Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Значение принципа системности в познавательной деятельности. Гносеология и онтологические схемы науки

Значение принципа системности в познавательной деятельности. Гносеология и онтологические схемы науки

ВВЕДЕНИЕ

Система (греч. systema — составленная из частей, соединенное) —

совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и

образующих определенную целостность; единство. Понятие система играет

важную роль в современной философии, науке, технике и практической

деятельности. Начиная с середины 20 века ведутся интенсивные разработки в

области системного подхода и общей теории систем. Понятие система имеет

длительную историю. Уже в античности был сформулирован тезис о том, что

целое больше суммы его частей. Стоики истолковали систему как мировой

порядок. В развитии философии, начиная с античности (Платон, Аристотель),

большое внимание было уделено также раскрытию специфических особенностей

системы знаний. Системность познания подчеркивал Конт; дальнейшее развитие

эта линия получила у Шеллинга и Гегеля. В 17-19 веках в различных

специальных науках исследовались определенные типы системы (геометрические,

механические системы и т. д.). Марксизм сформулировал философские и

методологические основы научного познания целостных развивающихся систем.

Важнейшую роль в этой связи играет диалектико-материалистический принцип

системности. В середине 20 века большое значение для понимания механизмов

системы управления (больших, сложных систем) сыграли кибернетика и цикл,

связанных с нею научных и технических дисциплин. Понятие система

органически связано с понятием целостности, элемента, подсистемы, связи,

отношения, структуры и др. Для системы характерно не только наличие связей

и отношений между образующими ее элементами (определенная

организованность), но и неразрывное единство со средой, во взаимоотношениях

с которой система проявляет свою целостность. Любая система может быть

рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, в то время как ее

элементы могут выступать в качестве системы более низкого порядка.

Иерархичность, многоуровневость характеризуют строения, морфологию системы

и ее поведение, функционирование: отдельные уровни системы обуславливают

определенные аспекты ее поведения, а целостное функционирование оказывается

результатом взаимодействия всех ее сторон, уровней. Для большинства систем

характерно наличие в них процессов передачи информации и управления. К

наиболее сложным типам системы, поведение которых подчинено достижению

определенной цели, и самоорганизующиеся системы, способны в процессе своего

функционирования изменять свою структуру. Причем для многих сложных систем

(живых, социальных и т. д.) характерно существование разных по уровню,

часто несогласующихся между собой целей, кооперирование и конфликт этих

целей и т. д. В наиболее общем плане системы делятся на материальные и

абстрактные (идеальные). Первые в свою очередь, включают систему

неорганической природы (физические, химические, геологические и т. п.

системы), живые системы, особый класс материальных систем образует

социальные системы. Абстрактные системы являются продуктом человеческого

мышления, и они также могут быть разделены на ряд типов. Используются и

другие основания классификации систем. Интенсивное развитие в 20 веке

системных методов исследования и широкое использование этих методов для

решения практических задач науки и техники (например, для анализа различных

биологических систем, систем воздействия человека на природу, для

построения системы управления транспортом, космическими полетами, различных

систем организации и управления производством, систем моделирования

глобального развития и т. д.), потребовало разработки строгих формальных

определений понятия системы, которые строятся с помощью языков множеств

теорий, математической логики, кибернетики и т. д. взаимно дополняя друг

друга.

Системности принцип, принцип диалектико-материалистический.

Методологии, выражающий философские аспекты , системного подхода и служащий

основой изучения сущности и всеобщих черт системного знания, его

гносеологических оснований и категориально-понятийного аппарата, истории

системных идей и системоцентрических приемов мышления, анализа системных

закономерностей различных областей объективной действительности. В реальном

процессе научного познания конкретно-научного и философского направлений

системные знания взаимодополняют друг друга, образуя систему знаний в

системность. В истории познания выделение системных черт целостных явлений

было связано с изучением отношений части и целого, закономерностей состава

и структуры, внутренних связей и взаимодействий элементов, свойств

интеграции, иерархии, субординации. Однако это были разрозненные знания об

отдельных системных формах, не выходящих за рамки рассмотрения “предмета

как системы”. Утверждение в науке системности как одного из всеобщих

принципов методологии началось с появлением представлений о системном

устройстве мира. Коренное преобразование старой научной картины мира —

создание теории общественно-исторического развития К. Марксом и Ф.

Энгельсом и эволюционного ученья Ч. Дарвином — внесло в научное познание

материалистическую диалектику и макромасштабные представления об эволюции и

развитии объективного мира (включая в частности и теоретические

представления и больших системах — общественно-экономических формах и видах

животных и растений). Способ познания был впервые теоретически обоснован в

учении Маркса о диалектике естественно-исторического процесса, развитии

общественно-экономических формаций.

Маркс ввел в гносеологию и методологию о двух рядах качественной

определенности явлений. Второе качественное измерение (формационная)

предполагает, что предмет рассматривается не только сам по себе, но и как

часть (элемент) видо-родовой системы, где его качественные свойства

объясняются опосредованно — как типичные проявления свойств макросистемы.

Конкретную реализацию этот принцип методологии сложного знания нашел

в марксовом учении о труде (конкретном и абстрактном), товаре (его

потребительской стоимости и себестоимости), природных и социальных

качествах вещей — товаров, об общих и формационных законах народонаселения

и др.

Появление во второй половине 19-20 вв. фундаментальных теорий макро-

и микромира привело к утверждению многоуровневого и многомерного системного

понимания объективной действительности, к разработке адекватных

методологических принципов отображенных сложных объектов. Одним из таких

принципов является способ познания как составная часть современной научной

методологии.

Диалектико-материалистическая методология охватывает как

процессуальных, так и объектных (статических) аспектов реальности, опираясь

при этом на разнообразный арсенал научных методов. Способ познания в

основном ориентирован на изучении стабильных форм, структурных зависимостей

и соотношений (часть и целое, устойчивое единство, отношение субординации и

иерархии и т. п.). Однако в практике научного исследования он выступает в

диалектической связи с принципом развития, органически дополняет познания

процессов изменения, становления и развития.

Способ познания — одно из методологических оснований синтеза и

интеграции современного научного знания. Дифференциация научного знания

порождает существенную потребность в системном синтезе знаний, в

преодолении дисциплинарной узости, порожденной предметной или

методологической специализацией знания.

С другой стороны, умножение разноуровневых и разнопорядковых знаний о

предмете обусловливает необходимость в таком системном синтезе, который

расширяет понимание предмета познания при исследовании все более глубоких

оснований бытия и более системного изучения внешних взаимодействий. Способ

познания служит методологическим способом выявление системной специфики

теоретико-познавательных средств, применяемых в естественнонаучной и

инженерной сферах, а также развития эвристических приемов познания и

практической деятельности. Важное значение имеет также и системный синтез

разнообразных прочностных знаний, являющийся средством перспективного

планирования, предвидения результатов практической деятельности,

моделирования вариантов развития и их последствий и т. п.

Системный анализ

1. В одном смысле — совокупность методологических средств, используемых для

подготовки и обоснования решений по сложным проблемам политического, во ,

социального, экономического, научного, технического характера.

2. В широком смысле термин “системный анализ” иногда употребляют как

синоним “системного подхода”.

Привлечение методов системного анализа для решения указанных проблем

необходимо прежде всего потому, что в процессе принятия решений приходится

осуществлять выбор в условиях неопределенности, которая обусловлена

наличием факторов, не поддающихся строгой количественной оценке. Процедуры

и методы системного анализа направлены на выдвижение альтернативных

вариантов и сопоставление вариантов по тем или иным критериям

эффективности.

Интенсивное расширения сферы использования системного анализа тесно

связана с распространением програмно-целевого метода управления, при

котором специально для решения важной проблемы составляется программа,

формируется организация (учреждение или сеть учреждений) и выделяются

необходимые материальные ресурсы. Первой широкой программой такого рода

явился проект ГОЭЛРО, разработанный в 1920 г. на основе указаний

В.И.Ленина.

В развитых капиталистических странах, и прежде всего в США применение

системного анализа в сфере частного бизнеса началось с 50-х годов 20 века.

Одновременно системный анализ все шире проник и в сферу управления

деятельности государственно аппарата, прежде всего при решении проблем,

связанных с развитием вооруженных сил и освоением космоса.

Основой системного анализа считают общую теорию систем и системный подход.

Системный анализ однако, заимствует у них лишь самые общие исходные

представления и предпосылки его методологический статус весьма необычен: с

одной стороны системный анализ располагает детализированными методами и

процедурами, подчерпнутыми из современной науки и созданными специально для

него, что ставит его в ряд с другими прикладными направлениями современной

методологии; с другой — в рамках системного анализа применяется не строго,

основан на интуиции, качественные суждения, оценки и методы, при этом,

однако, необходимость их использования в каждом случае специально

обосновывается. В системном анализе тесно переплетены элементы науки и

практики.

Важнейшие принципы системного анализа сводятся к следующему: процесс

принятия решения должен начинаться с выявления и четкой формулировки целей;

необходимо рассмотреть всю проблему как целое, как единую систему и выявить

все последствия и взаимосвязи каждого частного решения, необходимы

выявления и анализ возможных альтернативных путей достижения целей; целей

отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей

программы.

Центральной процедурой в системном анализе является построение обобщенной

модели (или моделей), отображающей все факторы и взаимосвязи реальной

ситуации, которые могут проявиться в процессе осуществления решения.

Полученная модель исследуется с целью выяснения близости результата

применения того или иного из альтернативных вариантов действий к желаемому,

сравнительно затрат ресурсов по каждому из вариантов, степени

чувствительности модели и различным нежелательным внешним воздействиям.

Системный анализ опирается на ряд прикладных математических дисциплин и

методов, широко используемых в современной деятельности управления.

Техническая основа системного анализа современные вычислительные машина и

информационные системы.

Системный подход, направление методологии специально-научного

познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование

объектов как систем. Системный подход способствует адекватной постановке

проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения.

Системный подход ориентировочно исследован на раскрытии целостности

объекта и обеспечения его механизмов, на выявление многообразных типов

связи сложного объекта и сведения их в единую теоретическую картину.

Задачи адекватного воспроизведения в знании сложных социальных

идеологических объектов впервые в научной форме были поставлены К.Маркосом

и Ч.Дарвином. “Капитал” Маркса послужил классическим образцом системного

исследования как целого и различных сфер общественной жизни, а воплощенные

в нем принципы изучения органичного целого (восхождение от абстрактного к

конкретному, единство анализа и синтеза, логического и исторического,

выявление в объекте разнокачественных связей и их взаимодействия, синтез

структурно - функциональных и генетических представлений об объекте и т.п.)

явилось важнейшим как моментом диалектико-материалистической методологии

научного познания. Созданная Дарвином теория биологической эволюции не

только ввела в естествознание идею развития, но и утвердила представления о

реальности надорганизменных уровней организации жизни важнейшую предпосылку

системного мышления в биологии.

В 20 веке системное познание занимает одно из ведущих мест в научном

познании. Предпосылкой его проникновения в науку явился прежде всего

переход к новому типу научных задач. В целом ряде областей науки

центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования

сложных объектов; познания начинаю оперировать системами, границы и состав

которых далеко не очевидны и требуют социального исследования в каждом

отдельном случае. Во второй половине 20 века аналогичные по типу задачи

возникают и в социальной практике, в социальном управлении вместо

превалировавших прежде локальных, отраслевых задач и принципиально ведущую

роль начинают играть крупные комплексные проблемы, требования тесного

взаимоувязывания экономического, социально-экономического и иных элементов

общественной жизни (например, глобальные проблемы, проблемы социально -

экономического развития стран регионов, проблемы создания современных

производственных комплексов, развития городов, мероприятий по охране

природы).

Изменения типа практических задач сопровождается появлением

общенаучных и специально-научных концепций для которых характерно

использование в той или иной форме основных идей системного подхода. Наряду

с распространением принципов системного подхода на новые сферы научных

знаний и практически с середины 20 века начинается систематическая

разработка этих принципов в методологической практике. Первоначально

методологические исследования группировались вокруг задач построения общей

теоретической системы.

Однако развитие исследований в этом направлении показало, что

совокупность проблем методологии систематически исследовано существование

превосходящей рамки задач общей теории систем. Для обозначения этой более

широкой сферы методологических проблем и применяется термин “системный

подход”, который с 70-х годов прочно вошел в научный обиход. Системный

подход не существует ввиде строгих методологических концепций. Он выполняет

свои эвристические функции, оставаясь совокупностью познавательных

принципов, основной смысл которых состоит в соответственном ориентировании

конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко. Во-первых,

содержательные принципы системного подхода позволяют формировать

Страницы: 1, 2, 3, 4


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы