Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Лекции по философии

Лекции по философии

1. Ф.: ее предназначение, смысл, функции. Категориальный инструментарий Ф.

Ф. - особая система знаний предназначенная для решения целого

ряда

взаимосвязанных проблем, возникающих и в естественно научном исследовании

и в

историческом познании, и в повседневной производственной и

политической

деятельности.

Основные ф-ции: 1) синтез знаний и создание единой картины

мира,

соответствующей определенному уровню развития наки, культуры и

исторического

опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззрения; 3) разработка

общей

методологии познания и деятельности человека в окружающем мире.

Каждая наука изучает свой круг проблем. Для этого вырабатывает

собственные

понятия, к-рые применяются в строго определенной области для более или

менее

ограниченного круга явлений. Однако, ни одна из наук, кроме Ф., не

занимается

специальным вопросом, что такое "необходимость", "случайность", etc. хотя

может

использовать их в своей области. Такие понятия являются предельно

широкими,

всеобщими и универсальными. Они отражают всеобщие связи,

взаимодействия и

условия существования любых вещей и называются категориями (см. глоссарий).

Основной вопрос: Основные задачи или проблемы касаются выяснения

отношений

между человеческим сознанием и внешним миром, между мышлением и окружающим

нас

бытием.

2. Ф. как теоритическая основа мировоззрения. Культурно-исторические типы

М.

Человек всегда задумывался над тем каково его место в мире, зачем он

живет,чем,

смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть etc. Каждая эпоха и

каждая

общественная группа или класс имеют какое-либо представление о решениии

этих

вопросов. Сумма всех таких решений и ответов образуют М., к-ая

вырыжается

посредством категорий. Оно играет особую, очень важную роль во

всей

деятельности людей или как говорят обладает особой методологической ф-ей

от

греч. methods-способ,путь logos-учение.В центре ф-их проблем стоят вопросы

о М.

Одной из основных ф-ий Ф. является обоснование оправдание и анализ М.

Ф.

теоритическое ядро М.

Исторические типы М.: Обусловленные той или иной исторической эпохой тем

или

иным общественным классом, определенные нормы и принципы сознания

стили

мышления. и в зависимости от того, совпадают ли интересы данного

класса с

объективной тенденцией общественного развития, является ли он носителем

более

прогрессивного способа пр-ва или нет, его М. по своему содержанию может

быть

научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим,

революционным

или реакционным. Например: М. буржуазии когда она противотояла феодализму

было

сначала прогрессивным, после утверждения у власти буржуазия и ее М.

становится

консервативным или реакционным.

3. Генезис Ф., ее основные ист. типы.

Возникновение Ф. относится к глубокой древности. Зачатки Ф. знаний

отчетливо

обнаруживаются в VI-V вв. до н.э. в Китае, Индии и наиболее развитых

странах

Средиземноморского бассейна.

Важным фактором содействовавшим появлению Ф. и зарождению нового

мировоззрения

было возникновение древнегреческой рабовладельческой демократии. Чтобы

добится

власти необходимо было опровергнуть противника, т.е. доказать правоту,

так

возникла особая форма обмена информацией - док-во. В итоге

систематическое

мышление + математика наехали на мифологию, и возникновение нового М.

стало

ист. необходимостью.

Итак, разложение мифологического М. стимулировало поиск новых форм

объяснения

мира => развивается логика (Аристотель). Переход к феодальному обществу

привел

к упадку самостоятельного значения античной Ф. Господствующей формой

религии

стало христианство. Ф. почти на 1 тыс. лет становится служанкой богословия,

но

полного застоя в средневековье не было. Освобождаясь от пут

феодальных

отношений человек -> к самоутверждению, к более верному пониманию своего

места

в мире. С этим стремлением связана эпоха Возрождения. С развитием

науки

возникают гносеоцентрические программы (gnosis - знание). Одна -

рационализм

(ratio - разум) - выдвигает на первый план логическое основание науки,

другая -

эмпиризм (emperia - опыт) - знания возникают из опыта и наблюдений,

внутри

каждого борятся материалисты и идеалисты.

Развитие науки в общественной жизни XVIII-XIX вв. обнаруживает узость

всех

прежних Ф. систем. Рабочий класс -> к своему освобождению не может

его

осуществить без нового рев. М., без новой Ф. Ее создают Маркс и

Энгельс. В

первой четверти XX в. развитие Ф. марксизма было связано с Лениным.

XX в. в своей культурно-ист. эволюции вызвал к жизни множество Ф. течений

таких

как: неопозитивизм (задача о логическом анализе языка науки),

неотомизм,

прагматизм (принцип практичности), etc.

4. Ф. древнего Востока.

ФДВ на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к трем

центрам:

древнеиндийская, древнекитайская цивилизации и древняя цивилизация

Среднего

Востока. ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилизаций.

Причины возникновения: 1.социально-экономическая (переход от меди к

железу)

2.товарно-ден. отнош. 3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во

5.

духовная жизнь.

В Индии процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой брожения умов".

Ф. возникает в Индии как критика брахманизма. Основные ф-ие школы:

аджика

(адживика) (фатально-натуралистическое учение), джайнизм (познание

мира),

буддизм (попытка осознать духовное и телесное). Индийская Ф.

систематически

излагалась в сутрах Веды - первые священные книги древней Индии,

результатом

дальнейшей разработки канонов учения стали Брахманы (I тыс. до н.э.

ритуальные

тексты), араньяки ("лесные книги для отшельников" середина I тыс. до

н.э.),

упанишады ("знания полученные у ног учителя" до II тыс. до н.э.).

Для

древнеиндийской школы хар-ны:1.внимание к вопросам поиска сущности

чел. и

окружающего мира 2.признание тождества между микро- и макрокосмосом

3.признание

существование 4-х уровней бытия: телесный, уровень сост. из жизненного

я,

уровень состоящий из сознания, сост. обобщающее в себе все три уровня -

"атман"

В Китай процесс зарождения Ф. наз-ся "эпохой борющихся царств".

Первые ф-ы бродяги критиковали мифологию. Ф-ы крутые Конфуций и Лао-дзы.

Для

древнего Китая хар-на опора на священные книги - "пятикнижие". Аскеты,

бродячие

мудрецы - первые критики мифологиии, подготовили эпоху борющихся царств.

Уже в

наиболее ранней из книг упоминается два принципа янь и инь олицитворяют

два

взаимодополняющих начала (муж. и жен.). Позже включена категории ци

-

нематериальная субстанция, что пронизывает весь космос. Расцвет приходится

на

время существования 6 классических школ.

Буддизм - зародился в Индии в VI-V вв. до н.э., видит освобождение от

страданий

на пути нравственого совершенствования, удаления от мира и достижения

путем

особых духовных медитаций и физических упражнений состояния нирваны. В

первых

веках нашей эры буддийская религия терпевает поражение.

5. Космологизм ранней древнегреческой Ф.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет

культуры и

Ф. За этот период были созданы новое немиф. М., новая картина мира,

центральным

элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю,

человека,

небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму

и в

нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется.

Из

чего возникает, к чему возвращается никто не знает. Одни греческие

ф-ы

(натурф-ы) считают, что основой вещей является чувственно

воспринимаемые

элементы кислород, огонь, вода, земля и определенное вещество - апейрон;

другие

(пифагорейцы) видели ее в математических атомах; третьи (элеаты)

усматривали

основу мира в едином, незримом бытии; четвертые считали такой

основой

(Демокрит) неделимые атомы; пятые (школа Платона) - земной шар лишь

тень,

результат воплощения царства чистой мысли.

Разумеется все эти Ф. направления были во многих отношениях

наивными и

противоречивыми друг другу. Не порвав еще до конца с мифологией, они

отводили

богам, сверхестественным силам второстепенное, а то и третьестепенное

место,

пытались познать мир из него самого.

На первых порах древнегерческие ф-ы не осознавали, что основной вопрос Ф.

может

иметь разное значение, но уже в V в. до н.э. (esp. Платон, Демокрит)

четко

обозначились две противоборствующие линии, борьба между к-рыми проходит

через

всю дальнейшую историю Ф.

6. Материалистическая линия в древнегреч. Ф.

Особое место в Ф. античности занимает материалистическое направление.

Его

представители полагали, что все вещи произошли из какого-то одного, и

притом

вещественного начала. Материализм Ф. античности развивали Эмпедокл,

Анаксагор,

Левкипп, Демокрит, а позднее Эпикур. Они пришли к выводу, что Сущ. материал

из

к-го сост. все вещи, что значительно позднее назвали субстанцией.

Согласно

Фалесу это вода, Анаксимел -> воздух, Гераклит -> огонь, Эмпедокл ->

земля +

вода + огонь + воздух. Из того, что хотя все вещи возникают они не из

ничего, а

из других вещей и хотя они гибнут они превращаются не в ничего а в другие

вещи

следует, что вечных вещей нет, а есть нечто лежащее в их основе.

Демокрит считал, что атомы это твердые, абсолютно непроницаемые

тельца

(угловатые, крючкоподобные, шарообразные). 1.атомы сущ. вне нашего

сознания и

независимо от него 2.они обладают определенными физ. хар-ми 3.они не

состоят из

более мелких частиц 4.атомы вечны и неизменны 5.все явления природы

объясняются

св-ми атомов.

Хотя большинство этих положений было переосмысленно, значение

древнегреч.

атомистических идей оказалось исключ. большим и предопределило

дальнейшее

развитие в этой области.

7. Ф. Платона и Аристотеля.

Платон - основатель объективного идеализма. Согласно учению Платона лишь

мир

идей представляет собой истинное бытие, а конкретные вещи - это нечто

среднее

между бытием и небытием, они только тени идей. Платон объявил мир

идей

божественным царством, в к-ром до рождения человека пребывает его

бессмертная

душа. За тем она попадает на грешную землю, где временно находясь в чел.

теле,

как узник в темнице она вспоминает о мире идей. Познание по Платону

есть

воспоминание душой своего доземного существования. Считал, что

чувства

обманывают человека, и поэтому советовал для познания истины "закрыть

глаза и

заткнуть ушы" и довериться своей вспоминающей о своем божественном прошлом

душе

Аристотель - создатель логики, был учеником Платона, но отверг

его

идеалистическую теорию идей. По мнению Аристотеля Платон создал

идеальный

сверхчувственный мир наряду с миром реальным. In his humble opinion

идея

("форма") неразрывна с вещью, каждая вещь состоит изз двух начал -

материи и

формы. В основе мироздания находится неопределенный пассивный

субстрат -

"первая материя". Однако, в таком виде материя сущ. только в

абстракции. В

действительности она определяется активностью самих по себе

нематериальных

форм. Материя это возможность, способность вещи, форма - ее

действительность.

Возможность переходит в действительность благодаря движению.

Форма

материализуется, материя формируется. Бог играет роль неподвижного

двигателя

мира, к-рый един и вечен.

8. Этическое учение в Ф. Сократа, Эпикура, стоиков.

Этика - (греч. ethos - привычка, обычай) одна из древнейших

теоретических

дисциплин, объектом изучения к-рой является мораль.

Сократ - древнегреч. ф-ф учение к-рого знаменует поворт от

материалистического

натурализма к идеализму. Об учении С., к-рый ничего не писал, можно судить

лишь

на основании свидетельств Платона и Аристотеля. "Познай себя" - гл. тезис.

Дал

образцы определения и обобщения этических понятий, например

"доблести" и

"справедливости". В споре старался обломать собеседника кучей

невтемных

вопросов дабы ум начал искать истинное решение вопроса. Этика

С.

рационалистична. По С. дурные поступки порождаются только незнанием, и

никто не

бывает злым по доброй воле.

Эпикур - греч. ф-ф, материалист. Отрицал вмешательства богов в дела

мира и

исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним

источником

движения. В этике Э. обосновывает разумное наслаждение, в основе к-рого

лежит

индивидуалистический идеал уклонения от страданий, достижения

спокойного и

радостного состояния духа. Наиболее разумным для человека является

не

деятельноть, а покой (атараксия).

Стоики - представители Ф. учения конца IV в. до н.э. на базе

эллинистической

культуры в связи с распространинием космополитических и

индивидуалистических

идей и развитием техники, на основе матем. знаний. Представители:

Зенон,

Хрисипп. Считали, что главная задача Ф. в этике, знание - лишь ср-во

для

приобретения мудрости, умения жить. Жить надо сообразно природе. Таков

идеал

истинного мудреца. Счастье в свободе от страстей, в спокойствии

духа, в

равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой: того, кто хочет судьба

ведет

за собой, сопротивляющегося - ведет насильственно.

9.Основные проблемы средневековой Ф. Теоцентризм.

1) Главная тема - теоцентризм, т.е. центр внимания бог. 2)

связана с

феодализмом (см. генезис) 3) связана с монотеизмом (один бог).

Теология

систематизированное учение о боге.

Идеи СФ. 1) природа и человек - творения бога, все зависит от его воли.

Такая

точка зрения креоционизм. Творящее начало сверхестественно. Природа

пассивна.

Ф. оптимистична (миром правит добро). 2) отличие бытия от сущности вещей в

том

что только в боге сущность и бытие совпадают. Сущность можно познать

только

разумом.

Задача СФ.- логически док-ть истинность веры. Поскольку требовалось

рационально

объяснить религиозные догматы была принята позиция Фомы Аквинского.- считал

все

мироздание рассматривается им как универсальный и иерархический порядок

внутри

бытия, порядок установленный богом. Ф. Фомы - попытка приспособить

Аристотеля к

учению католической церкви.

Наиболее влиятельным течением Ф. XIII в. явился номинализм - реально сущ.

лишь

отдельные вещи с их индивидульными качествами. Общие понятия не только не

сущ.

независимо от вещей, но даже не отражают их св-в и качеств.

Идейная борьба СФ. не исчерпывается борьбой между школами внутри

схоластики.

Самой схоластике противостоят мистика и оккультизм, к-ые ставили

авторитет

церкви и ее учения еще ниже, чем свидетельства личного чувства и

субъективного

сознания.


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы