Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Возникновение и развитие философии. Основные направления

Возникновение и развитие философии. Основные направления

Содержание

Введение 3

Предпосылки и условия зарождения философии. 3

Философия Древнего Мира и Средневековья. 5

Философия Древнего Мира. 5

Античная философия. 7

Философия Средневековья. 11

Философия эпохи Возрождения и Нового Времени. 14

Философия эпохи Возрождения. 14

Философия Нового времени. 15

Понятие научно-философского мировоззрения. 21

Философия и наука: общее и различия. 21

Творчество и философия 25

Античность. 25

Христианство. 25

Возрождение. 26

Реформация. 26

Немецкая классическая философия. 26

Философия марксизма. 27

Зарубежная философия конца Х1Х - начала ХХ века. 27

Философия и мировоззрение. 29

Понятие мировоззрения 29

Структура мировоззрения 30

Функции мировоззрения 31

Основной вопрос философии и главные филосовские направления 33

Основной вопрос философии. 33

Агностицизм 34

Эмпиризм 35

Идеализм 35

Реализм 36

Материализм 37

Рационализм 38

Сознание 39

Дух 40

Идея 40

Субстанция 41

Материя 41

Выводы 42

Список использованной литературы 44

Введение

В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное

место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла

многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали

самые различные философские школы и течения.

Слово «философия» – греческого происхождения и буквально означает «любовь к

мудрости». Философия представляет собой систему взглядов на окружающую нас

действительность, систему наиболее общих понятий о мире и месте в нем

человека. С момента своего возникновения она стремилась выяснить, что

представляет собой мир как единое целое, понять природу самого человека,

определить, какое место занимает он в обществе, может ли его разум

проникнуть в тайны мироздания, познать и обратить на благо людей

могущественные силы природы. Философия таким образом, ставит самые общие и

вместе с тем очень важные, коренные вопросы, определяющие подход человека к

самым разнообразным областям жизни и знания. На все эти вопросы философы

давали самые различные, и даже взаимоисключающие ответы.

Борьба между материализмом и идеализмом, формирование и развитие в этой

борьбе прогрессивной, материалистической линии являются законом всего

многовекового развития философии. В борьбе материализма против идеализма

выражалась борьба прогрессивных классов общества против реакционных

классов. В древнейшие времена философия существовала в Китае и в Индии. В

VММ-VМ вв. до н.э. философия возникла в древней Греции, где она достигла

высокого развития. В средние века философия как самостоятельная наука не

существовала, она была частью богословия. XV-XVМ века знаменуют собой

начало решительного поворота от средневековой схоластики к опытному

исследованию. Рост капиталистических отношений, промышленности и торговли,

великие географические и астрономические открытия и достижения в других

областях естествознания привели к возникновению нового мировоззрения,

опирающегося на опытные знания. Благодаря открытиям Коперника, Галилея,

Джордано Бруно наука сделала огромный шаг вперед.

Путь философского осмысления мира очень сложен. Познание всегда включает в

себя частицы фантазии.

Философия существует около трех тысячелетий, и все это время в ней идет

борьба противоположных взглядов, которая не прекращается и сейчас. Почему

же идет эта борьба, каковы ее причины?

Предпосылки и условия зарождения философии.

Реальный процесс возникновения развития и смены философских идей изучает

особая наука - история философии.

История философии - это история самосознания человеческой культуры, т.е.

в конечном счете, сама мировая история, но не в эмпирическом, а в

сущностном, категориальном выражении.

Отражая историю человечества, в истории мировой философии ставились и

решались разные проблемы, которые по-разному и ставились и решались.

Философское наследие актуально и по сей день, имеет непреходящую

ценность.

Каковы исторические типы философии?

Это:

-Философия древнего мира, включающая в себя:

-Индийскую философию

-Китайскую философию

-Античную философию

-Философия средневековья

-Философия эпохи возрождения

-Философия нового времени 17 века

-Философия эпохи просвещения

-Европейская философия 19 века

-Современная философия 20 века.

Каждый из этих этапов философии отличался рядом особенностей:

* Античная философия - развивалась под влиянием,

-С одной стороны - мифологии,

-С другой - формирующейся в Древней Греции науки.

* Средневековая философия - развивалась в тесной взаимосвязи с

религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.

* Философия эпохи Возрождения (15-16 в.в.) - развивалась под сильным

воздействием искусства. Именно тогда начинается новое прочтение античной

литературы; эстетический подход играет большую роль в формировании взглядов

гуманистов.

* Философия Нового времени (17 в.) - для неё характерна ориентация на

науку. Причём под наукой понимали экспериментально-математическое

естествознание, которое существенно отличалось от античной и средневековой

науки, ещё не знавших эксперимента.

* Философия эпохи Просвещения (18 в.) - основывается на критике религии,

теологии, её важной функцией явилась идейная подготовка французской

революции. Большое значение придаётся разуму как двигателю общественного

прогресса.

* Европейская философия 19 века - выступила в качестве «критической

совести культуры», а её ведущие представители не просто сумели проникнуть в

суть коренных интересов современников, но и встала на их защиту, включились

в борьбу за решение серьёзных исторических задач. Этот период

характеризуется тем, что мир начинает принимать форму индустриальной

цивилизации - в странах Европы идёт смена общественно-политического строя

(феодальные основы общества меняются на капиталистические).

* Философия 20 века - характеризуется новым этапом западноевропейской,

русской философии и связями с именами философов экзистенциалистов,

неофрейдистов, с идеями философии жизни, идеологии франкфуртской школы и

т.д. Новая эпоха с её ценностями и представлениями отразилась в философских

учениях.

По Гегелю философия есть «эпоха, отражённая в мышлении». При всём

своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, что позволяет говорить о ЕДИНСТВЕ историко-философского

процесса.

Говоря о генезисе (греч. Genesis - происхождение, возникновение)

следует отметить, что философия формируется в тот период, когда традиционно

- мифологические представления становятся неспособными удовлетворить новые

мировоззренческие запросы.

Менялись социально-экономические условия, рушились старые формы связи

между людьми, они требовали от индивида выработки новой жизненной позиции.

Философия и была одним из ответов на это требование.

Что она предлагала человеку?

* Новый тип самоопределения: не через привычку, а через собственный разум.

* Философ говорил ученику: не принимай всё на веру, думай сам. На место

обычая пришло образование.

ВЫВОД:

Таким образом:

- Философия отражает трагическое противостояние между традицией, и

новыми отношениями (формированием права и государства).

- Философия - именно такой тип мировоззрения, который во все времена

передавал в теоретической или художественной форме крзисность эпохи и

рождение новой культуры.

Философия Древнего Мира и Средневековья.

Философия Древнего Мира.

Философию Древнего Мира разделяют на:

философию Древнего Востока

Античную философию.

1. Философия Древнего Востока представлена культурами Древнего Египта,

Вавилона, Индии и Китая.

А. Древний Египет и Вавилон.

Первые философские представления стали складываться в Древнем

Вавилоне и Древнем Египте, где рабовладельческие общества образовались ещё

в 4-3 тыс. до нашей эры и, стало быть, появилась возможность некоторым

людям заниматься умственным трудом.

Зарождение философской мысли протекало неоднородно, под воздействием

двух мощных процессов:

- с одной стороны – космогонической мифологии

- с другой – научных знаний.

Это отразилось на её характере.

Черты:

1. Философская мысль включала в себя представления о материальной

первооснове мира. В качестве таковой выступала вода - источник всех живых

существ.

Часто упоминался в древнеегипетских памятниках воздух, заполняющий

пространство и «пребывающий во всех вещах».

2. «Теогония» и «космогония» Древнего Египта.

Большая роль отводилась светилам, планетам и звёздам. Они играли роль не

только для исчисления времени и для предсказаний, но и как творящие мир и

постоянно действующие на него (мир) силы.

3. Зарождение в философии скептицизма в отношении религиозной мифологии.

Письменные памятники:

-«Книга мёртвых» - самая древняя книга в мире.

-«Диалог господина и раба о смысле жизни»

-«Песня арфиста»

-«Беседа разочарованного со своим духом».

ВЫВОД:

Философская мысль здесь (Египет, Вавилон) ещё не достигла уровня

характерного для более развитых стран того времени. Тем не менее, воззрения

египтян оказали существенное влияние на последующее развитие науки и

философской мысли.

Б. Древняя Индия:

В Индии философия возникла (как свидетельствуют памятники

индийской философской культуры) во 2 - начале 1 тыс. до нашей эры, когда

вторжение Ариев (скотоводческих племён) с северо-запада, покорение ими

населения страны, разложение первобытнообщинного строя, привели к появлению

в Древней Индии классового общества и государства.

1-й этап - Ведический:

Первым памятником мысли древних индийцев Веды (в переводе с санскрита

означает «знание»), которые сыграли определяющую роль в развитии духовной

культуры древнеиндийского общества, включая и развитие философии.

Создавались Веды, очевидно, с 1500 по 600 г. г. до нашей эры, они

представляют собой обширный свод религиозных гимнов, заговоров, поучений,

наблюдений над природными циклами, «наивные» представления о происхождении

- творении мироздания.

Веды делятся на 4 части:

-самхиты - религиозные гимны, «священное писание»;

-брахманы - сборник ритуальных текстов;

-арамьяки - книги лесных отшельников (с правилами их поведения);

-упанишады (сиденье у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.

2-й этап - Эпический (600 г. до нашей эры - 200 г. до нашей эры):

В это время создаются два великих эпоса индийской культуры - поэмы

«Рамаяна» и «Махабхарата».

* Появляются философские школы, поскольку для древнеиндийской философии

характерно развитие в рамках определённых систем или школ.

Эти школы делятся на две большие группы:

1 группа: Ортодоксальные - признающие авторитет Вед.

1. Санкхья - 6 век до нашей эры

2. Ванжеишка - 6 - 5 века до нашей эры

3. Миманса - 5 век до нашей эры

4. Веданты - 4-2 века до нашей эры

5. Ньяя - 3 век до нашей эры

6. Йога - 2 век до нашей эры

2 группа: Неортодоксальные (не признающие авторитет Вед).

1. Джайнизм - 4 век до нашей эры

2. Буддуизм 7-6 века до нашей эры

3. Чарвака - Локаята.

3-й этап - Написание сутр (3 век нашей эры - 7 век нашей эры):

Происходит систематизация и обобщение накопленного философского

материала.

Общие черты философских школ Древней Индии:

1. Окружающий мир и личность тесно связаны. Вл. Соловьёв (русский

философ): «Всё есть одно - это было первое слово философии, и этим

словом впервые возвещалось человечеству его свобода и братское

единение... Всё есть видоизменение единой сущности».

2. Философия Древней Индии направлена внутрь человека. Высшая цель жизни -

освобождение от страданий мира и достижение состояния просветления, и

блаженства - Нирваны.

3. Жизненные принципы - аскеза, самоанализ, самоуглубление, недеяние.

Т.е. философия выступает не только как теория, а ещё как образ жизни,

руководства жизнью.

4. Философия носит абстрактный характер, решает проблемы первопричины,

абсолюта, размышляет над тем, что владеет душами.

5. Учение о перерождении- бесконечная цепь перерождений, вечный круговорот

жизни и смерти. Закон космического порядка и целесообразности заставляет

неживую материю стремиться к преобразованию в живую, живую - в

сознающую, разумную, а разумную к духовному, нравственному совершенству.

6. Учение о Карме - сумме злых и добрых дел каждого человека. Карма

определяет форму очередного перерождения.

Т.О. Индийская философия явилась огромным прыжком человеческого духа от

полной зависимости от материального мира к его свободе.

В. Древний Китай.

Китай - страна древней истории, культуры, философии. В середине 2-го

тысячелетия до нашей эры в государстве Шань - Инь (18-12 века до нашей эры)

возникает рабовладельческий уклад хозяйства.

В 12 веке до нашей эры в результате войны государство Шань - Инь было

уничтожено племенем Чжоу, которое создало свою династию.

В 221 г. До нашей эры Китай объединился в могучую империю Цинь и начался

новый этап развития государства и философии.

Философия Китая решает ряд общечеловеческих проблем:

осознание природы, общества, человека

взаимосвязь человека и природы.

Основные философские школы в Древнем Китае:

1. Натурфилософы (сторонники учения об Инь и Янь) развивали учение о

противоположных началах (мужских и женских, тёмное и светлое, восход и

заход). Найти гармонию, согласие между началами - вот одна из задач

тогдашней философии.

2. Конфуцианство (Конфуций 551-479 г.г. до нашей эры - виднейший мыслитель

и политический деятель, основатель школы конфуцианства):

* В основе взглядов Конфуция лежало традиционное религиозное

представление о Небе. Это великое начало, верховное божество, которое

диктует свою волю человеку. Небо - всеобщий прародитель и великий

управитель: рождает на свет человеческий род и даёт ему жизненные правила.

* Идеализация древности, культ предков, восполнение норм СЯО -

сыновья почтительность и забота о родителях.

* Каждый человек должен соответствовать своему назначению и быть

послушным (в соответствии с субординацией)

3. Даосизм - учение о великом Дао (о пути вещей).

Основатель Лао-Цзы (6 - 5 в.в. до нашей эры).

Главная идея:

* жизнь природы и людей не управляется «волей неба», а протекает по

определённому пути - Дао.

Дао - естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Цы

(воздух, эфир) составляет основу мира.

*В мире всё находится в движении и изменении, всё постоянно меняется, как

бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек

не должен вмешиваться в естественный ход вещей, т.е. смысл жизни - в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы