Меню

Теги для нашей библиотеки:

Рефераты бесплатно, доклады, курсовые работы, рефераты бесплатно, реферат, рефераты, рефераты скачать, Рефераты бесплатно, большая бибилиотека рефератов, и многое другое.


  Культура и ее социальная сущность

Культура и ее социальная сущность

________________ ___________________________Содержание

стр.

Введение

3

1. Философское понятие культуры

4

2. Модели культуры

6

3. Подходы осмысления культуры

8

4. Технологическая трактовка культуры

11

5. Разделение труда и культура

12

6. Язык и культура

13

7. Человек в мире культуры

15

8. Социальные функции культуры

17

[pic]

Введение

Слово “культура” происходит от латинского слова colere, что означает

культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало

обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом возник

термин agriculture или искусство земледелия. Но в XVIII и XIX вв. его

стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек

отличался изяществом манер и начитанностью, его считали “культурным”. Тогда

этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от

“некультурного” простого народа. Немецкое слово Kultur также означало

высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово “культура” все

еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим

воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические

оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и

выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые

являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и

регулирования поведения членов этой группы. Верования и взгляды подгруппы

часто называют субкультурой.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура

создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая

биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает

следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В

результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят

формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы

процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к

гибели культуры.

Культура формирует личности членов общества, тем самым она в

значительной степени регулирует их поведение.

В широком смысле культура - это совокупность проявлений жизни,

достижений и творчества отдельных людей, народов и всего человечества.

Однако такое определение не много могло бы дать, например, инопланетянину

для понимания смысла этого слова. Ну и Бог с ними, с инопланетянами -

наша задача другая. Куда лучше другое определение, данное французским

культурологом де Бенуа: "Культура - это специфика человеческой

деятельности, это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски

человека до культуры, само появление его на арене естественной истории

надлежит рассматривать как культурный феномен".

Там, где есть человек, его деятельность, отношения между людьми, там

имеется и культура. Нужно лишь различать материальную и духовную культуру,

при этом не противопоставляя их друг другу.

1. Философское понятие культуры

Разделение культуры на материальную и духовную, одна из которых является

продуктом материального, а другая духовного производства, кажется

самоочевидным. Ясно и то, что предметы материальной и духовной культуры

можно использовать по-разному. Орудия труда и произведения станковой

живописи служат разным целям. Так что функциональное различие между

материальной и духовной культурой действительно существует. Но вместе с тем

и то и другое является культурой, несущей в себе материальное и духовное в

их единстве. В материальной культуре заключено формирующее ее духовное

начало, поскольку она всегда есть воплощение идей, знаний, целей человека,

что только и делает ее культурой; продукты же духовной культуры всегда

облечены в материальную форму, ибо только таким образом они могут быть

объективированы и стать фактом общественной жизни. Все это дает основание

говорить о культуре как таковой, независимо от ее деления на материальную и

духовную. Материалистический подход к культуре заключается не в различении

материальной и духовной культуры, а в признании ее органичной связи с

развитием всего общества.

Недостаток же определения культуры как всего созданного человеком в том,

что, во-первых, культура при этом может восприниматься односторонне, лишь

как нечто внешнее человеку, во-вторых, не проясняется природа самой

культуры, соотношение общества и культуры.

Различие общества и культуры выявляет ее определение как совокупность

созданных человеком ценностей. Мир культуры — это мир материальных и

идеальных, духовных ценностей, то есть мир объектов материальных и

идеальных, взятых в его отношении к человеку, мир, наполненный

человеческими смыслами. Трактовка культуры как системы ценностей

ограничивает культуру от природы и одновременно позволяет отождествлять ее

с обществом. При таком подходе культура выступает как определенный аспект

общества, тем самым проясняется ее социальная природа, но вместе с тем не

снимается и важная проблема соотношения культуры и общества.

Однако при трактовке культуры как системы ценностей последняя предстает

как совокупность готовых результатов человеческой деятельности, а процесс

созидания культуры, ее динамики остается вне рассмотрения. Кроме того,

подобное понимание культуры еще слишком общее и допускает различные

интерпретации в зависимости от того, как понимается сама ценность. Так,

неокантианцы, широко использовавшие понятие ценности, трактовали ее как

нечто надысторическое и не подлежащее научному анализу и объяснению.

Диалектико-материалистическое понимание ценностей, напротив, не

противопоставляет научный и ценностный подходы к обществу и культуре,

связывая последнюю со всей человеческой деятельностью, с трудом как

источником культуры и его результатами.

Следовательно, определяя существо культуры, нужно исходить из того, что

любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого

человека. Взятой обособленно от человека, материализованное «тело культуры»

лишается динамики, движения, жизненности. А реальная, живая культура

неотделима от общественного человека — субъекта культуры, соотнесенного с

созданным им объектным миром. Сам человек формирует себя в процессе своей

деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие качества

есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе

ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приемами и

навыками деятельности и т. д. биологически же человеку дается лишь

организм, обладающий определенным строением, задатками, функциями. Поэтому

не будет преувеличением сказать, что культура представляет собой меру

человеческого в человеке, характеристику развития человека как

общественного существа. Следовательно, культура существует в постоянном

взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим

человеком. Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает

созданную ранее культуру, распредмечивает ее, делая тем самым предпосылкой

своей деятельности, и творит культуру, создавая новое, опредмечивая свои

знания и ценности, умения и способности, свою родовую человеческую

сущность.

Человек, конечно, воспринимает культуру избирательно под влиянием

предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой

усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше. Как

субъект культуры он вносит в нее нечто новое. В соотношении освоения и

творчества культуры заложена масса проблем и противоречий. Чтобы в них

разобраться, надо хотя бы в самом общем виде проанализировать проблему

развития культуры.

2. Модели культуры

В истории философского осмысления культуры можно выделить основные модели

культуры.

«Натуралистическая» модель сводила культуру к предметно-вещественным

формам ее проявления, видела в культуре человеческое продолжение природы

(Вольтер, Руссо, Гольбах). Натурализм превращает культуру в одно из звеньев

природной эволюции, воплощающее развитие способностей «естественного

человека». Именно благодаря культуре человек не исключается из природы, а

образует высшее звено в ее развитии, обосновывает идеалы разумного человека

из его естественных потребностей.

В XIX в. завершается формирование так называемой «классической» модели

культуры. Она является своего рода результатом освобождения человека от

жестокой зависимости от природного и божественного миров. В этой модели

человек — субъект культуры — выступает как разумное динамическое существо,

развивающее свои духовные потенции, как творец культуры.

Классическая модель характера жестким разделением объекта и субъекта

познания, предметом которого выступает надындивидуальная культурная

реальность, из которой выводится культура отдельного человека. В основе

этой модели культуры лежат принципы гуманизма, рационализма и историзма.

Следует отметить, что классическая модель в философском отношении

идеалистична, ибо главной, существенной, определяющей сферой развития

человека является духовное творчество. Культура выступает чисто духовным

образованием, обусловленным актами трансцендирующего из самого себя

сознания. Классический идеализм как в его субъективной (Кант: культура есть

субъективное состояние и устремление личности), так и объективной (Гегель:

культура — этап развития абсолютного духа) интерпретациях не есть

вульгарное неприятие предметных форм человеческой деятельности, это своего

рода замещение данных форм духовной предметностью.

Отождествление культуры с духовными образованиями в дальнейшем привело к

неудовлетворенности классической моделью, к ее критике за умозрительность,

неспособность дать объяснение фактическому материалу, получаемому в

эмпирических исследованиях конкретных форм культуры. Но накопление

эмпирического материала о различных культурах вновь поставило

исследователей перед необходимостью его теоретического осмысления,

восприятия этого материала как принадлежащего именно культуре. Эта

необходимость и привела к созданию культурологии как относительно

самостоятельной системы знания о культуре.

В марксистской философии классическая модель культуры получила

материалистическую интерпретацию: культура осознается не как чисто духовная

проблема воспитания и просвещения индивида, а как проблема создания

необходимых условий (прежде всего — материальных) для всестороннего и

целостного развития человека. Эта трактовка основана на том, что культура

может быть понята не из себя самой, а только в связи с обществом, с трудом,

что культура есть не только совокупность его результатов, но и сам процесс

человеческой деятельности. (По мнению одного из горьковских героев —

Варавки — культура — это... любовь к труду, но такая же неукротимо жадная,

как и любовь к женщине».

Такая интерпретация классической модели во многом преодолела ее

недостатки, позволила сохранить специфику и потенциал философского анализа

культуры в конкуренции с ее рассмотрением другими науками, с попыткой

преодолеть разрыв спекулятивных исследовании культуры и ее эмпирической

базы, предпринятой в русле культурологии.

Следует также отметить, что кризис классической модели был вызван не

только ее недостаточной методологической эффективностью, но и тем

обстоятельством, что данная модель воплощала идеологию европоцентризма:

неевропейские формы культуры воспринимались как недоразвитые,

неполноценные, уступающие западноевропейской вследствие отсутствия в них

многих традиционных ценностей.

Все это и некоторые другие моменты привели к появлению других моделей

культуры.

Неклассическая (модернистская) модель ориентируется на повседневную жизнь

человека. Культура личности, этноса, социума рассматриваются как элементы

культурной реальности, взаимодействующие между собой и воспринимаемые

человеком в процессе переживания, а не рационального осмысления своего

бытия. Для модернистской модели характерны пессимизм, идея абсурдности,

«темности» мира, приоритет личного перед общественным в жизни человека,

тенденции нежелательности упорядоченного моделирования мира.

Классическая и модернистская модели основаны на возможности абсолютного

субъекта познания и воспроизводства культурной реальности.

Постмодернистская такую возможность отвергает. В онтологическом плане эта

модель связана с осмыслением того обстоятельства, что мир как бы противится

воздействию на него человека, что порядок вещей «мстит» нашим попыткам его

творчески преобразовать, перевести из «неразумного» состояния в «разумное»

(классическая модель культуры). Скептическое отстранение от установки на

преобразование мира влечет за собой отказ от попыток его систематизации:

мир не только не поддается человеческим усилиям, но и не умещается ни в

какие теоретические схемы (Бодрийар). Распадается субъект культуры как

центр системы представлений о мире, формируется новый тип философского

осмысления культуры — философствования без субъекта. В отличие от

классической, постмодернистская модель отказывает в универсальности

представлений о сводимости всех проявлений культуры н какой-то первооснове,

обращает внимание на их самодостаточность.

3. Подходы осмысления культуры

Можно выделить ряд достаточно разработанных в зарубежной и отечественной

науке подходов к осмыслению феномена культуры.

Аксиологический (ценностный) подход заключается в выделении той сферы

бытия человека, которую можно назвать миром ценностей. Именно к этому миру,

с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры.

Она выступает своего рода итогом всего многообразия деятельности человека,

как совокупность материальных и духовных ценностей, как сложная иерархия

идеалов и смыслов, значимых для конкретного общественного организма.

Согласно ценностному подходу, культура есть не что иное, как реализация

идеально-ценностных целей, предметный мир, взятый под углом зрения его

значения для человека. Этот подход выступает как реализация субъектно-

объективных отношений. Его главные проблемы — понимание природы ценностей,

их происхождение и общезначимость.

В деятельном подходе культура выступает специфическим способом

Страницы: 1, 2


Рекомендуем

Опрос

Какой формат работ для вас удобней?

doc
pdf
djvu
fb2
chm
txt
другой


Результаты опроса
Все опросы