Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы

Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы

| |

| |

| |

|Санкт-Петербургский |

|Международный |

|Институт Менеджмента |

|(ИМИСП) |

| | |

| |Факультет менеджмента, |

| |группа “Бакалавр менеджмента”, |

| |дисциплина: философия. |

| | |

| |

|Реферат |

|на тему: |

|Жизненный путь и философия |

|Бенедикта Спинозы. |

| |Выполнила студент |

| |Морозова Д. Б. |

|Санкт- Петербург |

|1999 |

Оглавление.

Введение. 3

Часть I. Историческая справка. 4

Жизненный путь и работы. 4

Основа и развитие философской системы. 7

Посмертное влияние Спинозы. 8

Материализм и атеизм Спинозы. 9

Часть II. Философская концепция Спинозы. 11

Картина мира. 11

Учения о Боге. Детерминизм Спинозы. 14

Учение о человеке. 15

Предрассудки людей в их понятии Бога. 19

Заключение. 21

Список литературы. 23

Введение.

Бенедикт Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы

рационализм и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по 1677

год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не

так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его работы отличаются

великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Он был

последовательным сторонником применения разума и логики во всех отраслях

человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход,

применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских

работах. Он был мужественным человеком и гениальным философом, поэтому его

произведения составляют в наше время неотъемлемую часть истории мировой

философии. Цель моей работы доказать это.

Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать

условия, в которых развивался его научный талант, как и те условия, в

которых ему приходилось работать. Поэтому я разделила свой реферат на две

части: «Историческая справка» и «Философская концепция Спинозы». В первой

части я расскажу о биографии философа, об основных этапах развития его

философской системы и о влиянии, которое оказали на него другие философы и

которое он оказал на своих современников и последователей. Во второй части

я обозначу и раскрою основные положения философской концепции Спинозы:

общая картина мира, учение о Боге и учение о человеке.

В работе над рефератом я использовала как произведения самого Бенедикта

Спинозы, так и книги о нём, а так же материалы, размещённые на страничке в

Internet, посвящённой философу.

Часть I. Историческая справка.

Жизненный путь и работы.

SPINOZA, Benedict(us) (de) [лат.; рус. Бенедикт/Барух (де) Спиноза; исп.

Bento d'Espinoza; Baruch Spinoza] (24 ноября 1632, Амстердам - 21 февраля

1677, Гаага).

Предки философа жили в Португалии и носили фамилию Эспиноз, однако из-за

преследований евреев инквизицией они покинули эту страну (1598), сменив

фамилию на Spinoza. После завоевания Нидерландами независимости в войне с

Испанией (1621), они переехали в Амстердам (1622), поселившись на

Waterlooplein, 40. Михаэль Спиноза - отец Баруха - занимал почетную

должность в еврейской общине в то время, но не обладал большим достатком.

Он был трижды женат и имел трех детей - двух дочерей и сына (Ребека, Мирьям

и Барух от второго брака). Мать мальчика умерла, когда Баруху было всего

шесть лет.

Бенедикт Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Своё обучение

он начал в еврейском шестиклассном училище, которое готовило раввинов.

Основными предметами были древнееврейский язык, богословие; изучались

работы Ибн, Маймонида, Крескаса итд. Училище было известно своими

преподавателями и хорошей библиотекой. Уроки латыни и, возможно, немецкого

Спиноза брал у немца Фельбиндера. (К тому времени Спиноза уже знал

испанский и португальский - как языки своего отца; голландский от своего

окружения; немного французский и итальянский). В училище Спиноза проявил

себя как очень способный ученик.

После смерти отца в 1654, Спиноза познакомился с доктором Daniel de

Prado, высказывавшем «неортодоксальные» мысли о природе Бога, ангелах,

бессмертии души, и сблизился с коллегиантами. Постепенно, в результате

своих занятий, Спиноза отошёл от ортодоксального иудаизма. Стараясь

заставить его отказаться от высказывания своих взглядов, ему предлагали

деньги (ежегодная пенсия в 1 000 флоринов), покушались на его жизнь. В 1655

Спинозу обвинили в ереси перед Трибуналом Конгрегации.

Историк Артур Герцберг в свое время назвал Бенедикта Спинозу первым

современным евреем, потому что Спиноза первым вышел из еврейской общины не

для того, чтобы перейти в христианство. «В системе Спинозы, — писал

еврейский философ Луис Якобе, — Бог и природа рассматриваются как разные

названия одного и того же. Бог не существует за пределами или отдельно от

природы. Он не создал природу, но Сам есть природа. Эта доктрина столкнула

Спинозу как с иудаизмом, так и с христианством. Абсурдно приписывать Богу

такие атрибуты, как воля и разум,— это все равно, что требовать от Сириуса,

чтобы он лаял только потому, что люди назвали его Собачьей звездой»[1].

Спиноза стремился создать этическую систему, основанную на разуме, а не на

сверхъестественном откровении.

27 июля 1656 Спиноза подвергся великому отлучению в Амстердамской

синагоге и изгнанию из сефардской общины. После он провёл несколько недель

(возможно, месяцев) в Оверкерке - деревне к югу от Амстердама, а затем

возвратился в Амстердам.

Отлучение 23-летнего Спинозы раввинами Амстердама было следствием

отрицания им ангелов, бессмертия души и Божественного происхождения Торы.

Руководители общины предупредили Спинозу, чтобы он отказался от своей

ереси, но когда он не подчинился, издали запрещение: “Будь он проклят,

когда он выходит, и проклят, когда входит. Пусть Бог не прощает его грехов.

Пусть Бог гневается и сердится на этого человека и обрушит на него все

проклятия, которые записаны в Торе. Пусть Бог вычеркнет его имя под

небесами и пусть Бог уничтожит его и выбросит из колен израильских...”[2]

Отлучение (на иврите — херем) Спинозы было абсолютным. Ни один еврей не

должен был иметь с ним дела, говорить с ним или стоять ближе четырех шагов

от него. После херема, по-видимому, Спиноза больше уже никогда не

разговаривал ни с одним евреем.

Исключенный из еврейской общины, Спиноза изменил свое имя на латинский

эквивалент - Benedict (буквально: «делающий хорошее»). В 1656-1660 гг. в

школе Ф. ван ден Эндена, где он помогал учить детей, Спиноза улучшил свои

познания в лытыни, изучил основы греческого, введение в неосхоластическую

философию, естественные науки. Здесь же он познакомился с работами Ренэ

Декарта (по другим данным еще в 1651, в любом случае, окружавшие его

коллегианты были заинтересованы в картезианстве), что во многом определило

его взгляды в области философии.

Вокруг него сгруппировался кружок преданных ему друзей и учеников (круг

которых позже Спиноза из соображений осторожности расширял неохотно) -

Симон де Врис, Людвиг Мейер, Брессер, фон Шуллер, Ярих Иеллес, Ян Риувертц.

В 1660 Амстердамская синагога официально запросила муниципальные власти

осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», и последний вынужден

покинуть Амстердам, поселившись в Рийнсбурге - деревне близ Лейдена (в то

время центре коллегиантов), в доме хирурга Германа Хомана. На жизнь себе

Спиноза зарабатывал шлифовкой линз, (это было не трудно учитывая его

теоретическую подготовку в области математики и физики) и рисованием. Здесь

он написал такие произведения, как «Краткое рассуждение о Боге, человеке и

его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», бульшую часть «Основ

философии Декарта» и первую книгу «Этики», содержащую учение о бытии

(первоначальное название - «О боге, о разумной душе и высшем счастье

человека»), которая должна была, соответственно, состоять из 3 частей и

быть изложена в виде диалога.

В июне 1663 Спиноза переехал в Воорбург, близ Гааги. В 1664 он

опубликовал в Гааге «Основы философии Декарта» (единственное сочинение

изданное за подписью Спинозы при его жизни) вместе с «Метафизическими

размышлениями». Первый документ, свидетельствующий о сложившемся мнении о

Спинозе как об атеисте, относится к 1668, когда некоего Адриана Кербаха

допрашивали относительно его знакомства с философом. Опубликованный

анонимно в Амстердаме «Теолого-политический трактат» (1670) лишь укрепил

это мнение. От серьезных преследований Спинозу спасало то, что во главе

государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу.

Параллельно с трактатом (и во многом для него) он написал «Еврейскую

грамматику».

В мае 1670 Спиноза переехал в Гаагу (с 1671 живя в Paviljoensgrachts -

сейчас Domus Spinozana), где остался вплоть до своей смерти. В 1673 Спиноза

отказался от приглашения пфалцского курфюрста занять кафедру философии в

Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью потерять свободу в

высказывании мыслей. В 1675 он закончил «Этику» - труд, который в

систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но

после того как в 1672 братья де Витт «потеряли власть» (были убиты в

результате государственного переворота), он не решился опубликовать его,

хотя рукописные копии ходили в кругу ближайших друзей. В 1675 Спиноза

познакомился с немецким философом Э.В. фон Чирнгаусом, а в 1676

остановившейся в Гааге Г.В.Л. Лейбниц часто посещал Спинозу.

В воскресенье 21 февраля 1677 Спиноза умер от болезни легких, которой

страдал в течение 20 лет (ему было 44 года). После описи имущества

(которое включало 161 книгу) и его распродали, а часть документов, в том

числе, и часть переписки уничтожили. Друзья философа издали в Амстердаме

посмертно Opera Posthuma на латинском языке (1677) и в голландском переводе

Nagelate Schriften, (1678), что в переводе на русский язык означает

«Оставленные письмена».

Основа и развитие философской системы.

В его философской системе Спинозы незаметно резких скачков, он достаточно

последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о

природе Бога, Человека и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что в этих

двух книгах, несмотря на разделяющие их более чем 15 лет, основные идеи

Спинозы принципиально не изменились, хотя и пробрели большую выверенность и

структурированность. Характерной особенностью метода Спинозы являлось его

стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился

сделать философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия.

Не случайно, что в названиях его книг так или иначе часто присутствуют

слова «геометрический способ доказательства». Это касается как «Основ

философии Декарта, доказанные геометрическим способом», так и «Этики»

(Полное название начинается со слов «Этика, доказанная в геометрическом

порядке…»).

Cвязь философии Спинозы с картезианством настолько очевидна, что долгое

время рационалистическое учение Ренэ Декарта рассматривалось как

единственный ее источник. Не случайно, что одна из 6 крупных работ Спинозы

посвящена доказательству идей Декарта. Спиноза был его младшим

современником и просто не мог не испытать значительного влияние мыслителя.

Поднимаемые им вопросы могут рассматриваться как попытки решения

картезианских положений, а его учение - как, с одной стороны, разработка, с

другой, - реакция на эту влиятельную философию. «Несомненно, что из всех

ближайших последователей Декарта он был самым оригинальным, и ему пришлось

сыграть в дальнейших судьбах философии такую роль, как никому»[3], - пишет

Радлов.

«Основы философии Декарта» содержат введение, поясняющее, что Спиноза не

всегда разделяет взгляды, изложенные в книге. Принимая физику Декарта в

целом (хотя и выражая некоторую неудовлетворенность к концу жизни), в

картезианской метафизике он находил три неудовлетворительных особенности:

трансцендентность (т.е. нахождение вне мира) Бога; дуализм души и тела; и

приписывание свободы воли Богу и человеку (последнюю и сам Декарт признавал

чудом, наряду с вещью из ничего и Человеком-Богом[4]) - эти доктрины делают

мир непостигаемым. . В отличие от Декарта, который основное внимание уделял

методу, Спиноза интересовался больше применением этого метода для получения

знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу этого мира.

Искались и другие источники. Теолог Буддеус в «О спинозизме до Спинозы»,

пытается проследить традицию, идущую от античности. Взгляды Спинозы близки

к стоическому учению. Безусловно «родственной» философской системой

является учение итальянского пантеиста Дж. Бруно. Иоэль стал указывать на

зависимость Спинозы от еврейской философии, в частности, от учения Х.

Крескаса. Затем стали указывать и на некоторую связь его философии с

аверроизмом, с Маймонидом - ссылки на Маймонида имеются и в переписке

Спинозы, и в «Этике», Л. Абарбанелем. Фрейденталь впервые указал на то, что

Спиноза был знаком со схоластическими учебниками философии (например, с

Суаресом) и что некоторые его определения заимствованы из схоластической

философской литературы. Влияние схоластики особенно ощутимо в ранних

произведениях - «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье»,

«Метафизических мыслях».

На формирование социологических воззрений Спинозы большое влияние оказал

его старший современник Т. Гоббс. Часто его философия характеризуется и как

вариант пантеизма (который предполагает представление о Боге как едином

мировом духе). Однако он принадлежал скорее к рациональному, чем

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы