Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Курсовая работа по философии за 1-й курс.

Курсовая работа по философии за 1-й курс.

Министерство образования Российской Федерации Волгоградский государственный

технический университет

Кафедра философии

Курсовая работа по философии за первый курс.

Выполнил: ст. гр. М-135 Климов. И.

Проверил: Щербаков. Ю. А.

Волгоград-2002

Содержание:

1) ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ. ФИЛОСОФИЯ, НАУКА, КУЛЬТУРА.

Мировоззрение, его структура и

основные типы. Предмет, структура и функции философии. Философия, наука,

культура. Основные направления философии.

2) ПРОБЛЕМА БЫТИЯ В ФИЛОСОФИИ. Представления о бытии в истории философской

мысли: Древней Греции, средних веков, Нового времени, современной

западной философии. Бытие как философская категория.

3) ФИЛОСОФСКАЯ КАРТИНА МИРА: КОНЕЧНОЕ И БЕСКОНЕЧНОЕ. Исходное понятие

бытия. «Конечное» и «бесконечное» как философские категории. Формы

проявления единства конечного и бесконечного.

4) ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ. ЧЕЛОВЕК ВО ВСЕЛЕННОЙ. «Материя» как

философская категория. Материя и её атрибуты. Движение и покой. Способ

существования материи. Современная наука о строении и свойствах материи.

Материальное единство мира. Человек во Вселенной. Антропный

космологический принцип.

5) УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СВЯЗИ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ БЫТИЯ. Понятия связи, отношения,

закона. Законы объективного мира и законы науки. Универсальные

закономерности бытия.

6) ДИАЛЕКЕТИКА И ЕЁ АЛТЕРНАТИВЫ. Диалектика. Противоположности.

Противоречие. Виды противоречий. Альтернативы диалектики.

7) ДЕТЕРМИНИЗМ И ИНДЕТЕРМИНИЗМ. Общая характеристика принципа детерминизма.

Причина и следствие. Принцип причинности. Необходимость, случайность,

свобода.

8) ОБЩЕСТВО И ЕГО СТРУКТУРА. Понятие общества. Общество и природа. Основные

сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая. Духовная

жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы.

9) ОБЩЕСТВО КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. Философские концепции исторического

процесса. Периодизация исторического процесса. Единство и многообразие

мировой истории.

10) ЧЕЛОВЕК И ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС. СУБЕКТЫ ИСТОРИИ.

Диалектическое единство объективного и субъективного в

истории. Необходимость и случайность в истории. Человек, свобода и

необходимость, ответственность. Субъекты истории. Самосознание народа в

историческом процессе.

11) ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА И СМЫСЛ ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ. Философские проблемы

антропогенеза. Человек как единство природного и социального. Индивид,

индивидуальность, личность. Структура и типология личности. Личность и

ценности. Цель и смысл жизни.

12) СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ. Отражение как всеобщее свойство

материи. Сознание как высшая форма отражения действительности. Общественно

– историческая сущность сознания. Сознание, самосознание, личность.

Сознание и бессознательное.

13) ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦИ. Философия о познаваемости мира и

его законов. Общественная практика – основа и цель познания. Единство

чувственной и рациональной сторон в познании. Сенсуализм и рационализм.

Истина и заблуждение. Практика как критерий истины.

14) НАУКА КАК ФЕНОМЕН ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА. Наука как специфическая

форма развития познания. Методы и формы научного познания. Границы

научного познания.

1. Предмет философии. Философия, наука, культура.

Мировоззрение – система взглядов и представлений человека о мире, о месте

человека в нём, об отношении человека к миру и к самому себе.

Структура мировоззрения:

1) Мироощущение – эмоциональная сторона мировоззрения. Мировоззрение на

уровне ощущений и настроений.

2) Мировосприятие – наглядно-образное представление о мире.

3) Миропонимание – интеллектуальная или теоретическая сторона

мировоззрения.

Особая роль мировоззрения заключается в том, что обуславливая понимание

личностью идеалов цели и смысла жизни оно ориентирует её на деятельность

которая, в конечном счете, находит своё выражение в стремлении личности к

счастью.

Различают основные типы мировоззрения: религиозное - восприятие, оценка

явлений природы, общества, науки с точки зрения религиозных догм, норм,

морали; научное (рационалистическое) – восприятие явлений и событий жизни с

точки зрения законов науки, рационализма, атеизма. Эти два типа

мировоззрения являются противоположностями (на них стоит мир), помимо них

есть другие типы, которые являются как бы смесью этих двух.

Предмет философии изучает отношение между «я» и «не «я». В начале своего

развития (зарождения сознания) человек осознал, что одновременно с ним, с

индивидуумом «я», существует и «не «я», все, что не принадлежит человеку и

в некотором смысле противостоит ему. Изначально нашей собственностью, миром

«я» является лишь наше тело, постепенно, с развитием человека, в сферу «я»

входит всё больше материальных, духовных благ, мы начинаем себя

ассоциировать с ними, в соответствии с этим мы должны защитить сферу своего

«я» и ассоциированные с ней блага от того, что мы считаем миром «не «я», к

этому стремиться мировоззрение человека. Для того чтобы «я» достиг успеха,

в своём мировоззрении он должен сформировать ответы на вопросы: «каков

мир?» и «каков я в нём?». Мир «не «я» производен от мира «я» и творится им,

ведь для того чтобы выжить «я» должен приспосабливать мир «не «я» под себя

как бы ассоциировать всё больше и больше «не «я» с собой (с миром «я»).

Отношение человека «я» к миру «не «я» может быть теоретическим или теорико-

познавательным и практически- преобразовательным. На базе первого

соотношения складывается гносеология (учение о познании) или эпистемология;

на базе второго праксеология (учение о практической деятельности) на основе

того и другого логика.

Помимо этого различают философию природы и философию общества, науки и

техники, права, этики, эстетики, философию религии и т.д.

Функции философии: 1) Мировоззренческая - теоретически обоснует

мировоззрение;

2)Наука – не является мировоззрением, хотя и выполняет эту функцию;

3)эвристическая (поисковая) 4)прогностическая – позволяет формулировать

гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира;

5) аксеологическая – связывает философское мировоззрение с потребностями

человека, связанными с ними ценностями.

Основные направления философии.

Вопрос об отношении мышления к бытию (сознания к материи, духа к природе,

психического к физическому) является основным вопросом философии. Потому

как философия отвечает на вопрос – « что является из этих категорий

первичным, материальное или идеальное» - философов относят к материалистам

(считающим первичной материю) или к идеалистам (считающим первичным дух,

сознание, существующие над и до материи, творящие её). В свою очередь

идеализм подразделяют на объективный и субъективный. Объективный идеализм

признаёт основой всего существующего объективное независящее от человека

духовное начало. Субъективный идеализм исходит из того, что сознание

человека первично, единственно реально, а всё остальное лишь результат

духовного творчества субъекта. Последователи деизма признают существование

бога, но ограничивают его функции лишь творением материи. Так же в древней

философии выделялись плюралистические концепции, выдававшие за основу всего

сущего такие начала как земля, вода, воздух и т.д.

2. Проблема бытия в философии.

Как и всякая наука, философия изучает только то, что есть. Вопрос сводится

к тому, что с точки зрения философии - есть. Иными словами философия

изучает бытиё. Бытиё есть существование, наличие. Основными личностями,

оказавшими сколь либо значительное влияние на древнюю философию, являлись:

Парменид, Гераклит, Левкипп и Демокрит, Горий, Платон.

Основной тезис Парменида – бытие есть, небытия нет. Бытие одно, оно

единственно, не изменяется, не исчезает и не возникает, неделимо,

бесконечно, в нём всё подчинено железной необходимости. Оно не движется,

существует вне пространства и времени. Он различал также бытие чувственных

вещей, как кажущееся бытие, ибо вещи возникают и исчезают, а возникновение

и исчезновение не есть характеристики истинного бытия.

Гераклит исходил из того, что всё изменчиво: «в одну и ту же реку мы входим

и не входим, потому что на входящих в неё прибывают всё новые и новые

воды», уподобляя весь мир реке. Гераклит является по сути дела одним из

основоположников диалектического учения, о котором речь пойдёт позже.

Процесс, составляющий внутреннее содержание любой вещи, любого явления,

выступает, как пребывающий во времени-сохраняющийся процесс именно в силу

этого мы входим и не входим в одну и ту же реку, в силу этого же мы не

только не выходим, но и входим в нее.

Платон говорил: «Надо различать, что всегда существует и никогда не

становится и что существует, но никогда не становится». Это различие между

становлением и бытием, между явлением и сущностью Платон распространил на

все предметы исследования. Признаки Платоновского понятия прекрасного

являлись: объективность, безотносительность, независимость от всех

чувственных определений, от всех ограничений и условий пространства,

времени и т.д. Прекрасное есть вид, идея, т.е. истина сущее

сверхчувственное бытие, постигаемое одним только разумом.

Левкипп и Демокрит – создатели атомистского учения. Их основной тезис:

небытие существует, так же как и бытие. Небытие есть пустое пространство, в

отличие от бытия не имеет плотности, единственна, беспредельна и

бесформенна. Каждый отдельный член бытия неделим, абсолютно плотен, очень

мал, не содержит в себе пустоты – атом. Бытие - совокупность бесконечно

большого числа атомов.

Горий утверждал что небытия и бытия нет. Он сделал такие выводы на основе

рассуждений по трём тезисам. Если что ни будь существует то возможны три

случая: 1) Оно есть бытие 2) Оно есть небытие 3) Оно есть и то и другое.

Если первое – то оказывается невозможным существование небытия, если второе

– то оказывается что нечто, должно быть, и не быть одновременно, что

бессмысленно, если третье – то бытие и небытие есть одно и то же, чего не

может быть.

СРЕДНВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ отличается своей религиозностью. Яркий представитель

средневековой философии – Фома Аквинский считал, что бытие как таковое есть

один только бог, всё остальное, материальное и не материальное, имеет

ограниченное, не подлинное бытиё. Он установил иерархию причастия каждой

вещи к бытию – чем выше в шкале ценностей вещь, тем больше она принадлежит

самой себе, с другой стороны все вещи причастны только одному богу, не имея

между собой взаимной причастности.

ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ отступила от религиозных позиций, отказалась от

идеи абсолютного бытия, человек стал автономным, независимым. Мир не есть

некая сумма многообразных пребывающих в нём форм существования. Он

представляет собой самовосприятие сознания, содержание которого открывается

с помощью рефлексии. Возникает как бы новый тип метафизики, где бытие есть

сознание. Если попробовать кратко рассказать основную мысль Юма то

получится следующее: «всё наше бытие содержится у нас в голове, в нашем

воображении, мы не можем себе представить какое-нибудь иное существование

помимо тех, восприятий, которые появились в рамках нашего узкого кругозора.

Кант говорил: «кроме нашего знания мы ничего того не имеем, с чем можно

сравнить наше знание». СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ философия определила свои

задачи как логический анализ суждений учёных о научных фактах

(неопозитивизм). Витгинштейн разработал доктрину (логический атомизм)

согласно которой универсальным мировым языком признавался язык математики.

То бишь математические формулы отражают истинное устройство мира.

Экзистенциалисты говорили: понятие бытия может быть отнесено только к

существованию индивида или экзистенции, существует более глубокий смысл

человеческого существования, определяющий его непосредственную связь с

бытием. Хайдер говорил: «бытие является неопределяемым понятием, и никакой

логический анализ его невозможен».

3. Философская картина мира: конечное и бесконечное.

Исходным положением в философской картине мира является тезис о том, что

бытие есть, небытия нет. Для того чтобы познавать бесконечный мир человек

должен выделять из этой бесконечности отдельные предметы, как бы

оконечивать бесконечность. Отсюда конечность является необходимой

характеристикой любого объекта, обязательным атрибутом познания.

Определенность – самый первый внешний признак конечного, ограниченность.

Определённость это такие признаки предмета, которые позволяют отличить его

от других предметов. Ограниченность – наличие границ в пространстве,

времени, качественных, количественных и др. отношениях. Граница имеет

противоречивый характер: вне бытие конечного как бы соприкасается с его

небытием. Граница отделяет один предмет от другого, поэтому он существует

сам по себе, обособленно, но граница также связывает предмет с другими

предметами, делает существование других предметов необходимым условием

существования данного. Эти признаки конечного отражаются в таких

категориях как «бытие - в - себе» и «бытие - для - другого». Различие между

этими категориями относительно, они постоянно переходят друг в друга.

Границы конечного постоянно как бы размываются, преодолеваются,

следовательно, конечное это процесс. Единство этих двух противоположностей

(бытие в себе и бытие для другого) есть движение. Движущееся, изменяющееся

конечное, которое вследствие самоотрицания не имеет конца своему движению,

своему изменению – есть бесконечность. Конечное как процесс представляет

собой единство устойчивости и изменчивости. В силу ограниченной

устойчивости конечный объект сохраняет своё бытиё в системе отношений с

другими предметами, другими словами он сохраняет свою качественную

определённость, выражающую границы устойчивости предмета. Границы

изменения качественных признаков предмета составляют его количественную

определённость. Единство качественных и количественных признаков выражается

категорией меры. Всякая частичка есть лишь частичка бесконечного мира. В

конкретных случаях «бытие в себе» и «бытие для другого» обнаруживает себя

частично, полностью они развиваются лишь во всеобщем движении материальной

действительности. Если бесконечен мир в целом, то бесконечна и каждая вещь

в отдельности. Бесконечность – есть универсальный атрибут материи. Выделяют

актуальную и потенциальную бесконечности. Актуальная бесконечность это

бесконечность, представляющая собой завершённое целое. Представляя себе

вселенную как актуальную бесконечность мы подразумеваем, что все законы в

ней повсюду действуют одинаково. Потенциальная бесконечность есть

неограниченная изменчивость или безграничное движение.

Бесконечность состоит из конечных элементов, а так же проявляется в каждом

из них. Иными словами всякое бесконечное содержит в себе конечное и

состоит из этого конечного. С другой стороны в любом конечном объекте

содержится так же бесконечно большое число уровней материи (молекулы,

атомы, электроны, ядра, кварки, лептоны и т.д.).

4. Философское учение о материи. Человек во вселенной.

Термин «материя» в философии появился в связи с попыткой выяснить

Страницы: 1, 2, 3


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы