Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Лекция Философия как мировоззрение

Лекция Философия как мировоззрение

"утверждаю"

начальник кафедры гуманитарных

и социально - экономических дисциплин.

подполковник В. Грабарь

" " 1998г.

ЛЕКЦИЯ №1

ФИЛОСОФИЯ КАК МИРОВОЗРЕНЧЕСКА СИСТЕМА, ЕЁ СМЫСЛ И

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Лекция обсуждена и одобрена на ПМК

философии

Протокол № от " "

1998 г. Председатель ПМК

философии

Полковник

В. Карпов

ВВЕДЕНИЕ В КУРС «ФИЛОСОФИЯ»

Товарищи курсанты !

Сегодня мы с Вами начинаем изучать новую. неизвестную для вас (в своем

большинстве)область знаний ,которая носит название «Философия».

Перед нами встает ряд вопросов :

-«Зачем нам нужна философия ?»

-«Что есть такое философия ?»

-«Каков ее предмет и смысл?»

-«Как изучать философию?»

Ответив на три последних вопроса мы придем к пониманию первого

вопроса.

Отвечая на 4-й вопрос «Как изучать философию?» мы должны исходить из

понимания философского знания ,которое позволяет выделить этапы

его овладения:

1-й этап: Овладение категориальным аппаратом философской науки ,так

как знание категорий является фундаментом успешного

изучения философии.

2-й этап: Формирование философско-методологического стиля мышления .

Так как специфика философского познания состоит в том, что она

выполняет функцию опережающего отражения действительности.

3-й этап: Знакомство и овладение системой собственно философских

методов познания.

Как же построен наш курс «Философии»?

Он рассчитан на 90 часов , читается в 3 и 4 семестрах ,состоит из 7

разделов:

Первые три раздела рассмотрим в 3 семестре:

1-й раздел :Роль философии в жизни человека и обществе.

2-й раздел: Человек во вселенной. Философская ,религиозная и научная

картины мира.

3-й раздел : Познание , его возможности и границы.

Знание и вера.

В 4-ом семестре:

4-й раздел : Общество :Многообразие культур ,цивилизаций, форм

социального опыта .

5-й раздел: Природа человека и смысл его существования .

6-й раздел : Человек в мире культуры .

7-й раздел: Философские проблемы мира, войны и армии.

Учебные занятия проводятся в форме лекций ,семинаров, индивидуальных

контрольных собеседований, самостоятельной работы под

руководством преподавателя.

Формы отчетности:

4-й семестр - экзамен.

В 4-ом семестре выполняется курсовая работа по философии за которую

выставляется оценка в приложение к диплому.

На кафедре организована военно-научная работа курсантов ,в том

числе и на ПМК «Философии».

Основная литература :

1. Основы философии. Учебное пособие .Под редакцией Е.В. Попова.

М .: «ВЛАДОС», 1997.

2. Канке В.А. Философия . Исторический и систематический курс. М.:

«ЛОГОС» ,1997.

3. Введение в философию , В 2-х частях М.: Политиздат ,1989.

3. Философский энциклопедический словарь .М.: «ИНФРА-М»,1997.

4. Философия. Программа, планы семинаров, практических занятий и

самостоятельной работы под руководством преподавателя .Пермь.:1998.

Дополнительная литература :

6. Радугин А.А. Философия курс лекций .М.: «ВЛАДОС»1995

6. Философия .Учебник . Под. Ред. Кохановского В.П. Ростов- на

Дону.:»ФЕНИКС» ,1998.

7. Философия .Курс лекций .Под ред. Калашникова В.А. «ВЛАДОС»,1997

8. Основы философии в вопросах и ответах. Уч. Пособие. Ростов - на

Дону.: »ФЕНИКС» ,1997.

9. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия .Учебник. М.: «ПРОСПЕКТ», 1997.

ТЕМА: Философия как мировоззренческая система ,ее смысл и

предназначение.

План лекции:

Вступление

1 вопрос: Философия как мировоззрение , ее особенности .

Основные проблемы.

2 вопрос: Философия как наука . Предмет и функции

философии.

Заключение

Время:

Аудитория: №

Литература :

1. Основы философии. Учебное пособие .Под ред. Е.В. Попова.

М .: «ВЛАДОС», 1997.с.4-23

2. Канке В.А. Философия . Исторический и систематический курс. М.:

«ЛОГОС» ,1997.с.3-9

3. Введение в философию , В 2-х ч. М.: Политиздат ,1989.с20-74

4. Философский энциклопедический словарь .М.: «ИНФРА-М»,1997.с.6-37

5. Философия .Программа, планы семинаров, практических занятий и

самостоятельной работы под руководством преподавателя

.Пермь.:1998.с.6-113

ВСТУПЛЕНИЕ.

А сейчас переходим к рассмотрению 1-й лекции 1-го раздела курса

«Философия»: «Роль человека в жизни человека и общества».

Тема : « Философия как мировоззренческая система ,ее смысл и

предназначение».

В чем актуальность данной темы?

1. В период глубинных перемен ,происходящих во всех структурах

политики ,экономики , культуры нашей страны, становятся главными

проблемы мировоззренческой ориентации человека , осознание им

своего места и роли в обществе, социальной и личной активности,

ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей

деятельности.

2. В становлении и формировании мировоззренческой культуры философия

всегда играла особую роль, связанную с ее многовековым опытом

критически- рефлексивного размышления но глубинными ценностями и

жизненными ориентациями. Философия во все времена эпохи брала на

себя функцию бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том

, что такое человек, как ему жить, на что ориентироваться, как

вести себя в период кризисов культуры.

3. Личная значимость данной темы выражается необходимостью уяснения

себе ,что такое философия, каков ее предмет и смысл,

в чем состоит ее назначение.

Мы выделили в лекции два вопроса , потому что наиболее распространен

взгляд на философию:

1. во- первых - как на тип мировоззрения (о чем будем говорить в

первом вопросе);

2. во- вторых- как на науку (2-й вопрос).

Кроме того , имеют место взгляды на философию:

-как на форму общественного сознания ;

-как на мироощущение

-как на миропонимание;

-как на практическое действие (В. Канке. Философия.).

Вопрос №1:

Философия как мировоззрение, её особенности.

Основные проблемы философии.

1. Объективные и субъективные предпосылки возникновения философии.

Философия - одна из древнейших и увлекательнейших областей

человеческого знания, духовной культуры, ставшая в последствии

устойчивой формой общественного сознания, зародилась в VII-VI веках

до нашей эры в Индии, Китае, Древней Греции.

Возникновению философии способствовали объективные и субъективные

предпосылки, сложившиеся на тот исторический период в древнем

обществе:

А) Объективные предпосылки:

1) Социально-политические:

-общественное разделение труда;

-систематическое производство материальных благ, содержательно

изменившее человека и поставившее его в принципиально новое

отношение к природе: приспособление к условиям жизни

сменяется их преобразованием;

-разделение общества на классы;

-возникновение государств, городов- мегаполисов с

демократической формой государственного устройства (Афины Спарта);

2) Культурно-исторические:

-создание письменности;

-возникновение наук (математики, астрономии, физики,

географии, медицины);

-возникновение и развитие различных видов искусства;

-возникновение образовательных учреждений (ликеи, академии);

-наличие в обществе мифологии и религии как здоровых начал

культуры.

Б) Субъективные предпосылки - т.е. предпосылки связанные с развитием

самого человека, его духовного мира.

1) Осознание древним человеком бытия в целом, самого себя и своих

границ.

Перед человеком открывается глубина мира и собственная

значимость. Человек начинает осмысливать мир и себя как

проблему, начинает ставить радикальные вопросы, ищет понимания

и спасения.

Этот духовный процесс имел решающее значение для формирования

философии и начался он за тысячелетие до нашей эры, т.е. до

рождества Христова. Карл Ясперс, немецкий философ XX века, это

время назвал "основным временем". В период между 800 и 200 г.г.

до нашей эры произошёл самый резкий поворот в истории,

принёсший много необычного.

В этот период:

-в Китае - жили мыслители Конфуций, Лао-цзы, Мо-цзы;

-в Индии - возникли Упанишады, жил Будда;

-в Иране - Заратустра учил о мире, где идёт борьба добра со

злом;

-в Палестине - выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия и

Второисайя;

-в Греции - это время Гомера, философов Фалеса, Парменида,

Гераклита, Платона, драматургов Эсхила, Еврипида и

Софокла, историка Фукидиды и механика Архимеда.

Всё, что связано с этими именами, возникло почти одновременно в

течении немногих столетий в Китае, Индии и на Западе Европы,

независимо друг от друга.

2) Сформировавшиеся возможности человеческого сознания и психики,

связанные с абстрактным, рационально-чувственным отображением

мира

Уже древние философы указали на два источника из которых

"рождается" философия:

а) Способность удивляться.

Древнегреческий философ Аристотель считал, что всё наше

знание, а философия в особенности обязано такой способности

человека, как способности "удивляться". Чем богаче, сложнее

духовный мир личности, тем сильнее развита у ней эта

способность. Человеку умственно, нравственно развитому

приятно и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная

работа мысли. "Мыслю - следовательно существую", - говорит

великий философ и учёный Декарт (XVII в.).

б) Переживание.

Человек не только познаёт мир. Он живёт в нём. Человеческое

отношение к миру (и к самому себе) есть переживание, а

самым глубоким и сильным в нём является переживание

времени, т.е. конечности собственного бытия, переживание

неизбежности смерти. Именно смерть называет Сократ

(древнегреческий философ V век до нашей эры) вдохновляющим

гением философии. Только человек знает о неизбежности

собственной смерти, и это заставляет его думать о смысле

жизни - а это и есть философствование.

2. Мировоззрение: структура, черты, общественно-исторический характер,

типы.

Возникновению философии способствовало (как мы указали выше) дальнейшее

совершенствование человеческого разума и условий жизни людей, а это

также привело к замене миросозерцания на мировоззрение.

В отличие от миросозерцания мировоззрение не может базироваться на

интуитивном постижении мира. Оно нуждается в понимании природы, в её

осмыслении с помощью понятий, в отличии от наглядно-образного

миросозерцания.

Человеку потребовался более широкий кругозор, обеспечивающий

способность видеть тенденции, перспективы развития мира, понимать

смысл и цели своих действий, своей жизни: зачем он делает то или это,

к чему стремится, что это даст людям.

Такого рода представления о мире и месте в нём человека называют

мировоззрением.

Явление это многомерно, оно формируется в различных областях

человеческой жизни, практики, культуры. К духовным образованиям,

причисляемым к мировоззрению, относится философия. Её роль в решении

мировоззренческих проблем очень велика.

Вот почему для ответа на вопрос, что такое философия, нужно, хотя бы в

общем виде, прояснить, что такое мировоззрение.

Мировоззрение носит общественно-исторический характер, т.к. сама жизнь

людей в обществе носит исторический характер. Вслед за изменением

всех составляющих общественно-исторического процесса изменяется

мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей.

Мировоззрение - это сложное, интегральное образование, в котором

принципиально важны связь его компонентов.

Какие это компоненты?

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ.

1. Знания - совокупность сведений об окружающем мире. Они бывают

научными, профессиональными (военными), повседневно-

практическими. Чем солиднее запас знаний у человека, тем более

серьёзную опору может получить его мировоззрение.

2. Ценности - это особое отношение людей ко всему происходящему в

соответствии с их целями, потребностями, интересами, тем или

иным пониманием смысла жизни. Ценности характеризуются такими

понятиями, как "значимость", "полезность" или "вредность".

Значимость показывает степень интенсивности нашего отношения -

что-то трогает нас больше, что-то меньше, что-то оставляет нас

спокойными.

Полезность показывает нашу практическую нужду в чём-то. Ею могут

характеризоваться материальные и духовные ценности: одежда,

кров, орудия труда, знания, умения и т.д.

Вредность - это наше негативное отношение к какому-то явлению.

3. Эмоции - это субъективная реакция человека на воздействие внутренних

и внешних раздражений, проявляющихся в виде удовольствия или

неудовольствия, радости, страха и т.д.

Жизнь постоянно рождает в людях сложную гамму эмоций. Среди них

могут быть "мрачные" эмоции: неуверенность, бессилие, печаль,

горе и т.д.

Вместе с тем, людям присущ целый спектр "светлых" эмоций:

радость, счастье, гармония, удовлетворённость жизнью и др.

Мощный импульс мировоззрению дают нравственные эмоции: стыд,

совесть, долг, милосердие. Ярким выражением влияния эмоций на

мировоззрение служат слова знаменитого философа И. Канта: "Две

вещи наполняют душу всегда новым и всё более сильным

удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы