Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Жизнь и философия Платона. Реферат.

Жизнь и философия Платона. Реферат.

Жизнь и философия Платона

1.1. Жизнь Платона.

1.2. Сочинения Платона.

2.1. Учение Платона об «идеях» («видах»).

2.2. «Идеи»

2.3. «Идея» как понятие.

3.1. Теория познания Платона.

3.2. Анализ знания.

3.3. Диалектика знания.

3.4. Виды знания.

4.1. Диалектика Платона.

4.2. Взаимопереход «идей»

4.3. Закон непротиворечия.

4.4. Диалектика и чувственный мир.

5.1. Учение Платона об обществе и государстве.

5.2. Формы государства.

5.3. Идеальное государство.

5.4. Добродетели в государстве.

5.5. Социальный смысл утопии Платона.

1.1. Жизнь Платона.

Платон родился в 427 году до н.э. в знатной семье на острове Эгина,

недалеко от Афин. Со стороны отца, Аристона, род Платона восходит к

последнему царю Аттики - Кодру; со стороны матери, Периктионы, - к семье

родственников знаменитого законодателя Солона. Родственником матери был

так же известный афинский политический деятель, впоследствии «тиран»

Критий.

Именно Критий ввел Платона в круг учеников Сократа. Литературная

философская деятельность Платона началась не очень рано.

В 399 г. закончилось первое пребывание философа в Афинах. Платон покидает

родину на целых 12 лет. За это время странствий Платон посетил Египет,

Южную Италию и Сицилию. До этого он был в Мегаре.

Впечатления, вынесенные из пребывания в Египте, оказались важным этапом в

формировании научных, политических и политико-экономических воззрений

Платона. Особенно длительным было пребывание Платона в Гелиополе - центре

египетской религии и жреческой организации.

Из Египта Платон прибыл на Криены. Здесь он встретился с видным греческим

астрономом и математиком Федром.

Из Криен последовал переезд в Южную Италию. Одной из задач путешествия

было ознакомление с учением пифагорийцев и с результатами их

математических исследований. После пребывания в Южной Италии последовал

переезд Платона в Сицилию.

В 387 г. до н.э., в сорокалетнем возрасте, Платон вернулся в Афины. По

прибытии он основал в роще героя Академа свою школу, получившую название

Академии. Впоследствии школа Платона стала крупным очагом развития

греческой математики.

В годы старости Платона, когда произошло его сближение с пифагорийцами,

взгляд Платона на математику еще более укрепился.

Платон совершил еще две поездки в Сицилию.

Остаток жизни Платон провел в Афинах. Попытка вмешаться в ход политических

событий принесла ему горькое разочарование. В последнем крупном

произведении Платона - «Законах» он отказывается от ряда взглядов в своих

системах воспитания и политических воззрений.

Умер Платон в возрасте 80-ти лет в 347 г. до н.э.

1.2. Сочинения Платона.

Литературная деятельность Платона продолжалась в течении полувека. Платон

- первый крупнейший философ, от которого до наших дней дошли все (или

почти все) его сочинения. Учение, излагаемое в них, несвободно от

противоречий. В некоторых из них излагается идеалистическое учение о

бытие, получившее название теории «идей». Но есть среди сочинений Платона

и такие, в которых эта теория совершенно отсутствует. Есть и такие, в

которых сам Платон подвергает собственную теорию «идей» острой критике

(например «Парменид»).

Удалось выделить четыре группы диалогов, начиная от ранних

«сократических», исследующих понятия этики, и кончая наиболее поздними,

ряд которых замыкает «Законы».

К первой, «сократической», группе были отнесены «Апология Сократа»,

«Евтифрон», «Критон», «Хармид», «Лахес», «Протагор», «Менон», «Евтидем»,

«Горгий».

Во вторую, более позднюю, вошли «Кратил», «Пир», «Федон» и первая книга

«Государства».

Третью составили остальные книги «Государства», «Федр», «Теэтет» и

«Парменид».

Наконец в четвертую, последнюю по времени, вошли «Софист», «Политик»,

«Филеб», «Тимей», «Критий» и «Законы».

По форме и достоинствам изложения диалоги Платона неоднородны. Часть из

них написана в драматической форме. Это блестящие сцены из умственной

жизни Афин, изображение сталкивающихся и борящихся философских воззрений.

Другую часть философских сочинений Платона составляют диалоги, в которых

диалогическая форма - лишь видимость. Эти диалоги - трактаты. В них

исследуются труднейшие и отвлеченные проблемы диалектики. Значение их не в

художественном воплощении философских воззрений, а в их диалектическом

развитии и обосновании. Образцы таких диалогов - «Софист», «Филеб»,

«Парменид».

Наконец есть и такие диалоги, в которых перемежаются образ, миф и

отвлеченный анализ философских проблем. Возможно, что некоторые диалоги в

первоначальной редакции были написаны в повествовательной форме и лишь

впоследствии были переписаны в форме драматической.

2.1. Учение Платона об «идеях» («видах»)

От Парменида и Зенона Платон усвоил установленное этими философами

различие между тем, что существует по истине, и тем, что не имеет

истинного бытия.

Это различие между становлением и бытием, между явлением и сущностью

Платон распространяет на все предметы исследования. Среди них большое

внимание он уделяет исследованию прекрасного. Во всех диалогах,

посвященных проблеме прекрасного, Платон разъясняет, что предметом

прекрасного является не то, что лишь кажется прекрасным, и не то, что лишь

бывает прекрасным, а то, что по истине есть прекрасное, т.е. прекрасное

само по себе, сущность прекрасного, не зависящая от случайных, временных,

изменчивых и относительных его проявлений.

Но Платон не только ставит задачу определения прекрасного, как того что

заставляет вещи быть безотносительно прекрасными, безотносительно

великими, безотносительно бодрыми и т.д. Он утверждает, что эта задача

хотя и трудна, но все же разрешима. Она разрешима прежде всего потому, что

предмет исследования - «идея», «вид» - существует объективно, в самой

реальности.

Наиболее полная характеристика «вида», или «идеи», была развита Платоном

при исследовании все той же сущности прекрасного в «Федоне», «Пире»,

«Филебе».

2.2. «Идеи»

По Платону, кто последовательно поднимается по ступеням созерцания

прекрасного, тот «увидит нечто прекрасное, удивительное по своей природе».

Уже этой характеристики достаточно, чтобы установить ряд важных признаков

платоновского определения прекрасного и вместе с тем признаков каждого

«вида», каждой «идеи». Эти признаки - объективность, безотносительность,

независимость от всех чувственных определений, от всех условий и

ограничений пространства, времени и т.д. Платоновское прекрасное есть

«вид» или «идея», в специфически платоновском смысле этого понятия, т.е.

истинно сущее, сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом;

иными словами, прекрасное - сверхчувственная причина и образец всех вещей,

называемых прекрасными в чувственном мире, безусловный источник их

реальности в той мере, в какой она для них возможна.

В этом значении «идея» резко противопоставляется у Платона всем ее

чувственным подобиям и отображениям в мире воспринимаемых нами вещей.

Чувственные вещи необходимо изменчивы и преходящи, в них нет ничего

прочного, устойчивого, тождественного. Эта непрерывная текучесть,

изменчивость чувственных вещей подчеркнута Платоном в «Федоне».

Напротив «идея» прекрасного, т.е. прекрасное само по себе, истинно сущее

прекрасное не подлежит никакому изменению или превращению, совершенно

тождественна и есть вечная сущность, всегда равная сомой себе.

Учение этого - идеализм, т.к. по Платону реально существует не чувственный

предмет, а лишь его умопостижимая, бестелесная, не воспринимаемая

чувствами сущность. Учение Платона - объективный идеализм, т.к. «идея»

существует сама по себе, независимо от многочисленных одноименных

предметов, существует как общее для всех их.

Учение Платон об «идее» блага как о высшей «идее» чрезвычайно существенно

для всей системы его мировоззрения. Это учение сообщает философии Платона

характер не просто объективного идеализма, но так же идеализма

телеологического. (Телеология - учение о целесообразности.) Т.к. по

Платону над всем главенствует «идея» блага,это значит, что порядок,

господствующий в мире, есть порядок целесообразный: все направляется к

благой цели.

Т.к. критерий всякого относительного блага - благо безусловное, то

наивысшее из всех учений философии - учение об «идее» блага. Лишь при

руководстве «идеей» блага справедливое становится пригодным и полезным.

Без «идеи» блага все человеческие знания, даже наиболее полные, были бы

совершенно бесполезны.

Телеология Платона, учение об объективной целесообразности, тесно связана

с его теологией, или богословием. Платон не только не скрывает, но и сам

выдвигает и подчеркивает связь своего идеализма с религией, с мистикой.

Платон в ряде мест подчеркнул объективный характер своей телеологии, в

известном смысле он отожествлял «благо» с разумом.

Одна из наиболее полных характеристик высшего блага для человека дана

Платоном в «Филебе». Здесь в качестве условий высшего человеческого блага

указаны:

1. участие к вечной природе «идеи»;

2. воплощение «идеи» в действительности;

3. наличие разума и обладание знанием;

4. владение некоторыми науками, искусствами, а также обладание

правильными мнениями;

5. некоторые виды чувственных удовольствий, например, от чистых тонов в

музыке или цветов в живописи.

Постижение «идеи» прекрасного представляет труднейшую задачу. Прекрасное

как «идея» вечно; чувственные вещи, названные прекрасными, преходящи:

возникают и погибают. Прекрасное неизменно, чувственные вещи изменчивы.

Прекрасное не зависит от определений и условий пространства и времени,

чувственные вещи существуют в пространстве, возникают, изменяются и

погибают во времени. Прекрасное едино, чувственные вещи множественны,

предполагают дробность и обособление. Прекрасное безусловно и

безотносительно, чувственные вещи всегда стоят под теми или иными

условиями.

2.3. «Идея» как понятие

В понятии об «идеи» у Платона то, что делает «идею»:

1. причиной, или источником бытия, их свойств и их отношений;

2. образцом, взирая на который творят мир вещей;

3. целью, к которой, как к верховному благу стремится все существующее.

«Идея» Платона сближается со смыслом, который это слово, под влиянием

Платона, получило в обычном обиходе у цивилизованных народов. В этом своем

значении «идея» Платона уже не само бытие, а соответствующее бытию понятие

о нем, мысль о нем. Это обычный смысл слова «идея» в нашем мышлении и в

нашей речи, где «идея» значит именно понятие, замысел, руководящий

принцип, мысль и т.п.

В плане познания бытия и сущностей бытия Платон называет понятия, или

идеи, относящиеся ко многим вещам, «родам» и «видам». «Виды» получаются в

результате разделения «родов», т.е. разделения его полного объема.

Т.к., по Платону, в результате правильного определения рода и правильного

разделения рода на виды достигается усмотрение сущностей, то Платон

называет «диалектику» наукой о сущем. По Платону «диалектика» есть

созерцание самих сущностей, а не одних лишь теней сущностей.

Понятая в этом смысле «диалектика» Платона есть двойной метод. Это,

во-первых, метод восхождения через гипотезы до идей или до начал.

Во-вторых, «диалектика» Платона - метод нисхождения сущего от начал, т.е.

метод деления родов на виды.

3.1. Теория познания Платона.

По Платону знание возможно не для всякого. «Философия» (буквально «любовь

к мудрости») невозможна ни для того кто уже обладает истинным знанием, ни

для того кто совсем ничего не знает.

При разработке вопроса о знании и его видах Платон исходит из мысли о том,

что виды знания должны соответствовать видам или сферам бытия. Для

истинного понимания бытия Платон считал необходимым разрешить противоречия

между двумя наметившимися в греческой мысли противоположными концепциями:

элейской, утверждающей неизменность, тождественность, неподвижность

истинного бытия, и гераклитовской, признающей его вечную текучесть,

изменчивость и подвижность.

При рассмотрении учения Платона о знании необходимо прежде всего иметь в

виду, что вопрос о знании отнюдь не ставится у Платона как отдельная,

изолированная, ни как основная проблема философии.

Учение Платона о познании неотделимо от его учения о бытие, от его

диалектики.

3.2. Анализ знания

Введением в гносеологическое учение Платона может быть диалог «Теэтет».

Предмет диалога - именно вопрос о существе знания. Речь идет не о том,

какие существуют частные виды знания, а о том, что такое знание само по

себе.

Диалог не дает положительного ответа на вопрос, но опровергает три

несостоятельных, с точки зрения Платона, решения этого вопроса:

1. взгляд, по которому знание есть чувственное восприятие;

2. взгляд, по которому знание - «правильное мнение»;

3. взгляд, по которому знание - «правильное мнение со смыслом».

Необходимое для познания единство не может быть найдено в области

чувственного восприятия, т.к. в этой области все течет и все лишено

твердой определенности. Таким образом, чувственному, как текучему, должно

предшествовать нечто, не текучее и не чувственное, а потому и знание не

может быть тождественно чувственному восприятию.

Утверждение это предполагает, будто возможно не только «правильное

мнение», но также и мнение ложное. Но Платон доказывает, что тот, кто

имеет ложное мнение, не может пребывать безусловно во лжи: для него по

крайней мере нечто истинно или даже все истинно. С другой стороны, из

предмета ложного мнения также нельзя вынести никакой лжи. Итак, ложное

мнение невозможно. Но тем самым мы лишаемся возможности говорить о

соотносительном с ним истинном мнении, и, стало быть, получается, что

знание нельзя определить как «правильное мнение».

Третья теория утверждает, будто знание - не просто «истинное мнение», а

«истинное мнение со смыслом». Платон демонстрирует примеры, из которых

видно, что одно «истинное мнение» еще не дает знания и что для

возникновения знания к истинному мнению должно присоединиться еще нечто -

«смысл». Как бы ни понимать «смысл» - то ли как выражение в слове, то ли

как перечисление элементов, то ли как указана отличительной признак - во

всех этих случаях прибавка «смысла» к «правильному мнению» не создает и не

может создать знания.

Знание не есть ни ощущение, ни правильное мнение, ни соединение

правильного мнения со смыслом. Во всех этих случаях знание должно быть

отграничено от чувственности и должно рассматриваться не как результат

чувственных восприятий, а как предшествующее им условие.

Однако знание ценится значительно выше правильно мнения.

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы