Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Культура и философия

Культура и философия

Культура, ее человеческая сущность и роль в обществе, культура и

цивилизация

Основная идея темы: Культура — это мир, высших творений, созданный и

создаваемый человеком в ходе своей деятельности.

Н.К.Рерих: «... культура есть любовь к человеку. Культура есть

благоухание, сочетание жиз ни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и

утонченных достижений. Культура есть оружие Света. Куль тура есть спасение.

Культура есть двигатель. Культура есть сердце».

Вопросы темы

Понятие культуры в философии.

Социальная обусловленность культуры.

Единство и многообразие современной мировой культуры, ее особенности.

Вопрос 1-й

Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для

многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология,

археология, этнография. Например, этнографию интересует культура этноса,

т.е. конкретной народности, нации или всего народа. Эстетика изучает

художественную культуру, которая создается в рамках различных видов

искусства. Каждая наука реализует свой специфический интерес при изучении

этого сложного феномена.

Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она

рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной

жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура,

какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в

социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы,

касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Термин «культура» весьма многозначен. В специальной и художественной

литературе можно встретить многие десятки его толкований. Так, в обыденной

жизни под культурой обычно понимается уровень образованности и

воспитанности человека, в отличие от невежества и невоспитанности. Для

эстетики культура — это многочисленные произведения профессионального

искусства и народного творчества. В общественной жизни широко применяются

такие понятия, как «культура мышления», «культура речи», «политическая

культура», «культура производства» и др. Что же такое культура с точки

зрения философии?

Впервые этот термин был применен римским оратором и философом Цицероном.

Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека.

По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инструмент для

познания мира и человека в нем.

В средние века культура ассоциировалась прежде всего с личным совершенством

человека. Культура — это богоподобие человека, самопознание, его служение

Богу и самоукрощение.

В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека

высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый

человек, разумный и деятельный.

Просветители XVIII в. (Ф.Вольтер, Д.Дидро и др.) смотрели на культуру как

на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации

противопоставлялась ими варварскому состоянию народов, их дикости. Культура

измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех

людей счастливыми.

В то же историческое время появилась и пессимистическая трактовка культуры,

критика ее негативных сторон и противопоставление культуры природе. Такую

позицию исповедовал Ж.Ж.Руссо, считавший, что культура является источником

несправедливости и зла в обществе. По его мнению, она разрушает

нравственность людей и не делает их более богатыми и счастливыми. Руссо

считал, что все пороки в человеке идут не от природы, а от достижений

культуры. Он делал категоричный вывод о том, что человеческие души

развращались по мере того, как совершенствовались науки и искусства, и

поэтому образованные нации (например, Египет, Греция) легче всего

становились добычей иноземных завоевателей. Руссо призывал жить в согласии

с природой, вдалеке от городов, а воспитание человека осуществлять на лоне

природы и в соответствии с ее требованиями.

В немецкой классической философии культура воспринималась как сфера

духовной свободы человека. Эта философия решительно разделила весь

окружающий мир на мир природы и мир культуры. Подчеркивалось, что культура

— это мир идей и вещей, созданный в ходе человеческой деятельности. Рост

культуры рассматривался как один из законов истории общества. Такой подход

наиболее отчетливо проявился в творчестве И.Гердера. Он обосновывал идею о

том, что культура - это прогресс в развитии способностей человеческого ума.

Важнейшим проявлением культуры является, по мнению философа, язык. Каждый

народ создает свою собственную самобытную культуру, которая выполняет

цивилизующую функцию.

В классической марксистской философии XIX в. понятие культуры стало

употребляться для характеристики творческих сил человека и совокупных

результатов его деятельности. В марксизме подчеркивалась идея

обусловленности культуры конкретным способом материального производства,

характером общественно-экономической формации и исторической эпохи.

Считалось, что культура всегда носит конкретно-исторический характер

(первобытная, буржуазная и т.д.), а ее высшим проявлением станет культура

коммунистического общества. В марксизме исследовались различные

проявления культуры — культура труда, политическая культура и др.

Разнообразные трактовки понятия культуры появились в философии на рубеже

XIX и начала XX вв.

Ф.Ницше доводил традицию критики культуры до предела и рассматривал ее лишь

как средство для подавления и порабощения человека с помощью правовых и

иных норм, предписаний и запретов. По мнению философа, это необходимо,

поскольку человек есть существо природное и властолюбивое, антикультурное.

Только сверхчеловек (сильная личность) сможет разорвать сковывающие его

путы культуры и силой своей энергии и влечений стать свободным и

независимым.

О.Шпенглер в своей теории «локальных культур» отрицал прогресс в истории

культуры и наличие в ней органического единства разных культур. По его

мнению, вся культура распадается на ряд независимых и неповторимых

организмов. Они не связаны друг с другом и закономерно проходят в своем

развитии стадии возникновения, расцвета и умирания. Шиенглер был убежден в

том, что единой общечеловеческой культуры не существует. Он выделял и

характеризовал восемь локальных культур — египетскую, индийскую, китайскую,

греко-римскую, византийско-арабскую, западноевропейскую, культуру народов

майя и русско-сибирскую. Все они рассматривались им как существующие

независимо друг от друга и самостоятельно. Подобные идеи развивал также

английский социолог и историк А.Тойнби в теории «цикличности» культуры.

Основатель психоанализа З.Фрейд исходил из идеи вечного и неустранимого

противоречия между человеком и культурой. По его мнению, человек — это

существо исключительно природное, наделенное совокупностью потребностей и

инстинктов. Культура же враждебна человеку, поскольку она ограничивает

свободу его действий. Уже первобытный коллектив был инструментом подавления

человека с помощью норм и запретов. С той поры «техника» подавления

человека стала куда более совершенной и разнообразной. Фрейд был убежден,

что современный человек является в большей

степени пленником культуры в сравнении с его первобытными предками, и эта

тенденция в итоге погубит все человечество.

В XX в. имелись и иные представления о культуре. Так, в некоторых учениях

(Д.Белл, Р.Арон и др.) культура сводилась прежде всего к достижениям науки

и техники, которые якобы способны обеспечить стремительный прорыв

человечества в блестящее будущее. Напротив, в докладах Римского клуба было

сделано ударение на необходимости совершенствования, прежде всего самого

человека, если он желает выжить в условиях обострения глобальных проблем.

А.Швейцер полагал, что современная культура призвана быть прежде всего

«живой этикой», в основе которой должно лежать благоговение ко всему

живому. Быть культурным в наше время означает активно способствовать

сохранению жизни на нашей планете.

В русской философии понятие культуры традиционно имело прежде всего

высокое нравственное наполнение. В этом проявился дух православия с его

идеями добра, милосердия и справедливости, солидарности между всеми людьми

и народами. Зло есть то, что разрушает жизнь и мировую гармонию. Напротив,

Добро - это творение жизни и гармонии в ней. В этом и состоит основное

предназначение человеческой культуры как сгустка морали и мудрости. В

русской философии подчеркивалась самобытность отечественной культуры во

всех ее проявлениях — образ жизни и традиции, формы экономической жизни.

Культура России своеобразна, как и сама «русская душа», мировоззрение и

мироощущение россиянина. В ней очень большую роль играет духовное начало,

культ добра и справедливости, а не вещей и торгашества. Россия находится на

пересечении двух потоков мировой истории и культуры — Востока и Запада.

Именно поэтому она «обречена» на диалог с другими культурами и имеет

богатейшие возможности для духовною обогащения благодаря такому диалогу.

Как видим, в истории философии выделялись и изучались различные стороны

культуры. Суммируя все сказанное выше, ответим на вопрос о сущности

культуры с позиций философии.

Термин «культура» переводится с латинского языка как «возделывание»,

«уход», «обработка», «почитание» и т.п. В основе культуры лежит

деятельность человека как основной способ его существования в мире. Эта

деятельность весьма разнообразна но форме и сферам своего проявления и,

следовательно, культура тоже многолика. Однако культура — это не только

живая деятельность человека, но и ее предметные воплощения, а также

отношения между людьми как ее творцами. Культура — это сложнейший

социальный организм, который рождается, живет и умирает, уступая дорогу

новым культурным явлениям.

Культура есть философское понятие для характеристики развития сил и

способностей человека как деятеля. В своей действительности она включает в

себя сущностные силы человека; процесс их применения (труд, деятельность);

предметные воплощения этой деятельности (идеи, вещи); отношения между

людьми как членами общества (традиции, нравы и пр.). Культура — это все,

созданное рукой и мыслью человека, сотворенный человеком мир. Это «вторая

природа», существующая наряду с обычной природой. Культура представляет

собой сверхсложную реальность, которая создается в соответствии с замыслом

человека как ее творца. Ее краткая формула может быть изложена следующим

образом: культура = живая деятельность человека + овеществленная

деятельность человека. В своей реальности она представляет собой комплекс

достижений человечества.

Раскрывая сущность культуры,, следует сделать одно важное примечание.

«Как в плоскости культуры отличить церковь от кабака?» — спрашивал русский

философ П.А.Флоренский. Принято считать, что культура есть лишь то, что

отвечает высоким гуманным критериям и служит интересам общественного

прогресса и благу общества. Культурно только то, что нравственно. Вряд ли

умение убивать людей можно отнести к культуре. В противном случае Гитлера и

Сталина мы бы причислили к числу самых культурных людей в истории

человечества. Подобные явления указывают на наличие в обществе так

называемой антикультуры. К сожалению, она тоже весьма разнообразна и

свидетельствует о весьма противоречивом бытии человека в мире, о

трагичности его существования.

С точки зрения своего внутреннего строения культура имеет два слоя. Во-

первых, это материальная культура человечества — орудия труда и техника,

жилье, коммуникации и приборы, продукты питания, сами навыки труда людей.

Во-вторых, это духовная культура, которая включает совокупные знания и

методы познания, формы мышления. Сюда относятся также и общественное

сознание, система образования и воспитания человека, язык, право и др. Есть

и такие формы культуры, которые находятся как бы на стыке этих двух пластов

(слоев) и представляют собой их органический синтез. К ним можно отнести

политическую культуру как единство политического сознания и политической

деятельности. Это и художественная культура как мир произведений искусства,

каждый из которых несет в себе один или же много художественных образов,

нашедших свое предметное воплощение в книгах, картинах, скульптурах.

Духовный слой в культуре играет особо важную роль. По определению

С.Л.Франка, культура — это «осадок духовной жизни человечества». Русский

художник и философ Н.К.Рерих воспринимал культуру как самоорганизующуюся

систему духа, которая действует в соответствии с уровнем и качеством

«энергетики» этого духа. Называя культуру «Садом Прекрасным», Рерих ставил

в ней на первое место Красоту как внутренний закон духа. Этот закон придает

культуре порядок и гармонию, утонченность и органическую связь с Космосом.

В каждой национальной культуре всегда есть ее духовное ядро, некая

сердцевина, вокруг которой и формируется вся система культуры. На

протяжении всего уходящего тысячелетия для России таким ядром было

православие как мировоззрение и мораль, как образ жизни. Оно наложило

огромный отпечаток на искусство (например, иконы как жанр в изобразительном

искусстве), на быт людей и их традиции, на политическую жизнь и

государственность, на формы хозяйственной деятельности и трудовую мораль,

на другие стороны культуры.

Многомерность культуры как социального явления проявляется также и в ее

функциях. Прежде всего она выполняет познавательную функцию, которая

позволяет получать знание о мире и человеке в нем. Такую роль выполняет в

первую очередь наука и иные формы познания — мифы, искусство, религия.

Практическая функция говорит о том, что культура служит целям

преобразования природы с помощью знаний и орудий труда. Эта функция

символизирует выделенность человека из остального животного мира и

возвышение над ним как существа активного и творящего.

Аксиологическая функция означает, что культура есть «вместилище» ценностей,

т.е. позитивных продуктов духовной деятельности человека — идей, идеалов,

образов и т.д. Веками общество накапливало общечеловеческие ценности,

выраженные в нравственных идеях добра, справедливости, совести и других.

Наконец, социализирующая функция указывает на роль культуры в формировании

человеческого в человеке — высоких потребностей и благородных поступков.

Без приобщения к культуре (к науке и искусству, к традициям общества) нет и

не может быть воспитанного человека. Культурный человек, с точки зрения

философии, — это человек, освоивший все богатство человеческой культуры.

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы