сложении своих полномочий;
утраты членом Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации гражданства Российской Федерации;
вступления в законную силу обвинительного приговора суда в
отношении члена Центральной избирательной комиссии Российской Фе-
дерации;
признания члена Центральной избирательной комиссии Российс-
кой Федерации решением суда, вступившим в законную силу, недеес-
пособным, ограниченно дееспособным или умершим;
смерти члена Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации.
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации сов-
местно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федера-
ции:
осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав
граждан;
организует общегосударственную систему регистрации избирате-
лей;
разрабатывает стандарты технологического оборудования, необ-
ходимого для работы избирательных комиссий, и осуществляет конт-
роль за их соблюдением;
осуществляет меры по организации единообразной системы под-

- 13 -

ведения итогов голосования и установления результатов выборов в
Российской Федерации;
распределяет выделенные из федерального бюджета средства на
финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов, контроли-
рует их целевое использование;
оказывает методическую, организационно-техническую помощь
избирательным комиссиям.
Порядок формирования избирательных комиссий по выборам в фе-
деральные органы государственной власти, а также по выборам в ор-
ганы государственной власти субъектов Российской Федерации опре-
деляется соответственно федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Формирование избирательных комиссий субъектов Российской Фе-
дерации осуществляется законодательными (представительными) и ис-
полнительными органами государственной власти субъектов Российс-
кой Федерации на основе предложений общественных объединений, вы-
борных органов местного самоуправления, собраний избирателей по
месту работы, службы, учебы и жительства. При этом не менее поло-
вины членов избирательной комиссии назначается законодательным
(представительным) органом государственной власти субъекта Рос-
сийской Федерации.
Формирование избирательных комиссий по выборам в выборные
органы местного самоуправления осуществляется на основе предложе-
ний общественных объединений, собраний избирателей по месту рабо-
ты, службы, учебы и жительства в соответствии с законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации и

- 14 -

уставами (положениями) о местном самоуправлении.
В состав избирательных комиссий не могут входить кандидаты,
их доверенные лица, супруги и близкие родственники кандидатов ли-
бо лица, находящиеся у них в непосредственном подчинении.
После регистрации кандидата избирательное объединение, выд-
винувшее кандидата (список кандидатов), или сам кандидат вправе
назначить в избирательную комиссию, зарегистрировавшую кандидата,
и в нижестоящие избирательные комиссии по одному члену с правом
совещательного голоса. Члены избирательной комиссии с правом со-
вещательного голоса имеют право доступа ко всем материалам и до-
кументам соответствующей избирательной комиссии, должны опове-
щаться о всех заседаниях избирательной комиссии, имеют право выс-
тупать на ее заседаниях.
Полномочия членов избирательной комиссии с совещательным го-
лосом в случаях, если кандидаты или избирательные объединения, их
назначившие, были избраны, продолжаются до окончания регистрации
кандидатов на следующих выборах в тот же орган или на ту же долж-
ность; полномочия остальных членов избирательной комиссии с сове-
щательным голосом прекращаются через 30 дней после опубликования
полных итогов выборов.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется на основе
коллегиальности.
Заседание избирательной комиссии является правомочным, если
в нем приняло участие большинство от установленного числа членов
избирательной комиссии с правом решающего голоса.
Решения избирательных комиссий о регистрации кандидатов
(списков кандидатов), об отмене регистрации кандидатов, об итогах
голосования или о результатах выборов, о признании выборов несос-

- 15 -

тоявшимися или недействительными принимаются на заседаниях изби-
рательных комиссий большинством голосов от установленного числа
членов избирательной комиссии с правом решающего голоса. Решения
избирательных комиссий по иным вопросам принимаются простым боль-
шинством голосов от числа присутствующих членов избирательной ко-
миссии с правом решающего голоса.
Решения избирательной комиссии подписываются председателем и
секретарем избирательной комиссии.
Члены избирательной комиссии, не согласные с решением, при-
нятым комиссией, вправе в письменной форме высказать особое мне-
ние, которое должно быть доведено председателем комиссии до све-
дения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехд-
невных срок.
Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным
законам, законам и иным нормативным правовым актам законодатель-
ных (представительных) органов государственной власти субъектов
Российской Федерации либо принятое избирательной комиссией с пре-
вышением установленных полномочий, подлежит отмене вышестоящей
избирательной комиссией (соответственно уровню проводимых выбо-
ров) или судом.


2.4.ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ


В соответствии с Конституцией Российской Федерации решения и
действия (или бездействие) органов государственной власти, орга-
нов местного самоуправления, общественных объединений и должност-

- 16 -

ных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжа-
лованы в суд. Решение суда по существу жалобы, заявления является
окончательным.
Решения и действия (или бездействие) избирательных комиссий
и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, мо-
гут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соот-
ветственно уровню проводимых выборов) или в суд. Предварительное
обращение в вышестоящие избирательные комиссии не является обяза-
тельным условием для обращения в суд. Решения по жалобам, посту-
пившим в ходе выборов, принимаются в пятидневный срок, а в день
выборов - немедленно. В случае, если факты, содержащиеся в жало-
бах, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются
не позднее чем в десятидневный срок. При этом вышестоящая избира-
тельная комиссия вправе принять самостоятельное решение по су-
ществу жалобы.














- 17 -

3.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОЛОСОВАНИЯ


Голосование на выборах в Российской Федерации проводится в
один из выходных дней. Исключения в установлении дня голосования
могут быть предусмотрены федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
О времени и месте голосования участковые избирательные ко-
миссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней
до дня его проведения через средства массовой информации.
Избирателю, который в течение 15 дней до дня выборов включи-
тельно по тем или иным причинам будет отсутствовать по месту сво-
его жительства и не сможет прийти на избирательный участок, на
котором он включен в список избирателей, должна быть предоставле-
на возможность проголосовать досрочно, путем заполнения избира-
тельного бюллетеня в помещении окружной или участковой избира-
тельной комиссии. Избирательная комиссия обязана при этом обеспе-
чить тайну голосования, исключить возможность искажения волеизъ-
явления избирателя, обеспечить сохранность избирательного бюлле-
теня и учет голоса избирателя при установлении итогов голосова-
ния.
Голосование производится путем нанесения избирателем в изби-
рательном бюллетене какого-либо знака в квадрате (квадратах), от-
носящемся к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в поль-
зу которых сделан выбор, либо к позиции "против всех кандидатов
(списков кандидатов)".
Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц

- 18 -

не допускается. Избирательные бюллетени выдаются избирателям,
включенным в список избирателей, по предъявлению паспорта или
иного документа, удостоверяющего их личность. Участковая избира-
тельная комиссия обязана обеспечить всем избирателям возможность
участвовать в голосовании, в том числе лицам, которые по состоя-
нию здоровья либо по другим уважительным причинам не могут при-
быть в помещение для голосования. В этих целях у участковой изби-
рательной комиссии должно быть необходимое количество переносных
избирательных ящиков, которое определяется решением окружной из-
бирательной комиссии. Заявление о предоставлении возможности про-
голосовать вне помещения для голосования должно быть подтверждено
избирателем в письменной форме по прибытии к нему членов участко-
вой избирательной комиссии. Члены участковой избирательной комис-
сии, выезжающие по заявлениям, получают под роспись избирательные
бюллетени в количестве, соответствующем числу заявлений. Коли-
чество заявлений избирателей, использованных и возвращенных изби-
рательных бюллетеней отмечается в отдельном акте. Данные об изби-
рателях, проголосовавших вне помещения для голосования, дополни-
тельно вносятся в список. При проведении голосования вне помеще-
ния для голосования вправе участвовать наблюдатели. Организация
голосования вне помещения для голосования должна исключать воз-
можность нарушения избирательных прав гражданина, а равно искаже-
ние волеизъявления избирателя.
Избирательные бюллетени заполняются избирателем в специально
оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается при-
сутствие иных лиц. Избиратель, не имеющий возможности самостоя-
тельно заполнить бюллетень, вправе воспользоваться для этого по-
мощью другого лица, не являющегося членом участковой избиратель-

- 19 -

ной комиссии или наблюдателем. Избирательный бюллетень должен со-
держать печать участковой избирательной комиссии или подписи не
менее двух ее членов. Получение избирательного бюллетеня избира-
тель удостоверяет своей подписью в списке избирателей.
Заполненные избирательные бюллетени опускаются избирателями
в избирательные ящики, которые должны находиться в поле зрения
членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Член
участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от
участия в ее работе, а наблюдатель удаляется из помещения для го-
лосования, если они нарушают тайну голосования или пытаются пов-
лиять на волеизъявление избирателя. Решение об этом принимается
участковой избирательной комиссией.

















- 20 -

4.ПОРЯДОК ПОДСЧЕТА ГОЛОСОВ


Подсчет голосов избирателей осуществляется членами участко-
вой избирательной комиссии с правом решающего голоса на основе
поданных избирателями избирательных бюллетеней. При подсчете го-
лосов избирателей участковая избирательная комиссия признает не-
действительными избирательные бюллетени, по которым невозможно
установить волеизъявление избирателей, а также избирательные бюл-
летени неустановленной формы. Члены участковой избирательной ко-
миссии подсчитывают и заносят в протоколы об итогах голосования
следующие данные:
число зарегистрированных избирателей и число избирателей,
дополнительно внесенных в список;
число избирательных бюллетеней, полученных участковой изби-
рательной комиссией;
число избирательных бюллетеней, выданных избирателям на из-
бирательном участке в день голосования;
число погашенных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про-
голосовавшими досрочно;
число избирательных бюллетеней, поданных избирателями, про-
голосовавшими на дому;
число избирательных бюллетеней, содержащихся в избирательных
ящиках;
число действительных избирательных бюллетеней;
число избирательных бюллетеней, признанных недействительны-
ми;

- 21 -

число голосов избирателей, поданных за каждую из позиций,
содержащихся во всех избирательных бюллетенях, включая и позицию
"против всех кандидатов (списков кандидатов)".
При принятии решения о признании избирательного бюллетеня
недействительным участковая избирательная комиссия указывает на
его оборотной стороне причины его недействительности. Эта запись
подтверждается подписями не менее трех членов участковой избира-
тельной комиссии. Избирательные бюллетени неустановленной формы
при определении числа избирателей, принявших участие в голосова-
нии, из подсчета исключаются.
В целях исключения возможности фальсификации итогов голосо-
вания подсчет голосов избирателей начинается сразу после оконча-
ния времени голосования и проводится без перерыва до установления
итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены
участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, представ-
ляющие кандидатов, избирательные объединения, и иностранные (меж-
дународные) наблюдатели.
После подсчета голосов избирателей участковая избирательная
комиссия заполняет в двух экземплярах протокол об итогах голосо-
вания. При подписании протокола об итогах голосования члены
участковой избирательной комиссии, не согласные с его содержани-
ем, вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о
чем в протоколе делается соответствующая запись.
По требованию любого члена участковой избирательной комиссии
или наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана предос-
тавить им заверенную копию протокола об итогах голосования. Один
экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах
голосования после подписания его всеми присутствующими членами

- 22 -

участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса не-
медленно направляется в вышестоящую избирательную комиссию.
На основании подлинных протоколов участковых, территориаль-
ных (районных, городских и других) избирательных комиссий путем
сложения содержащихся в них данных окружная избирательная комис-
сия в соответствии с федеральными законами, законами и иными нор-
мативными правовыми актами законодательных (представительных) ор-
ганов государственной власти субъектов Российской Федерации уста-
навливает результаты выборов по избирательному округу. Члены ок-
ружной избирательной комиссии с правом решающего голоса устанав-
ливают результаты выборов лично. О результатах выборов по избира-
тельному округу составляется протокол, который подписывается все-
ми присутствующими членами окружной избирательной комиссии с пра-
вом решающего голоса. Окружная избирательная комиссия признает
выборы недействительными, если допущенные при проведении голосо-
вания или установлении итогов голосования нарушения не позволяют
с достоверностью установить результаты волеизъявления избирате-
лей. По требованию любого члена окружной избирательной комиссии
или наблюдателя окружная избирательная комиссия предоставляет им
возможность ознакомиться с протоколом о результатах выборов и
снять с него копию в помещении окружной избирательной комиссии.
Копия протокола заверяется окружной избирательной комиссией.
Установление итогов голосования и результатов выборов в из-
бирательных комиссиях всех уровней осуществляется в присутствии
наблюдателей, представляющих кандидатов и избирательные объедине-
ния, а также иностранных (международных) наблюдателей.
При подписании протокола о результатах выборов члены окруж-
ной избирательной комиссии, не согласные с содержанием протокола,

- 23 -

вправе составить особое мнение, прилагаемое к протоколу, о чем в
протоколе делается соответствующая запись. Вся документация изби-
рательных комиссий всех уровней, включая избирательные бюллетени,
подлежит хранению в течение сроков, установленных федеральными
законами, законами и иными нормативными правовыми актами законо-
дательных (представительных) органов государственной власти субъ-
ектов Российской Федерации. При этом устанавливаемые сроки хране-
ния избирательных бюллетеней не могут быть менее одного года, а
протоколов избирательных комиссий - менее одного года со дня объ-
явления даты следующих выборов.
Итоги голосования по каждому избирательному участку, резуль-
таты выборов по избирательному округу в объеме данных, содержа-
щихся в протоколе соответствующей избирательной комиссии и непос-
редственно нижестоящих избирательных комиссий, должны предостав-
ляться для ознакомления любому избирателю, кандидату, наблюдателю
и представителю средств массовой информации.













- 24 -






С П И С О К Л И Т Е Р А Т У Р Ы




1.Конституция РФ

2.Закон РФ Об основных гарантиях избирательных прав граждан
РФ

3.Комментарий к Конституции РФ Общ. ред. Кудрявцева М.1996

4.Баглай М.В. Габричидзе Б.Н.Конституционное право РФ М.1996

5.Авакьян С.А. Выборы-1995 в Государственную Думу М.1995

6.Васильев В.И. Постников А.Е. Комментарии к Федеральному
закону о выборах депутатов Государственной Думы М.1995

7.Иванченко А.В.Избирательные комиссии в РФ.История,тео-
рия,практика М.1996

8.Постников А.В.Избирательное право России М.1996

- 25 -







Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы